Научная статья на тему 'Взаимосвязь психологического климата, социального статуса семьи и межличностных отношений дошкольников, использующих цифровые технологии'

Взаимосвязь психологического климата, социального статуса семьи и межличностных отношений дошкольников, использующих цифровые технологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIGITAL NATIVES / DIGITAL TECHNOLOGIES / PRESCHOOL AGE / PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF FAMILY / SOCIAL STATUS OF THE FAMILY / INTERPERSONAL RELATIONS / ЦИФРОВЫЕ АБОРИГЕНЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шакирова Гульшат Фиразовна

В данной статье описываются психологические изменения в межличностной сфере детей в связи с усиленным развитием и популяризацией цифровых технологий. Ребенок рассматривается в контексте субъекта культуры, а цифровые технологии являются ее неизменным элементом. В работе уточнены понятия «цифровой иммигрант» и «цифровой абориген». Под цифровыми иммигрантами понимаются люди, рожденные до цифровой эпохи. Цифровые аборигены дети, рожденные в эпоху цифровых технологий, у них развито визуальное внимание и скорость мышления, при этом они дольше адаптируются и испытывают трудности в коммуникационной сфере. Цель работы заключалась в выявлении взаимосвязи между психологическим климатом, социальным статусом семьи и межличностными отношениями дошкольников, использующих цифровые технологии. Выявлены тенденции современного общества в отношении цифровых технологий: количество детей, использующих мобильные устройства, растет с каждым годом; уменьшаются возрастные рамки; дошкольники используют мобильные средства, уже подключенные к сети, и, соответственно, имеют свободный доступ к Интернету. Установлено, что психологический климат семьи, где ребенок является активным пользователем цифровых технологий, является положительным; социальный статус родителей имеет опосредованное значение; межличностные отношения между детьми характеризуется слабо выраженной настойчивостью и безразличием к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATIONS BETWEEN THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE, SOCIAL STATUS OF FAMILIES AND INTERPERSONAL RELATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN USING DIGITAL TECHNOLOGIES

This article describes psychological changes in children's interpersonal sphere in connection with the increased development and popularization of digital technologies. The child is considered to be the subject of culture, and digital technologies are its invariable element. This work specifies the concepts “digital immigrant” and “digital native”: digital immigrants are people, born before the digital era, while digital natives are children born during this era. These children have developed visual attention and speed of thinking, at the same time their period of adaptation is longer and they experience difficulties in the communication sphere. This work aims to identify interrelations between the psychological climate, social status of families, and interpersonal relations of preschool children who use digital technologies. We reveal the tendencies in modern society with respect to digital technologies: the number of children using mobile devices is growing every year, their age range is decreasing; preschoolers use mobile means connected to the network, and, accordingly, have free access to the Internet. We have established that the psychological climate of families, where children are active users of digital technologies, is positive; the social status of parents is of mediated value; the interpersonal relations between children are characterized by mild perseverance and indifference to the world outside.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь психологического климата, социального статуса семьи и межличностных отношений дошкольников, использующих цифровые технологии»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №4(50)

УДК 159.9.072.432

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА, СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СЕМЬИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

© Гульшат Шакирова

INTERRELATIONS BETWEEN THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE, SOCIAL STATUS OF FAMILIES AND INTERPERSONAL RELATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN USING DIGITAL TECHNOLOGIES

Gulshat Shakirova

This article describes psychological changes in children's interpersonal sphere in connection with the increased development and popularization of digital technologies. The child is considered to be the subject of culture, and digital technologies are its invariable element. This work specifies the concepts "digital immigrant" and "digital native": digital immigrants are people, born before the digital era, while digital natives are children born during this era. These children have developed visual attention and speed of thinking, at the same time their period of adaptation is longer and they experience difficulties in the communication sphere. This work aims to identify interrelations between the psychological climate, social status of families, and interpersonal relations of preschool children who use digital technologies. We reveal the tendencies in modern society with respect to digital technologies: the number of children using mobile devices is growing every year, their age range is decreasing; preschoolers use mobile means connected to the network, and, accordingly, have free access to the Internet. We have established that the psychological climate of families, where children are active users of digital technologies, is positive; the social status of parents is of mediated value; the interpersonal relations between children are characterized by mild perseverance and indifference to the world outside.

Keywords: digital natives, digital technologies, preschool age, psychological climate of family, social status of the family, interpersonal relations.

В данной статье описываются психологические изменения в межличностной сфере детей в связи с усиленным развитием и популяризацией цифровых технологий. Ребенок рассматривается в контексте субъекта культуры, а цифровые технологии являются ее неизменным элементом. В работе уточнены понятия «цифровой иммигрант» и «цифровой абориген». Под цифровыми иммигрантами понимаются люди, рожденные до цифровой эпохи. Цифровые аборигены - дети, рожденные в эпоху цифровых технологий, у них развито визуальное внимание и скорость мышления, при этом они дольше адаптируются и испытывают трудности в коммуникационной сфере. Цель работы заключалась в выявлении взаимосвязи между психологическим климатом, социальным статусом семьи и межличностными отношениями дошкольников, использующих цифровые технологии. Выявлены тенденции современного общества в отношении цифровых технологий: количество детей, использующих мобильные устройства, растет с каждым годом; уменьшаются возрастные рамки; дошкольники используют мобильные средства, уже подключенные к сети, и, соответственно, имеют свободный доступ к Интернету. Установлено, что психологический климат семьи, где ребенок является активным пользователем цифровых технологий, является положительным; социальный статус родителей имеет опосредованное значение; межличностные отношения между детьми характеризуется слабо выраженной настойчивостью и безразличием к окружающему миру.

Ключевые слова: цифровые аборигены, цифровые технологии, дошкольный возраст, психологический климат семьи, социальный статус семьи, межличностные отношения.

Цифровые технологии становятся средой обитания для детей. Возникает новая социальная ситуация развития [Солдатова, с. 79]. Эти дети

иначе коммуницируют, занимаются творчеством, играют, социализируются, вовлекаются в деятельность, растут. Во взрослой жизни они могут

быть более успешными по сравнению с поколением цифровых иммигрантов (людей, рожденных до цифровой эпохи), у них развито визуальное внимание и скорость мышления. Однако они испытывают трудности в общении, дольше адаптируются в социуме. Таких детей называют «цифровыми детьми» или «цифровыми аборигенами» [Prensky, с. 1].

Становление цифровых детей приходится на дошкольный возраст - это период стремительного роста и развития ребенка, период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В исследованиях установлено [Sanri, Goodwin, с. 25], что 80% умственных способностей ребенка формируется именно в дошкольном детстве. Из них: 20% способностей ребенок приобретает до 1 года, еще 30% - до 4-х лет и 30% - от 4-х до 8-ми лет.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия - сокращенными.

Дети этого возраста сензитивны к внешним воздействиям, большое влияние на них оказывают экзогенные факторы - внешние условия окружающей среды. В то же время первичная роль в развитии ребенка принадлежит ближайшему окружению, в частности семье, где формируются личностные качества, привычки, ценностные установки и ориентации, мотивы и интересы.

Увеличение количества времени, проводимого за цифровыми устройствами, отсутствие «культуры двора», где дети усваивают навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками, ведет к изменению поведения ребенка и трансформации отношения с родителями и сверстниками, появляются новые психологические закономерности, такие как неспособность человека предусмотреть последствия своих действий, проявлять надлежащую гибкость и переносить хорошо освоенные поведенческие механизмы в новую ситуацию, чувствовать ответственность за свои поступки [Zilberstein, с. 152]. Проявления такого поведения - результат небрежности, моральной незрелости, равнодушия, недостатка заинтересованности.

Цифровые устройства выступают орудием, используемым для передачи информации (отправка смс-сообщения), или знаком, опосредующим различные психические функции [Бая-

нова, с. 8] и процессы (участие в компьютерной игре и др.). Меняется психическое развитие и восприятие окружающего мира [Kim, c. 90]. В связи с этим мы придерживаемся культурно-исторического подхода Л. С. Выготского к описанию механизма образования связей между ребенком и цифровыми технологиями. Ребенок «... овладевает собой как одной из сил природы, извне - при помощи особой культурной техники знаков» [Выготский, с. 120]. Знак выступает как психическое орудие, которое, в отличие от орудий труда, изменяет не физический мир, а осознание оперирующего им человека.

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между психологическим климатом, социальным статусом семьи и межличностными отношениями дошкольников, использующих цифровые технологии. Было выдвинуто предположение о том, что устойчивый отрицательный климат в семье при высоком социальном положении родителей связан с трудностями в межличностных отношениях у дошкольников и высокой частотой использования ими цифровых технологий.

Практическая часть исследования проведена с помощью анкетирования родителей (для установления, кто из их детей использует цифровые технологии), методики «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» [Смирнова, с. 140], опросника «Биополе семьи» [Бойко, с. 200] и анкеты «Социальный статус семьи». Для обработки данных применялись математические и статистические методы анализа данных.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений Вахитовского района г. Казани. Выборка исследования состояла из 50 детей (20 мальчиков и 30 девочек) 5-6 лет и 85 родителей (мам и пап).

В результате анкетирования родителей детей выборка условно была разделена на две группы: те, кто активно использует цифровые устройства (53% респондентов), и те, которые ими практически не пользуются (47% респондентов). Время, которое проводит ребенок в цифровом мире, варьируется от 30 минут (20% детей) и до 1 часа и больше в течение дня (60% детей). 86% детей используют мобильные устройства родителей, 14% - планшеты. 48% детей играют, 40% смотрят мультфильмы, 12% увлечены поиском интересных приложений.

Далее проводилось наблюдение за коммуникативным развитием детей в группе с целью определения особенностей межличностных отношений между ними. Наблюдаемыми показателями поведения детей были: инициативность, чувствительность и преобладающий эмоциональный

ПСИХОЛОГИЯ

фон. На каждого испытуемого заводился протокол, в котором отмечалось наличие данных показателей и степень их выраженности.

Результаты наблюдения показали следующее: цифровые дети часто пытались проявлять инициативу, однако были ненастойчивыми. Эти дети с удовольствием откликались на инициативу сверстников, активно подхватывали их идеи и действия. При этом наблюдался нейтрально-деловой эмоциональный фон. Эти данные наводят на мысль о том, что дети, использующие цифровые технологии, возможно, становятся таковыми из-за того, что им часто бывает скучно, неинтересно в реальной жизни. Возможно, родители не всегда заинтересованы во взаимодействии с ними: ленятся, постоянно заняты и не могут реализовать себя в качестве родителя. В результате дети находят себе развлечение в виде мобильного устройства, не требующего специфических усилий.

В результате математического и статистического анализа показателей по методикам «Биополе семьи» и «Социальный статус семьи» группа детей, использующих цифровые технологии, была разделена на две части. В одной подгруппе наблюдается неопределенный психологический климат в семье, отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение. Большинство родителей (мам и пап) имеют высшее образование, являются частными предпринимателями с ненормированным рабочим днем. У них мало времени остается на общение и воспитание детей, соответственно их дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе, и цифровые технологии являются средством для занятия детей и компенсацией за невозможность провести это время вместе.

В другой подгруппе наблюдается следующая тенденция: это семьи, где преобладает устойчивый положительный психологический климат, родители имеют разный социальный статус, активно занимаются своими детьми, водят их на различные кружки, занимаются спортом, вокалом, творчеством, проводят вместе много времени. Установлено, что интерес к цифровым технологиям у этих детей так же высок.

Результаты данного исследования подтверждают, что интерес детей к цифровым технологиям связан, скорее, с современными модными тенденциями, когда цифровые технологии посредством мобильного устройства, планшета и т. д. становятся нормой для каждого ребенка. Родитель пытается соответствовать этим условиям и позволяет своему ребенку быть обладателем того или иного устройства. При отсутствии своего

устройства, ребенок активно пользуется чаще всего мобильным устройством своих родителей.

Таким образом, в ходе исследования была выявлена взаимосвязь между психологическим климатом, социальным статусом семьи и межличностными отношениями дошкольников, использующих цифровые технологии. Гипотеза о том, что устойчивый отрицательный климат в семье при высоком социальном положении родителей связан с трудностями в межличностных отношениях у дошкольников и высокой частотой использования ими цифровых технологий, подтвердилась с некоторыми уточнениями:

- психологический климат семьи, где ребенок является активным пользователем цифровых технологий, является положительным;

- социальный статус родителей имеет опосредованное значение;

- межличностные отношения между детьми характеризуются слабо выраженной настойчивостью и безразличием к окружающему миру.

Список литературы

Баянова Л. Ф. Психологическая диагностика социализации дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Казань: изд-во Казан. ун-та, 2015. 78 с.

Бойко В. В. Малодетная семья: Социально-психологическое исследование. М.: Статистика, 1980. 232 с.

Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.

Солдатова Г., Шляпников В. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78-85.

Kim H. The role of positive self-evaluation on cross-cultural differences in well-being // Cross-cultural research. 2016. 50 (1). P. 85-99.

Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants, On the Horizon // MCB University Press. 2001. 9 (5). P. 1-6.

Sanri Q, Goodwin R. The influence of globalization and technological development on intimate relationships // Social Influences on Romantic Relationships: Beyond the Dyad. 2014. P. 11-32.

Zilberstein K. Technology, Relationships and Culture: Clinical and Theoretical Implications // Clinical Social Work Journal. 2015. 43 (2). P. 151-158.

References

Baianova, L. F. (2015). Psikhologicheskaia diag-nostika sotsializatsii doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlia studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Psychological Diagnosis of Preschool Children Socialization: A

Textbook for Students of Higher Educational Institutions]. 78 p. Kazan', izd-vo Kazan. un-ta. (In Russian)

Boiko, V. V. (1980). Malodetnaia sem'ia: Sotsial'no-psikhologicheskoe issledovanie [Families with Few Children: Socio-Psychological Research]. 232 p. Moscow, Statistika. (In Russian)

Kim, H. (2016). The Role of Positive Self-Evaluation on Cross-Cultural Differences in Well-Being. Cross-cultural research. 50 (1). P. 85-99. (In English)

Prensky, M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants, on the Horizon. 9(5). P. 1-6. MCB University Press. (In English)

Smirnova, E. O., Kholmogorova, V. M. (2005). Mezhlichnostnye otnosheniia doshkol'nikov: diagnostika, problemy, korrektsiia [Interpersonal Relations of Preschool Children: Diagnostics, Problems, Correction.]. 158

p. Moscow, Gumanitar. izd. tsentr VLADOS. (In Russian)

Soldatova, G., Shliapnikov, V. (2015). Ispol'zovanie tsifrovykh ustroistv det'mi doshkol'nogo vozrasta [Usage of Informational Technologies by Preschool Children]. Nizhegorodskoe obrazovanie. No. 3, pp. 78-85. (In Russian)

Vygotskii, L. S. (2005). Psikhologiia razvitiia che-loveka [Psychology of Human Development]. 1136 p. Moscow, Smysl; Eksmo. (In Russian)

Sanri, Ç., Goodwin, R. (2014). The Influence of Globalization and Technological Development on Intimate Relationships. Social Influences on Romantic Relationships: Beyond the Dyad. Pp. 11-32. (In English)

Zilberstein, K. (2015). Technology, Relationships and Culture: Clinical and Theoretical Implications. Clinical Social Work Journal. 43 (2). Pp. 151-158. (In English)

The article was submitted on 27.05.2017 Поступила в редакцию 27.05.2017

Шакирова Гульшат Фиразовна,

кандидат психологических наук,

старший преподаватель,

Казанский федеральный университет,

420008, Россия, Казань,

Кремлевская, 18.

gkharis@gmail. com

Shakirova Gulshat Firazovna,

Ph.D. in Psychology, Assistant Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. gkharis@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.