Научная статья на тему 'Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь'

Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
777
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗРЕЛОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION EDUCATION / INFORMATION CULTURE / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION LITERACY / INFORMATION MATURITY / COMPUTER LITERACY / MEDIA LITERACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лапина Олимпиада Александровна, Комарова Анна Александровна

Информационное образование имеет свои характеристики, современные исследователи среди них называют информационную культуру, информационное мировоззрение, информационную грамотность, информационную компетентность, компьютерную грамотность, медиаграмотность. Взаимосвязь между рассматриваемыми качествами личности, очевидно, существует, однако мнения авторов расходятся как в формулировках понятий изучаемых качеств, так и в определении взаимосвязи между ними. Статья посвящена установлению взаимосвязи между такими характеристиками информационного образования как информационная культура, информационное мировоззрение, информационная грамотность, информационная компетентность, компьютерная грамотность, медиаграмотность. Для достижения цели, в статье проанализированы подходы к данному вопросу в современных исследованиях, показывается несогласованность ученых в установлении изучаемой взаимосвязи понятий. Для установления межпонятийной взаимосвязи, проведено теоретическое исследование, проанализировано каждое из понятий, выделены общие и отличительные черты, на основе которых установлена иерархия изучаемых понятий. При изучении понятия «информационная компетентность», введено понятие «информационная зрелость личности». На основе установленной иерархии построена схема взаимосвязи характеристик информационного образования личности, в которой компьютерная и медиа-грамотности представлены составляющими информационной грамотности, информационная грамотность и информационная зрелость представлены как компоненты информационной компетентности, информационное мировоззрение и информационная компетентность представлены как составляющие информационной культуры личности. При построении схемы учтены рекомендации Юнеско по объединению нескольких видов грамотности в одну под аббревиатурой МИГ. Построенная схема имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическая значимость заключается в четком представлении какое понятие является более широким, емким, либо более узким. Практическая значимость заключается в том, что наличие схемы взаимосвязей позволяет разделять изучаемые понятия, что облегчает дальнейшую работу по их формированию и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of information education of the person and their interrelation

Information education has its own characteristics, modern researchers among them are called information culture, information worldview, information literacy, information competence, computer literacy, media literacy. The interrelation between the considered qualities of the person, obviously, exists, however opinions of authors differ both in formulations of concepts of the studied qualities, and in definition of interrelation between them. The article is devoted to the establishment of the relationship between such characteristics of information education as information culture, information worldview, information literacy, information competence, computer literacy, media literacy. To achieve this goal, the article analyzes the approaches to this issue in modern research, shows the inconsistency of scientists in the establishment of the studied relationship of concepts. To establish inter-conceptual relationship, a theoretical study was conducted, each of the concepts was analyzed, common and distinctive features were identified, on the basis of which the hierarchy of the studied concepts was established. In the study of the concept of "information competence", introduced the concept of information maturity of the individual. On the basis of the established hierarchy the scheme of interrelation of characteristics of information education of the person, in which computer and media literacy are presented by components of information literacy is constructed, information literacy and information maturity are presented as components of information competence, information Outlook and information competence are presented as components of information culture of the person. The scheme takes into account the recommendations of UNESCO to combine several types of literacy into one under the acronym MIL. The constructed scheme is of great theoretical and practical importance. The theoretical significance lies in a clear idea of what the concept is wider, capacious, or more narrow. The practical significance lies in the fact that the presence of the scheme of interrelations allows to separate the studied concepts, which facilitates further work on their formation and development.

Текст научной работы на тему «Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лапина О. А., Комарова А. А. Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Lapina O.A., Komarova A.A. (2019). Characteristics of information education of the person and their interrelation. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf (in Russian)

УДК 37

ГРНТИ 14.01.29

Лапина Олимпиада Александровна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

Профессор

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: olimpiada2005@mail.ru

Комарова Анна Александровна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: prokopjeva@rambler.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=835123

Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь

Аннотация. Информационное образование имеет свои характеристики, современные исследователи среди них называют информационную культуру, информационное

мировоззрение, информационную грамотность, информационную компетентность,

компьютерную грамотность, медиаграмотность. Взаимосвязь между рассматриваемыми качествами личности, очевидно, существует, однако мнения авторов расходятся как в формулировках понятий изучаемых качеств, так и в определении взаимосвязи между ними.

Статья посвящена установлению взаимосвязи между такими характеристиками информационного образования как информационная культура, информационное

мировоззрение, информационная грамотность, информационная компетентность,

компьютерная грамотность, медиаграмотность.

Для достижения цели, в статье проанализированы подходы к данному вопросу в современных исследованиях, показывается несогласованность ученых в установлении изучаемой взаимосвязи понятий.

Для установления межпонятийной взаимосвязи, проведено теоретическое исследование, проанализировано каждое из понятий, выделены общие и отличительные черты, на основе которых установлена иерархия изучаемых понятий. При изучении понятия «информационная компетентность», введено понятие «информационная зрелость личности».

09PDMN519

На основе установленной иерархии построена схема взаимосвязи характеристик информационного образования личности, в которой компьютерная и медиа-грамотности представлены составляющими информационной грамотности, информационная грамотность и информационная зрелость представлены как компоненты информационной компетентности, информационное мировоззрение и информационная компетентность представлены как составляющие информационной культуры личности. При построении схемы учтены рекомендации Юнеско по объединению нескольких видов грамотности в одну под аббревиатурой МИГ.

Построенная схема имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическая значимость заключается в четком представлении какое понятие является более широким, емким, либо более узким. Практическая значимость заключается в том, что наличие схемы взаимосвязей позволяет разделять изучаемые понятия, что облегчает дальнейшую работу по их формированию и развитию.

Ключевые слова: информационное образование; информационная культура; информационная компетентность; информационная грамотность; информационная зрелость; компьютерная грамотность; медиаграмотность

Введение

Область информационного образования является актуальной в научной среде, о чем свидетельствует языковое и культурное разнообразие о представлении данного пространства. Современные исследователи под информационным образованием понимают часть системы образования, которая связана с внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизни, становлением и развитием информационного общества [1]. Анализируя публикацию, уточняющую феномен «информационное образование» [1], характеристиками информационного образования можно назвать следующие понятия: «информационная культура», «информационная грамотность», «информационное мировоззрение», «информационная компетентность», «медиаграмотность», «компьютерная грамотность». Очевидно, что характеристики информационного образования связаны между собой, однако, изучение исследований в данной области позволяет сделать вывод, что сами понятия и взаимосвязь между ними исследователями часто интерпретируются по-разному.

Так, в отдельных работах находятся доказательства тождественности понятий «информационная культура» и «информационная грамотность» [2]. В то же время встречаются исследования, где информационная грамотность включена в информационную культуру как составляющая [3-5].

Другим примером может служить разбор понятия «грамотность». Большинство современных исследователей, соглашаясь с Юнеско, видят взаимосвязь в формулировке МИГ (медиа- и информационная грамотность) [6; 7], однако встречаются и другие мнения.

В последние годы акцентировано внимание на взаимосвязи понятий, характеризующих информационное образование личности, однако рассматривается, как правило, взаимосвязь двух-трех дефиниций.

Например, взаимосвязь информационной грамотности, медиаграмотности и компьютерной грамотности, либо информационной грамотности и информационной компетентности и т. п. Мы использовали семантический анализ с целью выявить элементарные единицы и соотношение между ними у разных исследователей. Изученные исследования структурированы в таблице 1.

09PDMN519

Таблица 1

Взаимосвязь понятий, характеризующих информационное образование личности в исследованиях современных ученых

Автор Сопоставляемые понятия Взаимосвязь сопоставляемых понятий

Гендина Н.И. информационная культура, информационная грамотность термин «информационная культура» называется условным синонимом термина «информационная грамотность» [2].

Гендина Н.И. информационная культура, информационная грамотность, информационное мировоззрение информационное мировоззрение и информационная грамотность рассматривается как составляющие информационной культуры [8].

Дири М.И. информационная культура, информационное мировоззрение, информационная компетентность информационная культура включает два компонента: информационное мировоззрение и информационная компетентность [3].

Арутюнов Г.А. медиаграмотность, информационная грамотность медиаграмотность является составляющей информационной грамотности [9].

Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. и др. компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная культура информационная культура личности шире, чем информационная грамотность; компьютерная грамотность Ф информационная грамотность [10].

Учебная программа по медиа-грамотности информационной грамотности для учителей (подготовлена ЮНЕСКО) медиаграмотность, информационная грамотность медиаграмотность и информационная грамотность объединены под аббревиатурой МИГ [11].

Хесус Лау информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность информационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности (какая именно взаимосвязь не уточняется) [12].

Олефир С.В. информационная грамотность, медиаграмотность выделяется общее в информационной и медиаподготовке [13].

Воронина Л.В., Артемьева В.В., Воробьева Г.В. информационная культура, информационная компетентность, информационная грамотность понятия рассматриваются как входящие друг в друга: начальный уровень - информационная грамотность => информационная компетентность => широкое информационная культура [14].

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что согласованности в определении взаимосвязи понятий среди авторов нет, несмотря на то, что встречается много схожих мнений. Более того, максимальное количество рассматриваемых и сопоставляемых в исследованиях качеств личности три. Исследований, в которых показана взаимосвязь четырех и более качеств, и в которых установлена иерархия изучаемых понятий нам не встречалось. Это и послужило поводом предпринять попытку в определении взаимосвязи понятий являющимися характеристиками информационного образования личности и построении иерархической схемы их взаимосвязи.

Методика исследования

Так как исследование носит теоретический характер, то, прежде всего, использовались следующие теоретические методы: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия).

Были изучены публикации, в которых рассматриваются характеристики информационного образования, выделены работы, в которых приведена взаимосвязь

09PDMN519

понятийного аппарата, проведен семантический анализ представления межпонятийных взаимосвязей в современных исследованиях.

Проведен анализ представления в литературе современными авторами понятий «компьютерная грамотность», «медиаграмотность», «информационная грамотность», «информационная компетентность», «информационное мировоззрение», «информационная культура». Для уточнения понятий использовались научные методы - анализ и обобщение.

Для построения схемы, прежде всего, были выделены составляющие каждого из понятий. В дальнейшем исследовалась совокупность понятий, связей их компонентов (системный метод), а также производилось сопоставление признаков, присущих изучаемым понятиям, установление различия между ними и нахождение в них общего (сравнение).

Основываясь на обобщении литературных источников и разностороннем анализе понятийного аппарата, построена схема взаимосвязи качеств, являющихся характеристиками информационного образования личности.

Результаты исследования

Для установления взаимосвязи и построения межпонятийной схемы необходимо рассмотреть, что собой представляет каждое из составляющих. Напомним, что характеристиками информационного образования личности являются компьютерная грамотность, медиаграмотность, информационная грамотность, информационная компетентность, информационное мировоззрение, информационная культура личности.

Рассмотрим сначала указанные виды грамотности.

Одним из первых из рассматриваемых понятий, характеризующих информационное образование, появилось понятие компьютерной грамотности. Именно обучение компьютерной грамотности являлось основной целью начала процесса информатизации общества. Разные исследователи по-разному подходили к его определению, однако, все они сводились к конкретным умениям и навыкам работы на компьютере. Позже данное понятие было упрощено и получило более общее определение, в связи с чем требовалось его уточнение.

Понятие компьютерной грамотности было уточнено нами ранее. Под компьютерной грамотностью мы понимаем качество личности, характеризуемое совокупностью следующих компонентов:

• набор теоретических знаний в области информационных технологий (информация, информационные процессы, информационные технологии, компьютерные сети, Интернет);

• умения и навыки работы с информацией, используемые в повседневной жизни (поиск, хранение, обработка, передача, защита информации средствами инструментария информационных технологий);

• набор знаний и умений в области информационных технологий, необходимых для использования в профессиональной деятельности [15].

Следующая характеристика информационного образования - медиаграмотность. Современные средства массовой информации (СМИ) занимают первое место по информированию населения о новостях и событиях в мире политики, культуры, науки и т. д. Сегодня все СМИ успешно используют сеть Интернет для большего охвата аудитории. В связи с этим, очевидным является влияние современных медиа на формирование мнения общества, на взгляды, отношение личности к происходящим событиям. Обладание медиаграмотностью

09PDMN519

становится необходимым качеством современного человека. Важно уметь анализировать полученные медиа-сообщения, выделять в них скрытую рекламу, пропаганду, знать способы поиска альтернативных мнений.

Для уточнения понятия «медиаграмотность», нами были изучены определения, приведенные в современных исследованиях, как правило, авторы ссылаются на определения, данные А.В. Федоровым (способность к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов [16]) и Р. Кьюби (способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах [17]).

В программах ЮНЕСКО, посвященных медиа- и информационной грамотности, определена следующая структура медиаграмотности: понимание роли, функций медиа и условий их выполнения; умение критически оценивать контент медиа; взаимодействие с медиа; развитие навыков, необходимых для создания пользовательского контента медиа [11].

Обобщим рассмотренные формулировки и уточним понятие.

Под медиаграмотностью мы будем понимать качество личности, характеризуемое совокупностью следующих компонентов:

• знание и понимание роли и функции медиа в современном обществе;

• умение анализировать и оценивать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах на предмет наличия цензуры, пропаганды, рекламы, ценности для личности и общества в целом;

• умение выявлять в сообщениях структурные элементы, определять их влияние на содержание информации;

• умение взаимодействовать с медиа для самовыражения и участия в жизни общества;

• способность к обучению создавать пользовательский контент медиа.

Для уточнения понятия «информационная грамотность», был проанализирован ряд источников, а также смысловой подход к понятию грамотность. Одно из толкований грамотности, приведенное в энциклопедическом словаре звучит следующим образом: грамотность - это наличие знаний в какой-либо области [18]. Т аким образом, информационную грамотность можно трактовать как наличие знаний в информационной области. Однако это слишком общий подход. Рассмотрим взгляды современных ученых.

В международном сообществе под информационной грамотностью (information literacy) понимают навыки, необходимые человеку для определения потребности в информации, целенаправленного ее поиска, отбора и критического оценивания, а также эффективного использования требуемой информации [19].

Скотт Брандт (Scott Brandt) трактует информационную грамотность как интеллектуальную структуру для понимания, поиска и оценки информации [20].

Н.И. Гендина выделяет следующие умения информационной грамотности:

• способность человека оценивать информацию, получаемую из различных источников, определять потребность в информации;

• способность находить, синтезировать и эффективно применять информацию, используя для этого современные информационные технологии, сети коммуникации и электронные ресурсы [21].

09PDMN519

В 2000 году был опубликован документ, содержащий пять основных компетенций, которые должны быть у студента, обладающего достаточным уровнем информационной грамотности [22]. На основании этого документа и интерпретации отдельных определений, под информационной грамотностью мы будем понимать качество личности, основанное на совокупности следующих компонентов:

• знание и понимание роли информации в современном обществе;

• способность определять потребность в информации;

• способность выбирать наиболее эффективный способ поиска;

• способность находить, синтезировать и эффективно применять информацию;

• умение определять вид и объем необходимой информации;

• умения анализировать и критически оценивать информацию и ее источники;

• умение эффективно использовать информацию;

• понимать экономические, правовые и социальные аспекты, связанные с использованием информации и доступом к ней, а также использовать информацию корректно и легально.

Анализируя компоненты информационной грамотности, следует отметить, что выполнение большинства из них невозможно представить без использования компьютерных технологий. Более того, знаниевая компонента частично повторяет составляющую компьютерной грамотности. Безусловно, в понятии информационная грамотность речь идет о поиске, анализе и т. д. не только средствами компьютерных технологий, однако, на сегодняшний день, это необходимая составляющая в данных процессах. Все сказанное позволяет сделать вывод, что понятие информационной грамотности можно считать более емким, широким относительно понятия «компьютерная грамотность», и включающим его как необходимую составляющую.

Часть компонент информационной грамотности уже упоминались в понятии «медиаграмотность», однако, речь шла исключительно о работе с медиа-информацией. Информационная грамотность является качеством личности, позволяющим человеку работать с любой информацией, в том числе с медиа-информацией. Это позволяет сделать вывод, что медиаграмотность является составляющей информационной грамотности.

Новое направление обозначала организация Юнеско, объединив информационную и медиа-грамотность под аббревиатурой МИГ (медиа- и информационная грамотность) [11]. Надо отметить, что понятие «МИГ» не ограничивается данными двумя видами грамотности, авторы программы включили также в МИГ библиотечную грамотность, цифровую грамотность, компьютерную грамотность, интернет-грамотность, грамотность в использовании электронных игр и др. (всего 11 видов грамотности, помимо информационной) [11]. Каждое из этих видов грамотности включает умения и навыки работы с информацией разных видов, в разных средах и т. д. Таким образом, каждый вид грамотности из группы МИГ, аналогично медиаграмотности, может быть рассмотрен как составляющая информационной грамотности. Обратим внимание, что это возможно именно при трактовке понятия «информационная грамотность» как оно представлено выше, однако, при построении схемы взаимосвязи понятий качеств, являющихся характеристиками информационного образования личности, учтем рекомендации Юнеско об объединении рассмотренных видов грамотности под аббревиатурой МИГ.

Изучая понятие «информационная компетентность», мы обращаем внимание на то, что часть исследователей связывают этот уровень с использованием информационных технологий.

09PDMN519

Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com

Так, например, Е.Н. Струков под информационной компетентностью понимает сложное индивидуально-психологическое состояние, достигаемое в результате интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов, используя новые информационные технологии [23]. О.Н. Грибан информационную компетентность определяет, как приобретённые в результате обучения конкретные знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на эффективное принятие решений в учебной и профессиональной деятельности посредством использования компьютерных технологий [24].

Более широкое определение находим у С.В. Тришиной, которая под информационной компетентностью понимает интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, и позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [25].

На наш взгляд, информационная компетентность, безусловно, связана с использованием информационных технологий, однако нельзя все понятия, характеризующиеся прилагательным «информационное» связывать только с информационными технологиями. «Информационное» предполагает не наличие в понятии «информационных технологий», а наличие понятия «информация», как основного понятия. Личность, обладающая информационной компетентностью, компетентна в информационной области - это гораздо больше, нежели просто владение информационными технологиями. Поэтому в своем исследовании, мы примем понятие, введенное С.В. Тришиной.

Анализ принятого понятия информационной компетентности позволил выделить две его составляющие. Первая (качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации) касается именно работы с информацией. Фактически первая часть понятия является обобщенным определением информационной грамотности. Вторая же часть связана с умениями «вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения» на основе этой информации. Если сравнить эти части с ранее уточненными понятиями, можно сделать вывод, что вторая часть понятия «информационная компетентность» расширяет понятие «информационная грамотность» добавляя качества более высокого уровня и характеризуя определенную зрелость личности в информационной области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, информационная компетентность включает в себя два компонента: информационная грамотность и, так называемую, информационную зрелость. Под информационной зрелостью мы будем понимать знания и умения, которые позволяют принимать оптимальные решения на основе информации, прогнозировать их и реализовывать.

Рассматривая такую характеристику информационного образования как

информационная культура, ученые выделяют еще одно понятие - «информационное мировоззрение». Следует отметить, что все предыдущие понятия основывались в итоге на определенных знаниях и умениях, информационное мировоззрение, в отличии от предыдущих, является качеством личности, основывающимся на духовно-нравственной составляющей человека. Информационное мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир информации и место человека в этом мире, включает в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и поступки людей в ходе информационной деятельности [21].

Изучая данное понятие, мы не видим в нем четко выделенных умений, перечисленных в рассмотренных ранее, однако очевидна его связь со всеми рассмотренными ранее. Например, обладая медиаграмотностью, человек может оценить медиа-сообщение, и это будет

09PDMN519

формировать его взгляды на данную информацию. С другой стороны, именно от того, какие взгляды и ценности свойственны личности, будет определяться, как она будет оценивать медиасообщение. Таким образом, информационное мировоззрение, с одной стороны, не пересекаясь с другими компонентами информационной культуры личности, одновременно является моральной основой всех ее компонент.

Рассматривая информационную культуру (ИК) личности, следует сказать, что данная характеристика не раз уточнялась в рамках исследований современных ученых. На сегодняшний день, данное понятие является одним из наиболее изучаемых, его уточняют в зависимости от науки, в рамках которой идет исследование (педагогика, философия, социология, информатика и др.), в зависимости от изучаемой аудитории (ИК студентов технического вуза, ИК будущего педагога и др.). Изучение информационной культуры «в общем» чаще всего строится на рассмотрении и взаимном сопоставлении понятий «культура» и «информация».

С нашей точки зрения, наиболее точно сформулирована дефиниция информационной культуры личности в исследовании Н.И. Гендиной: информационная культура личности - это одна из составляющих общей культуры человека, которая включает в себя информационное мировоззрение, а также знания и умения, направленные на удовлетворение информационных потребностей личности (в том числе с использованием новых информационных технологий) [8]. В данном определении автор выделяет следующие составляющие понятия: информационное мировоззрение, информационная грамотность. Следует отметить, что при таком подходе, выпадает понятие «информационная компетентность». Однако в исследовании [14] авторы основой информационной культуры личности считают овладение информационной компетентностью [14]. В тоже время, сделанные выше выводы позволяют утверждать, что информационная грамотность является составляющей информационной компетентности.

Рисунок 1. Взаимосвязь понятий, являющихся характеристиками информационного образования личности

09PDMN519

Интегрируя подходы к рассмотрению понятия «информационная культура», а также выводы по поводу компонентов информационной компетентности, можно сделать вывод, что информационная культура включает в себя информационную компетентность, а та, в свою очередь, включает в себя информационную грамотность.

Таким образом, учитывая выводы, сделанные по ходу уточнения рассматриваемых понятий, а также обобщая мнения о взаимосвязи рассмотренных понятий авторов, представленных обзоре литературы, построим схему взаимосвязи понятий, являющихся характеристиками информационного образования личности (рис. 1). Обращаем внимание на то, что в схеме учтены рекомендации Юнеско по объединению нескольких видов грамотности в одну под аббревиатурой МИГ, с учетом рассматриваемых качеств.

Основные результаты и выводы

Основным результатом данного исследования является иерархическая схема взаимосвязи (рис. 1). Построение взаимосвязи понятий, являющихся характеристиками информационного образования личности, является важной задачей как с теоретической, так и с практической точки зрения.

С теоретической точки зрения, схема межпонятийных взаимосвязей позволяет четко представлять, какое понятие является более широким, емким, либо более узким. Звенья схемы можно рассматривать как уровни достижения главного качества в области информационного образования - информационной культуры. Более того, можно смело определять поле исследования и уточнять понятия исходя из его особенностей.

С практической точки зрения, наличие схемы взаимосвязей позволяет разделять изучаемые понятия, что облегчает дальнейшую работу по их формированию и развитию.

Уточнение понятия «информационная компетентность» позволило ввести новый термин - понятие «информационная зрелость», которая представляет собой наличие знаний и умений, позволяющих вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности на основе информации.

В статье достигнута поставленная цель, на основании теоретического исследования построена схема взаимосвязи понятий, характеризующих информационное образование, в которой информационное мировоззрение и информационная компетентность представлены как составляющие информационной культуры личности, информационная грамотность и информационная зрелость представлены как компоненты информационной компетентности, а компьютерная и медиа-грамотности являются составляющими информационной грамотности. При построении схемы учтены рекомендации Юнеско по объединению нескольких видов грамотности в одну под аббревиатурой МИГ.

Дальнейшее исследование нам видится в определении поля и границ уточнения понятийного аппарата, выделение уровней и критериев рассмотренных качеств личности.

09PDMN519

ЛИТЕРАТУРА

1. Гендина Н.И. Информационное образование: дефиниция и принципы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. №27. С. 217-223.

2. Г ендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Знание. Понимание. Умение. 2013. №4. С. 77-83.

3. Дири М.И. Информационная культура современного педагога как условие формирования готовности к применению инновационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психологопедагогические науки. 2018. №1(37). С. 41-50.

4. Петрякова С.В. Соотношение понятий грамотность, компетентность и культура в информационной образовательной среде // Альманах мировой науки. 2016. № 32 (6). С. 66-67.

5. Вдовина И.А. Информационная культура, информационная грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя // Вестник Института образования человека. 2017. № 2. С. 14.

6. Гудилина С.И. Медиа- и информационная грамотность - ключевая составляющая

развития базовых способностей при обучении на протяжении всей жизни // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах

устойчивого развития: материалы 14-й международной конференции. 2016. С. 148-152.

7. Маринина В.С., Виландерберк А.А. Сетевые образовательные программы как способ формирования и совершенствования медиа- и информационной грамотности // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 2 (6). С.170-173.

8. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера. 2005. №1. С. 55-62.

9. Арутюнов Г.А. Анализ понятия медиаграмотности как составляющей информационной грамотности // Вестник РМАТ. 2013. № 1. С. 91-94.

10. Информационный, образовательный, научный портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех» [Электронный ресурс] // URL: http://www.mediagram.ru/infolit/ (дата обращения 26.10.2018).

11. Media and Information Literacy Curriculum for Teachers (prepared by UNESCO)

[Electronic resource] / Wilson Carolyn, Grizzle Alton, Tuazon Ramon, Akyempong Kwame, Cheung Chi Kim. - Paris, UNESCO, 2011. - 192 p., illus. - URL: http: //unesdoc.unesco.org/images/0019/001929/192971e.pdf (датаобращения:

26.10.2018).

12. Lau, Jesus. Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. [Текст] /

JesusLau. 2006. 60 p. URL: https://www.ifla.org/files/assets/information-

literacy/publications/ifla-guidelines-en.pdf (дата обращения: 26.10.2018).

13. Олефир С.В. Медийная и информационная грамотность пользователей библиотек и библиотечных специалистов // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4 (52). С. 24-29.

09PDMN519

14. Воронина Л.В., Артемьева В.В., Воробьева Г.В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 153-160.

15. Комарова А.А. Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №4 (25).

16. Kubey R. Media Literacy in the Information Age. New Brunswick. London, 1997. 484 p.

17. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ: учеб. пособие / под ред. А.В. Федорова. - Таганрог: Изд-во Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2015. 134 с.

18. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1984.

19. American Library Association (ALA) // Presidential Committee on Information

Literacy: Final Report. Chicago: ALA, 1998. URL:

http://www.ala.org/acrl/publications/whitepapers/presidential (дата обращения 25.04.2011).

20. Brandt S. Information technology literacy: task knowledge and mental models // Library

Trends. Summer, 2001. URL:

https://www.ideals.illinois.edu/bitstream/handle/2142/8380/librarytrendsv50i1g_opt.p df?sequence=1 (дата обращения: 26.10.2018).

21. Гендина Н.И. Информационная грамотность в контексте других видов

грамотности: дайджест зарубежного опыта: По материалам докладов,

представленных на 75-ой Генеральной конференции ИФЛА «Библиотеки создают будущее, основываясь на культурном наследии» // Школьная библиотека. 2009. №9-10. C. 28-39.

22. Association of College and Research Libraries (ACRL) // Information Literacy

Competency Standards for Higher Education. Chicago, 2000. URL:

http://www.ala.org/ala/mgrps/divs/acrl/standards/informationliteracycompetency.cfm (дата обращения: 26.10.2018).

23. Струков Е.Н. Информационная компетентность как условие повышения качества высшего образования // Образовательные технологии и общество. 2008. № 11(2). С. 355.

24. Грибан О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза. - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. - 162 с.

25. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория //

Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - URL:

http://eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 26.10.2018).

09PDMN519

Lapina Olimpiada Alexandrovna

Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: olimpiada2005@mail.ru

Komarova Anna Alexandrovna

Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: prokopjeva@rambler.ru

Characteristics of information education of the person and their interrelation

Abstract. Information education has its own characteristics, modern researchers among them are called information culture, information worldview, information literacy, information competence, computer literacy, media literacy. The interrelation between the considered qualities of the person, obviously, exists, however opinions of authors differ both in formulations of concepts of the studied qualities, and in definition of interrelation between them.

The article is devoted to the establishment of the relationship between such characteristics of information education as information culture, information worldview, information literacy, information competence, computer literacy, media literacy.

To achieve this goal, the article analyzes the approaches to this issue in modern research, shows the inconsistency of scientists in the establishment of the studied relationship of concepts.

To establish inter-conceptual relationship, a theoretical study was conducted, each of the concepts was analyzed, common and distinctive features were identified, on the basis of which the hierarchy of the studied concepts was established. In the study of the concept of "information competence", introduced the concept of information maturity of the individual.

On the basis of the established hierarchy the scheme of interrelation of characteristics of information education of the person, in which computer and media literacy are presented by components of information literacy is constructed, information literacy and information maturity are presented as components of information competence, information Outlook and information competence are presented as components of information culture of the person. The scheme takes into account the recommendations of UNESCO to combine several types of literacy into one under the acronym MIL.

The constructed scheme is of great theoretical and practical importance. The theoretical significance lies in a clear idea of what the concept is wider, capacious, or more narrow. The practical significance lies in the fact that the presence of the scheme of interrelations allows to separate the studied concepts, which facilitates further work on their formation and development.

Keywords: information education; information culture; information competence; information literacy; information maturity; computer literacy; media literacy

09PDMN519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.