феномена неравномерности физиологического эффекта трийодтиронина в разных участках шкалы его концентрации в условиях эутиреоидного статуса.
Использованных источников:
1.Соболев В.И. Модуляция тироксином эффектов дексаметазона на параметры М-ответа скелетной мышцы белых крыс // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2013. Т.99, № 9. С.1067-1076.
2.Труш В.В., Соболев В.И. Влияние адреналина, вводимого в период острого опыта, на функциональные параметры работающей скелетной мышцы крыс и ее устойчивость к утомлению // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского. Серия: Биология, химия. 2015. Т.1. (67), № 1. С.145-160.
3.Труш В.В., Соболев В.И. Амплитудно-частотная зависимость М-ответа скелетной мышцы крыс с экспериментальным гиперкортицизмом // Росс. Физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 2015. Т.101, №7. С. 829-842.
4.Соболев В.И. Зависимость функциональных параметров сокращения скелетной мышцы крыс от уровня циркулирующего трийодтиронина // Росс. Физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 2016. Т.102, №11. С. 1369-1382.
УДК 616. 71
Соболев В.И., доктор биологических наук, профессор профессор кафедры здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет
им. В.И. Вернадского" в г. Ялте Россия, г. Ялта Павленко Е. С. студент 4 курса
специальности «Адаптивная физическая культура»
кафедры здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет
им. В.И. Вернадского" в г. Ялте Россия, г. Ялта
ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПЛОСКОСТОПИЯ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в работе установлено, что у младших школьников имеются явные признаки вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности симптомы плоскостопия: в группе девочек выявлены отклонения в 56%, а в группе мальчиков соответственно в 13% случаев. В качестве информативного
плантометрического показателя может быть использовано отношение площади «подсводного пространства» к длине линии АВ плантограммы (По Штритеру); результаты диагностики с применением данного расчетного показателя полностью совпадают с классическими методами выявления плоскостопия.
Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, плоскостопие, младшие школьники.
Abstract: in the work established that in primary school children there are explicit signs of secondary disturbances of the musculoskeletal system, particularly symptoms of a platypodia: in the group of girls detected deviations in 56%, and in the group of boys, respectively, in 13% of cases.
Keywords: musculoskeletal system, platypodia, younger schoolchildren. Введение. Изучение нарушений опорно-двигательного аппарата, в целом, и у детей в частности, представляется важным как с точки зрения теории, так и практики адаптивной физической культуры, возрастной физиологии и психологии [1 - 3]. Среди многочисленных нарушений функции и морфологии опорно-двигательной системы особое место занимает так называемое плоскостопие [4, 5]. На сегодняшний день плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата [4]. По данным медицинской статистики, плоскостопие выявляется у 20-30% обследованных детей; у 6-7-летних детей плоскостопие отмечается 7-8% случаев. Целью работы явилось выявление вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата (плоскостопия) у детей младшего школьного возраста с анализом половых особенностей.
Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих экспериментальных задач:
1. с помощью метода плантографии провести количественное измерение основных параметров плантограммы у девочек младшего школьного возраста;
2. на основе анализа плантограммы дать количественную характеристику основным ее параметрам у мальчиков младшего школьного возраста;
3. с помощью методов вариационной статистики выявить наиболее информативные показатели плантограммы;
4. составить пофамильные списки младших школьников с выявленными симптомами плоскостопия.
Материалы и методы исследования. Все исследования проводились на базе Нижнегорский УВК «Школа-лицей» №1. Всего было обследовано 31 ребенок младшего школьного возраста, обучающихся в 1-ом и 2-ом классах. В неё входили мальчики и девочки возрастом от 8 до 9 лет. Для удобства группа была
разделена на две части. Группа девочек состояла из 16 школьниц, а группа мальчиков соответственно из 15 школьников.
Оценка степени плоскостопия является широко распространённой в педиатрии, возрастной физиологии и адаптивной физической культуре [1]. Для определения степени плоскостопия мы использовали метод Штритера. Данный метод является наиболее простым, не требует специального оборудования и легко может применяться в условиях школы во время проведения занятий по физическому воспитанию или в ходе профилактического осмотра. Результаты исследований. Результаты исследований и их анализ позволил сделать следующие заключение У обследованного контингента школьников в данном возрастном периоде (8-9 лет) существуют выраженные половые различия в основных показателях плантограммы (Таблица) - площади подсводного пространства и отношения отрезков «CO/CD, по Штритеру» (до +35 %). Использование элементов кластерного анализа (метод K-средних) при массовых обследованиях позволяет выделить группы риска; среди 31 школьника младших классов (8 - 9 лет) в группе девочек выявлены отклонения в 56%, а в группе мальчиков соответственно в 13% случаев. В качестве информативного плантометрического показателя может быть использовано отношение площади «подсводного пространства» к длине линии АВ плантограммы (По Штритеру).
Таблица - Относительные значения показателей плантографии
у мальчиков и девочек
Группа Значение параметра (Х±т)
CB/AB AC/AB CD/AB СО/АВ S/AB
Девочки 58,2±1,21 41,8±1,21 32,1±1,06 9,91±1,18 64,1±5,17
Мальчики 59,9±1,14 40,1±1,09 34,8±1,43 6,41±1,08 44,4±5,25
Разница, t-статис-тика, уровень значимости (Р) -1,72 t = 1,08 P=0,14 +1,7 t = 1,07 P=0,29 +2,7 t = 1,5 P=0,14 +3,5 +35% t = 2,15 P=0,047 +19,84 +31% t= 2,69 P=0,011
Примечание: жирным курсивом обозначена статистически достоверная разница между группами девочек и мальчиков; все величины рассчитаны как отношение соответствующего показателя к длине стопы, %. Результаты диагностики с применением данного расчетного показателя полностью совпадают с классическими методами выявления плоскостопия; в результате существенного снижения вариабельности вновь сформированного вариационного ряда становится возможным выявление более тонких тенденций при массовом профилактическом обследовании школьников. Составлены пофамильные списки младших школьников с выявленными симптомами
плоскостопия, которые переданы в администрацию школы для направления на консультацию с врачем-ортопедом.
Выводы. У обследованного контингента школьников в данном возрастном периоде (8 - 9 лет) существуют выраженные половые различия в основных показателях плантограммы - площади подсводного пространства и отношения отрезков «CO/CD, по Штритеру» (до +35 %). Использование элементов кластерного анализа (метод K-средних) при массовых обследованиях позволяет выделить группы риска; среди 31 школьника младших классов (8 - 9 лет) в группе девочек выявлены отклонения в 56%, а в группе мальчиков соответственно в 13% случаев. В качестве информативного плантометрического показателя может быть использовано отношение площади «подсводного пространства» к длине линии АВ плантограммы (По Штритеру); результаты диагностики с применением данного расчетного показателя полностью совпадают с классическими методами выявления плоскостопия; в результате существенного снижения вариабельности вновь сформированного вариационного ряда становится возможным выявление более тонких тенденций при массовом профилактическом обследовании школьников. Составлены пофамильные списки младших школьников с выявленными симптомами плоскостопия, которые переданы в администрацию школы для направления на консультацию с врачем-ортопедом.
Использованные источники:
1.Годунов С.Ф. Деформации стопы. Многотомное руководство по ортопедии и травматологии. / Под ред. А.М.Волкова. - М.: - 1984. - №2. - С.702-16.
2.Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки и плоскостопия детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов. - 2000. - № 3. - С. 38-42.
3.Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия. - М.: - 2002. - 202с.
4.Лосева В.С Плоскостопие у детей 9-10 лет: Профилактика и лечение. - М.: -Сфера. - 2004. - 360с.
5.Потапчук А. А., Дидур М.Д. Плоскостопия и физическое развитие детей. -СПб.: Речь. - 2001. - 257с.