№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Н. В. Дмитриева, доктор психол. наук, профессор, кафедра специальной психологии и психологии личности,
Новосибирский государственный педагогический университет,
Н. В. Буравцова, канд. психол. наук, доцент, кафедра социальной психологии и психофизиологии,
Новосибирский государственный университет
экономики и управления,
г. Новосибирск, Россия,
ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ
Исторически доказано, что реальное воздействие на систему социальных отношений осуществляется людьми, обладающими определенного рода выдающимися личностными качествами. К их числу относят и так называемые «харизматичные личности» — наделенные выдающимися способностями. В настоящее время понятие «харизма» встречается в социальном, политическом или психологическом контексте, и рассматривается в качестве синонима терминов «слава» и «популярность». Деятельность обладающих харизмой личностей притягивает внимание отечественных и зарубежных исследователей различных областей знания. Тем не менее, недостаточно исследованы причины возникновения, способы проявления личностной харизмы, катализаторы этого процесса, особенности воздействия на окружающих. В данном контексте представляет интерес специфика целеполагания и мотивации харизматичной личности, понимание того, что делает ее проекты более успешными, а адептов — преданными.
Как известно, термин «харизматическая личность» в научный оборот ввел М. Вебер. С его точки зрения, харизма — «личностное качество, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, особыми сила-
Специфика целеполагания харизматической личности базируется на том, что личность, имеющая точное видение того «зачем?»,
практически всегда может найти ответ на вопрос «как?».
ми и свойствами, не доступными другим»1. Но если Вебер убежден, что харизматич-ность недоступна для рядового обывателя, другие авторы (например, Дж. Ландарм, Ж. Блонд ель) полагают, что это «качество, которое человек может создать в себе сам»2. Анализ психологических концепций хариз-матичности показал, что в качестве ее основополагающих качеств выступают: «умение создавать проект будущего (цель, программа деятельности, результаты и ожидания); ставить конкретные и ясные цели и рисковать ради их достижения; акцентировать внимание на главном; мотивировать себя и других; а также чувствительность к происходящим изменениям»3.
Проанализируем специфику целеполагания и мотивации, побуждающих окружающих реализовывать планы и идеи, возникающие у харизматических личностей. Под целеполаганием понимается процесс выбора целей для управления процессом реализации определенной идеи; мотивацией — способность мобилизовывать ресурсы человека, и побуждать к действиям, направленным на реализацию конкретной цели.
Рассматривая факторы, обусловливающие успешность деятельности харизматического руководителя, Н. Энкельманн, указывает, что он строит свою деятельность
дискуссия
журнал научных публикаций
на следующих принципах: 1) формирование доверия (быть примером для подчиненных, признавать и поддерживать их достижения); 2) формулировать и ставить осмысленные задачи (смысл работы — сильная мотивирующая сила, источник мотивации — цели, достойные, чтобы их добиваться); 3) знание людей, способность проникаться их интересами и потребностями; 4) умение отождествляться с достигаемыми целями (общность целей способствует возникновению духа коллективизма и позволяет каждому проявлять свои способности на общее благо); 5) максимальная вовлеченность других в процесс решения проблем, поставленных задач и достижения успеха; 6) выполнение действий, направленных на достижение цели (демонстрируют профессионализм и показывают, что конкретно делает руководитель для ее реализации). Описывая процесс це-леполагания и мотивации харизматичного руководителя, Энкельманн отмечает, что его успех во многом зависит от умения правильно и в положительном ключе выражать свои мысли. При этом очень важно формирование собственных представлений (видения), знакомство с ними окружающих и убеждение их в значимости достижения. «Это видение или представление должно воздействовать не только на разум, оно должно обязательно задевать за живое самую суть человека, перекликаясь с чувствами, потребностями и желаниями... В то же время, убеждать — лишь первый шаг, но одного его недостаточно. Окружающие должны отождествлять себя с этими представлениями, сжиться с ними и воодушевиться общей целью. Это возможно только в том случае, если они увидят для самих себя смысл в этих представлениях»4.
Б. Басс, рассматри- -
вая харизму как один из параметров лидерства, в качестве элементов ее измерения выделяет: «создание образа будущего (цель, программа деятельности, результаты и ожидания, вокруг которых объединяются последователи лидера); чувство призванности; доверие и уважение со стороны подчиненных (как следствие ответственности, последователь-
Понятие «харизмы» неотделимо от успеха, но успех не является целью для харизматической
личности, а выступает как следствие реализации личностного потенциала.
ности, надежности и настойчивости лидера); а также заразительную гордость (infectious pride) — чувство собственного достоинства (осознание личной силы)»5.
Харизматические личности, утверждает Кете де Врис, никогда не воспринимают существующую ситуацию как должное, они всегда спрашивают: «можно ли усовершенствовать это? можем ли мы сделать это лучше?» Задавая такие вопросы и предоставляя реальные варианты решения проблем, они дают окружающим надежду на новое начало, создавая новый фокус, формирующий коллективное воображение. Специфика целеполагания харизматической личности базируется на том, что личность, имеющая точное видение того «зачем?», практически всегда может найти ответ на вопрос «как?». Четкое определение ее последователями смысла выполняемой задачи «позволяет им ощутить чувство внутреннего удовлетворения и, в свою очередь, создает почву, на которой базируется харизма данной лич-ности»6.
Представленные точки зрения показывают, что суть процесса целеполагания и мотивации харизматических личностей заключается в умении сформировать собственное видение цели и путей ее достижения; выстраивать параллели с чувствами, потребностями и желаниями окружающих, что способствует их убеждению в значимости достижения данной цели.
Говоря о планировании достижения поставленных целей, следует отметить стремление харизматических личностей к раздвиганию привычных границ возможного. Они никогда не строят планов, которые не способны «зажечь» их последователей, потому что только самый неординарный и дерзкий план может взволновать и объединить единомышленников. Они не ограничивают свои замыслы узкой конкретной целью, а, напротив, распространяют их на все, до чего дотягивается воображение. В каждом своем начинании харизматические личности расширяют границы реальности дальше, чем это кажется возможным обычным людям.
№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Анализируя мотивационные процессы, Й. Штайрер считает, что харизматический руководитель выступает как ролевая модель, показывающая пример предвидения и постановки целей. Он «должен уметь аргументированно убеждать сотрудников в необходимости смены своих установок и ценностных представлений для блага общих целей; обладать мужеством и чувством справедливости, ставить общие интересы выше личных; обладать чувством собственного достоинства, демонстрировать работоспособность, последовательность и упорство в достижении поставленных целей; верить в способности своих подчиненных к саморазвитию, иметь предрасположенность к риску»7.
Харизматическую личность характеризует ориентация на процесс предвосхищения деятельности; способность донести до каждого человека не только суть проблемы, но и те преимущества, которые дает ее решение; стремление выстраивать отношения с окружающими, используя, прежде всего, эмоциональные каналы. Это эффективно работает во благо организации (или общества), поскольку в такой ситуации члены такой организации готовы и рады затрачивать дополнительную энергию в интересах дела. Способность формировать представления, знакомить с ними окружающих, воодушевлять их на осуществление этих представлений и бороться за претворение их в жизнь при наличии сильных личных качеств — это, несомненно, то, что свойственно практически всем харизматическим личностям. Понятие «харизмы» неотделимо от успеха, но успех не является целью для харизматической личности, а выступает как следствие реализации личностного потенциала.
В данном контексте следует уточнить такое качество харизматической личности, как стремление быть на виду у всех и прикладывать большие усилия, чтобы мотивировать своих последователей как словом, так и личным примером в ходе общения и совместной деятельности даже в самые кризисные периоды. Роль образца для подражания осознанно и неосознанно используется харизматическими личностями в качестве действенных мотиваторов.
Люди, достигшие в жизни значимых результатов, внесшие тот или иной вклад в развитие общества, являются образцом для подражания, притягивают к себе внимание. Их достижения хочется копировать (например, стиль одежды Коко Шанель, особенности общения с клиентами М. Эриксона, манеру публичных выступлений В. В. Путина). Причем, эти люди не являются идеальными, но их всегда отличает твердая вера в себя, в свои способности и в значимость дела, которым они занимаются. Выполняя функцию образца для подражания, харизматическая личность возбуждает в окружающих потребность вести себя и поступать так же. При этом важно помнить, что стремление подражать возникает не на рациональном, а на эмоциональном уровне, так как человеку свойственно обладать тем или олицетворять то, что ему нравится. И человек перенимает (осознанно) поведение, а также (чаще неосознанно) позы, жесты, интонации образца для подражания.
Присутствие такого образца вызывает у человека определенную эйфорию: нахождение рядом с ним, возможность личных контактов побуждает прилагать все усилия понравиться ему, соответствовать его устремлениям. Поэтому чем ярче выра-
дискуссия
журнал научных публикаций
жены харизматические качества личности, тем сильнее его социальное притяжение, тем более сильным мотиватором (в контексте своей деятельности) он выступает для окружающих. При этом харизма обязательно должна подпитываться реальным жизненным и профессиональным успехом ее носителя.
Кроме того, харизматические личности хорошо владеют различными способами мани- = пулирования, в ситуациях общения умеют создавать яркие образы, заставляющие людей действовать; способны хорошо что-либо объяснять с помощью символов и метафор и иронии. Прекрасным примером этого может быть высказывание, приписываемое Сократу: «Женись, несмотря ни на что; если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом». Другой пример — поведение В. В. Жириновского, осуществляющего манипулятивное воздействие на сознание своих слушателей посредством демонстрации решительности, уверенности в себе и безапелляционной правоты.
Социально-психологическое исследование харизматичности доказывает, что ее можно представить как наблюдаемую и измеряемую характеристику, включающую набор определенных личностных качеств, а значит — существует возможность ее формирования и развития. Рассматривая социально-психологический тренинг как средство развития харизматичности, можно определить, что в качестве его задач выступят: формирование у участников представлений о себе как о носителях харизмы; развитие навыков убеждающего выступления; развитие умений принимать решения и служить образцом для подражания; формирование имиджа харизматичной личности.
Таким образом, специфика целепола-гания и мотивации харизматической личности, позволяющая привлекать единомышленников и успешно реализовывать поставленные цели, определяется: убежденностью в истинности идей и планов; высокой уверенностью в себе и развитым самоконтролем; наличием навыков ораторского
Человек, обладающий харизма тичностью, способен более тонко и точно воспринимать окружающий мир, изменяться вместе с изменяющимся миром, сохраняя индивидуальность и аутентичность.
мастерства, влияния и убеждения; обладанием заразительной энергией, энтузиазмом и экспрессивностью; способностью быть образцом для подражания и управлять про-= изводимым впечатлением, а также — наличием успешного опыта в реализации собственных идей. Руководитель, преподаватель, спортсмен, общественный деятель — это далеко не полный перечень профессий, для которых харизма-тичность может стать залогом профессиональной успешности и основой личностного развития. Человек, обладающий харизма-тичностью способен более тонко и точно воспринимать окружающий мир, изменяться вместе с изменяющимся миром, сохраняя индивидуальность и аутентичность. Благо -даря развитию харизматичности возможно приобретение чувства благополучия в различных жизненных сферах, что имеет существенное значение в решении вопросов личностного самоопределения и развития. (jjß
1. Вебер М. Харизматическое господство // Социс. 1988. № 5. С. 34-36.
2. См.: Ландрам Дж Н. Тринадцать мужчин, которые изменили мир. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 448 с., Блондель Ж. Политическое лидерство. — М., 1992. 135 с.
3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Психологические концепции харизматической личности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4. С. 137-141.
4. Энкельманн Н. Личностные качества достижения успеха в профессиональной и личной жизни. — М.: Интерэксперт, 2001. 272 с.
5. Bass B.M. Handbook of leadership: theory, research, and managerial applications. — N.Y, 1990. 1154 p.
6. Кете де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 311 с.
7. Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4. С. 102-106.