Научная статья на тему 'К истории малоизвестных караимских общин Крымского полуострова'

К истории малоизвестных караимских общин Крымского полуострова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории малоизвестных караимских общин Крымского полуострова»

К истории малоизвестных караимских общин Крымского полуострова

Наряду с крупными караимскими общинами Чуфут-Кале (Кырк-Иера), Каффы (Феодосии), Мангупа и Гезлеве (Евпатории)1, на территории Крымского полуострова в XIII-XIX вв. находились также менее значимые как в численном, так и в историческом отношении караимские общины. Данная статья посвящена истории каффинс-кой караимской общины, а также истории более мелких караимских общин Крымского полуострова. В качестве источника автор использует доселе мало исследованные свидетельства путешественников, в разное время посетивших крымские города, работы караимских авторов, доступные статистические данные, эпиграфические материалы2, а также личные впечатления и наблюдения, полученные во время визуального знакомства с караимскими историческими и архитектурными памятниками.

Старый Крым (Солхат, Эски-Кырым)

По всей видимости, самые ранние караимские анклавы появились на территории таких крымских городов, как Старый Крым (Солхат, Эски-Кырым) и Феодосия (Каффа, Кефе), еще в XIII в. (вероятнее всего, после татарского вторжения в Крым в 1239 г.). Армянский путешественник М. Бжишкян (20-е гг. XIX в.) считал, что сол-хатская община караимов была основана во времена генуэзцев, о чем «свидетельствуют их памятные записи и могилы»3. Написанный на иврите колофон, составленный, по мнению Я. Степанива (Дашкевича), ок. 1700 г. и сохранившийся лишь в польском переводе начала XIX в., сообщает о значительной караимской общине в Сол-хате и Каффе уже в первой половине XIII в.4 Пересказывая поздние караимские источники, Э. Дейнард приводит еще более недостоверные сведения: с пришедшими в Крым из Бухарии в 4502 г. (742 г. н.э.) завоевателями-татарами прибыли также и караимы, каковые поселились в Солкате вместе с их собратьями, уже проживавшими там ранее (sic!). Совместно с вновь прибывшими караимская

община составила 1500 «баалей-батим» (т.е. мужчин - глав семейств). Другая, не менее противоречивая караимская традиция сообщает о переселении ханом Тохтамышем 40 караимских семейств в Солхат в 1270 г.5 § е На наш взгляд, вышеупомянутые караимские источники, не-§ смотря на их поздний и явно недостоверный характер, все же содер-а | жат зерно реальных исторических воспоминаний о переселении ® а караимов в Крым во времена татарского завоевания Тавриды, а § о также о городе Эски-Кырыме (Солхате) как о самом раннем месте | ^ проживания караимов в Крыму. Тем не менее самым ранним изве-св о стным на сегодняшний день достоверным письменным свидетель-§ | ством о караимской общине в Солхате и о караимах в Крыму вооб-§ ще является упоминание караимского автора Аарона бен Иосифа | га-Рофе (1250-1320) о календарном споре между солхатскими раб-00 банитами и караимами в 1278 г. в его книге «Сефер га-мивхар»6. О том, что отношения между караимами и раббанитами Солхата проходили не только в спорах, но и порой в дружеском диалоге, свидетельствует тот факт, что один раббанитский автор из Солхата, Авраам Кирими, написал свой трактат «Сефат га-эмет» (1358) в ответ на просьбу своего ученика караима Хизкияху бен Эльханана7.

Чрезвычайно интересный источник по истории Старого Крыма представляет хранящаяся в фондах Крымского краеведческого музея в Симферополе мраморная плита, на лицевой стороне которой находится арабская куфическая надпись с датой реставрации местной мечети (1309 г., т.е. одна из древнейших арабских надписей на территории всего Крыма!), а на обратной стороне - надгробная плита Мордехая б.Мордехая, похороненного в 1517 г. (музейный номер КП-15558, А-20750). Еще в 1892 г. Арс. Маркевич опубликовал арабскую часть надписи и выполненный И.И. Казасом перевод ивритской стороны, неверно датировав ее 1417 г.8 Следует отметить два любопытных момента, имеющих отношение к данному памятнику. Во-первых, по указанию самого Маркевича плита была найдена на территории, примыкающей к холму Кемаль-ата т.н. греческой слободки, возле развалин «еврейской школы», вернее, караимской синагоги... каменные плиты с надписями, как мне говорили, еще недавно увозились отсюда евреями (т.е. караимами)9. Во-вто-

рых, из того факта, что «раайя»-караимы (или, что менее вероятно, раббаниты) осмелились вытащить закладной камень из мусульманской мечети (sic!) и использовать его в качестве надгробной плиты, можно сделать вывод о сильнейшем упадке местной мусульманской общины уже в начале XVI в. Несколько других старокрымских | о караимских надписей, обнаруженных в 80-е гг. Михаилом Эзером, -g | готовятся к публикации10. и g

По сведениям С. Вайсенберга, в начале XX в. караимы пытались о р захватить «пришедшую почти в совершенную ветхость синагогу» е е в Старом Крыму, однако евреям-раббанитам удалось отстоять ее на H К основании наличия при синагоге ритуальной бани-микве. Подобный но е

конфликт имел место приблизительно в то же время и в Феодосии11. з р

е

с< о

3

Феодосия (Каффа) :

По нашему мнению, караимская община Каффы наряду с общиной Старого Крыма могла возникнуть еще в XIII в., вероятнее всего, в его второй половине. Данная община могла состоять как из тюркоязычных караимских переселенцев из Золотой Орды, так и из грекоговорящих византийских караимов. По сообщению В.Х. Кон-дараки, на одной из балок феодосийской караимской синагоги (разрушена во время Великой Отечественной войны; в караимской и русскоязычной литературе называется преимущественно «кенесе») была написана дата ее постройки - 5052 (1292) г.12 О древности синагоги сообщал также П. Сумароков (1805), писавший о том, что «Польских и Караимов Евреев Синагоги достойны по древности внимания ... второй до 800 лет»13. Гравюра из альбома Дюбуа де Монпере (1843) предоставляет нам уникальную возможность представить себе, как выглядела эта, пожалуй, самая древняя известная нам караимская синагога в Крыму14. Возможно, что именно с этой синагогой следует связывать надпись из Каффы 1404 г., в которой сообщается о значительном пожертвовании, сделанном караимами для синагоги15.

Иоханн Шильтбергер (начало XV в.) сообщает, что в Каффе проживало два вида евреев (предположительно, караимы и раббаниты), в распоряжении которых находились две синагоги (zwoe sinagog)16.

Приблизительно в это же время о проживании в Каффе раббанитов и караимов писал Альберто Альфиери: «Каффу населяют греки, армяне, евреи, караимы; люди всех национальностей встречаются в этом городе»17. О проживании караимов в Каффе не позднее сере-га е дины XV в. свидетельствуют также имена каффинских караимов-^ § переселенцев в Константинополь после завоевания города Мохам-|| медом II18.

® а Сведения Шильтбергера и Альфиери подтверждает также Эмид-§ о диоПортеллид'Асколли,писавшийвXVИв.одвухвидахсинагог-'25 ^ для представителей различных направлений в иудаизме19. По дан-св о ным османских дефтеров XVI в., в Каффе находилось 91 (дефтер ТТ о ¿з 370, 1520 г.) и 124 (дефтер ТТ 214, 1542 г.) караимских хозяйства, о что, по статистическим подсчетам А. Галенко, равняется 442 и 489 | обитателям20. По мнению этого исследователя, караимский джема-00 ат (община) был главенствующей еврейской общиной Каффы и находился под руководством главы общины - папаса Авраама. Дефтеры дают мало информации о профессиях караимов, упоминая лишь наличие врачей и торговцев; кроме того, указывается наличие у караимов рабов21.

В XVII в. известный ученый-гебраист И. Буксгорф писал о том, что в Феодосии проживало 1200 караимов, читавших Тору в турецком переводе22. По сведениям Р. Хебера (нач. XIX в.), караимы проживали в северной части города, возле базара; путешественник считал, что караимский район был одним из наиболее оживленных участков города, в то время как многие другие районы были «совершенно пусты и разрушенны»23. Водивший по Каффе П. Сумарокова в начале XIX в. «престарелой Караим» также отмечал разрушение города после вступления в него российских войск24. И. Коль (1838) полагал, что в городе проживало всего 10 караимских семей (т.е. ок. 60 человек)25.

А.Ф. Хакстхаузен (1843) оставил описание обставленного в восточном вкусе (однако с элементами современной европейской обстановки) дома богатого феодосийского торговца Мардохая-Моше («МаМосЬа1-Мо5сЬе»). Пришедшая по просьбе путешественника невестка Мардохая продемонстрировала ему свою праздничную одежду, которую Хакстхаузен нашел «весьма примечательной».

Далее хозяин дома проводил путешественника в караимскую синагогу, где его встретил «рабби ребби Иешуа Давидович Коэн» («Rabbi Rebbi Jeschuah Dawidowitch Koen», т.е. «Иешуа б. Давид га-Коген», видимо, исполнявший в общине функции газзана), «облаченный в длинное черное одеяние, приблизительно сорока лет», произвед- | о ший на путешественника сильное впечатление выразительностью | своего лица. Хакстхаузен так описал здание синагоги: «Синагогой и о было небольшое здание с куполом, опиравшееся на две колонны, с о _р галереей шпалерной работы для женщин; там также было большое е е количество подвесных ламп, но само здание не имело каких-либо Н К украшений». § §

Рассказав путешественнику о своих воззрениях на историю Э р появления караимов в Крыму, священник сообщил Хакстхаузену о |< том, что караимское население Феодосии составляло на тот момент § около 300 лиц мужского пола. Показав синагогу, Коен «взошел на : кафедру и отслужил короткую молитву в честь императора и меня, путешествующего, чтобы я мог обрести то, что я ищу, как он мне позднее объяснил». На прощание Коен подарил Хакстхаузену «несколько листов из манускрипта масоры («einer Handschrift der Mischora»), найденных восемьсот лет тому поблизости от синагоги». Гебраисты императорской библиотеки в Берлине, которым путешественник позднее показал эти листы, установили, что данные фрагменты представляют собой отрывки из Торы и датировали их IX в26; фрагменты рукописей из генизы синагоги евреев-рав-винистов (см. ниже) были датированы ими IX-XIV вв.27 Данная история получила продолжение день спустя, когда Хакстхаузена посетила возглавляемая Файфелем Натансоном «депутация евреев-талмудистов», потребовавшая, чтобы после посещения караимской синагоги, путешественник непременно посетил также их синагогу, которую они считали значительно более древней и интересной. Увиденные в тамошней генизе рукописные сокровища совершенно потрясли путешественника; более того, по его мнению, он нашел манускрипт, фрагменты которого были ему подарены караимским раввином28. Остается лишь выразить сожаление, что сокровища гениз как караимской, так и раввинистской синагог, разрушенных в ходе военных действий 1941-1945 гг., бесследно пропали для науки.

Вполне вероятно, что они могли содержать столь же ценные документы, как и гениза карасубазарской раббанитской (крымчакской) синагоги, опустошенная в 1839 г. А.С. Фирковичем, тем самым фактически спасшим документы от последующего уничтожения. § S А. Демидов в 1837 г. писал о феодосийских евреях-караимах § (Juifs Karaims) и армянах как о честных и благородных торговцах. g. | Кроме того, именно в Феодосии спутник Демидова - художник ® а Раффе сделал один из наиболее удачных рисунков, демонстрирую-§ о щих нам различные антропологические типы караимов29. По дан-| g ным переписи 1897 г. Феодосия была вторым по количеству кара-I & имского населения городом Российской империи с общиной в 1233 § | человека30.

g Если говорить о топографии современной Феодосии, т.н. «кара-

| имская слободка» с застройкой, относящейся преимущественно к 00 XIX в., находится в районе ул. Армянская (Тимирязева), Желябова (Турецкая) и Караимская (Фурманова)31.

Белогорск(Карасубазар)

Первые упоминания путешественников о караимском населении в Карасубазаре относятся к XVII в.; вполне вероятно, что караимы могли появиться там и несколько ранее, еще в XVI в., когда в городе возникает раввинистическая еврейская община. По сведениям Эвлии Челеби, в середине XVII в. в Карасубазаре проживало 300 караимов-мужчин; они должны были платить харадж и носить желтые знаки на головных уборах32. Посетивший Карасубазар (Kara-sou-Bazar) в 1837 г. А. Демидов несколько раз с восхищением упомянул о многонациональности населения этого города, удивляясь тому, как населявшие Карасубазар народы (включая караимов) мирно проводят долгие часы в кофейнях «в тишине, с длинными курительными трубками». Тамошние караимы привлекли путешественника тщательным подбором одежды, решительным и не лишенным благородства обликом, а также привычкой украшать руки кольцами. Путешественник пришел к выводу, что карасубазар-ские «евреи-сектанты» («sectaires Juif», имея в виду караимов) проживали в богатстве и спокойствии33.

в35 §

§ и

с<

К XIX в., по-видимому, караимское население Карасубазара значительно сократилось: путешественник Ф. Реми, опираясь на цитируемую им перепись 1866 г., отметил, что в городе проживало «2000 1иёеп» и только «50 Кагат». По мнению автора, в городе находилось четыре синагоги, принадлежавшие представителям | различных еврейских общин34. Сведения Реми подтверждает пе- ор репись 1897 г.: к тому моменту в городе проживало 47 караимов Тем не менее, несмотря на свою малочисленность, караимская община продолжала играть важную роль в жизни города: в нача- ре пе ле XX в. мэрами Карасубазара избирались караимы И.Б. Шиш .. ман и Б.Э. Бобович36. § §

с е Э ш е

Бахчисарай с

|

о

После окончательного присоединения Крыма к России в 1783 г. : и ликвидации предписаний татарской администрации, запрещавшей караимскому населению Чуфут-Кале ночевать и иметь дома в Бахчисарае, в этом городе также вскоре появляется караимская община. Кроме того, несмотря на запрет на проживание в городе, по крайней мере с XVII в. у караимского населения Чуфут-Кале были собственные торговые заведения в Бахчисарае, тогдашней столице Крымского ханства37. П. Сумароков, посетивший Бахчисарай в 1799 г., писал об активном вовлечении караимов в торговлю и ремесленничество Бахчисарая: «они первые в том городе купцы, и отправляют в нем торг лучшими Цареградскими товарами; иные из них промышляют разными ремеслами»38. К. Качковский (1825) сообщал аналогичную информацию о ежедневно спускающихся в Бахчисарай с Чуфут-Кале караимских купцах: «Самая крупная торговля находится в руках у караимов. Татары торгуют более мелкими товарами»39.

Более подробно быт караимов Бахчисарая был описан путешественниками второй половины XIX в. А. Новосельский (1850) со свойственным ему пренебрежением к татарским памятникам писал, что вследствие незначительности бахчисарайского ханского дворца он принял его за школу (т.е. синагогу) караимов40. О красоте «прекрасных евреек» - караимских женщин Бахчисарая - писал

Л. Олифант: «Для татарских женщин должно быть большим утешением, что религия предписывает им находиться под прикрытием чадры в общественных местах: у меня нет ни малейших сомнений, что их бы совершенно затмили прекрасные еврейки («lovely § е Jewesses», т.е. караимки - М.К.), чья изысканная одежда, каковую § мы наблюдали в находящейся перед нами группе женщин, столь g. | выгодно контрастировала с одеянием их спутниц». Путешественник ® |. также добавил, что более всего бахчисарайские караимки любили § 8 сидеть под навесом на улице и, «смеясь, критиковать прохожих -| ^ занятие, которое не получило бы одобрения их хозяина и повелите-I & ля», если бы он, как и большинство остальных торговцев города, не о | был бы занят своим основным промыслом - торговлей41. g Н.В. Берг, имевший возможность детально пронаблюдать не-

| спешное течение бахчисарайской жизни во время крымской войны 00 (1854), писал о проявленной караимами необыкновенной преданности России во время войны42 и оценивал караимское население города в 70 семейств (т.е. около 420 человек), состоящих из «выселенцев Чуфут-Кале». Берг полагал, что караимы значительно обошли в благосостоянии и торговле коренное население города - крымских татар. Подробно описав двухэтажные караимские дома и находя их значительно лучше татарских, Берг локализовал караимский квартал Бахчисарая «в середине города, направо от въезда». Интересно описание печей-тандуров, неотъемлемой части караимских жилищ, оставленное Н. Бергом: «Вместо каминов, почти не греющих нисколько, у них бывают нередко тандуры, род подпольных печей, которые топят и закрывают как наши». Тем не менее общее впечатление путешественника от посещения караимских домов Бахчисарая было достаточно негативно: «живут они довольно грязно, не много чище татар. Сказано Азия, так уж она Азия и есть. И так же, как татары, они едва ли пойдут далее зажиточных купцов». Путешественник был весьма высокого мнения о торговых качествах караимов, считая, что «они предприимчивее своих учителей (татар - М.К.) и далеко ловчее их в торговле». По его сведениям, часть улицы, где находились преимущественно караимские торговые ряды, называлась «базырян-сурасы -купеческий ряд, т.е. красный ряд, лавки настоящих купцов»43. Ф. Ре-

ми, ссылаясь на материалы переписи 1866 г., писал о проживании в Бахчисарае 489 караимов44. По данным переписи 1897 г., в Бахчисарае проживало 395 караимов45. По некоторым данным, на настоящий момент караимская община города насчитывает около 50 человек46.

Тепе-Кермен

'S п

® CD

""" С<

Отдельную проблему представляет собой атрибуция нескольких ивритских надписей, найденных на расположенном рядом с Чуфут- Н I Кале городище Тепе-Кермен. Исследователем Тепе-Кермена с е H.A. Боровко еще в начале XX в. были сняты эстампажи данных ü е надписей47. К сожалению, гебраисты, впоследствии изучавшие эти |' памятники, не исследовали их de visu, ограничившись лишь исполь- § зованием фотографий, помещенных в книге Боровко48. Отсюда, на наш взгляд, некоторая неточность в интерпретации этих граффити. В результате осмотра сохранившихся до наших дней остатков надписей (07.X.2001, совместно с С. A. Борисовым) мы пришли к следующим выводам. Одна из надписей, по нашему мнению, представляет собой дату 5488 г. (1728 г. н.э.) (по Гидалевичу 1528 г.)49. Над вышеупомянутой датой просматривается буква «алеф». Другая, помещенная у входа в одну из пещерных церквей города, в своеобразном орнаменте, состоящем, по словам Маггида из «двух концентрических кругов, заглавной наружной дуги и вписанных дуг, образующих крестообразную петлю с каким-то рисунком, похожим на рыбку», практически не поддается однозначной расшифровке и истолкованию, несмотря на многочисленные попытки исследователей разного времени. По Гидалевичу, надпись следует читать как ■>ОП0 (недописанное ЬК'ОП) или, с натяжкой, как крымчакскую фамилию «Бахши» ('ОГО); по Маггиду, это была эмблематическая церковная надпись еврейскими буквами, сокращение от имени Христа (ОТОП')50. По мнению современного израильского исследователя М. Эзера, надпись представляет собой не более чем... распространенное у караимов и крымчаков имя «Нахаму» (ЮГй)51. На наш взгляд, однозначное прочтение данной надписи практически невозможно вследствие ее крайней неразборчивости.

Третья, на настоящий момент практически полностью уничтоженная надпись была прочитана Маггидом как «Мордекай бен Бе-шалем» (или «Мешалем»), а Коковцевым как «Мордекай бен Бута»52. М. Эзер читает данную надпись как «Мордехай бен Бутай» оз S и связывает ее с караимским семейством «Бота/Бута» (на тюркских ^ § языках «верблюжонок»), упоминающимся в источниках XVIII-&| XIX вв.53

со <

® ев Согласно нашему прочтению, на настоящий момент надпись ско со выглядит как | | [...]ё[...] 0О

ое сит Несложно заметить, что во второй строке надписи сохрани-g лась буква «шин», на эстампажах выглядящая как «тэт». На наш | взгляд, совместив наблюдение de visu с эстампажем, сделанным 00 в тот момент, когда надпись еще не была повреждена, более вероятно прочтение «Мордекай бен Моше» или «Паша» (л^О / Л^Э 11 >ёТ1О). Поблизости от этой надписи просматривается еще несколько попыток написания букв еврейского алфавита, в частности слово «бен» (11).

Наряду с точной расшифровкой этих надписей в силе остается также вопрос относительно того, кем и с какой целью они были оставлены. На наш взгляд, тепе-керменские надписи следует связывать с караимским населением Чуфут-Кале, о пребывании которого в Тепе-Кермене упоминают также и некоторые поздние письменные источники. В.Х. Кондараки со свойственной ему верой в небылицы, рассказываемые местным населением, записал красочную легенду о том, что на Тепе-Кермене, вскоре после смерти обитавшего там свирепого дракона, проживали караимы «которые занимались сбором красильных листьев и торговлею мелочных товаров»54. Ф. Реми оставил краткое замечание о том, что Тепе-Кермен, равно как и Мангуп, был заселен караимами, покинувшими это поселение еще задолго до запустения Чуфут-Кале55. Тепе-Кермен в качестве одного из пунктов, некогда заселенных караимами, упоминает также и караимский информатор французского офицера Бодуана (1855)56. Н. Боровко высказал предположение, что пещеры Тепе-Кермена могли быть обитаемы караимами «разве лишь в силу край-

ней необходимости»57. Нам, впрочем, представляется более вероятным, что Тепе-Кермен, входивший с XVII в. в состав пастбищных угодий чуфут-калинских караимов58, мог использоваться в качестве временного сезонного жилища караимскими пастухами.

Не следует, впрочем, также забывать о том, что одна из тепе- | о керменских надписей, как и ивритские граффити на Мангупе59, была и | оставлена на стене заброшенного христианского комплекса. Нельзя ли и о усмотреть в написании данных граффити какую-либо намеренную § р конфессиональную подоплеку?60 е е

В XIX в. караимские общины появляются практически во всех крупных торговых центрах Российской империи и Крымского полуострова. Многие источники XIX в. кратко упоминают о наличии караимов в таких городах, как Симферополь61 и Севастополь62. Интерес представляет крупных размеров севастопольское караимское кладбище (свыше 700 могил), находящееся в районе Рудоль-фовой горы, функционировавшее чуть больше столетия, приблизительно с середины XIX в. до его закрытия в 1965 г. Как и большинство других крымских караимских некрополей XIX в., севастопольское кладбище также находится в плачевном и разграбленном состоянии63.

В результате архивных изысканий О. Белый нашел сведения о немногочисленной керченской караимской общине, первые письменные сведения о которой относятся к концу 30-х гг. XIX в64. В литературе также можно встретить сведения о существовании караимских общин в Перекопе (тат. «Ор» или «Ферах-керман»), а также в его предместье, известном под названием Армянский Базар (совр. пгт. Армянск), появившихся на территории этих населенных пунктов, по-видимому, не ранее конца XVIII в.65 В начале XIX в. в Армянском Базаре уже проживало около 100 караимских семейств66. В 20-е гг. XIX в. упоминание о многочисленной караимской общине города оставил армянс-

Караимские общины в других городах и населенных пунктах Крыма

с<

о |

со о

кий путешественник Минас Бжишкян67. По переписи 1897 г., в Армянском Базаре проживало 320 караимов; среди наиболее известных караимских уроженцев города можно выделить врача В.О. Синани, журналиста Э. О. Синани, просветителя И.И. Ка-§ е заса68. О достаточно высокой образованности местной общины § свидетельствует тот факт, что в 80-е гг. XIX в. в Армянске под ру-g. | ководством газзана Зараха Харченко проходил обучение Ицхак ® ев (Богуслав) бен Нисан Фиркович, позднее ставший старшим газ-§ 8 заном и и.о.гахама в Троках69. Еще в начале 90-х гг. XX в. на тер-| g ритории современного города Армянска В.В. Рыбка обнаружил til & кошару для овец, практически полностью построенную из над-§ | гробных плит с надписями на иврите, предположительно явля-g ющимися остатками караимского кладбища Армянского Базара. | Фрагмент одного из этих надгробий, перевезенных В.В. Рыбкой, 00 сейчас находится в фондах Крымского краеведческого музея в Симферополе.

По сведениям последнего караимского гахама С. Шапшала, в дополнение к городским анклавам караимское население проживало также и в деревнях Чабак, Коксю, Таш-Джарган70, Ягмурчук, Отуз, Биюк-Озенбаш71.

В качестве свидетельств о наличии караимского населения с большой осторожностью можно интерпретировать сведения М. Броневского о проживании немногочисленного еврейского населения в Балаклаве (1578), а также А. Непейцына (1634) о еврейских торговцах в Яшлове72. Поздние караимские авторы Аарон Луцкий и С. Бейм упоминают «пещерный» город Инкер-ман среди крымских поселений с караимским населением73. В связи с этим несомненный интерес вызывает замечание английского путешественника XIX в. Р. Лайалла о выполненных древнееврейским алфавитом надписях, увиденных автором на скальном массиве Инкермана, а также М. Броневского (1578) -о евреях, возделывающих виноградники и сады неподалеку от этого города74. Сопоставив все вышеперечисленные источники можно (опять-таки с очень большой долей осторожности) предположить, что в Инкермане также некогда проживало еврейское, вероятнее всего караимское, население (учитывая, что Инкерман

(Каламита) некогда входил в состав княжества Феодоро и, позднее, мангупского кадылыка, с многочисленной и влиятельной караимской общиной в Мангупе, данный факт был бы вполне логичен).

э

о р

§ и

п

CD CD

Краткий анализ истории и архитектурно-исторических памятников караимских о е

общин Гезлева, Мангупа и Чуфут-Кале, см.: Кизилов М. Караимская община с .

г. Гезлева (Евпатория) в XVIII - XIX вв. по свидетельствам очевидцев // Тирош. Р р

Труды по иудаике. Вып.5. М., 2001. С. 245-256; Kizilov M. Karaite Communities of c<

Chufut-Kale and Mangup: History and Topography of the Settlements (to be published in m

Karaite Judaism: Introduction to Karaite Studies / ed. M. Polliack (Leiden: Brill §

Publishers, 2003).

Подробный анализ надгробных надписей с караимских кладбищ Крыма см.: Studies in a Karaite Community: The Report of the Epigraphic Expedition of the Ben-Zvi Institute to the Jewish-Karaite Cemetry of Chufut-Qal'eh, the Crimea, ed. Dan Shapira, Ben-Zvi Foundation, Jerusalem, 2002 (450 pp., на иврите, готовится к публикации в 2003 г.); см. анализ записок путешественников по караимской эпиграфике в Кизилов М. Караимские некрополи Чуфут-Кале и Мангупа по описаниям путешественников и ученых XVIII - XIX вв. // Материалы Восьмой ежегодной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч.1. М., 2000. С.191-205.

Бжишкян М. Кеозлев или Евпатория / Пер. В. А. Микаеляна // Сурб-Хач. 1996. № 2. С. 36, прим. 17.

Stepaniv J[Daszkiewicz J]. L'epoque de Danylo Romanovyc d'apres une source Karaite // Harvard Ukrainian Studies. Vol. II. №. 3.1978. P. 335. По мнению анализировавшего этот документ Я. Степанива (псевдоним Я. Дашкевича), данное свидетельство отражает реальные события XIII в. и эмиграцию 80 караимских семейств (4 семейства коханим, 6 семейств левитов и 70 семейств израильтян) преимущественно из Солхата, а также из Мангупа, Каффы и др. городов в результате переговоров между Бату и Даниилом Галицким в 1243-1246 гг. (Stepaniv J. L'epoque. P. 371-373). Несмотря на убедительную аргументацию исследователя, данные документа и его содержание все же вызывают некоторый скепсис. В частности, Г. Ахиэзер и Д. Шапира указали на письмо Э. Леоновича от 1866 г., в котором сообщается, что А. Леонович, переписчик этого колофона, позаимствовал сюжет о переселении караимов из Крыма в Галич из книги М. Султанского «Зехер цаддиким» и приписал его к XIII в., т.е. ко времени Даниила Галицкого (Akhiezer G., Shapira D. Karaim be-Lita u-be-Wohlyn-Galicia ad ha-me'ah ha-18 (Караимы в Крыму и Волыни-Галиции до 18 в.) // Peamim 89 (2002), 50.

Дейнард Э. Масса Крым. Варшава, 1878. С.13-14, 64-65 (на языке иврит). Ивритский текст фрагмента, посвященного этому спору, см.: Ankori Z. Karaites in Byzantium: the Formative Years, 970-1100. New York-Jerusalem, 1959. P. 60, ft.12; см. английский перевод этого фрагмента в Shapira D. Some New Data on the Karaites in

2

4

S

о о

Wolhynia and Galicia in the 18* Century // KapaiMH Галича: icTopin та культура / The Halych Karaims: History and Culture. .nbBiB-ranm, 2002. C.24-37. См.также Danon A. The Karaites in European Turkey // JQR. 1925. № 3. P. 294.

7 Цинберг С. Авраам Крымский и Моисей Киевский // ЕС 11. 1924. С.97.

8 Маркевич А. Старо-крымские древности // ИТУАК 17 (1892): 126. .а 9 Маркевич А. Старо-крымские древности // ИТУАК 17 (1892): 126.

См. в Studies in a Karaite Community (готовится к публикации в 2003 г.). Вайсенберг С. Исторические гнезда Крыма и Кавказа // Еврейская старина. СПб., S g 1913. Т.6. Вып.1. С.65.

® 12 Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Санкт-Петербург, 1875. XV ч. <в & С. 133)

§ о 13 Сумароков П. Досуги Крымского судьи. Ч. 2. СПб., 1805. С. 91.

>з з 14 Особый интерес вызывает небольшой каменный резервуар для ритуального омовения g § перед входом в здание, совершенно аналогичный резервуару перед входом в g & большую кенесе (синагогу) в Чуфут-Кале (см. Szyszman S. Les passionants Manuscrits g I d'Abraham Firkowicz // Archeologia. Tresor des Ages 78 (Janvier 1975). P. 69).

1:3 15 Маггид Д.Г. Евреи в Крыму // История еврейского народа. T.XII. М., 1921. С.104. g 16 «Es sein zwaierlei Juden in der stat und haben zwoe sinagog auch in der stat» - «В городе g находится два вида иудеев, [которые] имеют также две синагоги в городе»

0Q (Schiltberger J. Hans Schiltberger Reisebuch. Tubingen, 1885.S.63). Повсеместно

цитируемый перевод Ф.К.Бруна, в котором можно прочитать о том, что каффинским иудеям принадлежат также «четыре тысячи домов в предместье», неверен (Шильт-бергер И. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 г. Пер. Ф.К.Брун. Изд. и прим. З.М.Буниятов. Баку: Элм, 1984. С.45).

17 См.: Atti della Societa Ligure di Storia Patria. Vol.XVII (1885). P.314; ЗевакинЕ.С., Пенчко Н.А. Из истории социальных отношений в генуэзских колониях Северного Причерноморья в XV в. // ИЗ. Т.7.1940. С.4.

18 Danon A. The Karaites in European Turkey. P.299.

19 «.. .Hebrej vi hanno 2.scenofegie, una per natione...» (см. оригинальный текст Портелли в Eszer A. Die «Beschreibung des Schwarzen Meeres und der Tatarei» des Emidio Portelli D'Ascoli // AFP. 1972. №42. P. 232). Некоторым диссонансом звучат сведения Э.Челеби, писавшего о наличии только лишь одной еврейской синагоги в Каффе (Эвлия Челеби. Книга путешествия. Пер. Е.Бахревского. Симферополь, 1999. C. 96).

20 Галенко О. !уцейсю громади Оcмaнcькoi Кефи середини XVI ст. // Сходознавство. 1998. №3-4. С.50. Впрочем, статистические подсчеты исследователя, основанные на предположении, что все евреи общины, обозначенной в документах как «ber gema'at-i yahudiyan-i nefs-i Kefe», являются караимами, достаточно дискуссионны.

21 Галенко О. ^ейсю громади Османськл Кефи. С.50-55. Об участии караимов в торговле рабами и невольниками в Крымском ханстве в 17 в. см.: Kizilov M. Jewish Population and the Trade in Slaves and Captives in the Crimean Khanate in the XVII4 century (to be published in the Proceedings of the Thirteenth World Congress of Jewish Studies).

22 См. цитату из Буксторфа в Zajaczkowski A. Karaims in Poland. Paris-Warsaw, 1961.s.43. По всей вероятности, Буксторф позаимствовал эти сведения у женевского профессора Антуана Лежера, предпринявшего в 1622-1631 гг. поездку в Константинополь с целью изучения жизни тамошних караимов (Szyszman S. Gustaf Peringers Mission bei den Karaern // Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Geselschaft. 1952. Band 102. Heft 2. S.215). Позднее без ссылки на Буксторфа и Лежера эти сведения были приведены Э.Хендерсоном (Henderson E. Biblical Researches and Travels in Russia.

27

28

CD

London, 1826. Р.319). Несомненно, что эти явно преувеличенные сведения отражали количество караимских обитателей всего Крыма, а не только Каффы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Любопытнейшие дорожные заметки английского ученого преподобного отца Реджинальда Хебера дошли до нас только лишь в пространных цитатах в сочинении Э.Кларка (Clarke E.D. Travels in Various Countries of Europe, Asia, and Africa. Part 1:

Russia, Tahtary, and Turkey. London, 1816. Pt.1. Vol.2. Р.130-131). Автору не удалось с д найти оригинала дорожных заметок Р.Хебера в библиотеках Оксфордского универси- 3 с тета и архивных коллекциях самих Э.Кларка и Р.Хебера. В конце 20-х гг. XX в. 'S о

рукописный иллюстрированный альбом, составленный в 1807 г. английскими § X

путешественниками по Крыму Хэем, Финчем и Хебером, находился в Центральном с § музее Тавриды, колл. Бертье-Делагарда № 4581 (Акчокраклы О. Новое из истории о о Чуфут-Кале // ИТОИАЭ.1928. №2. C.169). Дальнейшая судьба этой рукописи нам § § неизвестна.

CD о

24 Сумароков П. Досуги Крымского судьи. С.87-88. X 0

25 Kohl J.G. Reisen in Suedrussland. T.2. Dresden-Leipsig, 1841. S.260. с

26 В случае если датировка немецких ученых была точна, мы имели бы дело с 3 S древнейшими известными нам средневековыми рукописями Торы! Впрочем, скорее ® всего либо ученые, либо путешественник ошибались в столь ранней датировке. 3 Haxthausen A.F. von. Studien ueber die innern Zustaende, das Volksleben und insbesondere о die Laendlichen Einrichtungen Russlands. T.II. Hannover, 1847. S.391, 407.

Haxthausen A.F. von. Studien ueber die innern Zustaende.S.390-393.

29 Demidov A.Voyage dans Russie Meridionale et la Crimee par la Hongrie, la Valahie et la Moldavie execute en 1837. Paris, 1840. Т.1. Р.509.

30 Синани Б. К статистике караимов // КЖ. 1911. №2. С.31.

31 Подробнее о топографии «караимской слободы» и некоторых других аспектах истории караимской общины г. Феодосии см.: Лосев Д. «След малого, но гордого народа.. .»Караимская слобода в Феодосии // Крымский Альбом. Феодосия-Москва, 1996. С. 109-118. Несмотря на ряд ценных сведений, по целому ряду причин данная статья требует весьма критического к ней подхода.

32 «... триста харачников иудейских...пришивают к своим колпакам кусочек сукна желтого. Все тамошние иудеи - это караимы, или кызылбаши среди иудеев» (Эвлия Челеби. Книга путешествий. Пер. М.Кизилова. Симферополь, 1996.C.131-132).

33 Demidov A.Voyage. Р.498-499.

34 Remy F. Die Krim in ethnografischer, landshaftlicher und hygienischer Beziehung. Odessa-Leispig, 1872. S.190.

35 Karasubazar. Encyclopedia Judaica. Vol.10. P.785.

36 Караимская Жизнь. 1911. №1. С.125-126.

37 См.наиболее ранние свидетельства: д'Асколли в Eszer A. Die «Beschreibung des Schwarzen Meeres und der Tatarei» des Emidio Portelli D'Ascoli. S.233-234; Эвлия Челеби. Книга путешествий. Пер.М.Кизилова. Симферополь, 1996.C.94.

38 Сумароков П. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. М., 1800. С. 145.

39 Kaczkowski K. Dziennik podrozy do Krymu, odbytej w roku 1825. Warszawa, 1829. Cz. III. S. 92.

40 Nowosielski [Marcinkowski] A. Stepy, morze i gory. Szkice i wspomnienia z podro zy. Wilno. T.2. S.165.

41 OliphantL. The Russian Shores of the Black Sea in the Autumn of 1852. EdinburghLondon, 1854. P. 277-278.

42 Вполне вероятно, что Н. Берг, военный офицер, знал об исполнении караимским газзаном (в 1855-1857 гг. и.о. гахама) С. Беймом секретных предписаний российского командования по сбору агентурной информации о «тайных сборищах татар в Бахчисарае» (РГАДА. Ф.188. Оп.1. Д.365. Л.42-47).

43 Берг Н. Бахчисарай // Библиотека для чтения.1857. С.7, 19.

.а 44 Remy F. Die Krim in ethnografischer, landshaftlicher und hygienischer Beziehung. S.64.

45 Синани В. К статистике караимов // КЖ. 1911. №2. С.31.

46 Подробнее о современнном состоянии и отдельных аспектах истории караимской

S

>сз

общины Бахчисарая см.: Белый О.Б. Из истории караимской общины Бахчисарая //

® g Nomos (Kwartalnik Religioznawczy). №28/29.1999/2000. S.153-165; Белый О.Б. Из © g истории караимской общины г. Бахчисарая начала XX в. // Бахчисарайский историко-§ 8 археологический сборник. Вып.2. Симферополь, 2001. С.376-397. '3 з 47 Боровко H.A. Тепе-Кермен. Пещерный город в Крыму. Симферополь, 1913. С.25, 32. 48 Гидалевт A. Пещерный город Тепе-Кермен и его древнее еврейское кладбище //

§ §

g & Еврейская Старина. Вып.2. 1914. С.204-205; Маггид Д.Г. К надписям в Тепе-

§ § Кермене // Еврейская Старина. Т.6. Вып.3. 1914. С.490-491.

ас

:т о

е

49 У Гидалевича П21Л (5288=1528), в то время как после осмотра надписи, несомненно,

более вероятным выглядит прочтение ГЙЛЛ (5488 г.=1728); у Маггида совсем невероятное прочтение ЛИЛ'.

50 Гидалевт А. Пещерный город Тепе-Кермен. С.204; Маггид Д.Г. К надписям в Тепе-Кермене. С.490-491.

51 Ezer M Ktuvot Tepe-Kermen: Mordekhay ben Butai // Studies in a Karaite Community: The Report of the Epigraphic Expedition of the Ben-Zvi Institute to the Jewish-Karaite Cemetry of Chufut-Qal'eh, the Crimea, ed. Dan Shapira,Ben-Zvi Foundation, Jerusalem, 2002 (450 pp., на иврите, готовится к публикации в 2003 г.).

52 Боровко Н.А. Тепе-Кермен. Пещерный город в Крыму. Ненумерованная страница, следующая за с.72.

53 Ezer M Ktuvot Tepe-Kermen: Mordekhay ben Butai [Надписи Тепе-Кермена: Мордехай бен Бугай] // Studies in a Karaite Community: The Report of the Epigraphic Expedition ofthe Ben-Zvi Institute to the Jewish-Karaite Cemetry of Chufut-Qal'eh, the Crimea, ed. Dan Shapira,Ben-Zvi Foundation, Jerusalem, 2002 (450 pp., на иврите, готовится к публикации в 2003 г.).

54 Кондараки B.X. Универсальное описание Крыма. Николаев, 1873. 4.1. С.71; Боровко Н.А. Тепе-Кермен. Пещерный город в Крыму. С.38.

55 Remy F. Die Krim in ethnografischer, landshaftlicher und hygienischer Beziehung. S.97, 106.

56 Gammer M The Karaites of the Crimea during the Crimean War: A French Report // Turkish-Jewish Encounters Ed.M.Tutuncu. Haarlem, 2001. P.77. Этим информатором являлся, видимо, чуфут-калинский и, позднее, одесский газзан С.Бейм; справедливости ради следует отметить, что он включил в список караимских поселений ряд других городов, где, по всей видимости, едва ли проживало караимское население (4еркес-Кермен, Сары-Керман).

57 Боровко Н.А. Тепе-Кермен. Пещерный город в Крыму. С.43. В качестве аргумента исследователь привел цитату из ПСинани: «4асто приходилось им [караимам - МК.] бросать свои пепелища и имущества, бежать в леса и пещеры... 4еркес-Кермена, Инкермана и других гористых местностей».

58 Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русскоподданных караимов. Изд. З.А.Фирковича. СПб., 1890. С.78, 83.

59 Оставленное на внешней стороне южного нефа мангупской базилики Св.Константи-на и Елены, данные граффити читается как Лррр, т.е. О^Л VUp VXTp VUp (прочтение Д.Васютинской).

о р

§

с<

60 По аналогии можно вспомнить, что христиане Мангупа и Чилтер-Мармары располагали в карстовык полостях алтари церквей, следуя, видимо, местной традиции освящать места, связанные с дохристианскими культами (Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Мангупа. Симферополь, 1996. С.21).

61 По данным переписи 1897 г., в Симферополе проживало 709 караимов (Синани Б. К статистике караимов. С. 31).

62 Одно из первык упоминаний о караимах Севастополя относится к 1829 г.: в отличие g от неслужащих евреев, караимам города бышо разрешено проживать и владеть собственностью в городе и его округе. Караимские лавки располагались на одной из самык центральный улиц города - Екатерининской (Дьяконова И.А. Население с е Севастополя в конце XVIII - первой половине XIX века // IV Дмитриевские чтения. ° р Ялта, 2000. С.23). По данным переписи 1897 г., в Севастополе проживало 813 р п караимов (Синани Б. К статистике караимов. С. 31). м ®<

63 Его описание, см.: Шавшин Б.Г. Караимское кладбище в г. Севастополе (по материа- н о лам обследований) // Материалы Восьмой ежегодной междисциплинарной конферен- о с ции по иудаике. Тезисы. М., 2000. С.327-330. g ig

64 Белый О.Б. Из истории керченской караимской общины (Обзор по данным архивных е документов) // IV Дмитриевские чтения. Ялта, 2000. С.56-60.

65 Древние еврейские кодексы и другие памятники // ЗООИД. Т.1.1844. С.648; Леви-[Бабович] Т.С. Очерк возникновения караимизма. Севастополь, 1913. С.39. Ряд документов караимской общины г. Ора (Перекопа) конца XIX - начала XX в. находится в недавно приобретенной рукописной коллекции ин-та Бен Цви (№39) (см. обзор этой коллекции в Shapira D. Osef hadash be-makhon Ben-Zvi shel' mismakhim qarayim me-mizrakh Eiropa [Новое собрание ин-та Бен Цви караимских документов из Восточной Европы] // Peamim. №90. 2002. P.155-172.

66 O Zydach Karaimach. Biblioteka Warszawska. T.II. 1844. S.414.

67 Армянские древности Таврического полуострова // ЗООИД. №10. 1877. С.441.

68 Кружко Л.П. Армянск. Страницы истории. Киев, 1999. С.43, 68-69.

69 «Z powodu 10-tej rocznicy zgonu». MK 1: 3 (1926): 17.

70 Сведения С.Шапшала о проживании караимов в расположенном неподалеку от совр. Симферополя городище Таш-Джарган подтверждаются также другими поздними источниками. Необыкновенно интересна рассказанная в 1833 г. М.Султанскому тремя мангупскими старожилами устная традиция о «Таш Иргане» (т.е. Таш-Джаргане) как об одном из древнейших поселений, откуда караимы переселились в Мангуп (Кеппен П. О древностях ЮБК и гор Таврических (Крымский сборник). СПб., 1837.С. 289-290). О наличии в древности караимского населения в Таш-Джаргане писал также Э.Хоецки (Chojecki E. Wspomnienia z podro zy po Krymie. Warszawa, 1845. S.233). Несомненно, что именно с Таш-Джарганом следует идентифицировать загадочный «Tassaralganus pagus», откуда М.Броневским в 1579 г. бышо написано письмо-посвящение к королю Стефану Баторию (Broniovius M. Martini Bronovii de Biezdzfedea bis in Tartariam nomine Stephani Primi Poloniae Regis legati Tartariae Descriptio. Cologne, 1595, введение (без пагинации).

71 Шапшал С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. [Симферополь, 1993? Переиздание одноименной брошюры 1896 г.] С.7.

72 Broniovius M. Martini Bronovii de Biezdzfedea bis in Tartariam nomine Stephani Primi Poloniae Regis legati Tartariae Descriptio. Р.7; Сказание священника Иакова // ЗООИД. 1848. №2. С.686. Оба автора не уточняли, быши ли это представители раввинистичес-кого или караимского направления в иудаизме, однако, исходя из того, что в XVI -XVII вв. караимы представляли большинство еврейского населения Крымского

полуострова, можно все же предположить, что речь шла именно о караимах. Кроме того, в этот период центр крымских евреев-раввинистов находился на востоке Крыма (Карасубазар и Каффа), в то время как именно в расположенном неподалеку от Балаклавы Мангупе проживала значительная караимская община; то же самое можно сказать относительно соседства Яшлова и Чуфут-Кале, бывших в XVII-XVIII вв. собственностью яшлавских беев.

73 Gammer M The Karaites of the Crimea during the Crimean War. P.77; Носоновский M, Шабаровский В. Караимы в Деражно: стихотворный рассказ о разрушении общины (готовится к публикации).

74 Lyall R. Travels in Russia, the Krimea, the Caucasus, and Georgia. London, 1825. Vol.1. P. 279; Broniovius M. Martini Bronovii de Biezdzfedea bis in Tartariam nomine Stephani Primi Poloniae Regis legati Tartariae Descriptio. P.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.