Научная статья на тему 'Характеристики информационного пространства в задаче управления безопасностью субъекта федерации'

Характеристики информационного пространства в задаче управления безопасностью субъекта федерации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
84
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Катуева Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики информационного пространства в задаче управления безопасностью субъекта федерации»

Катуева Я.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ЗАДАЧЕ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

Описывается особенности информационного пространства краевой подсистемы Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Основными задачами являются повышение достоверности информационного обеспечения процессов управления безопасностью сложных систем в условиях неполноты и конфликтов информации.

Одним из приоритетных направлений развития современной теории управления является совершенствование механизмов принятия решений, позволяющих повысить эффективность управления такими объектами как город, регион, и т.д. Целью управления на всех иерархических ступенях социальноэкономических систем (от опасного объекта до уровня муниципального образования и субъекта Федерации) является повышение качества жизни людей и качества окружающей среды, а уровень безопасности рассматривается как один из главных показателей. Решение таких проблем невозможно без математических моделей механизмов функционирования объекта управления, являющегося по сути большой слабоструктурированной и слабо формализованной системой различных технических и природных объектов, подверженных влиянию стохастических (природных, биолого-социальных, антропогенных, в том числе обусловленных поведенческим «человеческим фактором», и т.д.) и временных (старение систем жизнеобеспечения, критически важных инфраструктур) воздействий.

«Входной информацией» в данном случае являются не показания приборов, что характерно для технической диагностики, а совокупность некоторой информации, в частности данные ежедневной отчетности об оперативной обстановке, статистические данные, данные различных министерств и ведомств и т.д. В общем случае задача управления безопасностью заключается в оценке текущего состояния безопасности большого объекта на основе всей доступной информации, построении прогнозов ее развития и выработке рекомендаций по управлению развитием проблемы, исходя из целей управления, то есть задач, стоящих перед специалистом, как лицом, принимающим решения.

Характерным свойством проблемы управления безопасностью на уровне Субъекта Федерации является слабая формализация (наличие количественных и качественных признаков, отсутствие математических моделей), структурная организация (проблема/процесс имеет некоторую структуру), рассогласованность действий различных организаций и структур, ответственных за функционирование подчиненных им объектов и наличие человека как активного элемента системы.

Понятие безопасности, субъекта и объекта в задаче управления безопасностью большой системой

Термин «безопасность» используется во множестве различных наук, включая биологию, экономику, психологию и социологию. Количество работ по проблемам безопасности постоянно растет. Несмотря на разнообразие и обилие информации в указанной области многие исследователи считают данную проблему недостаточно проработанной, при этом практически каждый предлагает свое определение безопасности и варианты механизмов её обеспечения. Наблюдается тенденция к появлению новых междисциплинарных областей знаний о рисках и безопасности, например, рискология и секьюритология [1]. Проведенный анализ определений безопасности, предлагаемых в современной литературе, позволяет заключить, что в самом общем смысле — это «состояние защищенности определенной системы от нанесения вреда» или «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасностей» [1, 2].

Задача управления безопасностью для Субъекта федерации сводится к системному анализу безопасности на уровне населения региона и может быть сформулирована следующим образом:

1) выявление факторов и обстоятельств, влияющих на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, происшествий т. п.) , и разработка предупредительных мероприятий, уменьшающих вероятность их появления.

2) создание и внедрение методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в рассматриваемом случае - обеспечении безопасности.

Согласно общепринятой терминологии [3] можно сформулировать следующие понятия: объект безопасности и субъект безопасности.

Объектом безопасности в задаче является личность и общество как многоуровневая система, составляющая комплекс объектов безопасности, в частности, население Приморского края.

Субъекты безопасности - государственное учреждение Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - активный участник, обеспечивающий с помощью мер безопасности защищенность населения Приморского края. Основными задачами антикризисных центров являются координация, обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, оперативное управление и экстренное реагирование, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Особенности информационного пространства для управления безопасностью сложной системы

В основных фундаментальных исследованиях поведение больших систем анализируется исходя из предположения о том, что имеется достаточная информация, необходимая для принятия решений. Полные, симметричные и непротиворечивые данные о состоянии системы дают исчерпывающую информацию об имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. В действительности же условия, в которых принимаются различные управленческие решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом является недостаток и недоступность информации, ее противоречивость (конфликтность), что препятствует принятию оптимальных решений [4].

Другая проблема - неравномерное распределение имеющейся информации, в связи с чем возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование системы. Существенным фактором, усложняющим оценку текущей ситуации, в задаче управления безопасностью сложной системы является ее «ведомственность» или тенденциозность - данные об обстановке поступают из разных структур и ведомств и, к сожалению, часто бывают недостоверны (в большинстве случаев - занижены).

Информационное пространство антикризисного центра представляет собой совокупность различных информационных элементов [5], которые можно охарактеризовать следующим образом:

• разнородность носителей информации;

• фрагментарность: информация чаще всего относится к какому-либо фрагменту проблемы, причем разные фрагменты могут быть по-разному "покрыты" информацией;

• разноуровневость: информация может относиться ко всей проблеме в целом, к некоторой ее части, к конкретному элементу проблемы;

• различная степень надежности: информация может содержать конкретные данные различной степени надежности, косвенные данные, результаты выводов на основе надежной информации или косвенные выводы;

• возможная противоречивость (конфликтность): информация из различных источников может сов-

падать, слегка различаться или вообще противоречить друг другу;

• изменяемость во времени: проблема/процесс развивается во времени, поэтому и информация в

разные моменты времени об одном и том же элементе проблемы может и должна различаться;

• возможная тенденциозность: информация отражает определенные интересы источника информации,

поэтому может носить тенденциозный характер.

Естественным путем преодоления проблемы разнородности информации является дальнейшая систематизация и автоматизация первичного учета для всех звеньев объекта управления (в частности, муниципальных образований края, определенных структур и ведомств, ответственных за критичные параметры системы - например, управления лесным хозяйством, «Приморской базы авиационной охраны лесов», поставщикам услуг систем жизнеобеспечения, МВД края и т.д.) Необходимым условием повышения надежности и уменьшения тенденциозности информации является использование в отчетности строгой стандартизации и унификации данных.

Одним из возможных путей решений проблемы оценки состояния системы при существенной неполноте и конфликтности информации может быть применение технологии информационного мониторинга сложных процессов [6].

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ДВО РАН 0 9-III-A-03-0 68 «Разработка методов и моделей управления безопасностью больших сложных систем».

ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. про-

фессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.

2. Вишняков Я.Д. Безопасность социо-эколого-экономических систем России: состояние и перспек-

тивы развития подготовки управленческих кадров //Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — М.:. ВИНИТИ. — 2000. — № 6.

3. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

4. Катуева Я.В., Евдокименко А.А. Оперативный учет и анализ опасных событий и аварийных ситуаций для выявления угроз безопасности // Надежность и качество. Труды Международного симпозиума в 2-х томах. Том 2. / Под ред. Н.К. Юркова. - Пенза: Информационно-издательский центр ПензГУ, 2009. С. 227-230.

5. Катуева Я.В. Формальное описание опасных событий оперативной обстановки антикризисного цен-

тра // Информатика и системы управления, 2010, №1(23). С.140-147.

6. Рыжов А.П. Информационный мониторинг сложных процессов: технологические и математические

основы // Интеллектуальные системы, Том 11, вып. 1-4, 2008, с. 101-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.