УДК 159.9:37
Характеристики цифрового общества и принципы образования в нем
Евгения Э. Кригер
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, ekrig@yandex.ru
Аннотация. В статье речь идет о цифровом обществе, возникающем на современном этапе развития человечества и цифровом образовании, призванном подготовить будущее поколение к жизни. Названы основные характеристики цифрового общества, показаны сложности и возможности, к которым они приводят. В качестве основных характеристик цифрового общества называются: использование техники и технологий; наличие межличностной коммуникации в социальных сетях; использование цифровых технологий как современного средства вхождения в культуру; изменение роли субъектов образования. Именно они выступают основаниями для пересмотрения устройства современного образования, обоснования принципов, на которых необходимо его сегодня выстраивать. В качестве основного ориентира пересмотра современного образования предлагается использовать психологическое здоровье личности. Кроме того, здесь называются и раскрываются основные принципы построения цифрового образования, к которым относят актуализацию личностного потенциала, позволяющего сохранять психологическое здоровье, жизнестойкость, стрессоустойчивость; развитие системного и диалектического мышления; чувствительность к динамике мира, к его движению; развитие исследовательской позиции; понимание цены и ценности жизни; формировать сопричастность к миру, соучастие в нем, готовность к со-развитию.
Ключевые слова: характеристики цифрового общества, психологические сложности цифрового общества, образование, психологическое здоровье; принципы образования в цифровом обществе
Для цитирования: Кригер Е.Э. Характеристики цифрового общества и принципы образования в нем // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 4 (14). С. 29-39.
© Кригер Е.Э., 2018
30 E^. Kpnrep
Characteristics of the digital society and the principles of education in it
Evgeniya E. Kriger
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, ekrig@yandex.ru
Abstract. The article deals with a digital society, originating at the present stage of human development, as well as with digital education, designed to prepare the future generation for life. The paper identifies main characteristics of the digital society, shows the difficulties and opportunities to which they lead. The paper describes the main characteristics of the digital society, showing the difficulties and opportunities to which they lead. The main characteristics of a digital society are: the use of technics and technology; presence of interpersonal communication in social networks; the use of digital technologies as a modern means of entering the culture; changing the role of subjects of education. It is they that act as a basis for the modern education revision and for substantiating the principles on which it is necessary to build it today.
To that end it is proposed to use the psychological health of an individual as the main guideline. In addition, the author names and specifies the basic principles of building digital education, what includes: an actualization of the personal potential, allowing to maintain the psychological health, vitality, stress resistance; the development of systemic and dialectical thinking; the sensitivity to the world dynamics and movement; the development of research position; understanding the price and value of life. It also allows forming the engagement with the world, the complicity in it and readiness for co-development.
Keywords: characteristics of the digital society, psychological complexities of the digital society, education, psychological health; principles of education in a digital society
For citation: Kriger EE. Characteristics of the digital society and the principles of education in it. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;4:29-39.
Сегодня мы находимся в таком времени, которое вводит нас в иную цивилизацию цифрового мира и как следствие цифрового общества. Это формирует новую социокультурную ситуацию развития человека и поднимает новые вопросы, связанные как
с осмыслением самого цифрового общества, так и с образованием личности в нем. В настоящее время становится важным понять специфику цифрового общества и разобраться в тех переломных контекстах образования, которые им задаются. В этой работе хотелось бы как раз остановиться на рассмотрении этих вопросов.
Сегодня очевидными становятся следующие характеристики цифрового общества: востребованность сложнейших цифровых технологий и техники; осуществление значительной части социализации в киберпространстве; построение сознания с использованием современных средств цифровой цивилизации; смена субъекта, передающего информацию. Остановимся на их раскрытии.
Множество потребностей витальных, познавательных, эстетических и других обслуживаются в настоящее время с помощью техники и современных цифровых (информационно-коммуникационных) технологий. Это освобождает значительное количество времени, позволяет решать новые задачи, расширяет сферу коммуникации в масштабах не только конкретного места, но и планеты в целом. На смену физическому труду приходит труд интеллектуальный. Использование новых средств приводит к необходимости владеть иными компетенциями, дающими возможность пользоваться современными благами цивилизации и найти свой способ самореализации. Цифровое общество - это технократическое общество, использующее цифровые девайсы для самообслуживания. Это освобождает значительное количество времени и открывает новые возможности для социализации.
В цифровом обществе возникает специфика в межличностных и межгрупповых отношениях, они обретают характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализации, где происходит смещение пространства общения в социальные сети. Здесь решается одновременно огромное количество разноплановых задач: от маркетинговых до интимно-личностных. Происходит социальное утверждение личности, обретение ею популярного статуса, расширение сферы взаимодействия в масштабах планеты. При этом в социальных сетях порой становится непонятно, с кем ты общаешься, это один человек или их множество, в каком месте и времени он/ они находятся, какая у них система ценностей, насколько они владеют манипулятивными стратегиями, какие задачи они решают на самом деле. Это вызывает необходимость быть более гибким и приспособленным в мире, а также иметь в виду, что современная социализация без киберпространства сегодня не обходится. Значительная часть общества, особенно молодое поколение, проводят достаточно большое количество времени в Интернете.
Новые технологии определяют картину мира субъекта, становятся средством, формирующим сознание человека, выстраивающим образ осваиваемой реальности. Цифровые технологии позволяют выделить и зафиксировать постоянно растущую и обновляющуюся информацию, а затем интериоризировать ее. Они встраиваются во внутреннее пространство личности и выступают средствами регуляции поведения и отношений с миром. Внутренняя психическая деятельность становится результатом интериоризации внешней предметной деятельности, осуществляемой с помощью цифровых технологий. А образ, созданный с применением новых технологий, выступает образом, через который мир входит в сознание человека. Кроме того, для современных подростков социальная ситуация развития становится опосредована сетевым взаимодействием.
Цифровое общество - это общество, которое М. Мид относит к постконфигуративной культуре [1]. Современные технологии позволяют объединить молодых людей и создают условия для формирования у них того опыта, которого не было у старшего поколения. И наоборот, старшее поколение не увидит трансформации своего опыта в жизни молодых людей. Этот разрыв абсолютно нов, он рождает новый тип межпоколенческих отношений, а также является всеобщим и глобальным. Образовательная функция в цифровом обществе переходит в руки детей, что делает старших более зависимыми, а следовательно, более уязвимыми. Младшее поколение оказывается значительно осведомленным в развитии технологий и начинает выступать носителями опыта. Это приводит к перестроению иерархии их отношений со взрослыми и требует иной коммуникации.
Итак, мы имеем дело сегодня совершенно с иным типом цивилизации, создающей новую культурно-историческую ситуацию развития. Мы живем в совершенно новом временном континууме, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами, связанными с развитием цифровых технологий, и как следствие, создающего свой особый тип существования, изменяющий весь ход социального развития человека. Здесь появляется своя система ценностей, перестраивающая сознание личности и предъявляющая новые требования к образованию и социализации.
К этому обществу необходимо не только приспосабливаться, но и находить пути самореализации в нем. Цифровое общество создает свои проблемы, связанные с социализацией и развитием личности, которые должны быть осмыслены и соответственно учтены при построении всего образования в целом. В нем надо специально учиться жить, а также видеть те противоречия, которые в нем воз-
никают и создают свои сложности. Здесь хотелось бы остановиться на их описании.
Во-первых, мир цифрового общества перестает быть челове-комерным, происходит смещение ценностей с самого человека на ценности техники и технологий. С одной стороны, такая ситуация высвобождает огромное количество человеческих ресурсов, повышает значимость интеллектуальной деятельности, сокращает усилия, затраченные на выполнение физического труда, что, казалось бы, должно содействовать большей самореализации. С другой стороны, все появляющиеся инновации вытесняют самого человека, порождая безработицу, заменяя человеческие ресурсы роботами, перестраивая пространство межличностного взаимодействия, переводя его в плоскость публичного общения с широкомасштабной и неизвестной аудиторией в социальных сетях. Огромное количество людей перестают выполнять производственные функции, которые им были ранее свойственны. Это провоцирует повышенный стресс, разрушает благополучие, приводит к девиациям, лишает человека места в социальном пространстве. Техника, цифровые технологии и общение в социальных сетях выступают приоритетом в сравнении с тем, что происходит с самим человеком, его внутренней реальностью, близостью межличностных отношений.
Во-вторых, увеличивается неопределенность происходящего. Цифровое общество складывается в сверхбыстром, очень нестабильном, мерцающем, изменчивом мире, обладающем свойствами текучести, гибридности, непредсказуемости. С одной стороны, неопределенность выступает вызовом, требующим поиска новых смыслов, ответов на возникающие вопросы, определения происходящего. С другой стороны, ее необходимо выдерживать. Это заставляет быстро перестраивать систему норм и ценностей, учит договариваться о реальности, изменяться в связи с ее изменениями. Искать ответы на вопросы: как не потерять базовые представления о реальности, как контролировать происходящее, кто является субъектом ответственности и где его границы. Неопределенность делает мир подвижным и изменчивым, ожидая от личности готовности исследовать неизвестное, быть открытым к нему, оберегать эффективные традиции, находить в них опору для встречи с хаосом окружающей действительности.
В-третьих, цифровое общество является прозрачным и небезопасным. Вся наша жизнь открыта для гаджетов. С одной стороны, это увеличивает сферу коммуникации, которая приобретает планетарные масштабы, это расширяет связи и раскрывает новые образовательные, культурные, производственные возможности.
С другой стороны, делает человека более уязвимым, частная жизнь становится доступной через веб-камеру, почта может быть легко взломанной, переписка просматриваться, местоположение человека зафиксировано, а хакерские атаки могут выступить угрозой для жизни в момент хирургической операции. Здесь всегда приходится выбирать между безопасностью и прозрачностью. Это безусловно приводит к снижению доверия к миру. Мир начинает входить в сознание как угрожающий и небезопасный. Нарушает психологическую устойчивость. Требуется владеть копинг-стратегиями, способами саморегуляции, позволяющими сохранять психологическое здоровье, поддерживающими личностное развитие.
В-четвертых, в таком обществе размываются устоявшиеся авторитеты. С одной стороны, это открывает возможности для талантливых дарований, позволяя им использовать ресурсы социальных сетей для собственного продвижения и реализации. С другой стороны, здесь могут быть публично подвергнуты сомнению и обесценены уже сложившиеся авторитеты, внесшие значительный вклад в развитие мировой науки. Растет авторитет блогера, обладающего яркой харизмой, выраженными манипулятивными стратегиями влияния, ведущего за собой массы поклонников и являющегося наиболее популярной профессией среди подростков. Сориентироваться в таком мире может опосредствующее сознание, владеющее методологической культурой, обладающее необходимым уровнем критического мышления, верифицирующего подаваемую информацию. Необходима соразмеренность между аффектом и интеллектом, позволяющая быть свободным от эффектов эмоционального заражения и сохранять свою позицию в восприятии мира.
В-пятых, появляется необходимость экономии эмоциональных ресурсов, ориентированная на гедеонистические ценности. С одной стороны, человек чувствует, что жизнь перешла на слишком высокие обороты, он не успевает за ее темпами, испытывает эмоциональное, физическое, интеллектуальное истощение. И как следствие, переходит из высокоскоростного режима в менее энергозатратный, что приводит к дауншифтингу. Когда человек стремится минимизировать состояния и положительные, и отрицательные, уйти от бурных переживаний, перевести их в средний диапазон, чувствуя малейшие оттенки движения эмоций и тратя на них мельчайшие движения души. С другой стороны, большие скорости порождают явление прокрастинации, когда человек постоянно откладывает порой даже важные дела, не достигая намеченных планов, необходимой самореализации.
В-шестых, происходит изменение в отношениях возраст - зрелость в сетевом мире. С одной стороны, наблюдается тенденция смещения возрастных границ окончания дошкольного и подросткового возраста на 1-3 года, получившее название ретардации, как следствие у этих детей отмечают высокий рост интеллектуального развития, ранняя киберсоциализация. С другой стороны, можно наблюдать инфантилизацию личности, утрату духовности, потерю осмысленности жизни. Стремление игнорировать происходящие изменения, не пытаться их понять, подвергнуть сомнению. Часть общества устраняется от цифрового мира, старается не замечать изменения, тем самым теряет осведомленность в реальности, не замечая влияющую силу социальных сетей, оказывается беспомощным при попадании в киберпространство.
В таком сложном мире соответственно возникает необходимость переосмысления путей развития образования. Его целей и ценностей, технологий, а также отношения к человеку. Мы полагаем, что целью и ценностью современного образования является развитие психологического здоровья личности, использующей внутренние потенциальные ресурсы для изменения себя, и преобразования той ситуации, которая не устраивает ее естественный ход развития и самореализации, живущей в согласии с миром, самой собой и с другими людьми. Формирование такой личности происходит на основе эталонных моделей, созданных в культуре, среди которых, как справедливо указывают О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов, можно назвать модели внутренней согласованности и гармоничного развития личности, приспособленности индивида к биосоциальной среде, всесторонней самореализации раскрытии творческого и духовного потенциала личности [2]. Психологически здоровая личность, по мнению авторов, имеет хорошо сформированную целостную внутренне интегрированную личность, обладающую необходимыми структурно-процессуальными характеристиками, сложившимися на основе культурных эталонов. К процессуальным характеристикам здоровой личности они относят такие процессы, как саморегуляцию, социальную адаптацию и самореализацию. А ее структурными компонентами являются: телесные ощущения и реакции; образы и представления; самосознание и рефлексия; межличностные отношения и социальные роли; социокультурные детерминанты личности; сущностные переживания и трансперсональный опыт; самоактуализация. На наш взгляд, все эти аспекты должны составлять измерения содержания современного образования в цифровом обществе. Формирование этих структур обеспечивает становление целостной интегрированной личности, позволяющей сохранить человекоцен-
трированные идеи в образовании. Что обеспечивает необходимое отношение к человеку и понимание его психологических параметров, необходимых для жизнеосуществления в мире техники и технологий, динамичных социальных процессов и социальных сетей.
В основу технологий организации образовательного процесса должны быть положены идеи, позволяющие обеспечить трансформацию приобретаемого опыта и перевод его во внутреннее пространство. Согласно идеям культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, механизмом развития личности выступает интериоризация производимых культурой ценностей [3]. Формирование психологически здоровой личности является сегодня достаточно важной ценностью современного образования. Образование здесь выступает именно той социальной основой, которая обеспечивает психическое развитие человека, позволяя интериоризировать осваиваемый опыт с учетом психологических оснований реализуемых идей его построения. Поэтому технологии образования должны обеспечивать организацию системы тех внутренних и внешних условий, которые позволяют формировать психологически здоровую личность, а следовательно, гармонично развитую, владеющую механизмами саморегуляции собственных состояний и полноценно реализующуюся в мире.
Одним из таких условий может быть рассмотрено обращение к работе с миром человека, как той психологической реальностью, которая возникает между человеком и миром и проявляет себя через отношение (В.Е. Клочко) [4]. Мир человека - это та психологическая реальность, которая конструируется через взаимоотношения с миром и складывается из ценностей и смыслов. Обращение с этой реальностью позволяет нам через категорию отношение формировать целостную интегрированную личность. В цифровой цивилизации такая реальность наполняется содержательными характеристиками цифрового общества, где происходит социализация человека. В ней возникают разные искажения восприятия мира, отражающиеся и на трансформации каждого структурного компонента психологического здоровья в самом человеке как психологической системе. Поэтому психологическое здоровье как ценность должно культивироваться в самой образовательной среде, а также необходимо соотносить искажения, которые складываются по каждому его структурному компоненту, создавая человекоориентированную психологическую систему.
В связи с учетом всех сложностей, возникающих в цифровом обществе, мы можем выделить принципы, на основе которых должно быть построено современное образование. Среди них можно отметить следующие.
1. Актуализация личностного потенциала, позволяющего сохранять психологическое здоровье, жизнестойкость, стрессо-устойчивость. Современное образование должно быть ориентировано на понимание того, что источник здоровья личности находится внутри ее самой. В этой связи необходимо обеспечить такое взаимодействие с ней, где она выступает в качестве субъекта, инициирующего и управляющего собственной активностью. Необходимо открывать в личности те ресурсы - ее задатки, способности, способы саморегуляции, ценности, которые позволяют ей сохранять гармоничное мироощущение, адаптироваться к миру и изменять саму себя и окружающую действительность.
2. Развитие системного и диалектического мышления. Ориентиром цифрового общества должен стать человек думающий, использующий свое критическое мышление для восприятия информации и решения возникающих задач. Ему необходимо видеть скрытые смыслы, стоящие за многими социальными противоречиями. Для этого важно формировать у личности метакомпетенции, позволяющие воспринимать информацию системно и неоднозначно, видя ее противоположные стороны, поднимаясь за пределы возникающих противоречий в метапозицию. Это дает возможность использовать качественную информацию, верифицированную, открывающую новые пространства для освоения мира.
3. Чувствительность к динамике мира, к его движению. Образование должно учитывать динамику мира, его изменчивость, многовариантность, непостоянство. Поэтому образовательное пространство необходимо постоянно обновляться предметной средой, использованием информационно-коммуникационных технологий, межличностной коммуникацией, функционированием субъектов образования через различные полномочия и роли, проявление себя в многообразных формах активности. Все это должно способствовать формированию готовности выдерживать неопределенность мира. Современный мир переполнен неопределенностью, в нем не заданы смыслы, он постоянно изменяется. Динамика часто сопровождается неопределенностью, повышающей хаос и бессмысленность. Нужно уметь чувствовать движение жизни и следовать ему, входя в неопределенность, выдерживая ее и выходя из нее.
4. Развитие исследовательской позиции. Исследовательская позиция представляет собой сложное психическое образование, обеспечивающее активизацию потребности в поиске неизвестного, предрасположенность человека к активному исследовательскому отношению к действительности. Неопределенность жизни предлагает вызов для развития исследовательской позиции. Исследова-
тельская позиция выполняет функцию активного реагирования на изменения, возникающие в окружающей действительности, межличностных отношениях и в самом субъекте. Она является характеристикой личности, обладающей активным исследовательским отношением к себе, к миру, саморазвитию, способной активно влиять на процесс становления нового не только внутри себя, но и вовне. В цифровом обществе при огромном росте информационного потока ее ценность повышается.
5. Понимание цены и ценности жизни. Динамика жизни цифрового общества, его повышенная стрессогенность должны формировать такую ценность, как жизнь человека. Жизнь у него одна. Любая активность человека сопровождается расходом его жизненных сил. Это та цена, которую ему приходится платить за собственные приобретения. Поэтому к жизни стоит относиться рационально, не растрачивая ее по мелочам, планируя ход ее событий, осознавая задачи, которые следует решать в том или ином периоде.
6. Формировать сопричастность к миру, соучастие в нем, готовность к со-развитию. Это позволяет увидеть в образовании две основные задачи: внутренней интеграции личности и ее социализации во внешнем плане. Человек не формируется через оценки и моральные суждения, он складывается через качество отношения с обществом, через сопричастность его ко всему человечеству, что делает его жизнь значимой и осмысленной. По мнению А. Адлера, объединение человечества в единое целое порождает социальные чувства, или общественный дух, именно он и стоит у истоков великих достижений нашей цивилизации [5].
Таким образом, мы сегодня живем в цифровом обществе, обладающем своими характеристиками, использующем цифровую технику и технологии, перестраивающем межличностную коммуникацию, значительная доля которой осуществляется в сетевом мире, изменяющем средства развития сознания, наделяющем ребенка новыми функциями трансляции культуры. Это создает свои сложности и возможности, избежать которые сегодня нельзя. Их необходимо видеть и перестраивать в соответствии с ними образовательный процесс.
Образование в цифровом обществе - это такое образование, которое создано на основе понимания психологических механизмов развития психики, оно позволяет формировать внутренне интегрированную целостную личность, а также обеспечивает ее эффективную интеграцию во внешний мир и самореализацию в нем. В данной статье мы предложили ряд принципов, на основе которых должно строиться современное образование.
Литература
1. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 430 с.
2. Васильева О.С, Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. Ростов/Дон, 2005. С. 110-186.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2005. 1136 с.
4. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: Системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 154 с.
5. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.
References
1. Mead M. Culture and the world of childhood. Moscow: Nauka Publ.; 1988. 430 p. (In Russ.)
2. Vasil'eva OS., Filatov FR. Health psychology. The phenomenon of health in culture, psychological science and everyday consciousness. Rostov/Don, 2005. P. 110-186. (In Russ.)
3. Vygotskii LS. Psychology of human development. Moscow: Smysl: Eksmo, 2005. 1136 p. (In Russ.)
4. Klochko VE., Galazhinskii EV. Self-realization of personality. A systemic view / Ed. by GV. Zalevskii. Tomsk: Tomsk Universitet Publ.; 1999. 154 p. (In Russ.)
5. Adler А. Understanding the human nature. Saint-Petersburg: Akademicheskii pro-ekt Publ.; 1997. 256 p. (In Russ.)
Информация об авторе
Евгения Э. Кригер, доктор психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; ekrig@yandex.ru
Information about the author
Evgeniya E. Kriger, Dr. in Psychology, associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; ekrig@yandex.ru