УДК 004.89, 004.942, 338.24
А.В. Маслобоев, В.А. Путилов
Институт информатики и математического моделирования технологических процессов
Кольского НЦ РАН
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ*
Аннотация
В работе проведен системный анализ проблемы информационного обеспечения региональной безопасности с целью определения требований к разработке средств информационно-аналитической поддержки, обеспечивающих повышение эффективности сетецентрического управления безопасностью региональных социально-экономических систем в динамически изменяющихся условиях. Представлена структуризация задач информационной поддержки управления региональной безопасностью в соответствии со специфическими особенностями предметной области исследования. Предложены методы и средства решения этих задач на всех уровнях управления региональной безопасностью.
Ключевые слова:
системный анализ, сетецентрическое управление, региональная безопасность, информационная поддержка, жизненный цикл, кризисная ситуация, информационные технологии.
A.V. Masloboev, V.A. Putilov
SYSTEM ANALYSIS OF REGIONAL SECURITY NETWORK-CENTRIC CONTROL INFORMATION SUPPORT PROBLEM
Abstract
In this research work the system analysis of regional security information support problem in an effort to requirements identification of information and analytical support software tools development, providing decentralized control efficiency enhancement of regional social-economic system security within the dynamically varying conditions, has been carried out. Regional security management information support problem structing in accordance with research object domain specificity has been represented. The problem-solving methodological and instrumental framework at the each level of regional security management has been proposed.
Keywords:
system analysis, network-centric control, regional security, information support, life-cycle, crisis situation, information technologies.
Введение
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется усложнением существующих и появлением новых задач управления социальноэкономическими системами различного уровня. Эти задачи связаны, главным образом, с необходимостью адаптивного антикризисного управления развитием социально-экономических систем и обеспечения комплексной безопасности во всех сферах и уровнях организации общества в условиях быстро развивающихся
*
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проекты №15-07-04290, №15-29-06973).
10
глобализационных процессов. Сложившаяся на сегодняшний день неблагоприятная геополитическая ситуация в мире обусловливает повышение существующих и формирование принципиально новых требований к средствам и технологиям управления безопасностью социально-экономических систем.
Особенно остро проблемы безопасности проявляются на региональном уровне. Это связано с тем, что регионы играют важную роль в социальноэкономическом развитии страны, как на национальном, так и международном уровне, и являются основными источниками экономического, промышленного, инновационно-технологического и человеческого потенциала общества в целом.
Воздействие и динамика различного рода внутренних и внешних угроз безопасности региональных социально-экономических систем (РСЭС) приводят к возникновению множества труднопрогнозируемых чрезвычайных и кризисных ситуаций в социальной сфере, экономике, экологии и других сферах регионального развития. Это, в свою очередь, порождает негативные последствия, способные привести к дестабилизации систем более высокого уровня - национального, международного, мирового. В этом состоит специфика региональной безопасности.
Анализ современного состояния исследований проблем безопасности РСЭС [1-14] показывает, что в настоящее время управление региональной безопасностью недостаточно эффективно.
Для парирования угроз региональной безопасности и оперативного планирования антикризисных мероприятий требуется адекватная методическая и информационная поддержка управления безопасностью региональных систем, повышающая его эффективность и обеспечивающая возможность достижения, желаемого или допустимого (с позиций концепции приемлемого риска) уровня безопасности элементов и подсистем РСЭС.
Несмотря на то, что в последние десятилетия вопросам безопасности на различных уровнях государственного управления уделяется большое внимание, до сих пор в решении проблем управления региональной безопасностью не дооценивается стремительно растущий потенциал когнитивных информационных технологий, методов компьютерного моделирования, социальных сетей и интеллектуальных информационно-аналитических систем нового поколения, включая обучаемые нейронные сети, контекстно-управляемые, мультиагентные и кибер-физические (виртуальные) системы.
Важнейшей особенностью современных глобализационных процессов является повышение требований к информационному обеспечению безопасности РСЭС на международном, национальном и региональном уровнях. Данные требования выражаются, с одной стороны, в необходимости непрерывного информационного мониторинга и индикаторного оценивания объективных и, в большинстве случаев, очевидных угроз региональной безопасности, возникающих в результате проявления различных кризисных явлений в социально-экономической, военно-политической и других сферах. С другой стороны, эти требования выражаются в необходимости прогнозирования не столь явно проявляющихся и зачастую носящих неочевидный (скрытый) характер внешних и внутренних угроз конкретным территориальным образованиям [15]. В таких условиях адекватная информационная поддержка управления региональной безопасностью призвана повысить его эффективность.
11
Для наилучшего понимания проблематики информационной поддержки управления региональной безопасностью необходимо иметь четкое представление о современном состоянии этой предметной области. Далее рассматривается специфика и структура проблемы управления региональной безопасностью как объекта информационной поддержки.
Специфика проблемы информационного обеспечения региональной безопасности
Исследование проблемы информационной поддержки управления региональной безопасностью проводится применительно к Мурманской области, как наиболее изученному региону Арктической зоны России, стратегически значимому с точки зрения своего геополитического и геоэкономического положения, роли в социально-экономическом развитии и обеспечении обороноспособности страны, запасов природных ресурсов.
Арктические регионы, по сравнению с другими регионами России, имеют специфические особенности, важные в плане региональной безопасности. Эти особенности определяются как географическим положением регионов, так и спецификой хозяйственного освоения территорий. Географическое положение определяет экстремальные природно-климатические условия, низкую устойчивость экологических систем. Особенности хозяйственного освоения -это неразвитость инфраструктуры, очаговый характер промышленнохозяйственного освоения территорий, низкая плотность населения, удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость, зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от других регионов России. Специфики добавляет и перегруженность территории объектами оборонно-промышленного комплекса. Эти факторы в совокупности обусловливают уязвимость РСЭС Арктической зоны в плане возникновения разнотипных чрезвычайных и кризисных ситуаций.
Основные причины низкой эффективности управления региональной безопасностью Мурманской области:
- отсутствие единой системы организационного управления региональной безопасностью, в том числе развитой информационной инфраструктуры региональной безопасности;
- децентрализованный характер управления безопасностью региона;
- сложность координации взаимодействия организационно разнородных и территориально распределенных субъектов безопасности на разных уровнях регионального управления;
- изолированное использование средств информационной поддержки деятельности субъектов управления региональной безопасностью;
- отсутствие единого регламента межведомственного информационного взаимодействия.
Управление региональной безопасностью заключается в создании благоприятных условий для обеспечения устойчивого поступательного развития РСЭС, подверженных воздействию динамически изменяющихся внутренних и внешних угроз различной природы. Эти условия определяются имеющейся инфраструктурой безопасности региона (информационной, правовой, транспортной, социальной и т.д.). Информационная среда региональной
12
безопасности является одним из важнейших компонентов этой инфраструктуры, поскольку на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления безопасностью региона требуется адекватная информационно-аналитическая поддержка и координация процессов принятия управленческих решений на всех этапах жизненного цикла кризисных ситуаций - от зарождения и идентификации потенциальных угроз региональной безопасности до реакции и восстановления.
Для решения проблемы управления региональной безопасностью необходимо, чтобы процессы обеспечения региональной безопасности были управляемыми. Управляемость предполагает создание многоуровневой системы управления этими процессами. Подходом, призванным повысить качество управления безопасностью региона, является реализация адекватной информационной поддержки управления развитием и функционированием РСЭС посредством создания целостной многофункциональной информационной среды региональной безопасности [16]. Под информационной поддержкой управления понимается обеспечение субъектов управления необходимой информацией для выработки и реализации эффективных управленческих решений, а также средствами ее аналитической обработки.
Для удовлетворения актуальным требованиям к информационному обеспечению региональной безопасности, информационная среда должна быть целостной в смысле охвата всех этапов жизненного цикла угроз региональной безопасности, расширяемой и наделенной потенциалом к саморазвитию. Для создания подобных информационных сред необходимы соответствующие методы и информационные технологии получения, интеграции, анализа и обработки информации, обеспечивающие:
- формализованное представление знаний о предметной области, как основу для автоматизации отдельных аспектов управления региональной безопасностью;
- логическую интеграцию разнородных информационных ресурсов и сервисов;
- формирование и динамическое конфигурирование многоуровневых систем информационной поддержки сетецентрического управления с активными элементами и перестраиваемой структурой;
- мониторинг жизненного цикла угроз региональной безопасности;
- моделирование развития кризисных ситуаций;
- координацию процессов принятия решений на всех уровнях управления региональной безопасностью.
Управление региональной безопасностью и его информационная поддержка по своей структуре многофункциональны и в общем случае включает в себя такие функции управления, как целеполагание, стратегическое планирование, оперативное управление, а также функции контроля, учета, мониторинга и координации. Поэтому информационная поддержка управления региональной безопасностью является сложной, многоаспектной задачей. Во-первых, это обусловлено сложностью самого объекта информационной поддержки - процессов управления региональной безопасностью. Несмотря на то, что в последние десятилетия вопросам безопасности на различных уровнях государственного управления уделялось большое внимание, в настоящее время
13
термин «региональная безопасность» не имеет четкого определения и может трактоваться весьма широко [9, 17, 18].
Во-вторых, региональная безопасность имеет общие черты с другими видами безопасности (национальной, международной, глобальной и др.), но отличается множественностью форм проявления, учитывающих специфические особенности конкретных регионов. Регионы обладают собственной спецификой и относятся к классу слабоструктурированных сложных динамических систем. В связи с этим, проблематика информационного обеспечения безопасности таких сложных объектов управления, как РСЭС, во многом определяется их специфическими особенностями.
В-третьих, управление региональной безопасностью представляет собой сложный многоэтапный процесс. На каждом этапе задействованы разнотипные субъекты управления (государственные служащие, системные аналитики, менеджеры, военные, эксперты, ученые и т. д.), имеющие различную организационную подчиненность и ведомственную принадлежность. Субъекты преследуют собственные цели с учетом их сферы интересов и обладают разными компетенциями в плане решения вопросов по обеспечению безопасности. Вместе с тем, процессы обеспечения безопасности компонентов региональных систем разнородны по динамике и составу участников. Субъекты управления безопасностью, вовлеченные в эти процессы, как правило, территориально распределены. Следствием этого является отсутствие, в общем случае, единого, централизованного управления региональной безопасностью, структурная разнородность субъектов управления. При проецировании такой структуры и системы управления на задачи администрирования в плоскости информационного обеспечения региональной безопасности, заметно сужается круг потенциально применимых архитектур информационных систем.
Разнородность и территориальная распределенность субъектов, участвующих в процессах управления региональной безопасностью, в сочетании с динамичностью их состава и параметров, создает предпосылки для того, чтобы информационная среда региональной безопасности была интероперабельной и децентрализованной. В такой ситуации, в общем случае, уже не всегда применимы архитектуры и технологии корпоративных информационных систем, ориентированные на централизованное администрирование, хранение и обработку данных. Альтернативой им являются одноранговые архитектуры, которым характерны свойства открытости и расширяемости, а также потенциал самоорганизации [19].
Для повышения эффективности функционирования децентрализованной информационной среды региональной безопасности необходимо, с одной стороны, обеспечить качественные высокоскоростные коммуникации, а с другой - организовать адресный информационный обмен, то есть обеспечить получение той или иной информации только заинтересованными в ней субъектами. Это позволит снизить общий объем циркулирующей в распределенной среде информации и, следовательно, уменьшить нагрузку на реализующие ее программно-технические элементы. Одним из способов решения такой задачи является организация в распределенной информационной среде виртуальных управляющих центров [20, 21], в пределах которых концентрируется информационный обмен между близкими по сфере интересов, компетенциям и профилю деятельности субъектами.
14
Еще одним следствием разнородности и территориальной распределенности субъектов управления региональной безопасностью является технологическая и семантическая неоднородность информационной среды региональной безопасности. Для информационной поддержки управления региональной безопасностью характерна высокая степень не только технологической (использование различных форматов хранения, представления и обмена данными, разных СУБД и структур баз данных и т.д.), но и семантической разнородности информационных ресурсов (использование профильными ведомствами собственных тезаурусов и процедур, синонимия в именовании информационных объектов, использование различных оценочных шкал, и т.п.). Вместе с тем, в процессах управления региональной безопасностью участвуют специалисты из различных предметных областей, пользующиеся различной терминологической базой, использующие существенно отличные ментальные модели одних и тех же понятий, и процессов. Источником же технологической неоднородности информационно -вычислительных ресурсов является организационная разнородность субъектов управления безопасностью, которые, как правило, к моменту начала совместной деятельности уже имеют и используют свои собственные, отличные по архитектуре и используемым технологиям, информационные поддерживающие инфраструктуры. Эти особенности, зачастую, препятствуют формированию единого информационного пространства межведомственной деятельности в сфере управления региональной безопасностью. Решение проблем технологической и семантической неоднородности совместно используемых информационно-вычислительных ресурсов при решении задач информационной поддержки управления региональной безопасностью достигается на основе применения агентных технологий и онтологий [22].
На разных этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности и на разных уровнях управления существенно различаются и задачи информационно-аналитической поддержки. Как следствие, спектр используемых в настоящее время методов и средств информационной поддержки управления региональной безопасностью оказывается весьма разнообразным. При этом ни одно из существующих решений не адресует проблему в комплексе.
Все это повышает роль информационной поддержки управления региональной безопасностью, заключающейся не только в сборе и предоставлении информации для поддержки принятия управленческих решений в этой сфере, но и в использовании методов и средств ее предварительного анализа и обработки для координации процессов децентрализованного управления безопасностью.
Перечисленные особенности обусловливают динамичность и разнородность информационной среды региональной безопасности, необходимость в механизмах координации управления взаимодействием образующих ее децентрализованных подсистем. Такая среда характеризуется сетецентрич-ностью [23] и синтезируется на базе объединения многоуровневых систем управления региональной безопасностью. Сетецентричность предполагает сетевую структуру организационного управления с выделенными управляющими центрами. Это добавляет проблеме информационного обеспечения региональной безопасности дополнительные, нетрадиционные для существующих научно-методических и технологических решений, аспекты.
15
В условиях децентрализованного принятия решений и многокритериальное™ решаемых задач на разных уровнях управления региональной безопасностью, а также различий в целеполагании разнородных субъектов безопасности согласно результатам исследований [18, 23] помимо адекватной информационной поддержки необходимо обеспечивать межуровневую и внутриуровневую координацию взаимодействия между различными элементами многоуровневой распределенной системы управления безопасностью в процессе оптимизации показателей региональной безопасности.
Необходимость координации деятельности субъектов безопасности на всех уровнях управления в условиях пространственно-временных и ресурсных ограничений предъявляет высокие требования к качеству информационного обеспечения региональной безопасности. Для удовлетворения этим требованиям информационная среда безопасности региона должна строится на базе технологий, обеспечивающих ее расширяемость, про-активность, способность к самоорганизации и саморазвитию, совмещению свойств открытости и информационной защищенности, а также достаточный уровень автономности и интероперабельности интегрируемых в ее рамках компонентов региональных информационных систем.
На основании выше сказанного, можно констатировать следующую ситуацию в сфере информационного обеспечения региональной безопасности и, через него - управления устойчивым (безопасным) развитием РСЭС в целом. С одной стороны, существует большое количество современных методов и информационных технологий, эффективно используемых изолированно друг от друга для решения ограниченного круга задач информационно-аналитической поддержки управления региональной безопасностью. С другой стороны, использование комплексного подхода к решению обозначенной проблемы содержит в себе потенциал для повышения эффективности сетецентрического управления в целом, который в настоящее время практически не используется.
Как объект управления и объект информационной поддержки региональная безопасность имеет ряд существенных особенностей. К ним относится:
- большое количество, территориальная распределенность, функциональная и организационная разнородность, динамичность состава субъектов управления, участвующих в процессах обеспечения региональной безопасности;
- различная природа и неочевидный (скрытый) характер внешних и внутренних угроз региональной безопасности;
- длительный жизненный цикл и отложенность во времени результирующих воздействий угроз региональной безопасности, выражающихся в возникновении труднопрогнозируемых чрезвычайных и кризисных ситуаций;
- распределенность, технологическая, семантическая и организационная разнородность информационных ресурсов, необходимых на разных уровнях принятия управленческих решений в сфере региональной безопасности;
- наличие слабо формализуемых и трудно поддающихся автоматизации начальных этапов жизненного цикла угроз региональной безопасности, включающих зарождение и развитие потенциальных угроз и опасностей, а также проведение упреждающих диагностирующих мероприятий.
16
Одной из ключевых особенностей региональной безопасности является организационная разнородность субъектов управления, вовлеченных в процессы обеспечения безопасности. Это обстоятельство затрудняет возможность использования для информационной поддержки управления региональной безопасностью существующих технологий централизованных информационных систем, являющихся, как правило, основой организации функционирования распределенных ситуационно-кризисных центров (СКЦ), в силу того, что последние подразумевают организацию пользователей в жесткую иерархическую структуру.
Существующие подходы к информационному обеспечению региональной безопасности в основном ограничены созданием и поддержкой разного рода мониторинговых информационно-аналитических систем для СКЦ и вебресурсов, обеспечивающих субъектам управления доступ к информационносправочным материалам и нормативным документам на основе соответствующих информационных технологий. Эти ресурсы интегрируют в себе большой объем разноплановой информации о различных объектах безопасности, угрозах, инцидентах, событиях, кризисных ситуациях, планах совместных действий, составе участников кризисного реагирования, регламентах взаимодействия и т.д. Однако чаще всего ресурсы принадлежат разным ведомствам и не связаны между собой, разнородны по технологиям реализации и семантике содержимого. Для совокупного использования ресурсов пользователь должен многократно повторять процедуры согласования доступа к интересующей его информации, регистрации и поиска данных в каждой ведомственной информационной системе в отдельности и т.п. При этом низкий уровень интероперабельности интегрируемых компонентов ведомственных информационных систем, а также автоматизации процедур поиска исполнительных ресурсов (субъектов совместной деятельности) и формирования организационных структур управления безопасностью в разнотипных кризисных ситуациях приводит к тому, что, в условиях большого суммарного объема информации, необходимой для поддержки принятия оперативных и стратегических управленческих решений, практическая ценность поисковых и мониторинговых функций, в особенности на ранних этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности, существенно снижается.
Таким образом, для решения проблемы сетецентрического управления региональной безопасностью и повышения его эффективности требуется в комплексе рассмотреть и решить четыре взаимосвязанных задачи:
1) задача обработки, анализа и интеграции семантически и организационно разнородной распределенной информации о состоянии компонентов РСЭС;
2) задача формализации экспертных знаний с последующим синтезом на их основе новых знаний об исследуемых объектах и процессах безопасности для поддержки принятия управленческих решений;
3) задача координации взаимодействия между субъектами управления безопасностью в процессе принятия стратегических, оперативных и тактических решений с учетом информации, поступающей в режиме реального времени;
4) задача формирования единой информационной среды (инфраструктуры) региональной безопасности.
17
Решение первой и второй задачи является основой для решения третьей и четвертой задачи.
Информационная поддержка управления региональной безопасностью на различных этапах развития кризисных ситуаций позволяет повысить качество принимаемых решений на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления, с одной стороны, и сократить временные и материальные затраты на реализацию антикризисных мероприятий - с другой. Адекватная информационно-аналитическая поддержка обеспечивает сокращение продолжительности жизненного цикла угроз региональной безопасности за счет уменьшения времени отклика (реакции) на возникающие кризисные ситуации уже на начальных этапах их развития.
Структура проблемы информационного обеспечения региональной безопасности
Разнородность и динамичность состава участников процессов управления региональной безопасностью, а также многообразие выполняемых ими функций обусловливают структурную сложность и многоаспектность проблемы информационной поддержки управления региональной безопасностью. В связи с этим, важнейшим условием ее успешного решения является четкое понимание структуры и содержания составляющих ее подзадач.
В общем случае для решения этой проблемы необходимо как методическое, так и информационное обеспечение [24].
Методическое обеспечение управления региональной безопасностью, представляющее собой совокупность как уже существующих, так и разрабатываемых в настоящее время методов, и средств информационного мониторинга и целенаправленной обработки «сырых» и архивных данных, в том числе информации, поступающей в режиме реального времени. Методическое обеспечение, в основном, включает в себя методы и средства поддержки принятия решений, а также средства автоматизации отдельных функций управления региональной безопасностью:
- методы и средства поддержки принятия решений;
- методы интеллектуального анализа данных;
- методы имитационного моделирования динамики развития и поведения социально-экономических систем;
- модели и методы мониторинга и прогнозирования внутренних и внешних угроз региональной безопасности, а также вариантов поведения региональной системы в кризисных состояниях;
- средства оперативной аналитической обработки информации;
- методы и средства автоматизации процессов поиска и обработки информации;
- методы и средства интеграции разнородных информационных ресурсов;
- модели и методы системной оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях пространственно-временных, ресурсных ограничений и неполноты информации;
- методы прогнозирования и стратегического планирования;
18
- методы координации децентрализованного управления и принятия решений.
Информационное обеспечение управления региональной безопасностью. Для эффективной информационной поддержки процессов принятия решений на разных уровнях управления региональной безопасностью необходимы соответствующие информационные ресурсы и сервисы. Информационные ресурсы играют роль своего рода «сырого материала», из которого путем адекватной переработки на основе соответствующих сервисов можно получать новые данные и знания, необходимые для обоснованного выбора и претворения в жизнь оперативных и стратегических решений по управлению региональной безопасностью в кризисных ситуациях.
К таким базовым информационным ресурсам относятся:
- различные базы данных ведомственных информационных систем, содержащие информацию об объектах и показателях безопасности, потенциальных угрозах и сценариях их развития, инцидентах, событиях, кризисных ситуациях, типовых планах организации антикризисных мероприятий, составе участников кризисного реагирования, регламентах взаимодействия и т.д.
- веб-ресурсы, обеспечивающие информационно-справочную поддержку и удобный унифицированный распределенный доступ к данным;
- средства телекоммуникаций, обеспечивающие абстрагирование от территориальной привязки субъектов управления и ресурсов безопасности.
Информационное обеспечение не ограничивается простым накоплением все больших и больших объемов разноплановой информации о потенциально возможных чрезвычайных и кризисных ситуациях и угрозах безопасности, а представляет собой набор различных информационных, облачных и вебсервисов, реализующих:
- тренажерно-моделирующие комплексы;
- средства формирования имитационных моделей сложных процессов, протекающих в РСЭС;
- средства интеграции, обработки и анализа информации;
- средства мониторинга, прогнозирования и сценарного анализа социально-экономического развития;
- средства информационно-аналитической поддержки деятельности организационных структур управления региональной безопасностью и т.д.
Задача информационной поддержки управления региональной безопасностью также может быть структурирована в соответствии с тремя основными компонентами инфраструктуры безопасности региона, к которым относятся:
- ресурсы безопасности - организационные, административные, финансовые, информационные и другие;
- инфраструктура безопасности, обеспечивающая условия для реализации эффективного управления региональной безопасностью;
- антикризисное управление, обеспечивающее формирование планов антикризисных мероприятий и их реализацию.
В соответствии с этим, задача информационной поддержки управления региональной безопасностью включает несколько аспектов:
19
- создание информационных ресурсов для поддержки управления и принятия решений в сфере региональной безопасности - баз данных, словарей и прочих ресурсов, имеющих отношение к задачам управления безопасностью РСЭС, а также удобных средств оперативного распределенного доступа к ним;
- создание средств информационно-аналитической поддержки антикризисного управления, прежде всего - средств интеллектуальной поддержки принятия решений на базе когнитивного и имитационного моделирования процессов управления региональной безопасностью;
- создание информационной инфраструктуры региональной безопасности, обеспечивающей формирование проблемно-ориентированных групп субъектов управления безопасностью (организационных структур управления) и соответствующих информационных ресурсов и сервисов, предназначенных для поддержки отдельно взятой организационной структуры безопасности в рамках локализации (предотвращения) возникшей кризисной ситуации.
Структуризацию задачи информационной поддержки управления региональной безопасностью следует также произвести в соответствии с задачами, возникающими на разных уровнях управления. В работе предложено выделять три уровня управления региональной безопасностью: стратегический, оперативный и тактический. Оперативный уровень управления включает оперативно-стратегический и оперативно-тактический уровни. В силу очевидных и весьма существенных различий во внутренней структуре и локальной целенаправленности процессов, протекающих на разных стадиях развития кризисных ситуаций, существенно отличаются и требования к средствам информационной поддержки на различных уровнях управления региональной безопасностью.
На концептуальном уровне жизненный цикл угроз региональной безопасности представляет собой процесс развития кризисных ситуаций и включает совокупность взаимосвязанных этапов: зарождение угрозы, развитие угрозы, инициализация угрозы, воздействие угрозы, регенерация с возможным порождением новой угрозы.
Стадии жизненного цикла угроз региональной безопасности охватывают различные состояния РСЭС, ее элементов и подсистем, начиная с момента возникновения угрозы безопасности развития системы и заканчивая её воздействием на критическую область РСЭС и регенерацией, либо устранением угрозы на начальном этапе зарождения на основе превентивных (упреждающих) мероприятий (мониторинг, анализ, прогноз общей ситуации).
Угрозы соответственно порождают разнотипные кризисные ситуации.
Кризисная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате техногенной аварии, опасного природного явления, стихийного бедствия, террористического акта, социально-экономического, геополитического или межнационального конфликта, которая повлекла за собой социальную нестабильность, человеческие жертвы, значительные материальные потери, угрожающие жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов [25]. В работе [26] предложено качественное описание основных критериев кризисных ситуаций в регионах.
20
Основные виды региональных кризисных ситуаций [27]:
- изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению генофонда страны и ее регионов;
- превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона;
- падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50-60%;
- рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения;
- изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;
- появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;
- высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;
- низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным центром (например, дотации превышают 30% финансовых средств региона);
- низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития;
- и др.
Все виды региональных кризисных ситуаций объединяет важная деталь -процесс зарождения каждой из них является скрытым (неочевидным) и, как правило, начинается в нормальных условиях в результате накопления противоречий, источников уязвимостей и угроз, дефектов и постепенной деградации системы.
По динамике развития региональные кризисные ситуации классифицируются следующим образом:
- мгновенные кризисные ситуации, когда отсутствует резерв времени для принятия оперативных управленческих решений по локализации возникшей ситуации;
- быстро протекающие кризисные ситуации - ситуации, скорость нарастания и распространения которых ограничена, что создает резерв времени на принятие управленческих решений и их реализацию в виде целенаправленного воздействия на объект (систему) с целью его перевода из критического состояния в стабильное путем ликвидации сложившейся неблагоприятной ситуации или за счет снижения нанесенного ущерба;
- медленно развивающиеся кризисные ситуации - это ситуации, когда имеется достаточно большой резерв времени для принятия управленческих решений.
В ходе исследований рассматривались быстро протекающие и медленно развивающиеся кризисные ситуации, как наиболее типичные для региональных социально-экономических систем.
Жизненный цикл управления кризисной ситуаций содержит следующие фазы: идентификация угроз безопасности, планирование антикризисных
21
мероприятий, кризисное реагирование, ликвидация последствий (восстановление).
Жизненный цикл угроз региональной безопасности и развития кризисных ситуаций охватывает все уровни управления, на каждом из которых возникает необходимость в решении соответствующих задач информационной поддержки.
Наиболее сложным является начальный период зарождения и развития кризисных ситуаций. Этот этап является плохо формализуемым и трудно прогнозируемым в силу неочевидного (скрытого) характера угроз и их проявлений. В связи с этим, на этой начальной стадии жизненного цикла задача информационной поддержки выглядит наиболее расплывчато. На этапе зарождения угрозы, зачастую, даже не существует конкретного объекта информационной поддержки.
На этой начальной стадии жизненного цикла облик кризисной ситуации еще не сформировался, и главная задача информационного обеспечения заключается в создании наиболее адекватной среды для противодействия развитию потенциальных угроз и опасностей. Общеизвестным подходом к решению этой задачи, согласно исследованию [28], является использование методов и средств информационного и проблемного мониторинга социальноэкономической обстановки в регионе с привлечением экспертного сообщества, на основе социологических опросов, сценарного анализа, анализа архивных статистических данных, а также с применением современных средств инфокоммуникаций - социальных сетей. Роль информационной поддержки на данном этапе достаточно высока: современные компьютерные технологии обеспечивают сбор, автоматизированную обработку и анализ больших объемов разноплановой информации для выявления потенциальных угроз и опасностей регионального развития и поддержки принятия адекватных сложившейся ситуации управленческих решений на основе этой информации. Вместе с тем, обеспечивается возможность создания виртуальных анализаторов (мониторов) -аналогов центров управления в кризисных ситуациях и центров мониторинга социально-экономического развития на базе мониторинговых информационноаналитических систем, облачных, агентных и веб-технологий. Эти виртуальные аналоги, по сравнению со своими реальными объектами, хотя и теряют отдельные аспекты своей функциональности вследствие виртуализации, но взамен обеспечивают на порядки большие информационные и аналитические возможности, экономию ресурсов и снижение затрат, увеличивают потенциальное количество субъектов управления и экспертов, участвующих в процессах обеспечения региональной безопасности, обеспечивают интеграцию и обработку коллективных экспертных знаний с последующим синтезом на их основе новых знаний, что крайне важно для реализации адекватной информационной поддержки управления региональной безопасностью и повышения его эффективности в условиях децентрализованного принятия решений.
В настоящее время информационная поддержка данной фазы жизненного цикла, как правило, сводится в основном к созданию и поддержанию в актуальном состоянии различных баз данных ведомственных информационных систем, мониторинговых информационно-аналитических систем ситуационнокризисных центров, а также информационно-справочных веб-ресурсов, содержащих семантически и организационно разнородную, часто
22
слабо-структурированную информацию об источниках потенциальных угроз и опасностей, кризисных ситуациях и их параметрах, планах антикризисных мероприятий, показателях безопасности, объектах и процессах обеспечения безопасности. Как правило, эти средства информационной поддержки используются изолированно друг от друга и принадлежат разным ведомствам (субъектам управления безопасностью). Подобные информационные ресурсы, несомненно, играют важную положительную роль в информационной поддержке управления региональной безопасностью на ранних стадиях развития кризисных ситуаций. Однако их использование подразумевает активный поиск информации со стороны субъектов управления безопасностью. Наличие у последних достаточно сильной мотивации к поиску необходимой информации для принятия эффективных управленческих решений появляется чаще всего уже после зарождения угрозы и претворения кризисной ситуации в жизнь. Таким образом, ведомственные и мониторинговые информационные системы обеспечивают, в большей степени, поддержку второго этапа жизненного цикла угроз региональной безопасности, когда осуществляется целенаправленный предметный поиск субъектов совместной деятельности, ресурсов и путей разрешения развивающихся кризисных ситуаций.
Эффективность использования информационно-вычислительных ресурсов ведомственных информационных систем для задач управления региональной безопасностью может быть увеличена за счет обеспечения совместного использования территориально распределенных разнородных информационных баз и частичной автоматизации обработки содержащихся в них данных. Современным средством решения задачи, автоматизированной интеллектуализированной обработки разнородной информации из различных источников, являются агентные технологии [29]. Программные агенты, будучи способными к целенаправленным активным действиям от лица своих владельцев, позволяют автоматизировать не только предметный поиск информации в разнородных территориально рассредоточенных источниках, но и обеспечивают возможность оценки потенциальных угроз региональной безопасностью в многомерном пространстве критериев, а также поиск решений в условиях нечеткой постановки задачи, создавая тем самым возможность частичной автоматизации процесса управления региональной безопасностью.
Важной проблемой, которую необходимо решить для успешного использования агентных технологий автоматизированной обработки информации, является семантическая неоднородность информационных ресурсов, необходимых для задач информационной поддержки управления региональной безопасностью. Чаще всего, рассматривая проблему совместного использования распределенных разнородных ресурсов, имеют в виду их технологическую неоднородность - различный формат баз данных, различные программноаппаратные платформы, на базе которых работают информационные хранилища и т.п. Решение проблемы технологической разнородности информационных ресурсов не представляет большой трудности при сегодняшнем уровне развития информационно-коммуникационных технологий. Более важной является проблема установления смысловой идентичности информационных элементов. Информационные ресурсы одной предметной области могут содержать отличающиеся внешне термины, понятия, сущности, которые, тем не менее, могут быть семантически связанными, близкими по смыслу, и, наоборот, имея
23
одинаковые названия, могут нести абсолютно разную смысловую нагрузку. Эффективным средством описания и анализа семантики разнородных ресурсов являются сетевые модели представления знаний [30], в частности онтологии [31] и концептуальное моделирование предметной области [32].
На остальных этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности в основном решаются две группы задач информационной поддержки:
1.Задачи планирования и оперативного управления процессами обеспечения безопасности в кризисных ситуациях (ПОБ КС). На этапах планирования и оперативного управления ПОБ КС также решаются задачи синтеза и анализа ПОБ КС. Задача синтеза состоит в выборе на множестве альтернативных ПОБ КС наилучшей конфигурации ПОБ КС (состава исполнителей и плана антикризисных мероприятий) с учетом параметров кризисных ситуаций (источники угроз, степень опасности, потери, ущерб, время реагирования, требуемые ресурсы и т.д.), а также характеристик доступных в данный момент времени компетенций субъектов управления безопасностью (имеющиеся в наличии исполнительные ресурсы: техника, люди, информация, финансы, материальные затраты и т.д.). Задача анализа плана ПОБ КС состоит в проверке его выполнимости в реальных условиях функционирования. Задача оперативного управления ПОБ КС состоит из задач оперативного анализа (мониторинга) кризисной ситуации и реконфигурирования (синтеза нового структурно-функционального облика ПОБ КС) в случае изменения параметров кризисной ситуации в результате воздействия внешних факторов. Задача мониторинга состоит в как можно более раннем распознавании кризисных ситуаций и их источников, которые могут привести к отклонениям в функционировании РСЭС и ее элементов, а задачей регулирования - разрешение кризисных ситуаций с помощью определенных управляющих воздействий.
2. Задачи моделирования и автоматизации ПОБ КС. Задача моделирования ПОБ КС заключается в создании и исследовании моделей ПОБ КС с целью анализа и прогнозирования сценариев их развития и определения результативности их реализации для конкретных условий. Модели ПОБ КС могут быть также использованы для исследования динамики поведения активных элементов ПОБ КС. Задача автоматизации ПОБ КС состоит в разработке методов, технологий и программных средств получения, обработки и анализа информации для стратегического и оперативного управления кризисными ситуациями и информационной поддержки принятия решений на всех этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности.
Различные задачи информационной поддержки определяют и различие используемых на разных этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности методов, модельного инструментария, информационных технологий и средств автоматизации. Соотношение фаз развития кризисных ситуаций с задачами и технологиями информационной поддержки приведено на рис. 1 и 2.
24
Рис. 1. Этапы жизненного цикла и задачи информационной поддержки
Информационная поддержка управления региональной безопасностью не может ограничиваться созданием отдельно взятых, изолированных ведомственных информационных систем, ориентированных на решение некоторой отдельно взятой задачи и на некоторый ограниченный круг пользователей. Информационное обеспечение региональной безопасности должно обеспечивать, прежде всего, многофункциональную расширяемую информационную среду, ориентированную на комплексную информационно-аналитическую поддержку и координацию процессов принятия решений на всех уровнях управления в сфере региональной безопасности. Для создания такой среды в настоящее время уже существуют и продолжают разрабатываться методы и информационные технологии, способные поддержать решение проблемы сетецентрического управления региональной безопасностью на разных этапах развития кризисных ситуаций.
Одной из ключевых проблем становится совместное использование этих разработок для информационной поддержки сквозного управления региональной безопасностью на всех этапах жизненного цикла - от зарождения и развития потенциальных угроз и опасностей до предотвращения и ликвидации возникших в результате их проявления чрезвычайных и кризисных ситуаций.
25
Рис. 2. Этапы жизненного цикла и технологии информационной поддержки
Еще одной важной задачей является обеспечение интероперабельности и потенциала к саморазвитию информационной среды региональной безопасности. Интероперабельность информационной среды будет способствовать более широкому и активному совместному использованию ее функциональных возможностей, ресурсов и сервисов в практической деятельности субъектов безопасности на всех уровнях управления с целью диагностики и локализации возникающих кризисных ситуаций, а также парирования дестабилизирующих факторов различной природы, носящих деструктивный характер. Наличие потенциала к саморазвитию и самоорганизации такой среды будет также способствовать расширению ее адаптационных возможностей в динамически изменяющихся условиях.
Таким образом, на различных этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности и стадиях развития кризисных ситуаций соответственно возникают существенно различные задачи информационной поддержки процессов управления региональной безопасностью. Наиболее важными из них являются:
- сбор, хранение, обработка, анализ и распределенный доступ к информации;
- интеграция и формализация экспертных знаний о состоянии элементов и подсистем РСЭС с последующим синтезом на их основе новых знаний для информационной поддержки принятия управленческих решений;
- интеграция технологически и семантически разнородных информационных ресурсов и сервисов;
26
- автоматизированные формирование организационных структур управления безопасностью и поиск субъектов совместной деятельности для реализации антикризисных мероприятий;
- координация взаимодействия субъектов управления безопасностью и согласование локальных решений децентрализованного управления на разных уровнях организации системы;
- обеспечение субъектов безопасности эффективными средствами поддержки принятия решений на основе имитационного моделирования процессов управления региональной безопасностью;
- информационная поддержка начальных этапов жизненного цикла развития кризисных ситуаций (мониторинг потенциальных источников угроз и опасностей, анализ тенденций развития РСЭС);
- информационный мониторинг жизненного цикла угроз региональной безопасности;
- обеспечение свойств интероперабельности, расширяемости, адаптивности, сетецентричности и самоорганизации информационной среды региональной безопасности.
Перечислим основные задачи информационного обеспечения региональной безопасности, решаемые на разных уровнях управления.
На стратегическом уровне управления региональной безопасностью решаются следующие задачи информационной поддержки:
1) управление знаниями о разнородных объектах и процессах обеспечения безопасности;
2) управление компетенциями субъектов безопасности, участвующих в этих процессах;
3) формирование организационных структур управления безопасностью в кризисных ситуациях;
4) формирование сети центров организационного управления региональной безопасностью.
Основной задачей на этом уровне является формирование организационных структур управления безопасностью, обеспечивающих реализацию наилучшего плана антикризисных мероприятий для конкретных региональных кризисных ситуаций с учетом стоимостных затрат, пространственно-временных и ресурсных ограничений.
Оперативно-стратегический уровень управления региональной безопасностью предполагает решение следующих задач информационной поддержки:
1) ситуационный и сценарный анализ, оценка результативности реализации антикризисных мероприятий;
2) синтез траекторий и реализация управления «точно в срок»;
3) реконфигурация сети центров управления региональной безопасностью.
Оперативно-тактический уровень управления требует решения следующих задач:
1) информационный мониторинг потенциальных угроз и опасностей;
2) оценка качества и эффективности организационных структур управления безопасностью;
27
3) реконфигурация организационных структур управления безопасностью в кризисных ситуациях.
На тактическом уровне решаются задачи, связанные непосредственно с управлением кризисными ситуациями, выбором участников (авторов) и исполнительных ресурсов, необходимых для локализации угроз безопасности или кризисных ситуаций, а также формированием и согласованием планов совместных действий. Основной задачей на этом уровне управления является анализ профиля деятельности субъектов управления безопасностью. Это необходимо для определения соответствия их компетенций и возможностей участия в предотвращении текущих или прогнозируемых кризисных ситуаций. При этом спецификации кризисных ситуаций должны быть декомпозированы на подзадачи и распределены между субъектами управления безопасностью. В рамках этой задачи осуществляется подбор (композиция) компетенций субъектов управления безопасностью, представляющих собой совокупность предоставляемых ими ресурсов и услуг (сервисов), которые могут быть использованы в процессах обеспечения региональной безопасности.
Таким образом, задачи информационного обеспечения региональной безопасности пронизывают все уровни управления (стратегический, оперативностратегический, оперативно-тактический и тактический) и могут быть выделены в отдельную категорию. Информационная поддержка управления региональной безопасностью является одним из наименее исследованных подходов в управлении социально-экономическими системами. Это перспективная предметная область, появление которой обусловлено прогрессом как в развитии новых организационных форм управления сложными слабоструктурированными системами различной природы, так и прогрессом в сфере информационных технологий, которые позволяют на сегодняшний день говорить о возможности решения проблемы сетецентрического управления безопасностью региональных социально-экономических систем.
В настоящее время создано большое количество ресурсов и технологий, обеспечивающих информационно-аналитическую поддержку ряда задач в области управления региональной безопасностью. Большинство из них реализовано в виде мониторинговых информационно-аналитических систем, систем поддержки принятия решений в кризисных ситуациях, а также вебресурсов, обеспечивающих субъектам управления доступ к информационносправочным ресурсам и нормативным документам на основе соответствующих информационных технологий. Аналитический обзор современных средств информационной поддержки управления региональной безопасностью представлен в работе[33].
Основными недостатками существующих разработок в плане исследуемой в работе проблемы являются:
- отсутствие методов и средств интеграции технологически и семантически разнородных информационных ресурсов, и сервисов;
- отсутствие возможностей автоматизированного синтеза спецификаций организационных структур управления безопасностью и поиска (подбора) субъектов совместной деятельности для реализации антикризисных мероприятий;
28
- отсутствие единых регламентов информационного взаимодействия субъектов управления безопасностью;
- отсутствие методов и средств координации локальных решений децентрализованного управления на разных уровнях организации системы обеспечения региональной безопасности;
- частичная информационная поддержка начальных этапов жизненного цикла развития кризисных ситуаций;
- каждая отдельная система - это изолированный, обособленный «островок» методов и технологий информационной поддержки и, как следствие, невозможность совместного использования в силу низкого уровня интероперабельности функциональных элементов;
- плохая адаптивность к динамически изменяющимся условиям.
Проведенный системный анализ проблемы информационного обеспечения региональной безопасности позволил сформулировать основные требования к разработке комплексных автоматизированных систем информационной поддержки сетецентрического управления региональной безопасностью. К этим требованиям относятся:
- учет активности субъектов управления безопасностью, то есть наличия у них собственных целей, сферы интересов, компетенций и т.д.;
- обеспечение кооперативности участников процессов управления безопасностью в кризисных ситуациях, то есть возможности формирования организационных структур (коалиций) управления безопасностью для совместной деятельности с целью предотвращения и ликвидации последствий кризисных ситуаций, обеспечения безопасности в целом;
- обеспечение адаптивности системы управления региональной безопасностью, то есть способности самостоятельно воспринимать окружающую среду и приспосабливаться к ее изменениям;
- обеспечение координируемости и децентрализации управления, то есть согласования локальных решений сетецентрического управления посредством переговорного процесса;
- обеспечение интероперабельности, расширяемости, интерактивности, мобильности, персонализации, а также возможностей к саморазвитию и самоорганизации информационной среды региональной безопасности.
Учет этих требований позволяет, с одной стороны, включать новых субъектов в процессы управления региональной безопасностью, а с другой -динамически формировать структуру и состав многоуровневой системы сетецентрического управления региональной безопасностью в зависимости от параметров конкретных кризисных ситуаций из множества доступных компонентов (субъектов, ресурсов, сервисов и т.д.).
Заключение
Системный анализ проблемы сетецентрического управления региональной безопасностью показал ее высокую актуальность, значимость для национальной экономики и обороноспособности страны. Это обусловлено необходимостью обеспечивать согласованность взаимодействия субъектов безопасности региона на всех уровнях управления устойчивым развитием и функционированием РСЭС в различных условиях неблагоприятного
29
воздействия внешних и внутренних факторов, как социально-экономического, природно-техногенного, геополитического характера, так и инспирированных человеком. Особенно актуальна эта проблема для арктических регионов России. Проблема до сих пор остается полностью не решенной.
Для решения проблемы в современных условиях необходимо повышение эффективности деятельности организационно разнородных и пространственно распределенных субъектов управления региональной безопасностью. Это достигается за счет адекватной информационной поддержки и координации процессов принятия управленческих решений в этой сфере. До настоящего времени задачи и средства информационной поддержки и координации сетецентрического управления региональной безопасностью не рассматривались в комплексе и не решали проблему в целом.
Анализ современного методического и программного инструментария, используемого в области информационного обеспечения региональной безопасности, позволил сформулировать общие и частные требования к разработке методологии и средств информационно-аналитической поддержки, ориентированных на решение проблемы сетецентрического управления региональной безопасностью. Эти средства реализуют интегрированную информационную среду, обеспечивающую повышение эффективности сетецентрического управления региональной безопасностью.
Средства информационно-аналитической поддержки управления региональной безопасностью должны быть ориентированы на непрограммирующего пользователя, учитывать его активность и сферы интересов, обеспечивать автоматизированный выбор методов решения поставленных задач, сопровождать процесс выработки и реализации управленческих решений в рекомендательном режиме.
Литература
1. Бурков, В.Н. Модели и методы управления безопасностью / В.Н. Бурков, Е.В. Грацианский, С.И. Дзюбко, А.В. Щепкин. - М.: Синтег, 2001.- 139 с.
2. Возжеников, А.В. Региональная безопасность: геополитические и геоэкономическис аспекты (теория и практика) / А.В. Возжеников. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 260 с.
3. Глобальная безопасность: инновационные методы анализа конфликтов / А.И. Смирнов и др. - М.: Общество "Знание" России, 2011. - 272 с.
4. Кульба, В.В. Анализ устойчивости социально-экономических систем с использованием знаковых орграфов / В.В. Кульба, П.Б. Миронов, В.М. Назаретов // Автоматика и телемеханика. - 1993. - № 7. - С.130-137.
5. Малинецкий, Г.Г. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика / Г.Г. Малинецкий. - М.: Наука, 2000. - 432 с.
6. Маслобоев, А.В. Обеспечение глобальной безопасности регионального разви-
тия (постановка задачи) / А.В. Маслобоев, В.А. Путилов // Труды Института системного анализа РАН: Прикладные проблемы управления макро-
системами. - 2010. - Т.59. - С.29-44.
30
7. Северцев, Н.А. Системный анализ и моделирование безопасности / Н.А. Северцев, В.К. Дедков. - М.: Высшая школа, 2006. - 462 с.
8. Управление рисками и безопасностью / под. ред. Д.С. Черешкина // Труды Института системного анализа РАН. - М.: УРСС, 2009. - Т.41. - 288 с.
9. Управление региональной безопасностью на основе сценарного подхода /
В.Л. Шульц и др. - М.: ИПУ РАН, 2014. - 163 с.
10. Юсупов, Р.М. Наука и национальная безопасность. -2-е изд. / Р.М. Юсупов.
- СПб.: Наука, 2011.- 369 с.
11. Яковлев, С.Ю. Современные тенденции в управлении безопасностью сложных систем / С.Ю. Яковлев // Труды Кольского научного центра РАН. Информационные технологии. - Вып. 4. -5/2013(18). - Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2013. - С.29-39.
12. Blinc, R. Sustainable development and global security / R. Blinc, A. Zidans“ek, I. Slaus // Proceedings of the Third Dubrovnik Conference on Sustainable Development of Energy, Water and Environment Systems Energy. - June 2007.
- Vol. 32, Iss. 6. - P.883-890.
13. DeTombe, D.J. Global Safety / D.J. DeTombe // Pesquisa Operacional. - 2010.
- Vol. 30. - No. 2. -P.387-404.
14. Zgurovsky, M. Global simulation of quality and security of human life / M. Zgurovsky // Romanian Journal of Economic Forecasting. - 2009. - № 3. - P.5-21.
15. Диагностика и сценарный анализ внешних угроз региональной безопасности / В.Л. Шульц и др. // Национальная безопасность / nota bene. - 2014. - №5.
- C.626-664.
16. Маслобоев, А.В. Мультиагентная информационно-аналитическая среда поддержки управления региональной безопасностью «Безопасный Виртуальный Регион» / А.В. Маслобоев // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2013. - №4(86). - С.128-138.
17. Загребнев, С. Региональная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации / С. Загребнев // Власть. - 2010.- №10. -С.90-92.
18. Маслобоев, А.В. Многоуровневая рекуррентная модель иерархического управления комплексной безопасностью региона / А.В. Маслобоев, В.А. Путилов, А.В. Сютин // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2014. - №6(94). - С.163-170.
19. Сухорослов, О.В. Пиринговые системы: концепция, архитектура и направления исследований / О.В. Сухорослов // Труды Института системного анализа РАН: Проблемы вычислений в распределенной среде: прикладные задачи. - М.: РОХОС, 2004. - С.7-43.
20. Маслобоев, А.В. Виртуальные когнитивные центры как интеллектуальные системы для информационной поддержки управления региональной безопасностью / А.В. Маслобоев // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2014. - №2(90). - С.167-170.
21. Маслобоев, А.В. Мультиагентная технология формирования виртуальных бизнес-площадок в едином информационно-коммуникационном пространстве развития инноваций / А.В. Маслобоев // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО.- 2009. - №6(64). - С.83-89.
22. Расселл, С. Искусственный интеллект. Современный подход / С. Расселл, П. Норвиг. - М.: Вильямс, 2007. - 1408 с.
31
23. Маслобоев, А.В. Координация в многоуровневых сетецентрических системах управления региональной безопасностью: подход и формальная модель / А.В. Маслобоев, В.А. Путилов, А.В. Сютин // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2015. - Т.15.
- №1. - С.130-138.
24. Маслобоев, А.В. Специфика и структура задачи информационной поддержки управления безопасностью региональных социально-экономических систем / А.В. Маслобоев, В.А. Путилов // Вестник МГТУ: труды Мурманского государственного технического университета. - 2015. - Т.18.- №3.
- С.476-485.
25. Ямалов, И.У. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций / И.У. Ямалов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 288 с.
26. Шпаговский, Ю.Г. Чрезвычайные ситуации как объект правового регулирования / Ю.Г. Шпаговский // Проблемы безопасности в ЧС. - 2004. - № 1.
- С.85-93.
27. Вечканов, Г.С. Экономическая теория / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2011
- 512 с.
28. Олейник, А.Г. Организация информационно-аналитической структуры поддержки управления региональным развитием / А.Г. Олейник, В.А. Путилов // Труды Института системного анализа РАН: Прикладные проблемы управления макросистемами. - 2010. - Т.59. - С.175-192.
29. Wooldridge, M. An Introduction to MultiAgent Systems. Second Edition / M. Wooldridge. - John Wiley & Sons, 2009. - 484 p.
30. Гаврилова, Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем / Т.А. Гаврилова,
В.Ф. Хорошевский. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.
31. Ломов, П.А. Интеграция данных на основе онтологий для обеспечения информационной поддержки управленческих решений / П.А. Ломов, М.Г. Шишаев // Труды Института системного анализа РАН. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. - Т.39. - С.159-173.
32. Олейник, А. Концептуальное моделирование региональных систем / А. Олейник. - Издательский Дом LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.
- 204 с.
33. Маслобоев, А.В. Реализация трансграничных ИТ-проектов в сфере информационного обеспечения комплексной безопасности развития арктических регионов: состояние и перспективы /А.В. Маслобоев // Информационные ресурсы России. - 2014.- №3(139). - С.13-20.
Сведения об авторах
Маслобоев Андрей Владимирович - к.т.н., доцент, старший научный сотрудник, е-mail: [email protected]
Andrey V. Masloboev - Cand. of Sci (Tech), аssociate рга@ senior research fellow
Путилов Владимир Александрович - д.т.н., профессор, директор, е-mail: putilov @iimm. ru
Vladimir A. Putilov - Dr. of Sci (Tech), рrofеssor, director
32