Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ходякова Александра Сергеевна

Цель исследования - представить результаты экспериментального изучения особенностей связных высказываний дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза. Авторами рассматриваются научно-теоретические основы развития и совершенствования связного высказывания дошкольников; систематизированы и резюмированы результаты изучения связных произвольных высказываний детей данной категории. Научная новизна исследования заключается в разработке методики дистанционного изучения связного высказывания дошкольников с ЗПР средством анкетирования дошкольников и их родителей. Проведенный качественный и количественный анализ специфических проявлений речевого развития детей с задержкой психического развития позволяет расширить исследовательский материал по изучению особенностей коммуникативного развития дошкольников с ЗПР, вербальных и невербальных психических процессов у дошкольников с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ходякова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE STUDY OF THE FEATURES OF COHERENT UTTERANCES OF PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

The aim of the study is to present the results of an experimental study of the features of coherent utterances of preschoolers with mental retardation (PSD) of cerebral organic genesis. The authors consider the scientific and theoretical foundations of the development and improvement of coherent utterances of preschoolers; systematized and summarized the results of the study of coherent arbitrary utterances of children of this category. The scientific novelty of the research lies in the development of a methodology for remote study of the coherent utterance of preschoolers with a PO by means of questioning preschoolers and their parents. The qualitative and quantitative analysis of the specific manifestations of speech development of children with mental retardation allows us to expand the research material on the study of the features of the communicative development of preschoolers with ZPR, verbal and non-verbal mental processes in preschoolers with ZPR.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Кен Робинсон обращает внимание на парадокс традиционного обучения [6]: среднестатистический молодой человек каждый день в бытовой жизнедеятельности стимулируется новейшими мультимедийными устройствами и как активный игрок задает вопросы, ищет ответы, находит, проверяет, решает и действует более или менее успешно. В образовательном же пространстве его принуждают мирно сидеть на скамье, сосредоточив внимание на высказываниях преподавателя, следить за экраном, непрерывно делать какие-то заметки, вести конспект. Результат очевиден: пассивность в обучении, снижение мотивации, отсутствие инициативы, мучительное отсиживание учебных часов и т.п.

Опыт показывает, что оптимальным решением для такого рода ситуаций может быть смешанное обучение, понимаемое как гармоничное и взаимодополняющее использование интегрированных традиционных и мультимедийных методов и форм обучения. Интегрированное в этом смысле образование позволяет обучающимся многочувственно воспринимать многокодовую передачу информации, интерактивную мультимедийную коммуникацию или стимулирующую визуализацию [2]. Кроме того, новые средства массовой информации естественным образом превращают преподавателя в привлекательного вдохновителя, а учебную аудиторию - в место для создания подлинного образовательного сообщества.

Выводы. В современных условиях система образования неизбежно требует модернизации, поскольку дидактика, не соответствующая актуальному уровню развития информационных технологий, приводит к растрачиванию впустую или даже потере человеческого потенциала, что, в свою очередь, в стратегическом плане капсулирует возможности будущего человеческого капитала государства.

Отказ от старой парадигмы и существующих моделей образования подразумевает немедленную разработку новых, соответствующих современным потребностям предложений, которые на основании исследований и существующих практик обозначат актуальную модель образования. По мнению авторов, она неоспоримо получает статус жизнеспособной, будучи основанной на следующих столпах: самообучение, переход от подразумеваемого авторитета к коллективному доверию, децентрализованная педагогика, сетевое обучение, образование с открытым исходным кодом, обучение как связь и интерактивность, обучение на протяжении всей жизни, учебные заведения как мобилизующие сети. Именно в таком образовательном пространстве получит четкие свои очертания путь субъектов образования в лабиринте информационной цивилизации, исключив возможность их блуждания в смысле применения ИКТ-инструментов в образовательном процессе.

Литература:

1. Кулакова, А.Б. Поколение Z: теоретический аспект / АБ. Кулакова // Вопросы территориального развития. - 2018. - №2 (42). - С. 3-10.

2. Bonk, C.J. The World is Open. How Web Technology is Revolutionizing Education / C.J. Bonk. - San Francisco: Jossey-Bass. - 2009. - 480 p.

3. Collins, A. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America / A. Collins, R. Halverson. - New York: Teachers Collage Press. - 2009. - 144 p.

4. Prensky, M. Digital Game-Based Learning / M. Prenski. - McGraw-Hill. - 2001. - 442 p.

5. Prensky, M. Don't Bother Me Mom - I'm Learning / M. Prenski. - Saint Paul: Paragon House. - 2006. - 254 p.

6. Robinson, K. Changing Education Paradigms. - URL: https://www.ted.com/talks/sir_ken_robinson_changing_education_paradigms (дата обращения 10.07.2022).

7. Underwood, J.D.M. Rethinking the Digital Divide: impacts on student- tutor Relationships / J.D.M. Underwood // European Journal of Education. - 2007. - vol. 42. - no. 2. - Pp. 219-220.

Педагогика

УДК 378.2

ассистент кафедры логопедии Ходякова Александра Сергеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет» (г. Мытищи)

ДИСТАНЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Цель исследования - представить результаты экспериментального изучения особенностей связных высказываний дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза. Авторами рассматриваются научно-теоретические основы развития и совершенствования связного высказывания дошкольников; систематизированы и резюмированы результаты изучения связных произвольных высказываний детей данной категории. Научная новизна исследования заключается в разработке методики дистанционного изучения связного высказывания дошкольников с ЗПР средством анкетирования дошкольников и их родителей. Проведенный качественный и количественный анализ специфических проявлений речевого развития детей с задержкой психического развития позволяет расширить исследовательский материал по изучению особенностей коммуникативного развития дошкольников с ЗПР, вербальных и невербальных психических процессов у дошкольников с ЗПР.

Ключевые слова: произвольное высказывание; речемыслительная деятельность; дети дошкольного возраста; задержка психического развития (ЗПР); дистанционное изучение; анкетирование.

Annotation. The aim of the study is to present the results of an experimental study of the features of coherent utterances of preschoolers with mental retardation (PSD) of cerebral organic genesis. The authors consider the scientific and theoretical foundations of the development and improvement of coherent utterances of preschoolers; systematized and summarized the results of the study of coherent arbitrary utterances of children of this category. The scientific novelty of the research lies in the development of a methodology for remote study of the coherent utterance of preschoolers with a PO by means of questioning preschoolers and their parents. The qualitative and quantitative analysis of the specific manifestations of speech development of children with mental retardation allows us to expand the research material on the study of the features of the communicative development of preschoolers with ZPR, verbal and non-verbal mental processes in preschoolers with ZPR.

Key words: arbitrary utterance; speech-thinking activity; preschool children; mental retardation (PSD), distance learning; questionnaire.

Введение. Совершенствование качества и эффективности развития детей дошкольного возраста является основной задачей современной системы обучения и воспитания детей. Многоаспектность данного процесса детерминирует необходимость решения ряда вопросов, которые связаны с подготовленностью дошкольников к овладению родным языком. Установлено, что полноценное освоение родного языка и речи подразумевает сформированность таких компонентов, как

лексика, грамматика, связная речь, которые в свою очередь напрямую связаны с коммуникативными способностями ребенка [1-6; 8; 9].

Описываемое исследование обращает внимание на вопросы изучения уровня сформированности связной речи дошкольников, их коммуникативных навыков. Особую значимость рассматриваемые вопросы имеют для детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Цель исследования:

- изучить особенности связных высказываний детей дошкольного возраста с ЗПР и наметить пути их формирования и совершенствования;

- разработать содержание анкетирования детей дошкольного возраста с ЗПР при участии их родителей и проанализировать уровень сформированности связного произвольного высказывания;

- интерпретировать полученные результаты, полученные в ходе анкетирования дошкольников с ЗПР.

В рамках изучения особенностей произвольного высказывания авторами используются следующие методы исследования: аналитический метод; моделирование; анкетирование; Google-анкетирование; педагогический эксперимент; контент-анализ.

Научно-теоретическую основу исследования представляют труды и исследования Л.С. Выготского [5], А.А. Леонтьева [10], С.Л. Рубинштейна [11], Д.Б. Эльконина [15], излагающие положения о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к их изучению; Л.Б. Баряевой, Л.В. Лопатиной, Н.Н. Яковлевой [7]; В.К. Воробьевой [4]; Л.Г. Соловьевой [12]; И.Г. Вечкановой [7], И.Н. Лебедевой [7; 10] о положениях специальной педагогики и психологии, в которых описаны многоаспектность познавательного и речевого развития ребенка и представления о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР [13].

Применение результатов экспериментального исследования позволит расширить возможности проведения диагностической и коррекционной работы по развитию и совершенствованию связной речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Изложение основного материала статьи. Овладение связной речью является одним из главных навыков, который необходимо сформировать у детей дошкольного возраста для полноценного речевого и когнитивного развития [1]. Данная взаимосвязь обнаруживает себя в виду того, что связная речь представляет собой акт коммуникации [7; 9]. Коммуникативная функция речи выступает основой речемыслительной деятельности, является неотъемлемой частью познавательной сферы ребенка. Развитие данной составляющей речевого развития дошкольников представляет собой многоступенчатый процесс для детей с особыми образовательным потребностями, в том числе и для дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) [4; 5; 9].

Результаты исследовательских работ дают доказательные представления о том, что для детей с задержкой психического развития характерны сложности кодирования и декодирования речевой продукции. Установлено, что недоразвитие связной речи обусловлено неспособностью реализовать внутренний языковой план во внешнюю речь [3, 6; 7; 9].

Для определения исследовательских позиций важна научная информация об особенностях речи детей с ЗПР. Нарушения речевого развития этого контингента детей связаны с недостатками ее мотивации, которая наблюдается у детей с задержкой психического развития. Наиболее ярким в этом плане является низкая потребность у детей в общении с окружающими, прежде всего, с другими детьми [3, 6]. В частности, это относится к диалогу и монологу как формам связной речи [8, 13, 14]. Это связано с трудностями подбора вербальных средств общения, что наблюдается у детей с ЗПР в ходе игрового взаимодействия, а в целом, в снижении игрового интереса у детей [3, 13].

Недостаточность коммуникативных умений обуславливает возникновение трудностей речемыслительной деятельности дошкольников и сложности в овладении знаниями. Изучение литературных источников позволило установить, что нарушение смысловой организации речи в структуре речевого дефекта является препятствием для формирования контекстной формы общения.

Исследование речевых высказываний детей старшего дошкольного возраста было организовано в дистанционном формате с применением метода анкетирования в период с апреля 2020 г. по апрель 2021 г. Респондентами эксперимента выступили 40 семей, которые воспитывают детей с разным уровнем речевого и когнитивного развития. Дошкольники обучаются на базе дошкольных образовательных организаций г. Санкт-Петербурга и Московской области (г. Мытищи).

Взаимодействие с участниками исследования осуществлялось посредством социальных сетей Telegram, WhatsApp, ВКонтакте, где созданы родительские сообщества и чаты образовательных организаций. Проведение педагогического эксперимента продиктовано неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, которая повлекла за собой закрытие образовательных организаций на карантин.

Предлагаемая анкета состоит из следующих пунктов:

1. Как часто Вы беседуете с ребенком? (родители отвечают на этот вопрос не привлекая для этого детей).

2. На какие темы Вы общаетесь с ребенком? (родители отвечают на этот вопрос не привлекая для этого детей).

3. После прочтения рассказа/сказки, Вы беседуете с ребенком об их содержании? (родители отвечают на этот вопрос не привлекая для этого детей).

4. Отметьте названия сказок из списка, которые знает Ваш ребенок (Это задание выполните вместе с ребенком).

5. Попросите ребенка самостоятельно составить рассказ о фруктах. Дословно зафиксируйте данный рассказ.

6. Попросите ребенка самостоятельно составить рассказ о домашних животных. Дословно зафиксируйте данный рассказ.

7. Попросите ребенка самостоятельно составить рассказ о зиме. Дословно зафиксируйте данный рассказ.

8. Выделите из предложенного списка имя персонажей, которых знает Ваш ребенок (Это задание выполните вместе с ребенком).

9. Назовите (запишите), какая сказка наиболее близка и интересна Вашему ребенку.

10. Попросите ребенка назвать основных персонажей любимой сказки.

11. Попросите ребенка самостоятельно составить рассказ о любимом персонаже сказки. Пожалуйста, запишите этот рассказ дословно. (Рассказ составляется самостоятельно ребенком).

Анкета была составлена таким образом, чтобы родители могли сразу фиксировать ответы и выполнять различные знаковые действия. Анкеты предлагались в онлайн-формате путем рассылки составленной Google Формы. Подобный формат заполнения анкеты мог быть неудобен для части респондентов ввиду чего была предусмотрена рассылка анкеты по электронной почте. Это было необходимо для создания комфортных условий участникам эксперимента при заполнение её в удобном для себя формате (электронно или от руки). Отметим, что нами было записано короткометражное видео, в котором демонстрировался пример заполнения анкеты как в Google Форме, так и в формате Word [13].

Обратим внимание на то, что для получения более точного и качественного результата исследования, мы попросили родителей фиксировать ответы детей, записывая их дословно с помощью доступных технических средств (аудио- или видеозаписи).

Анализ полученных материалов продемонстрировал, что запись и отправка голосовых сообщений в мессенджерах была наиболее удобной формой фиксации речевой продукции детей, так как участники эксперимента отправляли подобные аудиосообщения сериями непосредственно в переписке с экспериментатором. Отметим, что в ходе проведения исследования в таком формате было предусмотрено обязательно согласование с родителями вопросов, связанных с анонимностью и закрытостью использования полученных результатов.

Интерпретация речевых высказываний (пункты анкеты 5, 6, 7, 10) детей осуществлялась путем оценивания рассказов с опорой на систему оценки сформированности связной речи [6]. Отметим, что пункты анкеты 1, 2 и 3 не входили в систему оценивания. Включение данных вопросов в анкету обусловлено необходимостью смотивировать родителей анализировать речевые высказывания детей.

В процессе анализа составленных речевых высказываний особое внимание было уделено таким параметрам, как намеренность, воспринимаемость, доступность, завершенность, связность и цельность [9; 13].

Оценка самостоятельно составленных рассказов детей из анкет проводилась исходя из следующих уровней:

1 уровень - «хорошо». К данному уровню относились рассказы дошкольников, которые были составлены самостоятельно. При этом содержание высказывания полностью отражало его основную мысль в виду соблюдения последовательности и связности изложения.

2 уровень - «удовлетворительно». Речевые высказывания, отнесенные к данному уровню, характеризовались несоблюдением связности, последовательности. В ходе составления рассказа требовалась стимулирующая помощь в виде вопросов. Кроме этого, отмечались значительные затруднения в применении художественно-стилистических элементов.

3 уровень - «недостаточно». Речевая продукция дошкольников отличалась многократными нарушениями связности высказывания, смысловыми неточностями. Составление рассказа сопровождалось повторяющимися наводящими вопросами.

4уровень - «низкий». Самостоятельное составление рассказа не наблюдалось. Речевые высказывания были составлены только по вопросам взрослого. При этом дошкольники нарушали связность и стройность текста, что выражалось в многочисленных повторах ранее сказанного, односложных ответах, характеризуя бедность и однообразие речи детей.

5 уровень - задание не выполнено [6, 13].

Изучение результатов проведенного анкетирования позволил выделить экспериментальную группу (24 дошкольника с ЗПР) и сравнительную группу (16 человек с нормальным интеллектуальным и речевым развитием). Обратим внимание на то, что ответы респондентов на 1-3 пункты анкеты были неоднозначными. Так, значительная часть родителей отмечала, что беседует с ребенком постоянно, однако отвечая на следующий вопрос, относительно темы бесед, затруднялась дать ответ. Среди полученных ответов наиболее часто указаны следующие темы: «Как прошел твой день», «Друзья». Лишь небольшая часть родителей отмечала тему «Сказки», «Поделки». Важно отметить и тот факт, что большинство родителей затрудняются дать ответ, ведут ли они беседы с ребенком после прочтения рассказов/сказок.

Дошкольники с задержкой психического развития продемонстрировали рассказы разной степени развёрнутости, в которых практически отсутствовали временные и причинно-следственные связи, необходимые для целостного восприятия речевого высказывания. Характерной особенностью являлось отсутствие начала и конца составляемого рассказа, что негативно сказывалось на восприятии и понимании сюжетной линии рассказа. В большинстве случаев дети с задержкой психического развития многократно повторяли ранее сказанное, сталкивались с трудностями подбора нужного слова. Интересно, что, что для дошкольников экспериментальной группы характерна замена слов, в частности, глаголов на звукоподражания, сопровождаемые действиями.

У части респондентов наблюдались трудности с выбором объекта, о котором нужно составить рассказ. Так, дети пытались представить в своей речи всех персонажей сразу, перескакивая с одного на другого, что обуславливало нарушение стройности, связности и целостности речевого высказывания. Однако были зафиксированы случаи, когда ребенок не мог определиться с персонажем, что нашло отражение в молчании либо элементарном перечислении любимых героев.

Зачастую тексты состояли из «внеконтекстных эпизодов», связанных с прошлым опытом, что не позволяло зафиксировать речевые проявления на заданную тему. Важно отметить тот факт, что в небольшом количестве случаев был проявлен отказ от выполнения задания, который проявлялся в отсутствии интереса к заданию, переключением внимания на окружающую обстановку.

Относительно показателя самостоятельности составления речевого высказывания стоит отметить, что он носит неоднозначный характер. В группе нормально развивающихся дошкольников было зафиксировано самостоятельное выполнение задания, однако были выявлены случаи, когда детям было сложно начать рассказ. Но после наводящих вопросов родителя ребёнку не составляло труда активно строить своё речевое высказывание. Дошкольникам с задержкой психического развития помощь в виде вопросов требовалась чаще по сравнению с детьми сравнительной группы.

Оценка произвольных речевых высказываний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР позволила определить следующие специфические проявления: значительные трудности в программировании речевого высказывания; отсутствием контроля за смысловой стороной высказывания, обуславливающее наличие смысловых пропусков и повторов; затруднения в выделении основных и второстепенных признаков, качеств предмета; нарушение связности и цельности произвольного высказывания; дефицитарность механизмов, напрямую связанных с лексическим и синтаксическим оформлением произвольного высказывания.

Исследование произвольных высказываний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР проводилось путем воздействия на речемыслительную деятельность. Проведенный педагогических эксперимент позволил разработать содержание и технологию проведения диагностики уровня сформированности связной речи в рамках дистанционных условий организации обучения дошкольников. Экспериментальные данные дают возможность определить специфические особенности речевых высказываний дошкольников с ЗПР, обусловленные недостаточным когнитивным развитием.

Выводы. Представленные результаты открывают новые возможности организации коррекционно-образовательного процесса, которые напрямую связаны с повышением эффективности формирования коммуникативных навыков детей, их социализации. Представленные экспериментальные данные являются перспективой для дальнейших исследований, связанных с разработкой модели коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Литература:

1. Алексеева, М.М. Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед., учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец, Л.В. Лопатиной. -М.: Просвещение, 2021. - 336 с.

3. Арсеньева, М.В. Изучение связной речи и речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР на материале художественной литературы / М.В. Арсеньева // Диагностика и коррекция нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 06 ноября 2013 года. - Санкт-Петербург: Центр диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей профессора Л.Б. Баряевой, 2013. - С. 16-22.

4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT, 2006. - С. 158.

5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 74-75.

6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием /

B.П. Глухов. - Москва: Аркти, 2002. - 142 с.

7. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова [и др.]. - Москва: УМЦ "Добрый мир", 2018. - 331 с.

8. Корницкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно - повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович // Нарушение речи у дошкольников; сост. Р.А. Белова-Давид. -М.: Просвещение, 1972. - С. 181-199.

9. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И.Н. Лебедева // Специальное образование. -2012. - № 1(25). - С. 166-183.

10. Леонтьев, А.А. Признаки связности и цельности текста / А.А. Леонтьев // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. - Киев: Высшая школа, 1978. - 230 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Психология речи: Сборник статей / С.Л. Рубинштейн. - Ленинград: [б. и.], 1941. - 304 с.

12. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 62-67.

13. Ходякова, А.С. Оценка запаса лексических единиц в связном высказывании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.С. Ходякова, Е.В. Грузина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6. -№ 3. - С. 468-472. - DOI 10.30853/ped210038. - EDN BJELSS.

14. Щербак, С.Г. Изучение особенностей связной монологической речи детей с дизартрическими расстройствами /

C.Г. Щербак // Дефектология. - 2010. - №1. - С. 47-56.

15. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Недосекина Ирина Игоревна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЯДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ

ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Аннотация. В настоящее время особое значение приобретает возможность доступа студентов к дистанционным технологиям в процессе обучения, которые позволяют заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. С внедрением компьютерных технологий в образовательный процесс открываются широкие возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к предмету, появляется возможность сформировать информационно-коммуникационную компетентность обучающихся. В данный момент в обучении приоритетным является умение решать ситуативные задачи. В связи с этим, основное внимание уделяется разработке методики, развивающей у студентов желание, способности и умение учиться. В статье авторы приводят, исходя из собственного опыта работы, наиболее хорошо зарекомендовавшие бесплатные системы видеоконференций, комплекты педагогических программных средств, мобильных приложений. В качестве примера приводятся различные информационные ресурсы при изучении темы «Иммунная система. Иммунитет» по дисциплине «Анатомия». Для контроля усвоения знаний предлагается использовать тесты, созданные при помощи такого ресурса как Classtime. Данный ресурс позволяет мгновенно создавать тесты в ходе проведения занятия или Online. Кроме того, охарактеризована широко используемая платформа Moodle. С помощью которой можно легко создавать контент, позволяющий дистанционно обучать большую группу обучающихся, создавать задания, формировать интерактивные тесты. В выводах указывается, что построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого обучающегося возможно только лишь с применением новых образовательных технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение компьютерные технологии, видеоконференции, электронные пособия, биология.

Annotation. Currently, the possibility of students' access to remote technologies in the learning process, which allow them to study at a convenient time, in a convenient place and at a pace, is of particular importance. With the introduction of computer technologies into the educational process, wide opportunities open up, allowing to create conditions for the development of cognitive interest in the subject. In addition, it becomes possible to form the information and communication competence of students. At the moment, the ability to solve situational problems is a priority in training. In this regard, the main attention is paid to the development of a methodology that develops students' desire, abilities and ability to learn. In the article, the authors cite, based on their own work experience, the most well-proven free video conferencing systems, sets of pedagogical software, mobile applications. As an example, various information resources are given when studying the topic "The immune system. Immunity" in the discipline "Anatomy". To control the assimilation of knowledge, it is proposed to use tests created with the help of such a resource as Clastime. This resource allows you to instantly create tests during a class or Online. In addition, the widely used Moodle platform is characterized. With the help of which you can easily create content that allows you to remotely teach a large group of students, create tasks, form interactive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.