Научная статья на тему 'Хиджаб как «Зеркало» конфликта цивилизаций'

Хиджаб как «Зеркало» конфликта цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
67
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА / RADICAL ISLAM / МИГРАЦИОННЫЙ ФАКТОР / РОСТ НАПРЯЖЁННОСТИ / CLASH OF CIVILIZATIONS / GLOBALIZATION / HIJAB / ISLAMIC WORLD / RELIGIOUS DIFFERENCES / RELIGIOUS IDENTITIES / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чагилов В.P., Широкова Т.Н.

В статье анализируются религиозные тренды политического процесса современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hijab as a "mirror" of the Clash of Civilizations

The article is devoted to the problem of Hijab in modern world and Russia, in which as in a mirror is reflected the Clash of civilizations.

Текст научной работы на тему «Хиджаб как «Зеркало» конфликта цивилизаций»

Наука, культура, образование на грани тысячелетий =======

В.Р. ЧАГИЛОВ доктор политических наук, профессор, проректор по научной работе, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт

Т.Н. ШИРОКОВА кандидат философских наук, доцент, зав. аспирантурой, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт

Хиджаб как «зеркало» конфликта цивилизаций

Глобализация - сложный и многомерный комплекс процессов, по существу затрагивающий все стороны человеческой жизнедеятельности, приводящий подчас к радикальной смене способов организации индивидуального и коллективного бытия человека. Наряду с уже давно устоявшимися трактовками глобализации, традиционно классифицируемыми по основным сферам и уровням жизни социума, полагаем, имеет право на существование и взгляд на глобализационные процессы как на новый этап исторического движения эмансипации человека, новый уровень достижения свободы. Путь к свободе понимаемый как расширение границ возможностей индивида, снятие прежних, сковывавших человеческие силы зависимостей, освоение принципиально иных индивидуальных и социальных практик.

Преодоление в процессе глобализации территориальных, информационных, политических границ, некогда разделявших человеческие сообщества на враждующие части единого мироздания, выявило не только масштабный потенциал взаимного проникновения культур, цивилизаций, выведя диалог и взаимообогащение локальных систем культуры на новый беспрецедентный уровень, но и породило свою противоположность -столкновение цивилизаций, подтвердив непреложный закон

диалектики: путь к новой стадии общемировой целостности лежит чрез конфликт, борьбу противоположностей. В этой связи основатель теории конфликта цивилизаций в статье, опубликованной летом 1993 года номере No 72(3) авторитетного американского журнала «Foreign Affairs»1 (The Clash of Civilizations?) Сэмюэл Филлипс Хантингтон писал: «...мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. ...Взаимодействие между представителями разных цивилизаций укрепляет их цивилизационное самосознание, а это, в свою очередь, обостряет уходящие в глубь истории или, по крайней мере, воспринимаемые таким образом разногласия и враждебность»2 .

Какими бы ни были причины нынешнего противостояния Запада и Востока, - экономические, геополитические или собственно цивилизационные (культурные), как считал С. Хантингтон, - отрицать объективность его присутствия в современном мире было бы непростительной научной, тем более, политической близорукостью.

С. Хантингтон безапелляционно утверждал, что "...в ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотношения между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран»3.

Первым из блока стран-антоганистов, цивилизационно противостоящих Западу, в XX столетии выступил исламский мир. Террористические акты по всему западному миру, захваты заложников, взрывы башен-близнецов в центре самой могущественной державы мира - ознаменовали собой реанимацию извечного конфликта христианского Запада и мусульманского Востока.

Развертывание очередного исторического витка противостояния исламского и христианского миров в последней четверти прошлого столетия имело свои особенности: во-первых, расширение и углубление конфликта происходит в ситуации, когда в центре западной цивилизации - Европе - сложилось многочисленное мусульманское сообщество. По некоторым данным в настоящее время в Западной Европе проживает около 20 млн. человек,4 по другим - 45 млн. человек. Как бы ни расходились в статистических данных эксперты по исламу в Западной Европе, нельзя отрицать того

1 Samuel Huntington. 'The Clash of Civilizations?', - Foreign Affairs, -No 72(3), - Summer 1993, p. 22-47.

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, №1, с. 33-48.

3 Там же.

4 Ислам и мусульмане в Европе // http://www.islamnews.ru/news-22153.html

факта, что «Сегодня ислам считается второй официальной религией

1

европейского континента» .

Можно по-разному относиться к С. Хантингтону и предложенной им концепции: быть ее яростным адептом или непримиримым оппонентом, считать его «Столкновение цивилизаций» образцом построения строгого научного анализа или псевдонаучной политической идеологемой - не в этом суть. Она заключается в том, что Хантингтону, пожалуй, одному из первых удалось ухватить идею, витавшую над умами людей в постсовременную эпоху: на смену столкновениям наций-государств в прошлом неотвратимо ныне приходит столкновение цивилизаций.

В своем диалектическом развитии идея столкновения цивилизаций причудливым образом отражается в умах подчас диаметрально противоположных людей: от академического ученого до террориста фундаменталистского толка. Андерс Беринг Брейвик -норвежский националист, террорист, протестантский фундаменталист, шокировавший благополучную и спокойную Норвегию, да и всю Европу, массовой бойней 22 июня 2011, в которой в результате двух его терактов погибли 77 человек и 151 были ранены, теоретически отталкивался от той же, что и С. Хантингтон, идеи столкновения цивилизаций. А. Брейвик называл себя «...пионером борьбы с Глобальной Исламской Уммой, которая ведет демографическую войну против Европы», представителем норвежского сопротивления2. Коренной причиной исламизации «норвежский стрелок» назвал политику "мультикультурализма -культурного коммунизма», которую осуществляет стержневая "культурно-коммунистическая элита", установившая свое политическое господство в Европе после 1968 года. Ее целью является «...уничтожение западной цивилизации, европейских

- 3

традиций, национальной солидарности и христианства» .

В своем манифесте на полторы тысячи страниц: «2083: Европейская декларация независимости» (2083-А European Declaration of Independence), Брейвик, по-видимому, знакомый с работой С. Хантингтона, рассуждая по поводу стремительно увеличивающегося западноевропейского мусульманского сообщества, численность которого, по его мнению, приближается к

1 Численность мусульман в Европе достигла 45 млн. человек // http://abna.ir/ data. asp?lang= 4&ld=341310

Брейвик: "Число мусульман в Европе приближается к критической массе" //http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=37&PublD=17350

3 Там же.

критической массе, делая открытое вооруженное противостояние неизбежным, писал, что после «...европейской гражданской войны культур будет создан сильный блок культурных консерваторов, который сформирует сильный антиджихадистский альянс с Россией, Израилем, Индией и другими странами, имеющими похожие проблемы"1.

Нарастание недовольства части граждан западноевропейских государств процессом исламизации, подтолкнуло политический истеблишмент Германии, Великобритании и Франции, отбросить «фиговый листок» политкорректности и открыто заявить, что политика мультикультаризма, не оправдав свои ожидания, провалилась . Публичные заявления лидеров Германии, Франции и Великобритании были сделаны практически за год до норвежской трагедии 2011 года (А. Меркель - 17.10.2010, Д. Кэмерон - 05.02.2011, Н. Саркози - 10.02.2011).

Пожалуй, первую арьергардную «разведку боем» в сражении на европейском континенте за свою национально-культурную идентичность предприняла Франция. 15 марта 2004 года был принят Закон, запрещающий символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность. Тогда борьба вокруг хиджаба завершилась осторожным компромиссом, ссылающимся на светский характер государства. Носить хиджаб наряду с христианскими крестиками и иудейскими кипами было запрещено в государственных учреждениях, включая образовательные, хотя общественных мест тогда этот запрет не коснулся. 12 октября 2010 года Национальное собрание страны (Assemblee nationale) вслед за Сенатом, опираясь на поддержку 82 процента французов, приняло Закон, запрещающий ношение головных уборов (хиджабов, паранджи, никаба) и одежды, скрывающих лицо в общественных местах.

Второй особенностью конфликта цивилизаций в постсовременную эпоху является то обстоятельство, что существенным контекстом конфликта выступает глобальный процесс десекуляризации мира, означающий, что в отличие от эпохи «модернити" с его тезисом

1 Там же.

2 А. Меркель: Попытки построить мультикультурное общество в Германии полностью провалились // http: //www. rbc.ru/ rbcfreenews/ 20101017070445.shtml, Британский премьер (Д. Камерон) осудил политику мультикультурализма // http: //www.lenta.ru/ news/2011/02/ 05/ multicult/, Н. Сaркози признал провал мультикулы^ализма // http://lenta.ru/news/2011 /02/11/fail

секуляризации сегодня в мире происходит возрождение религий на разном уровне и в различных формах.

С. Хантингтон считал, что десекуляризация мира - одно из доминирующих социальных явлений конца XX в. Являясь сложным и многоплановым процессом, он происходит не по пути деградации светскости государства или отказа от неё, а по пути усложнения процессов взаимодействия светскости государства и идентичности личности, социальных групп, общества в целом1. Иными словами, непоколебимый секуляризм, заложенный, Великими буржуазными революциями XVШ-XlX вв. в основание институциональной системы современных обществ, не может оставаться неизменным, не порождая серьезные угрозы целостности социальных систем.

Постсекулярный мир, как современный этап развития общества, знаменуется приходом «светскости понимающей», «светскости конструктивной», возрождением религиозности в мире и актуализацией доминирования учёта государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан среди причин и оснований реализации государством расширенного

сотрудничества с религиозными объединениями традиционных

-2

религий .

Трансформация принципа обеспечения светскости в функционировании социальных институтов постсовременного общества, в частности образования, особенно актуальна для Российской Федерации с ее полиэтническим и поликонфессиональным населением. И времени для такого перехода у российского государства решительно не остается. Однако события, последовавшие за инцидентом в кара-тюбинской средней школе №12 Нефтекумского района Ставропольского края, где в сентябре 2012 года директор запретила девочкам мусульманкам посещать занятия в хиджабах, говорят о том, что российская власть еще не осознала, не смогла усмотреть м распознать в деле с хиджабами цивилизационный вызов, с которым она столкнулась.

Часто в научном экспертом сообществе и в официальных выступлениях политиков, в частности, во время встречи В.В. Путина с журналистами 20 декабря 2012 года, звучит тезис о том, что хиджаб не характерен для традиционного, этносинкретичного ислама народов России. И это действительно так. Исторически Ислам на

1 Игорь Понкин. О десекуляризации мира. // http://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/component/

content/article/64-qperepravaq-2-2001-god/628-o-desekulyanzacii-mira.

2 Там же

территории России имел смягченные, ассимилированные этнической культурой символика-ортодоксальные характеристики в сравнении с исламом арабского Востока. Однако в этом случае совершенно не учитывается важнейший контекст современного мира, мира постсекулярного, в котором уже давно определенно прослеживаются устойчивые тенденции десекуляризации и надвигающегося столкновения цивилизаций. В ситуации возрастающих цивилизационных противоречий религиозная самоидентификация личности выходит за пределы традиционно-общинных религиозных отношений и устремляется к идентификации с предельно широкой общностью, каковой объективно является цивилизация. Вот, что пишет по этому поводу С. Хантингтон: «Возрождение религии, или, говоря словами Ж. Кепеля, "реванш Бога", создает основу для идентификации и сопричастности с общностью, выходящей за рамки национальных границ — для объединения цивилизаций»1. И поскольку хиджаб как непререкаемый атрибут исламской религиозности и образа жизни принят во всем мусульманском мире, постольку российские мусульмане в процессе цивилизационной идентификации вводят его в структуру своей личной религиозной идентичности, демонстрируя тем самым свою органическую сопричастность к мировой мусульманской Умме.

Своевременный ответ российского государства на вызовы постсекулярного мира, переход на принципы построения национальной и конфессиональной политики на принципы «светскости конструктивной», учета этноконфессиональной идентичности граждан, позволит России не только сохранить свою целостность, но и обеспечить свое дальнейшее динамическое развитие.

Чагилов В.Р., Широкова Т.И. Хиджаб как «зеркало» конфликта цивилизаций. В статье анализируются религиозные тренды политического процесса современного мира.

Ключевые слова: политизация ислама, миграционный фактор, рост напряжённости.

Chagilov V.R., Shirokova T.I. Hijab as a "mirror" of the Clash of Civilizations. The article is devoted to the problem of Hijab in modern world and Russia, in which as in a mirror is reflected the Clash of civilizations.

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // журнал "Полис" http://www.pQlitstudies.ru/, 1994, №1, с.33-48.

Key words: Clash of Civilizations, globalization, Hijab, Islamic world, religious differences, religious identities, radical Islam, Christianity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.