Научная статья на тему 'Исламский мир - Запад: цивилизационное измерение конфликта политических интересов'

Исламский мир - Запад: цивилизационное измерение конфликта политических интересов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4061
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАД / WEST / ИСЛАМСКИЙ МИР / MUSLIM WORLD / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / ИСЛАМОФОБИЯ / ISLAMOPHOBIA / НЕТЕРПИМОСТЬ / INTOLERANCE / РАДИКАЛИЗМ / RADICALISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Валиахметова Гульнара Ниловна

Сегодня проблема конструктивного взаимодействия между цивилизациями приобретает особую актуальность. Однако отношения между этими «мирами» осложнены огромным количеством мифов, искаженных представлений друг о друге, предрассудков и предубеждений. Это формирует негативную историческую память и препятствует налаживанию взаимопонимания между двумя «мирами». Автор раскрывает основные причины и формы проявления нетерпимости в массовой культуре и общественном сознании современных мусульманских и западных сообществ. Подъем транснационального религиозного экстремизма и его некомпетентная критика являются главной питательной средой для культивирования исламофобии в странах Запада. Обострение «исламского вопроса» выгодно политическим и идеологическим силам довольно широкого спектра как на Западе, так и в мусульманских сообществах. На фоне возрастания угроз глобальной и региональной безопасности ксенофобия выступает как фактор дестабилизации современного миропорядка. Корректная, непредвзятая пропаганда научных знаний об исламе необходимый шаг на пути к установлению этноконфессионального согласия. При этом углубленное знакомство с исламом необходимо не только западным сообществам, но и не в меньшей мере самим мусульманам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSLIM WORLD AND THE WEST: CIVILIZATION IMPLICATIONS OF POLITICAL CONTROVERSY

The interaction between civilizations although a burning issue is a barest necessity. In this century one of the main intercivilization splits is known to pass between the West and the Islamic world. Their relations are growingly complicated by numerous myths, biases and prejudices. The historical memory of nations comes back to new generations as a boomerang and causes new twists of confrontation, eventually hindering the settlement. The main reason for and manifestations of intolerance in the mass culture and mass consciousness of both modern Muslim and Western society are analyzed. Today the negative image of Islam is dominated in Western public opinion. The growth medium of islamophobia in the West is the raising of transnational religious extremism as well as it's incorrectly critique. Some political and ideological powers of the West as well as the Muslim East are extremely interested in the aggravation of the "Islamic issue". The author argued that because of the increasing threats to global and regional security xenophobia's potential to destabilize the modern world order has increased. The path to forming ethnic and religious harmony is the correct and unbiased popularization of modern scientific knowledge of Islam. At the same time both Muslim and Western societies require the advanced training in various genres of Islamic studies.

Текст научной работы на тему «Исламский мир - Запад: цивилизационное измерение конфликта политических интересов»

НАУКА СЕГОДНЯ

éfe гГз ¿fè г-'5 ¿fe гГз rfê гГз гт'З ¿fe Й'д ¿fe ¿fe ¿fe ¿jg gfe ^ gfe ¿Тз г¿Гз г'гЗ гг'З

Г.Н. Валиахметова, e-mail: vgulnara@mail.ru

УДК 008+323.28+327.2+327.58+316.485.25+28-028.81

ИСЛАМСКИЙ МИР - ЗАПАД: ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КОНФЛИКТА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация

Сегодня проблема конструктивного взаимодействия между цивилизациями приобретает особую актуальность. Однако отношения между этими «мирами» осложнены огромным количеством мифов, искаженных представлений друг о друге, предрассудков и предубеждений. Это формирует негативную историческую память и препятствует налаживанию взаимопонимания между двумя «мирами». Автор раскрывает основные причины и формы проявления нетерпимости в массовой культуре и общественном сознании современных мусульманских и западных сообществ. Подъем транснационального религиозного экстремизма и его некомпетентная критика являются главной питательной средой для культивирования исламофобии в странах Запада. Обострение «исламского вопроса» выгодно политическим и идеологическим силам довольно широкого спектра как на Западе, так и в мусульманских сообществах. На фоне возрастания угроз глобальной и региональной безопасности ксенофобия выступает как фактор дестабилизации современного миропорядка. Корректная, непредвзятая пропаганда научных знаний об исламе — необходимый шаг на пути к установлению этноконфессионального согласия. При этом углубленное знакомство только западным сообществам, но и не в меньшей мере самим мусульманам.

Ключевые слова: Запад, исламский мир, культурные ценности, ксенофобия, исламофобия, нетерпимость, радикализм, терроризм

Gulnara N. Valiakhmeîova

THE MUSLIM WORLD AND THE WEST:

CIVILIZATION IMPLICATIONS OF POLITICAL CONTROVERSY

Abstract

The interaction between civilizations — although a burning issue — is a barest necessity. In this century one of the main inter-civilization splits is known to pass between the West and the Islamic world. Their relations are growingly complicated by numerous myths, biases and prejudices. The historical memory of nations comes back to new generations as a boomerang and causes new twists of confrontation, eventually hindering the settlement. The main reason for and manifestations of intolerance in the mass culture and mass consciousness of both modern Muslim and Western society are analyzed. Today the negative image of Islam is dominated in Western public opinion. The growth medium of islamophobia in the West is the raising of transnational religious extremism as well as it's incorrectly critique. Some political and ideological powers of the West as well as the Muslim East are extremely interested in the aggravation of the "Islamic issue". The author argued that because of the increasing threats to global and regional security xenophobia's potential to destabilize the modern world order has increased. The path to forming ethnic and religious harmony is the correct and unbiased popularization of modern scientific knowledge of Islam. At the same time both Muslim and Western societies require the advanced training in various genres of Islamic studies.

Key words: the West, the Muslim world, cultural values, xenophobia, islamophobia, intolerance, radicalism, terrorism

с исламом необходимо не

Процесс трансформации системы международных отношений последних двух десятилетий привел к обострению внутренних противоречий во многих странах и регионах, причем линии «размежевания» в большинстве из них все более приобретают характер межконфессионального и межэтнического противостояния. Ощущение кризисной ситуации и настрой на самооборону наиболее остро проявляются во взаимоотношениях между Западом и исламским миром. Все чаще в центре научного внимания оказывается культурное (цивилизационное) измерение политического по сути конфликта интересов между двумя мирами. Эти отношения осложнены огромным количеством мифов, искаженных представлений друг о друге, предрассудков и предубеждений. Они существуют в обоих мирах и препятствуют налаживанию взаимопонимания и взаимодействия. Научное осмысление указанных проблем приобретает особую актуальность ввиду того, что ксенофобия как состояние общественного сознания способна дестабилизировать общество и оказывать крайне негативное влияние на принятие политических решений, выступая тем самым в качестве фактора угрозы современному миропорядку.

Подъем транснационального религиозного экстремизма является главной питательной средой для культивирования исламофобии в странах Запада. В результате действий немногочисленного, но весьма активного крайнего крыла исламистов-радикалов вполне естественная резкая эмоционально-негативная реакция на терроризм переносится на исламский мир в целом. Эффект неприятия усиливается появлением разного рода идеологических, зачастую политически ангажированных концепций, базирующихся на тезисах: в исламской религии имеется некое агрессивное начало; мир ислама несовместим с демократией, модернизацией, глобализацией и отвечает на их вызовы утопичными проектами переустройства мира и терроризмом. Наиболее показательные примеры подобного подхода — теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и ее подвид в изложении Б. Льюиса, теория «конфронтации цивилизаций» Б. Тиби и др. В итоге в массовом сознании Запада исламский мир начинает восприниматься как некое гомогенное, авторитарное, экономически отсталое пространство с этноконфессиональными конфликтами, религиозным экстремизмом, массовой пре-

ступностью, т.е. как деструктивная сила, угрожающая благополучной части человечества.

В исламском мире мощный толчок к распространению антизападных настроений дала политика западных держав (в первую очередь США) на Ближнем и Среднем Востоке. Вместе с тем всплеск экстремизма и антизападных настроений среди определенной части мусульманского социума, весьма пестрого и разнородного, не следует отождествлять с бесспорным усилением роли религии в мусульманских сообществах. К таким выводам пришли специалисты американского исследовательского центра «Pew Research Center». Как показывают проведенные ими в 2012 г. опросы общественного мнения в 38 мусульманских странах, подавляющая часть населения не хочет жить при диктатуре, выступая одновременно за демократию и приведение законов в соответствие с нормами шариата. При этом ключевыми угрозами национальной безопасности респондентами были названы преступность, безработица, межэтническая рознь, коррупция [8], а также терроризм как не совместимый с нормами Корана метод защиты ислама от врагов, ведущий к дестабилизации внутриполитической обстановки и росту международной напряженности [6]. Конечно, теракты, совершенные представителями исламского мира, не могут не бросить тень на их единоверцев, но, как свидетельствуют результаты вышеуказанного исследования, надо четко понимать, что подавляющее большинство мусульман не имеет к ним никакого отношения [3].

Тем не менее сегодня в общественном мнении Европы и США преобладает негативный образ ислама. Так, недовольство в связи с проживанием мусульман в их стране в 2004 г. высказали 75% шведов, 72 — голландцев, 67 — датчан и швейцарцев, 65 — австрийцев и бельгийцев, 61 — немцев, 56 — финнов, 48 — испанцев, 44 — итальянцев, 39 — британцев, 35% греков [1, с. 168]. Материалы социологических исследований различных исследовательских коллективов (Pew Research Center, Gallup, Cornell University) указывают, что через полгода после теракта 11 сентября 2001 г. неблагосклонность к мусульманам выросла в США почти вдвое (с 17 до 29%), к 2007 г. ее стали выражать уже более трети американцев (35%), к 2011 г. — более половины [4]. По результатам опросов общественного мнения в США, Западной Европе и России, проведенных исследовательским центром «Pew Research

ИСЛАМСКИЙ МИР - ЗАПАД: ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КОНФЛИКТА..

9

Center» в 2011 г., более половины опрошенных ассоциируют исламский мир с насилием (50%), нетерпимостью и фанатизмом (58%). Примечательно, что аналогичные стереотипы в отношении западного мира демонстрирует население мусульманских стран и регионов — соответственно 66 и 57% [6].

Вместе с тем следует отметить, что исламо-фобия имеет различные истоки в различных странах и регионах западного мира. Так, для Европы скорее характерна «арабобоязнь», поскольку с арабами в первую очередь ассоциируется международный терроризм. Перспективы приема Турции в Евросоюз воспринимаются как демографическая и экономическая угроза, как покушение на европейскую идентичность [1, с. 165— 167]. Различные формы предубеждения к исламу как к идеологии и религии в целом в большей степени являются атрибутом американского общественного сознания. Для современной России скорее присуще настороженное отношение к «инородцам», а не к «иноверцам», в первую очередь к мигрантам [4].

Подсознательная исламофобия четко проступает в художественной и публицистической литературе, сопровождается нападками на великую арабо-мусульманскую культуру, которая якобы ничего не смогла создать. Примеров множество — начиная с нашумевшей книги итальянской журналистки Орианы Феллачи «Ярость и гордость» (2002), ставшей апологетикой исламофобии, и заканчивая бесчисленными детективами, фильмами и прочими составляющими массовой культуры, где в качестве «плохих парней» выступают люди с зеленой повязкой на голове, всуе упоминающие имя Аллаха. Ведущую роль в конструировании и распространении «образа врага» играют масс-медиа. Как отмечают эксперты, чтобы испортить имидж, не требуется даже специально употреблять по отношению к мусульманам негативные определения. Достаточно просто соединить в одном тексте такие термины, как «террористы», «экстремисты», «радикалы», «фанатики» и «исламские фундаменталисты» [4].

Разжигание антиисламских настроений может привести к катастрофическим последствиям, прежде всего для самого Запада. Примером может служить бойня, устроенная А. Брейвиком в Норвегии 22 июля 2011 г. Она имеет уникальные мотивационно-идеологические особенности — фактически это первое террористическое вопло-

щение нарастающего антимусульманского радикализма на Западе, возникшее в атмосфере растущего недоверия и враждебности, которые под-питываются разного рода конспирологическими теориями — о предполагаемой «исламской угрозе», о «причастности» к ней западных политиков и об их слабости перед ее лицом [2].

Авторитетный российский исламовед А.В. Ма-лашенко считает, что предубежденность против ислама на Западе обусловлена элементарным страхом перед растущим количеством мусульман. Возникает конфликт идентичностей, который нельзя назвать столкновением цивилизаций — скорее, «трением» между ними [1, с. 171]. Как «трение идентичностей» можно интерпретировать острую полемику, развернувшуюся во Франции, Германии и Голландии (2004—2005) по вопросу о публичном ношении мусульманками хиджаба (головного платка). В серьезную политическую проблему, к тому же связанную с правами человека, перерос этот вопрос в светской мусульманской Турции. В то же время в странах с длительной историей совместного проживания представителей различных этносов и конфессий (Россия, США, Великобритания) «дело о платках» не вызвало столь мощного общественно-политического резонанса ввиду наличия исторически сформировавшейся традиции терпимого отношения к внешним проявлениям идентичности. По мнению Оливье Руа, в XXI в. религия остается фактором обособления социумов и это позволяет рассматривать проблемы взаимоотношений Запада и исламского мира с точки зрения межрелигиозного противостояния — христианских (либеральных) ценностей и исламских (консервативных) [7].

Немалую роль в противоречиях между Западом и исламом играют различия в морально-этических установках. По данным исследований Pew Research Center, более половины жителей мусульманских регионов считают распространение западной массовой культуры серьезным источником угрозы моральным устоям их общества [8]; западный образ жизни ассоциируется у мусульман с эгоизмом (68%), поклонением «золотому тельцу» (64), аморальностью (61%) [6]. Запад, со своей стороны, порицает исламскую традицию многоженства и ранних браков. Примечательно, что о «моральном несовершенстве» мусульман писали еще авторы хроник крестовых походов и европейские путешественники XVIII—XIX вв.

Очевидно, что здесь сказываются ложные стереотипы и предрассудки, которые сформировались в предшествующие столетия на основе зачастую неверных сведений об исламе. Историческая память срабатывает и у мусульманских народов: когда западное «миссионерство» сочетается с высокомерием, давлением или агрессией, оно вызывает в исламском мире воспоминания о колониальном прошлом и национально-освободительных движениях, которые в большей или меньшей степени, но обязательно обретали форму джихада [3].

Наиболее остро в культурно-политическом диспуте между исламским миром и Западом стоит вопрос о соотношении либеральных свобод личности с правом на уважение религиозных ценностей и чувств верующих. Некоторые проявления мусульманской традиции действительно несовместимы с западными представлениями о цивилизованном обществе и вызывают негативную реакцию в виде не всегда политкорректных, а порой и откровенно провокационных высказываний или действий западных политических и общественных деятелей, представителей СМИ, культуры и искусства. В свою очередь мусульмане, обвиняя западный мир в забвении собственной (христианской) религии, категорически протестуют против любой критики исламских норм. Еще дальше идут радикальные исламисты, которые открыто угрожают расправой каждому, кто демонстрирует неуважение к исламу. К сожалению, подобные угрозы не беспочвенны и время от времени выливаются в массовые волнения и беспорядки мусульман в западных и исламских странах, а в некоторых случаях — в яростные публичные протесты, нападения на посольства западных государств, убийства. В то же время следует признать, что реакция со стороны мусульман бывает не столь массовой и острой, когда большинство людей понимает, что их пытаются спровоцировать на противоправные действия, представить «нецивилизованными», в очередной раз обвинить в неприятии демократии и свободы слова.

Обострение «исламского вопроса» выгодно политическим и идеологическим силам довольно широкого спектра как на Западе, так и в мусульманских сообществах. Разжигание антиисламских и антизападных настроений имеет самые негативные последствия для мира и стабильности. Современные реалии требуют сдержанности

от всех, в т.ч. и от мусульман, и от представителей западной культуры. И исламскому миру, и Западу необходимо работать над улучшением своего «имиджа», изрядно подпорченного за последние десятилетия. Изменения в ближневосточной политике США в плане сокращения военного вмешательства в дела региона, по мнению экспертов, могли бы дать толчок улучшению образа Америки в исламском мире [3]. Ученые вновь и вновь напоминают, что ислам является религией интеграции, а не обособления и изоляции; уважение других культур и верований, традиций и выбора есть неотъемлемая черта ислама. При этом углубленное знакомство с исламом необходимо не только западным сообществам, но и не в меньшей мере самим мусульманам. Корректная, непредвзятая пропаганда научных знаний об исламе — необходимый шаг на пути к установлению этноконфессионального согласия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. — М., 2006.

2. Мелагру-Хитченс А. Политико-идеологические истоки терактов в Норвегии // Пути к миру и безопасности. 2012. — М., 2012. — Вып. I (42). — С. 96—99.

3. Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика. — М., 2008.

4. Паин Э.А. Способна ли демократия противостоять ксенофобии? Сравнение опыта США и России // Россия в глобальной политике. — 2012. — № 6.

5. Muslim Publics Share Concerns about Extremist Groups. Report. Pew Research Global Attitudes Project, September 10, 2013. — Режим доступа: http:// www.pewglobal.org/2013/09/10/muslim-publics-share-concerns-about-extremist-groups/ (дата обращения: 7.10.2013).

6. Muslim-Western Tensions Persist. Report. Pew Research Global Attitudes Project, July 21. 2011. — Режим доступа: http://www.pewglobal.org/2011/07/21/ chapter-2-how-muslims-and-westerners-view-each-other/ (дата обращения: 7.10.2013).

7. Roy О. A Clash of Cultures or a Debate on Europe's Values? // International Institute for the Study of Islam in the Modern World. Leiden University. ISIM Review. Spring 2005. № 15.

8. The World's Muslim: Religion, Politics and Society. Report. Pew Research Center's Forum on Religion & Public Life, April 30, 2013. — Режим доступа: http://www.pewforum.org/2013/04/30/the-worlds-

ИСЛАМСКИЙ МИР - ЗАПАД: ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КОНФЛИКТА..

II

muslims-religion-politics-society-overview/ (дата обращения: 7.10.2013).

REFERENCES

1. Malashenko Aleksey. Islamskaia al'ternativa i islamistskii proekt [The Islamic Aternative and the Islamist Project]. Moscow, 2006 (In Russ.).

2. Melagru-Khitchens A. Politiko-ideologicheskie istoki teraktov v Norvegii [Political and Ideological Roots of Terrorist Attack in Norway]. In: Puti k miru i bezopasnosti. 2012. Vyp. 1 (42) [The Path to Peace and Security. 2012. Issue 1 (42)]. Moscow, 2012, pp. 96-99 (In Russ.).

3. Naumkin Vitaly. Islam i musul'mane: kul'tura i politika [Islam and Muslims: Culture and Politics]. Moscow, 2008 (In Russ.).

4. Pain E. Sposobna li demokratiia protivostoiat' ksenofobii. Sravnenie opyta SSHA i Rossii [Does Democracy Have Ability to Resist Xenophobia? Comparative Study of the US and Russian Practice].

Rossiia v global'noi politike — Russia in Global Affairs, 2012, no. 6. (In Russ.).

5. Muslim Publics Share Concerns about Extremist Groups. Report. Pew Research Global Attitudes Project, September 10, 2013. Available at: http://www.pewglobal.org/ 2013/09/10/muslim-publics-share-concerns-about-extremist-groups/ (Accessed on October 7, 2013).

6. Muslim- Western Tensions Persist. Report. Pew Research Global Attitudes Project, July 21. 2011. Available at: http:// www.pewglobal.org/2011/07/21/chapter-2-how-muslims-and-westerners-view-each-other/ (Accessed on October 7, 2013).

7. Roy O. A Clash of Cultures or a Debate on Europe's Values? In: International Institute for the Study of Islam in the Modern World. Leiden University. ISIM Review. Spring 2005. No 15.

8. The World's Muslim: Religion, Politics and Society. Report. Pew Research Center's Forum on Religion & Public Life, April 30, 2013. Available at: http://www.pewforum.org/ 2013/04/30/the-worlds-muslims-religion-politics-society-overview/ (Accessed on October 7, 2013).

Об авторе

Валиахметова Гульнара Ниловна (р. 1.01.1969, РБ, РФ), историк-востоковед, доктор исторических наук (2010), профессор кафедры востоковедения Уральского федерального университета (Екатеринбург). В 1991 г. окончила истори-ко-английский факультет БГПИ. В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Борьба великих держав и нефтяных компаний за иракскую нефть (1912—1928 гг.)» (УрГУ, Екатеринбург), в 2010 г. — докторскую по теме «Иракская нефть в политике великих держав на Ближнем Востоке (1932—1941 гг.)» (ИВ РАН, Москва).

В 1994—2012 гг. — ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры всеобщей истории БГПУ. С 2012 г. — профессор УрФУ.

Автор более 80 научных трудов, в т.ч. 5 монографий.

Главные направления научных исследований: история международных отношений на Ближнем Востоке, энергетическая дипломатия, политический ислам.

Научные труды: Иракская нефть и великие державы, 1912—1928. Уфа, 2000; Нефть и независимость: К истории отмены британского мандата на Ирак (1928—1932). М., 2009; Иракская нефть в политике великих держав на Ближнем Востоке (1932—1941). М., 2010; Исламский фактор в мировой политике. Екатеринбург, 2013; Иракская нефть в «Большой игре» на Ближнем Востоке. Saarbrücken, Germany, 2014.

About the Author

Gulnara N. Valiakhmetova (born January 1, 1969, Bashkortostan, the Russian Federation), historian, Orientalist, Doctor of Science (Modern History), professor of Chair for Oriental Studies, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russia). Education and credentials: Diploma in History teaching (MA), Bashkir State Pedagogical Institute, Ufa, 1991; candidate of sciences degree (Ph.D. in History), Ural University, Yekaterinburg, 1999. Ph.D. thesis The Struggle of the Great Powers and OH Companies for Iraqi Oil, 1912—1928. Doctoral degree (Dr.Sc. in History), Russian Academy of Sciences, Institute of Oriental Studies, Moscow, 2010. Doctoral thesis Iraqi Oil in the Great Powers' Policy in the Middle East, 1932—1941.

Position titles: 1994—2012 — assistant lecturer, senior lecturer, associate professor, professor, Chair for World History, Bashkortostan University. 2012 to the present — professor, Chair for Oriental Studies, Ural Federal University.

The author of more than 80 scholarly works, including 5 monographs.

Research fields: history of international relations in the Middle East, oil diplomacy, political Islam.

Monographs: Iraqi Oil and the Great Powers, 1912—1928. Ufa, 2000 (In Russ.); Oil and Independence: a Case Study on the Termination of the British Mandatory Regime in Iraq, 1928—1932. Moscow, 2009 (In Russ.); Iraqi Oil in the Great Powers' Policy in the Middle East, 1932—1941. Moscow, 2010 (In Russ.); Islamic Factor in World Politics. Yekaterinburg, 2013 (In Russ.); Iraqi Oil and the "Great Play" in the Middle East. Saarbruchen, Germany. 2014 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.