10. Fishman, B. Teaching and technology: New tools for new times. Handbook of Research on Teaching Drew / C. Dede, B. Means // H. Gitomer, C.A. Bell (eds). 5th ed. AERA. - 2016. - Ch. 21.
11. How People Learn. Bridging Research and Practice. M.S. Donovan et al. (eds). Washington, DC: National Academy Press. - 1999.
12. Kao C. Teachers'. Attitudes toward web-based. Professional Development, with Relation to Internet Self-efficacy and Beliefs about Web based Learning / C. Kao, C. Tsai // Computers and Education. - 2009. - № 53. - P. 66-73.
Педагогика
УДК 378.1 +37.026
старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна
Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); доцент Малкова Татьяна Вячеславовна
Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЦИФРОВЫХ АБОРИГЕНОВ» КАК ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. В статье поднимается вопрос об адаптации современного молодого поколения к новым технологическим условиям повседневной жизни для понимания характерных их особенностей как целевой аудитории в учебном процессе. В свете исследуемого вопроса авторы приводят и поясняют частотные в публицистической и научной литературе наименования обозначенной возрастной группы. В качестве основных категорий, позволяющих противопоставить поколение Z и поколение X с точки зрения владения ими цифровой компетенцией, выбраны термины, предложенные К. Робинсоном - «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты». Авторы отмечают, что подобное расслоение особенно очевидно в образовательной реальности, в которой складывается парадоксальная ситуация: технологически продвинутая молодежь (цифровые аборигены) обучается в образовательных организациях цифровыми иммигрантами, зачастую способными применять современные информационно-коммуникативные технологии лишь номинально, в качестве фона традиционным формам работы. Подобная ситуация способствует развитию пассивности в обучении, снижению мотивации и когнитивной инициативы, капсулированию человеческого потенциала в целом. В выводах авторы подчеркивают критичность сложившейся ситуации в образовательном пространстве, заявляют о необходимости модернизации существующих моделей образования.
Ключевые слова: молодые люди, цифровые аборигены, цифровые иммигранты, информационно-коммуникационные технологии, когнитивная деятельность, образовательная среда.
Annotation. The article raises the question of the adaptation of the modern young generation to the new technological conditions of everyday life in order to understand their characteristic features as a target audience in the educational process. In the light of the issue under consideration, the authors cite and explain the young people's names that are frequent in the journalistic and scientific literature. The terms proposed by K. Robinson - "digital aborigines" and "digital immigrants" - are chosen as the main categories that allow us to contrast generation Z and generation X in terms of their possession of digital competence. The authors note that such a stratification is especially evident in the educational reality, in which a paradoxical situation is developing: technologically advanced youth (digital aborigines) are trained in educational organizations by digital immigrants, who are often able to apply modern information and communication technologies only nominally, as a background to traditional forms of work. This situation contributes to the development of passivity in learning, a decrease in motivation and cognitive initiative, encapsulation of human potential in general. Making conclusions, the authors emphasize the criticality of the current situation in the educational space, and declare the need to modernize existing models of education.
Key words: young people, digital aborigines, digital immigrants, information and communication technologies, cognitive activity, educational environment.
Введение. Быстрое и непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к тому, что на сегодняшний день практически каждая человеческая деятельность так или иначе обусловлена их применением. Как никогда ранее в истории человечества, инструменту, влияющему на функционирование общества в целом и на реальность бытия каждого человека в отдельности, потребовалось всего около двух десятилетий не только для того, чтобы получить широкое распространение, но и для того, чтобы пристрастить к себе все сосуществующие поколения. Более того, современные дети дошкольного и школьного возраста, а также молодые люди периода ранней взрослости даже не имели возможности познакомиться с повседневной жизнью без Интернета и цифровых информационных ресурсов. Как следствие, киберпространство являет нынче собой для молодых людей естественную среду обитания; они безболезненно и органично перемещаются между реальным и виртуальным мирами, чувствуя себя «как дома» в каждом из них.
Цель исследования: рассмотреть подробнее социальную группу молодых людей и их адаптацию к новым технологическим условиям повседневной жизни для понимания характерных их особенностей как целевой аудитории в учебном процессе.
Объект исследования: социальная группа молодых людей периода ранней взрослости.
Предмет исследования: психологические и когнитивные особенности представителей обозначенной возрастной категории с целью выявления и обязательного последующего учета их качественных характеристик как целевой аудитории в современном образовательном процессе высшего образования.
Методология исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта.
Изложение основного материала статьи. Информационное пространство пестрит разнообразными наименованиями для данной категории: центениалы или постмиллениалы, Шоколение, линкстеры и т.д. Одни наименования подчеркивают период рождения, другие - функциональные особенности. Наиболее частотными описательными выражениями в европейской научной литературе являются: а) Children of the Network (от англ. 'дети сети'), подчеркивающее свободный способ эффективного функционирования молодых людей в виртуальном мире; б) Thumb Generation ('поколение большого пальца') - термин, который соотносится с наиболее часто используемым физическим способом коммуникации на базе коротких сообщений. Отметим, что подобная практика имеет определенные образовательные последствия, проявляющиеся в трудностях при формулировании длинных речевых конструкций или в злоупотреблении аббревиатурами, специально
разработанными для нужд SMS; в) Copy-Paste Generation (от англ. 'поколение копирования-вставки') - термин, который относится к способу составления письменных высказываний. Молодое поколение, ориентированное на быстрые результаты и небольшой объем работы, зачастую выполняет учебные письменные виды работ, используя фрагменты текстов, доступных в сети, игнорируя риск плагиата и заимствований; и т.д.
Марк Пренски, американский исследователь медиапространства, представил интересную концепцию нынешнего поколения. Анализируя способ познания мира и использования новых технологий, он подробно описал группу молодого поколения, которую назвал Digital Natives (от англ. 'цифровые аборигены'), в то время как старшее поколение, выросшее до цифровой эры, получило определение Digital immigrants (от англ. 'цифровые иммигранты') [4]. Данное социокультурное расслоение особенно очевидно в образовательной реальности. Для цифровых аборигенов медиа - это естественная среда, инструмент работы, развлечения и образования. В условиях отсутствия иного опыта жизнедеятельности они зачастую не способны свободно и эффективно функционировать без технологий. Напротив, у цифровых иммигрантов само появление и развитие информационно-коммуникационных технологий нередко вызывало подозрение, недоверие, неверие в свои возможности по управлению ими и даже отторжение. Отметим, что даже в сегодняшних реалиях, в которых использование ИКТ приобрело уже статус привычного формата осуществления любого вида жизнедеятельности, цифровые иммигранты используют их, скорее, по принуждению, зачастую в соответствии с четкими указаниями цифровых аборигенов. В этой связи интересно наблюдение Е.Михайловой, директора специальных программ ВЦИОМ: «Старшее поколение и молодежь в современном обществе часто меняются ролями: если традиционно молодежь училась у старших, то сегодня более зрелым людям бывает сложно ориентироваться в новых технологиях, разбираться в новых трендах без помощи своих детей» [1]. М. Пренски справедливо подчеркивает, что старшее поколение старается выучить язык цифровых медиа, поскольку не имеет иного выбора как попытаться ассимилироваться в новой среде, но используют его до сих пор с множеством трудностей. Они определенно предпочитают использовать доцифровой язык [5].
Подобная дихотомия проявляется не только в обращении к традиционным или цифровым информационным ресурсам, но и, в глобальном смысле, в восприятии реальности и, как следствие, в создании когнитивных моделей. Молодое поколение может без затруднений работать в виртуальном пространстве, осуществлять интернет-навигацию, используя миниатюрный инструментальный интерфейс. Generation Z или Gen Z (от англ. 'поколение Z' - термин из классификации поколений, разработанной Н. Хоувом и У. Штраусом) легко читает и воспринимает тексты, размещенные в Интернете, даже если их содержание фрагментировано или вырвано из контекста, выстраивая свои знания на основе слабо связанных артефактов (разрозненных элементов программной системы). Они предпочитают свободный (гипертекстовый и гипермедийный) доступ к источникам, обогащенным и сопровождаемым графикой, аудио- и видеорядом. Более того, современное молодое поколение может с легкостью обрабатывать информацию из нескольких источников, предпочитая мозаичную картину мира с нелинейным выстраиванием системных элементов. Цифровые аборигены предпочитают краткосрочные задачи, которые дают быстрые результаты. Сообщение, основанное на линейной структуре, воспринимается ими как излишне длинное, перегруженное составляющими компонентами, вызывая не всегда понятные старшему поколению трудности в прочтении, вычленении смысловой нагрузки, осознании.
Мир цифровых иммигрантов, в отличии от цифровых аборигенов, более статичен и упорядочен. Их образование основано на линейной, мощной передаче контента. Они с достаточной легкостью воспринимают большие печатные массивы. Изображение и звук являются для них дополнительной опцией к тексту, но их также можно рассматривать как рассеивающий фактор. Исследуя реальность, они используют линейное мышление и усваивают информацию в структурированной, логичной и связанной с ранее имеющейся базой знаний; виртуальное пространство для них нечитаемо и сложно в исследовании, обычно рассматривается как хаотичное творение. Цифровые иммигранты могут стабильно работать в течение длительного периода времени, терпеливо ожидая отсроченных эффектов. Частичные результаты для них не так важны, как для цифровых аборигенов - они предпочитают получать совокупный, общий результат. Часто они изучают только основные, основные функции используемых инструментов ИКТ, не видя необходимости изучать остальное. Таким образом, они не часто знакомятся с реальными возможностями, которые открывает использование устройства. Как правило, они относятся на расстоянии ко всем современным средствам массовой информации и ко всем техническим новшествам [3].
Казалось бы, цифровые аборигены и цифровые иммигранты - это не первый разрыв между поколениями в истории человечества. Однако на этот раз проблема заключается в том, что различия слишком велики и, к сожалению, имеют тенденцию к росту. Кроме того, этот цифровой разрыв [7] влияет на образовательный процесс молодого поколения. Актуальная образовательная среда показывает, что технологически продвинутая молодежь (цифровые аборигены) обучается в образовательных организациях цифровыми иммигрантами. Технологически компетентные преподаватели, которые не только интегрируют новые медиа в свою деятельность, но и помогают своей целевой аудитории двигаться в этой дихотомической реальности, составляют незначительное меньшинство. Эта реальность, к сожалению, не меняется, поскольку, несмотря на неоднократно предпринимаемые действия по реформированию существующей парадигмы образования, практика показывает, что преподаватели не стремятся отказываться от своего превосходства. Они остаются в центре образовательного процесса, оказывая на него решающее влияние и контролируя его. Подобные расстановки в образовательном пространстве создают определенную напряженность, поскольку нынешнее молодое цифровое поколение с малых лет привыкло к самостоятельному исследованию, вычленению личностно-значимой информации, принятию собственных решений на основе собственных представлений о предмете изучения. Более того, интерес молодежи зачастую не соответствует тому, что предлагает современная высшая школа, которая, по мнению экспертов, часто функционирует параллельно с Интернетом и цифровыми технологиями, подтверждая тем самым, что это один из самых консервативных социальных институтов, веками функционирующий практически в неизменном виде.
Анализируя образ современных образовательных организаций высшего образования в контексте современных технологий, мы задаемся вопросом: как преподают цифровые иммигранты? Анализ собственного многолетнего преподавательского опыта обнаруживает, что профессорско-преподавательских состав в своем большинстве все еще тяготеет к традиционным методам обучения, которые доказали свою эффективность, но были разработаны еще десятки лет назад для доцифрового поколения: передача знаний, как правило, основана на лекциях - формате работе удобен для преподавателя. Потребности цифровых аборигенов, как правило, в таком варианте организации когнитивной деятельности обучающихся отодвигаются в сторону, хотя адекватное применение современных мультимедийных учебных материалов могло бы открыть перед преподавателем и целевой аудиторией новые перспективы. Использование ИКТ на занятиях нередко номинально и ограничивается простейшими действиями, не обязательно интегрированными с целями обучения. Хотя следует отметить, что неадаптация методов и форм обучения к технологическим условиям и потребностям цифровых аборигенов может привести к ограничениям в развитии ключевых компетенций, лежащих в снове функционирования "общества будущего".
Кен Робинсон обращает внимание на парадокс традиционного обучения [6]: среднестатистический молодой человек каждый день в бытовой жизнедеятельности стимулируется новейшими мультимедийными устройствами и как активный игрок задает вопросы, ищет ответы, находит, проверяет, решает и действует более или менее успешно. В образовательном же пространстве его принуждают мирно сидеть на скамье, сосредоточив внимание на высказываниях преподавателя, следить за экраном, непрерывно делать какие-то заметки, вести конспект. Результат очевиден: пассивность в обучении, снижение мотивации, отсутствие инициативы, мучительное отсиживание учебных часов и т.п.
Опыт показывает, что оптимальным решением для такого рода ситуаций может быть смешанное обучение, понимаемое как гармоничное и взаимодополняющее использование интегрированных традиционных и мультимедийных методов и форм обучения. Интегрированное в этом смысле образование позволяет обучающимся многочувственно воспринимать многокодовую передачу информации, интерактивную мультимедийную коммуникацию или стимулирующую визуализацию [2]. Кроме того, новые средства массовой информации естественным образом превращают преподавателя в привлекательного вдохновителя, а учебную аудиторию - в место для создания подлинного образовательного сообщества.
Выводы. В современных условиях система образования неизбежно требует модернизации, поскольку дидактика, не соответствующая актуальному уровню развития информационных технологий, приводит к растрачиванию впустую или даже потере человеческого потенциала, что, в свою очередь, в стратегическом плане капсулирует возможности будущего человеческого капитала государства.
Отказ от старой парадигмы и существующих моделей образования подразумевает немедленную разработку новых, соответствующих современным потребностям предложений, которые на основании исследований и существующих практик обозначат актуальную модель образования. По мнению авторов, она неоспоримо получает статус жизнеспособной, будучи основанной на следующих столпах: самообучение, переход от подразумеваемого авторитета к коллективному доверию, децентрализованная педагогика, сетевое обучение, образование с открытым исходным кодом, обучение как связь и интерактивность, обучение на протяжении всей жизни, учебные заведения как мобилизующие сети. Именно в таком образовательном пространстве получит четкие свои очертания путь субъектов образования в лабиринте информационной цивилизации, исключив возможность их блуждания в смысле применения ИКТ-инструментов в образовательном процессе.
Литература:
1. Кулакова, А.Б. Поколение Z: теоретический аспект / АБ. Кулакова // Вопросы территориального развития. - 2018. - №2 (42). - С. 3-10.
2. Bonk, C.J. The World is Open. How Web Technology is Revolutionizing Education / C.J. Bonk. - San Francisco: Jossey-Bass. - 2009. - 480 p.
3. Collins, A. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America / A. Collins, R. Halverson. - New York: Teachers Collage Press. - 2009. - 144 p.
4. Prensky, M. Digital Game-Based Learning / M. Prenski. - McGraw-Hill. - 2001. - 442 p.
5. Prensky, M. Don't Bother Me Mom - I'm Learning / M. Prenski. - Saint Paul: Paragon House. - 2006. - 254 p.
6. Robinson, K. Changing Education Paradigms. - URL: https://www.ted.com/talks/sir_ken_robinson_changing_education_paradigms (дата обращения 10.07.2022).
7. Underwood, J.D.M. Rethinking the Digital Divide: impacts on student- tutor Relationships / J.D.M. Underwood // European Journal of Education. - 2007. - vol. 42. - no. 2. - Pp. 219-220.
Педагогика
УДК 378.2
ассистент кафедры логопедии Ходякова Александра Сергеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет» (г. Мытищи)
ДИСТАНЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Цель исследования - представить результаты экспериментального изучения особенностей связных высказываний дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза. Авторами рассматриваются научно-теоретические основы развития и совершенствования связного высказывания дошкольников; систематизированы и резюмированы результаты изучения связных произвольных высказываний детей данной категории. Научная новизна исследования заключается в разработке методики дистанционного изучения связного высказывания дошкольников с ЗПР средством анкетирования дошкольников и их родителей. Проведенный качественный и количественный анализ специфических проявлений речевого развития детей с задержкой психического развития позволяет расширить исследовательский материал по изучению особенностей коммуникативного развития дошкольников с ЗПР, вербальных и невербальных психических процессов у дошкольников с ЗПР.
Ключевые слова: произвольное высказывание; речемыслительная деятельность; дети дошкольного возраста; задержка психического развития (ЗПР); дистанционное изучение; анкетирование.
Annotation. The aim of the study is to present the results of an experimental study of the features of coherent utterances of preschoolers with mental retardation (PSD) of cerebral organic genesis. The authors consider the scientific and theoretical foundations of the development and improvement of coherent utterances of preschoolers; systematized and summarized the results of the study of coherent arbitrary utterances of children of this category. The scientific novelty of the research lies in the development of a methodology for remote study of the coherent utterance of preschoolers with a PO by means of questioning preschoolers and their parents. The qualitative and quantitative analysis of the specific manifestations of speech development of children with mental retardation allows us to expand the research material on the study of the features of the communicative development of preschoolers with ZPR, verbal and non-verbal mental processes in preschoolers with ZPR.
Key words: arbitrary utterance; speech-thinking activity; preschool children; mental retardation (PSD), distance learning; questionnaire.
Введение. Совершенствование качества и эффективности развития детей дошкольного возраста является основной задачей современной системы обучения и воспитания детей. Многоаспектность данного процесса детерминирует необходимость решения ряда вопросов, которые связаны с подготовленностью дошкольников к овладению родным языком. Установлено, что полноценное освоение родного языка и речи подразумевает сформированность таких компонентов, как