Научная статья на тему 'Хазарская теория происхождения караимов Российской империи в трудах некараимских исследователей середины XIX – начала XX вв.'

Хазарская теория происхождения караимов Российской империи в трудах некараимских исследователей середины XIX – начала XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хазарская теория происхождения караимов Российской империи в трудах некараимских исследователей середины XIX – начала XX вв.»

Диана Михайлова

Хазарская теория происхождения караимов Российской империи в трудах некараимских исследователей середины XIX - начала XX вв.

Российские исследователи и публицисты впервые проявили живой научный интерес к караимам в первой половине XIX в. после сделанных в 1830-1840-х гг. караимским ученым Авраамом Самуиловичем Фирковичем (1786-1874) сенсационных открытий древних караимских рукописей, колофонов и надгробных эпитафий. Несмотря на то что подлинность этих находок очень скоро была подвергнута сомнению, они послужили для первых исследователей основными источниками по ранней истории караимов на территории Российской империи.

Наиболее важным источником по истории караимов стал найденный А. Фирковичем в Дагестане в 1840 г. эпиграф к Дербентской Торе, датированной 604 годом н.э., а точнее, его пространная версия, копия 1513 г., так называемый Маджалисский документ1. Подлинность Маджалисского документа вызвала много споров, которые продолжаются и по сей день. По версии Маджалисского документа, крымские караимы - потомки изгнанных Салманасаром в 722 году до н.э. из Самарии древних евреев, которые попали в Крым в VI веке до н.э. вместе с войсками персидского царя Камбиза, воевавшего со скифами. Другие спорные находки А. Фирковича - рукописи Пятикнижия с приписками о том, что эти рукописи были подарены хазарам, подчеркивают тесные и дружеские отношения караимов (или просто древних неталмудических евреев) с иудейскими хазарами; здесь же можно упомянуть надгробные эпитафии на памятниках Чуфут-Кале и Мангупа начала н.э., содержащие тюркские имена2.

Поводом к началу предпринятых А. Фирковичем поисков древних источников по истории караимов стал запрос российских властей, сделанный через новороссийского генерал-губер-

натора графа М.С. Воронцова. Караимам было предложено дать фактически обоснованные ответы на вопросы об их происхождении, особенностях их веры и отличии их от евреев-раббани-тов. Ответы должны были послужить юридическим обоснованием обособления караимов от евреев-раббанитов, начавшегося ^ после присоединения Крымского полуострова к Российской | империи в конце XVIII века. Поскольку же у караимов не было и соответствующих исторических документов, задача их найти в была возложена на караимского ученого Авраама Фирковича. |

До середины XIX в. считалось, что караимы поселились на о Крымском полуострове не ранее XII века3. Найденные же кара- о имским ученым документы свидетельствовали, что задолго до вр появления раввинистического иудаизма в Крыму существо- п вали еврейские общины, исповедовавшие чистый библейский, с не тал мудический иудаизм. Кроме того, документы указывали о на добрососедские отношения (но, надо отметить, не более того) е караимов с хазарами - народом некогда существовавшей вели- р кой империи. Однако российские исследователи некараим- с ского происхождения впоследствии придали особенное значе- В ние факту караимско-хазарских отношений и заложили основы а теории несемитского происхождения караимов.

Первые статьи о караимах, основанные на новых источниках, были напечатаны анонимным автором в «Журнале Министерства внутренних дел»4 в 1843 г. и в «Записках Одесского общества истории и древностей»5 в 1844 году. По мнению О. Васильевой, автором обеих статей был Н.И. Надеждин, один из первых членов Одесского общества6. В 1911 г. первая статья Надеждина была перепечатана в сокращенном варианте в «Караимской жизни»7.

В этих публикациях давалась позитивная оценка караимов, мотивированная тем, что они «спаслись от искажения своей веры Талмудом»8. Тем самым караимы избежали «морального и гражданского унижения», постигшего евреев-раббанитов. Поэтому российское правительство благосклонно относилось к караимам, отдавало им предпочтение перед раббанитами и предоставляло особые права и привилегии9.

Основываясь на Маджалисском документе, автор утверждал, что крымские караимы - потомки евреев, поселившихся в Крыму еще до Вавилонского пленения. Они, на его взгляд, в то

время не были ни караимами, ни раввинистами, но ветхозаветными евреями в их первоначальной форме. Сектантский же характер они приобрели позже, в борьбе с талмудизмом. В статье «Евреи-караимы» также упоминаются хазарские общины, ва проживавшие в Крыму по соседству с неталмудической еврей-

§ ской общиной. Автор полагает, что хазары тоже исповедовали ^ 10

^ неталмудический иудаизм10, хотя во второй статье и уточняет, что хазары не могли принять и караимизма, поскольку последний | имеет еще более «обуздывающие» законы, чем талмудизм11. ;5 Важно отметить, что в этих статьях еще ничего не говорится

| о хазарском происхождении караимов, но только подчеркива-I0 ется неталмудический характер хазарского иудаизма. Однако | в последующих работах российские исследователи начали тол-^ ковать документы, найденные А. Фирковичем, по-своему. Они | полагали, что хазары смешались этнически с еврейскими общи-о нами Крыма и, таким образом, современные караимы имеют | хазарское/тюркское происхождение с «элементами семитской о0и крови».

| Вероятно, одним из первых исследователей-востоковедов,

предположивших, что караимы вовсе не евреи (или евреи только частично), а тюркские хазары-прозелиты, был В.В. Григорьев, опубликовавший в 1876 г. в сборнике «Россия и Азия» статью о крымских караимах12. Эта статья аналогична анонимной статье «Еврейские религиозные секты России», опубликованной в «Журнале Министерства внутренних дел» в 1843 г., что позволяет сделать вывод о том, что и она была написана В.В. Григорьевым.

Григорьев допускает, что российские караимы - не семиты по происхождению. К такому выводу востоковед приходит на основании документов Фирковича, описанных в «Записках Одесского общества истории и древностей» и «Журнале Министерства внутренних дел», к этим журналам он и отсылает читателя. Григорьев опирается и на свои собственные наблюдения: в татарском диалекте караимов нет следов еврейского языка; в очертаниях лица крымских караимов нет того резко национального еврейского типа, который всегда позволяет отличить евреев от лиц любой другой национальности. Эти наивные наблюдения, вполне соответствующие уровню знаний того времени, привели исследователя к выводу, что если крымские кара-

о

о

о

съ

о а

имы и были первоначально этническими евреями, то в дальнейшем они подверглись долговременному смешению с какими-то тюркскими племенами. Существует возможность и того, что караимы никогда и не были евреями, а являются потомками иудейских тюрков-хазар, населявших Крым с VIII по X век13. с

Григорьев убежден в правильности своих выводов, с одной | лишь важной оговоркой: при условии, что открытые памят- и ники достоверны. Однако и после того, как возникли сомнения в в этой самой достоверности, на Григорьева, как на авторитет- | ного ученого, ссылались последующие поколения исследовате- о лей. Он же положил начало разделению евреев в публицистике на «хороших» караимов и «плохих» раббанитов, дав положительную и даже доброжелательную оценку караимам как бы в противовес талмудистам.

Почти одновременно с Григорьевым хазарскую концепцию развивал историк-любитель В.Х. Кондараки в «Универсальном описании Крыма» (1873)14, использовав в качестве источников те же находки А. Фирковича: Маджалисский документ, рукописи, якобы переданные общине хазар в Солхате, а также - подобно В.В. Григорьеву и другим исследователям того времени - «визуальный метод исследования». Однако, в отличие от Григорьева, Кондараки считал, что по форме глаз караимы скорее похожи на евреев, хотя по всем другим признакам - телосложению, характеру и т.п. - они совершенно им противоположны. Поэтому, на его взгляд, нельзя, основываясь только на факте религиозной принадлежности, относить караимов к потомкам Симона, Дана и других израильских колен15.

Кондараки повторяет историю из Маджалисского документа, дополняя ее собственными рассуждениями: евреи, приведенные Камбизом из Самарии, поселились в Крыму еще до начала новой эры (что освобождает их от соучастия в распятии Иисуса Христа) и в VIII в. обратили хазар в иудейскую религию. Позже иудейские хазары приняли название «караимы», которое, по мнению автора, происходит от хазарского слова «кара-иман» -«черная религия». «Израильский очерк глаз» Кондараки пытается объяснить тем, что первые хазарские прозелиты смешивались с представителями еврейских общин Крыма. Несемитское происхождение караимов Кондараки также объясняет тем, что

они не знают еврейского языка. Он наивно полагает, что караимы никогда «не знали еврейский язык, так как говорили по-тюркски с хазарских времен»16.

Надо отметить, что Кондараки, в отличие от предшествен-ва ников, дает караимам отрицательную характеристику и, более § того, испытывает к ним явную неприязнь: «...правительство 3 даровало им льготы, чтобы приблизить их к себе и заставить чувствовать благодарность. А что вышло? Живут в изолиро-| ванной общине, не хотят перенимать передовые привычки; на ^ Россию смотрят как на страну, где легко наживаться, но чув-| ствуют отвращение к ее обитателям. Постоянно обращают 0о помыслы к стране, которая будто бы была их исконным отече-| ством. Между тем они очень любят татар, с воодушевлением ^ перенимают их обычаи и традиции. И вообще, караимы до | того во всех мелочах быта напоминают татар, что даже веря-о щий в их происхождение от евреев при изучении всего этого ц невольно начнет сомневаться в их национальности или примет ^ их за народ, обитавший в одних поселениях с татарами, тогда | как караимы ограждались от них скалами»17. Кондараки путает ^ хазар с татарами (как и многие другие исследователи того времени) и пытается доказать близость последних к караимам. Он подчеркивает схожесть караимского и татарского быта, языков, хорошее отношение двух народов друг к другу.

Важно также отметить статью авторитетного российского востоковеда В.Д. Смирнова в предисловии к «Сборнику старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов» (1890)18. К концу XIX в. хазарская концепция происхождения караимов была уже не нова, зато звучит она у Смирнова намного увереннее, чем у Григорьева. Смирнов, как и его предшественники, доказывая хазарскую теорию, делает акцент на язык караимов, который содержит много тюркских архаизмов, отсутствующих в языке современных татар. Он считает, что караимы переняли язык не у татар, а у более раннего тюркского народа, населявшего Крым, еще и потому, что тюркские имена на крымских надгробиях, найденных Фирковичем, относятся якобы к временам дотатар-ским, то есть хазарским. Он считает маловероятным, чтобы совершенно бесследно стерся с лица земли целый народ, кото-

рый еще тысячу лет назад играл видную политическую роль на исторической арене. Поэтому Смирнов предполагает, что современные караимы - это смесь собственно ветхозаветных караимов с хазарами. Он считает, что хазары приняли караимскую веру, а караимы в свою очередь заимствовали у хазар с тюркский язык, и благодаря такому религиозному и языковому | симбиозу караимы незаметно для них самих слились с превос- и

ходившими их численностью и политическим могуществом в

19 о

хазарскими прозелитами19. т

В конце XIX - начале XX в. появились первые работы по антро- о пологии караимов, и хазарская теория получила поддержку о антропологов. О наличии тюркского элемента в физическом р облике караимов пишут С. Вайсенсберг (1890-е гг.), К.Н. Иков, П Ю. Талько-Грынцевич. Изыскания этих антропологов были обоб- с щены в периодическом издании «Караимская жизнь», посвя- § щенном различным аспектам караимской национальной жиз- е ни20. Редакционная коллегия журнала отмечает объективность р этих исследований. Так, подчеркивается, что, несмотря на то, йс что С. Вайсенсберг сам по происхождению еврей, он признает тв наличие «татарской примеси в крови караимов» и, следова- а тельно, принимает во внимание теорию об их тюркском происхождении, тогда как подобные теории обычно опровергаются именно еврейскими историками. Как и вышеперечисленные исследователи, Вайсенберг судит о происхождении караимов по их внешности. Однако, в отличие от других, он предполагает, что караимы могут быть потомками хазар-раббанитов, обратившихся позже в караимизм. Вместе с тем исследователь считает более вероятным, что современные караимы - это «продукт» более позднего их смешения с крымскими татара-ми21. Надо отметить примитивность методов исследования антропологов того времени. Так, Вайсенберг брал показатели окружности головы, формы лица, цвета кожи, волос крымских караимов и сравнивал их с такими же показателями у евреев Российской империи, а также у крымских татар и башкир (в качестве типично тюркского народа). Наиболее абсурдный показатель Вайнсберга - так называемый «большой размах» рук. Он считает, что относительная величина размаха рук у караимов меньше, чем таковая у евреев, и объясняет это явление

укороченностью рук караимов, что, по его мнению, связано с их занятиями, «так как, будучи поголовно торговцами, они мало тренируют свои руки, вследствие чего последние и отстают в своем развитии»22. § Трокских караимов исследовал Ю. Талько-Грынцевич. Он срав-

§ нивал их показатели с таковыми у крымских караимов, евреев, 3 татар и народов Сибири - бурят и тунгусов. Талько-Грынцевич приходит к заключению, что по некоторым признакам караимы | приближаются довольно сильно к евреям, по другим - к татарам. ;5 Тем не менее исследователь считает, что крымские и литовские

23

« караимы достаточно однородны23.

о в0

« Подводя итоги, нужно попытаться ответить на вопрос, почему

хазарско-тюркская теория происхождения караимов была впер-55 вые предложена российскими исследователями некараимского | происхождения, в том числе крупными востоковедами, если ^ сами они не имели никакого личного интереса в происходив-о0и шей тогда борьбе караимов за обособление от евреев-раббани-§ тов. Прежде всего это объясняется тем фактом, что основными ^ источниками этих исследователей были находки караима А. Фир-ковича, которым они давали весьма смелые интерпретации. Новые сенсационные открытия вызвали огромный интерес в ученых и общественных кругах, что повлекло за собой интерес к караимам и их ранней истории на территории Российского государства. Ведь новые источники относили появление караимов в Крыму на несколько сот лет назад по сравнению с существовавшим до того момента представлением и указывали на связи караимов с хазарами. До начала ХХ в. хотя и высказывались иногда сомнения в подлинности документов Фирковича, все же большинство крупных ученых доверяло им. Повлиял на это и тот факт, что описание находок и последовавшие из них выводы были опубликованы в авторитетных научных изданиях Российской империи, что придало открытиям еще больший вес. Востоковеды, тюркологи, исследователи истории Российского государства начали строить хазарские теории происхождения караимов на основании хазарско-караимских находок Фирко-вича. То обстоятельство, что восточноевропейские караимы говорили на архаичном кыпчакском языке, имели сходные с

татарами быт и одежду, убеждало тюркологов в верности своих выводов о раннесредневековом тюркском происхождении караимов. Вероятно, общественное мнение тоже сыграло здесь свою роль. Так или иначе, но к началу ХХ в. все это создало хорошую базу для дальнейшего развития хазарской теории идейными с борцами за самостоятельность караимов - С. Шапшалом и его |

последователями. и

я

о

S

о

съ

о а

1 См.: Harviainen T. The Epigraph of the Derbent Torah and the Madjalis Scroll Discovered by Abraham Firkovich in 1840 // Studia Orientalia. 2003. № 95.

P. 55-77.

2 Firkovich AS. Avne Zikkaron. Vilna, 1872.

3 См.: Shapira D. Beginnings of the Karaite Communities of the Crimea Prior to the Sixteenth Century. // PolliackM. (ed.) Karaite Judaism: A Guide to Its History and Literary Sources. Leiden-Boston, 2003. P. 709-729; Kizilov M. The Karaites of the Crimea Through Travelers' Eyes. N.Y., 2003.

4 Евреи-караимы // Журнал Министерства внутренних дел. Ч. 1. СПб., 1843. С. 263-284.

5 Древние еврейские кодексы и другие памятники // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 1. Одесса, 1844. С. 640-649.

6 Васильева О.В. Одесское собрание Фирковича, история его приобретения и исследования, современное состояние и историческое значение // Studia Orientalia. 2003. № 95. С. 45-53.

7 Откуда пришли караимы в Россию? // Караимская жизнь. Кн. 5-6. М., 1911. С. 46-52.

8 Откуда пришли караимы в Россию? С. 50.

9 Там же.

10 Евреи-караимы. С. 279.

11 Древние еврейские кодексы и другие памятники. С. 646.

12 Григорьев В.В. Еврейские религиозные секты в Россш. Караиты или Караимы // Росая и Азiя. Сборник исследований и статей по истории, этнографии и географии, написанных в разное время В.В. Григорьевым. СПб., 1876. С. 423-447.

13 Там же. С. 434-435.

14 Кондараки В.Х. Караимы // Универсальное описание Крыма. Ч. 9. СПб., 1873. С. 6-19.

15 Там же. С. 7.

16 Там же. С. 8-10.

17 Там же. С. 10-12.

18 Смирнов В.Д. Предисловие // Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов / Под ред. З.А. Фирковича. СПб., 1890. С. ¡-XII.

19 Там же. С. X-XII. Антропология караимов // Караимская жизнь. Кн. 1. М., 1911. С. 17-29.

21 Там же. С. 18.

22 Там же. С. 19.

23 Там же. С. 25-29.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.