Научная статья на тему 'Характеристики образовательной среды в Елабужском муниципальном районе'

Характеристики образовательной среды в Елабужском муниципальном районе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦЕННОСТЬ / ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / VALUE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MUNICIPAL GOVERNMENTS / THE SOCIAL FORMATION OF YOUNG PEOPLE / SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валиев Ильдар Накипович

В статье на примере г. Елабуги приводится анализ муниципальной образовательной среды в соответствии с авторской методологией. В совокупности, результаты проведенных исследований зафиксировали серьезную деформацию муниципальной образовательной среды, характеризующуюся несогласованностью позиций органов муниципального управления, системы образования, родителей и учащихся в области целей образования; сведением роли семьи к развивающей (вместо формирующей); переносом акцентов формирующего влияния в область компании и дружеского общения; дистанцированием производства и СМИ от проблем социального становления молодежи. На базе проведенных социологических исследований раскрыты основные характеристики муниципальной образовательной среды, дана оценка ее состояния в современных условиях социально-экономического транзита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN YELABUGA MUNICIPAL DISTRICT

In the article on the example of an analysis of Elabuga municipal educational environment in accordance with the author's methodology. Taken together, the results of the research have recorded a serious deformation of the municipal educational environment characterized by inconsistency position of municipal governments, the education system, parents and students in the educational goals; by reducing the role of families in developing countries (instead of forming) shift in focus formative influence in the area of company and companionship, distancing production and media on issues of social formation of youth. On the basis of sociological research shows the main characteristics, the estimation of its condition in the current socio-economic conditions of transit.

Текст научной работы на тему «Характеристики образовательной среды в Елабужском муниципальном районе»

УДК 316

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЕЛАБУЖСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

И.Н. Валиев

Аннотация. В статье на примере г. Елабуги приводится анализ муниципальной образовательной среды в соответствии с авторской методологией. В совокупности, результаты проведенных исследований зафиксировали серьезную деформацию муниципальной образовательной среды, характеризующуюся несогласованностью позиций органов муниципального управления, системы образования, родителей и учащихся в области целей образования; сведением роли семьи к развивающей (вместо формирующей); переносом акцентов формирующего влияния в область компании и дружеского общения; дистанцированием производства и СМИ от проблем социального становления молодежи. На базе проведенных социологических исследований раскрыты основные характеристики муниципальной образовательной среды, дана оценка ее состояния в современных условиях социально-экономического транзита.

Ключевые слова: образовательная среда, ценность, органы муниципального управления, социальное становление молодежи, общеобразовательная школа.

CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN YELABUGA MUNICIPAL DISTRICT

I. Valiev

Abstract. In the article on the example of an analysis of Elabuga municipal educational environment in accordance with the author's methodology. Taken together, the results of the research have recorded a serious deformation of the municipal educational environment characterized by inconsistency position of municipal governments, the education system, parents and students in the educational goals; by reducing the role of families in developing countries (instead of forming) shift in focus formative influence in the area of company and companionship, distancing production and media on issues of social formation of youth. On the basis of sociological research shows the main characteristics, the estimation of its condition in the current socio-economic conditions of transit.

Keywords: value, educational environment, Municipal governments, the social formation of young people, secondary school.

В процессе взаимодействия с образовательной средой у нового поколения граждан России должны проявиться те личностные качества, которые необходимы обществу с учетом его состояния и осознаваемых тенденций социально-экономического, политического и

социокультурного развития. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребностей в инициативных, предприимчивых, компетентных и

ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит не только профессиональной, но и общеобразовательной школе, как социальному институту, закладывающему основы для будущего выбора профессии и дальнейшего профессионального образования» [6, с.71]. Достижение этого результата невозможно без специально организованной образовательной деятельности, основанной на четком разделении функций, подкрепленной материальной базой и соответствующими

нормативами. Необходимость организации именно такого рода деятельности и определяет функции инстуциализированной сферы образовательной среды [1].

Воздействие образовательной среды на социальное становление личности оказывается тройственным по своей природе и осуществляется, соответственно, в трех направлениях. Одно из них задается институционализированной целью обучения и воспитания, второе обусловливается индивидуальными особенностями человека и его социальным окружением, третье определяется спецификой самой

образовательной среды, набором

присутствующих в ее структуре элементов [2].

«В данном исследовании под образовательной средой мы понимаем совокупность внешних условий,

обеспечивающих целенаправленный и социально ожидаемый процесс развития, формирования и воспитания у представителей молодого поколения определенных типов отношения к окружающему миру» [3, с.490].

Образовательная среда имеет структуру, центральный элемент которой представлен собственно институтом образования и призван не только выполнять системообразующую функцию в отношении всех остальных составляющих среды, но и обеспечивать подготовку молодежи к самостоятельному функционированию в обществе в соответствии с интересами общества.

«Общественное сознание представляет собой крайне сложную палитру взглядов, оценок и представлений, что связано с противоречивыми, неоднозначными

процессами, происходящими в обществе. Процесс радикальных изменений массового сознания идет крайне противоречиво, и эта противоречивость и неоднозначность зачастую оказывает существенное влияние на место человека в жизни страны, на особенности его политического, социального и экономического поведения» [5, с.326]. В силу естественных причин каждый человек стремится получить от системы как можно больше с минимальными затратами времени и энергии. Социальная система заинтересована в диаметрально противоположном -

максимизировать эффективность

профессиональной деятельности человека, минимизировав расходы на его содержание.

«Образовательная среда, понимаемая как некоторый целостный комплекс внешних по отношению к личности условий, обеспечивающих ее социальное становление в соответствии с общественными ожиданиями, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, обусловливает социализацию как процесс и

результат усвоения и присвоения человеком опыта социальной жизнедеятельности. Социализация, в свою очередь, обеспечивает молодому человеку вхождение в систему социального взаимодействия в качестве его полноправного участника» [4, с.101].

До сих пор мы считали положение дел в области обучения более или менее адекватным предъявляемым требованиям. Тем более что данные социологических опросов в целом подтверждают удовлетворенность субъектов образовательной деятельности результатами общеобразовательной подготовки детей (по крайней мере, в области передачи школьникам общих знаний). Однако, как показывает анализ документов, в области обучения наблюдаются серьезные нарушения. В частности, улучшение состояния образования по количественным показателям не определяет качество самой образовательной деятельности.

На примере г. Елабуги проведем анализ муниципальной образовательной среды в соответствии с методологией, предложенной автором. Одним из важнейших интегральных показателей соответствия муниципальной образовательной среды потребностям социально-экономического функционирования выступает степень согласованности профессиональных планов молодежи старшего школьного возраста и муниципального рынка труда. По результатам социологических опросов елабужских школьников и их родителей, проведенных в 2016 г., в профессиональных планах выпускников школ преобладает стремление, см. рис. 1 продолжить обучение в высшем учебном заведении (79,6%).

I Поступить б вуз ш Поступить б техникум

I Получить рабочую специальность ■ Пойти работать ЕЗ Не определились

Рисунок 1. - Профессиональные планы выпускников школ

Ситуация принципиально не отличается от той, которая была зафиксирована в результате социологических опросов 2009, 2014 и 2015 гг. Общее распределение кадровой потребности производства - не более 25% руководителей и специалистов, не менее 75% рабочих -указывает на то, что около 50% молодежи, закончившей вуз, не сможет найти себе работу по специальности. Продолжить обучение в техникуме планируют 5,9%, получить рабочую специальность в училище 3,6%, пойти работать сразу после школы 0,5% выпускников.

Результаты корреляционного анализа позволяют предположить, что

профессиональный выбор старшеклассников далеко не всегда соответствует не только потребностям рынка труда, ни и их ценностям. Так, например, выбор в качестве области профессиональной деятельности медицины, образования, торговли, правоохранительной деятельности не связан с ценностями общения и жизни; желание работать в области нефтегазодобычи, энергетики, связи, строительстве не коррелирует с любовью к

Таблица 1. - Ожидания учащихся и родителей в школьного обучения

технике или решению логических задач. Всё это указывает на несоответствие профессиональных планов молодежи их субъективным особенностям и возможностям.

Проведенные исследования выявили серьезные различия в понимании целей образовательной деятельности ее основными субъектами. Мнение учителей положительно коррелирует с мнением руководителей школы (р<0,01), мнение учеников с мнением родителей (р<0,01). При этом позиция одной группы (учителя-руководители школ) с позицией другой группы (дети-родители) не коррелирует, что указывает на несогласованность цели школы с ожиданиями основных заказчиков образовательных услуг. Мнение работников Управления образования не коррелирует ни с мнением учителей и руководителей образовательных учреждений, ни с мнением учеников и их родителей, что свидетельствует о дисфункциональных проявлениях в системе управления образовательной деятельностью, призванной играть интегрирующую роль в муниципальной образовательной среде.

шении среднего образования и оценка реальностей

Цели и задачи школы Ожидания (%) Оценка состояния (%)

Ученики Родители Ученики Родители

Общие знания 48,9 48,9 68,2 74,1

Подготовка к поступлению в учебное заведение (ВУЗ, техникум, училище) 39,6 36,8 14,6 19,0

Формирование мировоззрения, жизненных ценностей 13,6 23,6 10,4 11,5

Помощь в выборе профессии 7,7 8,3 4,8 8,3

Подготовка к самостоятельной жизни 8,9 5,7 6,1 2,9

Анализ документов, нормирующих деятельность школы, подкрепленный результатами анкетных опросов, показывает ориентированность системы образования на процесс обучения (формирование знаний) в ущерб процессу воспитания (формирование мировоззрения и системы ценностей). Анализ результатов опроса учеников и родителей, приведенных в табл. 1, подтверждает, что в отношениях семьи и школы доминируют академические ценности.

В наибольшей степени формирующие функции исторически выполняет институт семьи. Отметим, что в решении проблем воспроизводства системы социально-экономического взаимодействия важно не

только решение проблем формирования молодежи, но и такого «оформления» разнофакторного влияния образовательной среды, которое приводило бы к результату, соответствующему социальным потребностям. Результаты опроса родителей показали, что только 8,3% опрошенных хотели, чтобы дети наследовали их профессию, скорее всего, хотели бы этого также 8,3%. Категорически против такой перспективы — 50,0% родителей; скорее всего не хотели бы этого 33,3%. Отсутствие затруднившихся ответить указывает на ярко выраженную определенность позиции родителей по данному вопросу.

Рисунок 2. - Соотношение групп молодежи, отличающихся уровнем ценностной составляющей личности

Еще более серьезные результаты получены относительно желания/нежелания родителей видеть детей работающими в той же организации. Категорически против этого высказалось 83,3%, скорее всего против -16,7% родителей. Ярко выраженное отклонение ответов от нормального распределения (в отрицательную область) указывает на наличие серьезных проблем в области формирующего воздействия семьи. Очерченная ситуация поддерживается выявленным «провалом» в области ценностей мезосоциального уровня, см. рис. 2,

связанных, в том числе, с малой родиной, что определяет стремление молодежи изменить место жительства: хотят остаться в родном городе только 32,2% выпускников; планируют переехать в другой город РТ 35,1%; в другой город РФ 23,6%; выехать за границу 9,6% старшеклассников.

Статистический анализ результатов, полученных в ходе опроса школьников, позволяет говорить о различной степени влияния тех или иных групп на формирование ценностной составляющей личности старшеклассников, см. рис. 3.

Рисунок 3. - Значение различных групп в формировании ценностной составляющей личности

старшеклассников

Наибольшим значением в становлении ценностей обладает семья (около трети всего совокупного влияния). Вместе с тем, оставшиеся две трети влияния делят одноклассники, компания и друг. Характерно, что корреляция между отношениями с

учителями и значением каких-либо ценностей не отмечается. Таким образом, можно констатировать серьезное влияние

одноклассников, компании и дружеского общения на процесс социального становления молодых людей. Причем, влияние это по

своему совокупному значению более чем конкурирует с влиянием семьи и, тем более, школы.

На фоне этого проявляется усиление влияния улицы на общий процесс становления личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. В частности, в улаживании возникающих у молодых людей конфликтов оказываются неавторитетными ни учителя, ни родители. На доминирование компании указывает и анализ степени удовлетворенности старшеклассников

отношениями в различных контактных группах. Если в качестве показателя удовлетворенности отношениями мы выберем суммарное значение полностью и в целом удовлетворенных отношениями, то первые места займут компания (90%), одноклассники (87%) и друг (83%). Отношения в семье (78%) и с учителями (70%) займут соответственно предпоследнее и последнее места.

Опрос работников кадровых служб предприятий и организаций с использованием метода фокусированного интервью показал индифферентность их отношения к проблемам социального становления молодежи. Подавляющее большинство предприятий

Лит

1. Валиев И.Н. К вопросу о структуре образовательной среды / И.Н. Валиев // Новая наука: современное состояние и пути развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (09 октября 2015 г., г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ - С. 133134.

2. Валиев И.Н. Образовательная среда как основа воспроизводства и развития человеческого ресурса / И.Н. Валиев // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы III Международной научно-практической конференции (4 октября 2015 г., г. Чебоксары). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 2(3). - С. 127-129.

3. Валиев И.Н. Ценностная составляющая образовательной среды / И.Н. Валиев // Казанский

предпочитает иметь дело с уже сформировавшимися людьми, рассматривая работу с детьми и молодежью как рекламную акцию или социальную повинность. Исключение составляют немногочисленные начинающие предприятия, делающие ставку на высокие технологии.

Местные средства массовой коммуникации также не оказывают серьезного развивающего влияния на молодежь. На вопрос об их роли в выборе социального будущего и дальнейшего образовательного пути оценили эту роль как значимую лишь 5,4% старшеклассников. Вместе с тем, роль Интернета подчеркнули 31,2%.

В совокупности результаты проведенных исследований зафиксировали серьезную деформацию муниципальной образовательной среды, характеризующуюся несогласованностью позиции органов муниципального управления, системы образования, родителей и учащихся в области целей образования; сведением роли семьи к развивающей (вместо формирующей); переносом акцентов формирующего влияния в область компании и дружеского общения; дистанцированием производства и СМИ от проблем социального становления молодежи.

ра:

педагогический журнал. - 2015. - № 6(113). - Т. 2. -С. 490-495.

4. Valiev I.N. Education as a Process of Social Types' Formation. Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy, July 2015. Vol. 6 No 4 S1. - P. 101-107.

5. Sedov S.A., Valiev I.N. Education, Science and Production Integration as a Condition of Dynamics of Social Interaction Stereotypes // World Appl. Sci. J., 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 325-328, 2013.

6. Sedov S.A. Formation of the individual's technological culture in general education and professional school // Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy, July 2015. Vol. 6 No 4 S1. - P. 71-75.

Сведения об авторе:

Валиев Ильдар Накипович (г. Елабуга, Россия), кандидат философских наук, доцент, Казанский федеральный университет, e-mail: val2876@mail.ru

Data about the author:

I. Valiev (Yelabuga, Russia), PhD, Associate Professor, Kazan Federal University, e-mail: val2876@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.