Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ СТОПЫ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ СТОПЫ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СВОДА СТОПЫ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ / CHILDREN AND ADOLESCENTS / CRITERIA FOR EVALUATING THE ARCH OF THE FOOT / PREVENTIVE MEDICAL EXAMINATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Храмцов Петр Иванович, Седова Анна Сергеевна, Березина Надежда Олеговна

Введение. Ведущие ранговые места в структуре функциональных отклонений и хронических болезней принадлежат различным формам патологии костно-мышечной системы, в том числе нарушениям формирования стопы. Цель нашей работы - совершенствование методического обеспечения комплексной оценки состояния стопы при профилактических медицинских осмотрах детей. Материалы и методы. Обследовано 552 ребенка, из них 222 в возрасте 7-10 лет и 330 - 11-18 лет. Оценка состояния стопы проводилась визуально и с использованием плантографа. Состояние продольного свода стопы определяли по методу Штритера, поперечного свода - по индексу ширины стопы. Применялся экспресс-метод оценки положения переднего отдела стопы и метод визуализации отпечатка стопы. Результаты. Обоснованы критериальные значения показателей оценки продольного и поперечного сводов стопы у детей. Нормальный продольный свод стопы устанавливается при значениях индекса Штритера 36-50% для детей 7-10 лет и 40-53% для подростков 11-18 лет. Нормальному состоянию поперечного свода стопы соответствовали значения индекса ширины стопы в диапазоне 37-40% для детей 7-10 лет и 36-39% для подростков 11-18 лет. Заключение. Алгоритм комплексной оценки состояния стопы может быть использован при массовых профилактических медицинских осмотрах детей и подростков для обеспечения точности диагностики и повышения её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Храмцов Петр Иванович, Седова Анна Сергеевна, Березина Надежда Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE CRITERIA FOR A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE FOOT CONDITION DURING PREVENTIVE MEDICAL EXAMINATIONS OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Introduction. According to the results of in-depth medical examinations of students of different age groups, the leading ranks in the structure of functional abnormalities and chronic diseases belong to disorders and diseases of the musculoskeletal system (MSS), including disorders of the formation of the foot. The purpose of the study is to improve the methodological support for a comprehensive assessment of the foot condition during preventive medical examinations of children and adolescents. Materials and methods. The study involved 222 children 7-10 years old and 330 children and adolescents 11-18 years old. The assessment of the foot condition was based on the visual research method and the plantography method using the Bauerfiend plantograph (Germany). The condition of the longitudinal arch of the foot was assessed using the Shtriter method, and the transverse arch was assessed using the foot width index. We used an Express method for evaluating the position of the forefoot and a method for visualizing the footprint to identify options for distributing the support load on the plantar surface of the foot. Results. A method of the comprehensive assessment of the foot condition in students aged 7-18 years based on visual and instrumental research methods has been developed. The criteria values of indices for evaluating the longitudinal and transverse arches of the foot are justified. The normal longitudinal arch of the foot is set at the value of the Streeter index - 36-50% for children aged 7-10 years and 40-53% - for teenagers of 11-18 years. The normal state of the transverse arch of the foot corresponded to the values of the foot width index in the range of 37-40% for children 7-10 years old and 36-39% for adolescents 11-18 years old. Conclusion. The presented algorithm of foot examination and criteria for a comprehensive assessment of its condition can be used for mass preventive medical examinations of children and adolescents to improve the accuracy of diagnostics and increase their effectiveness.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ СТОПЫ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

259

SOCIAL PEDIATRICS

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2020 УДК 613.955

Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О.

Совершенствование критериев комплексной оценки состояния стопы при профилактических медицинских осмотрах детей и подростков

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, Москва, Россия

Введение. Ведущие ранговые места в структуре функциональных отклонений и хронических болезней принадлежат различным формам патологии костно-мышечной системы, в том числе нарушениям формирования стопы. Цель нашей работы — совершенствование методического обеспечения комплексной оценки состояния стопы при профилактических медицинских осмотрах детей.

Материалы и методы. Обследовано 552 ребенка, из них 222 в возрасте 7-10 лет и 330 — 11-18 лет. Оценка состояния стопы проводилась визуально и с использованием плантографа. Состояние продольного свода стопы определяли по методу Штритера, поперечного свода — по индексу ширины стопы. Применялся экспресс-метод оценки положения переднего отдела стопы и метод визуализации отпечатка стопы.

Результаты. Обоснованы критериальные значения показателей оценки продольного и поперечного сводов стопы у детей. Нормальный продольный свод стопы устанавливается при значениях индекса Штритера 36-50% для детей 7-10 лет и 40-53% для подростков 11-18 лет. Нормальному состоянию поперечного свода стопы соответствовали значения индекса ширины стопы в диапазоне 37-40% для детей 7-10 лет и 36-39% для подростков 11-18 лет.

Заключение. Алгоритм комплексной оценки состояния стопы может быть использован при массовых профилактических медицинских осмотрах детей и подростков для обеспечения точности диагностики и повышения её эффективности.

Ключевые слова: дети и подростки; критерии оценки свода стопы; профилактические медицинские осмотры. Для цитирования: Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О. Совершенствование критериев комплексной оценки состояния стопы при профилактических медицинских осмотрах детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(4): 259-264. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-4-259-264

Участие авторов: Храмцов П.И. — концепция и дизайн исследования; Седова А.С., Березина Н.О. — сбор и обработка материала; Храмцов П.И., Седова А.С. — анализ материала; Храмцов П.И. — написание текста; Храмцов П.И. — редактирование. Утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи — все соавторы

Финансирование. Работа не имеет финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Petr I. Khramtsov, Anna S. Sedova, Nadezhda O. Berezina

Improving the criteria for a comprehensive assessment of the foot condition during preventive medical examinations of children and adolescents

National Medical Research Center for Children's Health, Moscow, 119991, Russian Federation

Introduction. According to the results of in-depth medical examinations of students of different age groups, the leading ranks in the structure of functional abnormalities and chronic diseases belong to disorders and diseases of the musculoskeletal system (MSS), including disorders of the formation of the foot. The purpose of the study is to improve the methodological support for a comprehensive assessment of the foot condition during preventive medical examinations of children and adolescents. Materials and methods. The study involved 222 children 7-10 years old and 330 children and adolescents 11-18 years old. The assessment of the foot condition was based on the visual research method and the plantography method using the Bauerfiend plan-tograph (Germany). The condition of the longitudinal arch of the foot was assessed using the Shtriter method, and the transverse arch was assessed using the foot width index. We used an Express method for evaluating the position of the forefoot and a method for visualizing the footprint to identify options for distributing the support load on the plantar surface of the foot. Results. A method of the comprehensive assessment of the foot condition in students aged 7-18 years based on visual and instrumental research methods has been developed. The criteria values of indices for evaluating the longitudinal and transverse arches of the foot are justified. The normal longitudinal arch of the foot is set at the value of the Streeter index — 36-50% for children aged 7-10 years and 40-53% — for teenagers of 11-18 years. The normal state of the transverse arch of the foot corresponded to the values of the foot width index in the range of 37-40% for children 7-10 years old and 36-39% for adolescents 11-18 years old. Conclusion. The presented algorithm of foot examination and criteria for a comprehensive assessment of its condition can be used for mass preventive medical examinations of children and adolescents to improve the accuracy of diagnostics and increase their effectiveness.

Keywords: children and adolescents; criteria for evaluating the arch of the foot; preventive medical examinations For citation: Khramtsov P.I., Sedova A.S., Berezina N.O. Improving the criteria for a comprehensive assessment of the foot condition during preventive medical examinations of children and adolescents. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2020; 23(4): 259-264. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-4-259-264

For correspondence: Petr I. Khramtsov, MD, Ph.D., DSci., Professor, chief researcher of the laboratory of complex problems of hygienic assessment and examination the Research Institute of the Hygiene and Health Protection of Children and Adolescents of the National Medical Research Center for Children's Health, Moscow, 119991, Russian Federation, e-mail: pikhramtsov@gmail.com

Для корреспонденции: Храмцов Петр Иванович, доктор мед. наук, проф., гл. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, e-mail: pikhramtsov@gmail.com

260

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Contribution: concept and design of the study, analysis of the material, writing the text, editing — Khramtsov P.I.; collection and processing of material, analysis of the material — Sedova A.S.; collection and processing of the material — Berezina N.O. All co-authors — approval of the final version of the article, responsibility for the integrity of all parts of the article.

Acknowledgment. The study had no sponsorship. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Information about the authors:

Khramtsov P.I., https://orcid.org/0000-0002-0476-0969 Sedova A.S., https://orcid.org/0000-0003-0079-240X Berezina N.O., https://orcid.org/0000-0001-7578-4485

Received July 03, 2020 Accepted July 14, 2020 Published August 10, 2020

аспространенность функциональных нарушений и хронических болезней среди детей и подростков обусловливает актуальность проблемы сохранения и укрепления их здоровья [1-5]. Установлено, что ведущие ранговые места в структуре заболеваемости принадлежат функциональным нарушениям и хроническим болезням костно-мышечной системы, которые снижают качество жизни детей и подростков [6].

Особое значение в формировании здоровья детей и подростков имеет функциональное состояние стопы в связи с выполняемыми ею функциями. При поступлении в школу значимость факторов, влияющих на формирование стопы, существенно возрастает из-за резкого уменьшения двигательной активности, увеличения длительных статических и психоэмоциональных нагрузок. Положение сидя создает биомеханические эффекты, обусловленные снижением опорной нагрузки на плантар-ную поверхность стопы, которые способствуют ослаблению мышц стопы и голени и формированию плоскостопия [7].

Повышение качества диагностики и эффективности профилактических медицинских осмотров определяет необходимость совершенствования методов и критериев оценки состояния стопы у обучающихся на основе современных концептуальных и методологических подходов [8].

Цель работы — совершенствование методического обеспечения комплексной оценки состояния стопы при профилактических медицинских осмотрах детей.

Материалы и методы

Комплексно обследованы 552 ребенка, из них 222 в возрасте 7-10 лет и 330 подростков 11-18 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях г. Москвы.

Исследование проведено с соблюдением положений Хельсинкской декларации и Директив Европейского сообщества (8/609ЕС) [9]. От родителей детей, участвовавших в исследовании, получены письменные информированные согласия. Дизайн работы одобрен локальным этическим комитетом.

Критериями включения являлся возраст детей и подростков 7-18 лет, отсутствие острых заболеваний; критериями исключения — возраст младше 7 лет и старше 18 лет, наличие острых заболеваний. Осмотр ребенка проводился спереди и сзади в положении стоя босиком, ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу на одной линии на ширине стопы. При осмотре спереди определяется положение переднего отдела стопы и форма пальцев, при осмотре сзади — положение пяточной кости и эластичность стопы. Для совершенствования визуального метода оценки состояния стопы у детей и подростков

и его использования при проведении профилактических медицинских осмотров была разработана тестовая карта (табл. 1).

Предложенная тестовая карта содержит алгоритм осмотра стопы и варианты оценки ее состояния. По структуре она близка тестовой карте для оценки осанки, что может служить основой их объединения и создания единой тестовой карты для визуальной оценки состояния кост-но-мышечной системы у детей и подростков [10].

Анализ состояния стопы проводился также с использованием плантографа («Bauerfiend»). Состояния продольного свода стопы определяли по методу Штритера [11, 12]. Для анализа поперечного свода стопы рассчитывался индекс ширины стопы (ИШС) как отношение ширины стопы в переднем её отделе к её длине. Ширина стопы (в мм) измерялась на уровне I и V плюсневых костей, длина стопы (в мм) — от вершины I или II пальца до нижнего контура пятки. Применялся также метод оценки положения переднего отдела стопы и метод визуализации отпечатка стопы с целью выделения вариантов распределения опорной нагрузки на плантарную поверхность стопы.

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета программ Statistica 6.1 («StatSoft Inc.»). Рассчитывался критерий Z Колмогорова-Смирнова. При оценке распределения значений ИШС для детей 7-10 лет критерий Z Колмогорова-Смирнова составил 4,886, асимптотическая значимость — 0,000; для подростков 11-18 лет — 6,417 и 0,000 соответственно. При оценке распределения значений индекса Штритера для детей 7-10 лет установлены следующие значения: критерий Z = 2,795, асимптотическая значимость — 0,000; для подростков 11-18 лет — 5,040 и 0,000 соответственно. Полученные значения асимптотической значимости меньше

0.05, что свидетельствует о несоответствии значений индекса Штритера и ИШС нормальному закону распределения. В связи с этим использовался непараметрический способ статистического анализа. Различия считали значимыми при р < 0,05.

Результаты

Визуальная оценка состояния стопы по тестовой карте показала, что нормальное состояние стопы определяется при отрицательных ответах на все вопросы карты, вальгус-ная установка I пальца — 1; поперечное плоскостопие —

1, 2, 3, 4, 5; приведение переднего отдела стопы — 6; экзостоз — 7; варусная установка пяточной кости — 8; валь-гусная установка пяточной кости — 9; вальгусная установка пяточной кости со снижением ее эластичности — 9, 10 (при положительных ответах на один или несколько вопросов в соответствии с нумерацией в тестовой карте).

SOCIAL PEDIATRICS

Таблица 1/Table 1

Тестовая карта для оценки состояния стопы у детей и подростков Test card for evaluating the condition of the foot in children and adolescents

Наличие признака (подчеркнуть)

Состояние стопы Sign presence (to underline)

The condition of the foot правая стопа левая стопа

right foot left foot

Осмотр спереди Front view

Отклонение I пальца кнаружи Да Нет Да Нет

Outward deviation of the I finger Yes No Yes No

Молоткообразная деформация пальцев Да Нет Да Нет

Hammer-shaped deformity of the toes Yes No Yes No

Смещение пальцев с расположением одного над другим («перекрещенные» пальцы) Да Нет Да Нет

Finger offset with one finger above the other («crossed» fingers) Yes No Yes No

Веерообразное расхождение пальцев Да Нет Да Нет

Fan-shaped divergence of fingers Yes No Yes No

Распластанность переднего отдела Да Нет Да Нет

Flattened front section Yes No Yes No

Отклонение переднего отдела кнутри Да Нет Да Нет

Inward deviation of the front section Yes No Yes No

Костный нарост на тыльной или боковой поверхности Да Нет Да Нет

Bone growth on the dorsal or lateral surface Yes No Yes No

Осмотр сзади

Back view

Отклонение пяточной кости кнутри Да Нет Да Нет

Inward deviation of the heel bone Yes No Yes No

Отклонение пяточной кости кнаружи Да Нет Да Нет

Outward deviation of the heel bone Yes No Yes No

Снижение эластичности стопы Да Нет Да Нет

The reduced elasticity of the foot Yes No Yes No

При выявлении вальгусной установки стопы рекомендуется оценить эластичность стопы [13]. Для этого обследуемый поднимается на носки и удерживает равновесие в течение 3-5 с. Сохранение вальгусного положения пяточной кости свидетельствует о снижении эластичности стопы, исчезновение — о ее эластичности.

Для обеспечения информативности нами разработан алгоритм обработки плантограммы и оценки состояния стопы, который включал оценку продольного свода, переднего отдела стопы и визуализацию отпечатка с выделением зон повышенной опорной нагрузки на плантарную поверхность.

У подростков 11-18 лет нами разработаны критериальные значения показателей при обработке плантограмм (табл. 2).

При этом были установлены значимые различия выяв-ляемости уплощения стоп, плоскостопия и повышенного свода стопы (табл. 3).

Число детей с функциональными нарушениями в виде уплощения стопы снизилось до 13,1 ± 1,3%, а в виде повышенного свода возросло до 23,1 ± 1,6% (р < 0,001). Уровень выявляемости плоскостопия увеличился до 11,4 ± 1,2% (р < 0,05). Нормальное состояние продольного свода стопы обнаружено более чем у 50% детей при использовании как традиционных, так и новых критериальных значений.

Метод плантографии позволяет выявлять медиальное отклонение переднего отдела стопы в горизонтальной плоскости относительно среднего отдела. Нормой считается расположение линии медиальнее III пальца. Прохождение линии через III палец или латеральнее его свидетельствует о приведении переднего отдела стопы. Известно, что для детей младшего школьного возраста характерна «рас-

пластанность» стопы. Анализ наших данных подтвердил этот факт. В соответствии с центильными интервалами у детей 7-10 лет за норму были приняты значения ИШС 3740%; для суженного переднего отдела — менее 37%; для расширенного — более 40%; у подростков 11-18 лет — 36-39%; менее 36% и более 39% соответственно.

Использование новых критериальных значений ИШС позволило получить данные о распространенности различных состояний переднего отдела стопы у детей 7-10 лет (табл. 4).

Анализ данных показал, что нормальное состояние переднего отдела стопы отмечалось у 62,6 ± 2,3% детей 7-10 лет. При этом расширенный передний отдел выявлялся чаще, чем суженный, что подтверждает известную

Таблица 2/Table 2 Критериальные значения индекса Штритера у детей и подростков 7-18 лет (%) Criteria values of the Streeter index in children and adolescents aged 7-18 years (%)

Состояние стопы The condition of the foot 7-10 лет 7-10 years 11-18 лет 11-18 years

Норма 36-50 40-53

Norm

Уплощение 50.1-59.9 53.1-58.0

Flattening

Плоская стопа >60 >58

Flat foot

Повышенный свод <36 <40

Increased arch

Полая стопа 0 0

Cavus foot

262

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таблица 3/Table 3 Частота нарушений состояния свода стопы при использовании традиционных и новых критериальных значений у подростков 11-18 лет (n = 670) Prevalence of disorders of the foot arch when using traditional and new criteria values in adolescents 11-18 years (n = 670)

Оценка по традиционным критериальным значениям Evaluation by traditional criteria values Оценка по новым крите-

Состояние стопы The condition of the foot риальным значениям Evaluation by the new criterion values

абс. % абс. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

abs abs

Норма Norm 357 53.3 ± 1.9 342 51 ± 1.9

Уплощение Flattening 161 24 ± 1.7 88 13.1 ± 1.3**

Плоская стопа Flat foot 54 8.1 ± 1.1 76 11.4 ± 1.2*

Повышенный

свод 90 13.4 ± 1.3 155 23.1 ± 1.6**

Increased arch

Полая стопа Cavus foot 8 1.2 ± 0.4 9 1.4 ± 0.4

Примечание. *p < 0.05, **p<0.001 по сравнению с нормой. Note. *p < 0.05, ** p < 0.001 compared to the norm.

особенность формирования стопы у детей в данном интервале онтогенеза (табл. 4).

Аналогично проведен анализ результатов обследования 330 подростков 11-18 лет (табл. 5).

Выявлена более частая встречаемость расширенного переднего отдела стопы у девочек, что, возможно, связано с ношением туфель на высоком каблуке, приводящим к повышению нагрузки на передний отдел стопы. Изменения частоты встречаемости нормального переднего отдела стопы составили 61,1-64,3%.

Визуализация отпечатка стопы позволяет диагностировать отклонения от физиологического типа распределения опорной нагрузки: основание I пальца — основание V пальца — центр пяточной кости. Нами выделены различные варианты распределения опорной нагрузки, в том числе равномерное увеличение нагрузки на всю подошвенную поверхность стопы и асимметричное увеличение нагрузки на латеральные или медиальные её зоны, что позволяет определить вероятные нарушения состояния стопы (табл. 6).

Обсуждение

Существующие методы экспресс-оценки состояния стопы, использующиеся для скрининг-диагностики, не имеют количественных характеристик, что существенно снижает их диагностическую значимость [10, 14]. Современные аппаратно-программные комплексы, основанные на использовании компьютерных технологий, хотя и решают проблему трудоемкости обработки плантограмм, используют традиционные диагностические критерии оценки состояния стопы [15-17]. Перспективным направлением повышения качества диагностики состояния стопы является внедрение современных 3D-технологий, позволяющих реконструировать трехмерную модель формы

Таблица 4/Table 4

Частота встречаемости различных состояний переднего отдела стопы у детей 7-10 лет (n = 444) Prevalence of various conditions of the forefoot in children aged 7-10 years (n = 444)

Состояние переднего отдела стопы Condition of the forefoot Мальчики boys Девочки girls Оба пола both gender

(n = 210) (n = 234) (n = 444)

абс. % абс. % абс. %

Норма Norm 135 64.3 ± 3.3 143 61.1 ± 3.2 278 62.6 ± 2.3

Суженный передний отдел Narrowed forefoot 25 11.9 ± 2.2 36 15.4 ± 2.4 61 13.7 ± 1.6

Расширенный передний отдел Extended forefoot 50 23.8 ± 2.9 55 23.5 ± 2.8 105 23.6 ± 2.0

Таблица 5/Table 5

Частота встречаемости различных состояний переднего отдела стопы у подростков 11-18 лет разного пола (n = 660) Frequency of occurrence of various conditions of the forefoot in adolescents aged from 11 to 18 years of different gender (n = 660)

Состояние переднего отдела стопы Condition of the forefoot Мальчики boys Девочки girls Оба пола both gender

(n = 300) (n = 360) (n = 648)

абс. abs % абс. abs % абс. abs %

Норма Norm 181 62.8 ± 2.8 223 61.9 ± 2.6 404 62.3 ± 1.9

Суженный передний отдел Narrowed forefoot 68 23.6 ± 2.5 66 18.3 ± 2.0 134 20.7 ± 1.6

Расширенный передний отдел Extended forefoot 39 13.5 ± 2.0 71 19.7 ± 2.1* 110 17.0 ± 1,5

Примечание. *p < 0,05 по сравнению с нормой. Note. *p <0.05 compared to the norm.

SOCIAL PEDIATRICS

Таблица 6/Table 6

Локализация зон повышенной опорной нагрузки на плантарную поверхность при функциональных нарушениях и деформациях стопы Localization of zones of an increased support load on the plantar surface in functional disorders and deformities of the foot

Зоны повышенной опорной нагрузки Areas of the increased support load Вероятные нарушения состояния стопы Possible violations of the foot condition

Медиальная поверхность I пальца и пяточной кости Medial surface of the I finger and heel bone Продольное плоскостопие Longitudinal flat feet

Медиальная поверхность всей стопы Medial surface of the entire foot Продольное плоскостопие Longitudinal flat feet Плосковальгусная стопа Pes planovalgus

Латеральная поверхность всей стопы Lateral surface of the entire foot Варусная установка стопы Varus installation of the foot

Область проекции головки I плюсневой кости и медиальной поверхности I пальца The projection area of the head I metatarsal bone and medial surface of the I finger Приведение переднего отдела стопы Bringing the forefoot

Область проекции всех пальцев Projection area of all fingers Повышенный свод Increased arch Полая стопа Cavus foot

Область проекции головок II-IV плюсневых костей Projection area of heads of II-IV metatarsal bones Повышенный свод Increased arch Поперечное плоскостопие Transverse flat feet

Вся поверхность стопы The entire surface of the foot Комбинированное плоскостопие Combined flat feet

стопы и осанки, получить их цифровые характеристики [18-21]. Однако эти технологии используются в ортопедической практике для диагностики и обоснования индивидуальной тактики лечения и оценки ее эффективности. Их применение при массовых профилактических осмотрах детского населения требует решения организационных и технологических задач.

Для повышения точности диагностики нарушений стоп у детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах нами проведено совершенствование критериев комплексной оценки продольного и поперечного сводов стопы, вальгусной и варусной ее установки на основе интеграции визуального и плантографического методов.

Разработанная тестовая карта для анализа состояния стопы у детей может быть использована в качестве дополнения к тестовой карте определения осанки у детей при профилактических осмотрах. Это позволит стандартизировать процедуру осмотра детей и выявлять среди них группы риска с последующим направлением к ортопеду для уточнения диагноза и назначения корригирующих или лечебных мероприятий.

Комплексная оценка состояния стопы на основе усовершенствованных критериев позволит повысить точность диагностики её нарушений и деформаций у детей и подростков и обосновать профилактические и оздоровительные мероприятия, в том числе в условиях образовательных организаций [22, 23].

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 94(6): 20-5.

2. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитуди-нальное наблюдение: распространенность и течение функцио-

нальных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 19-27.

3. Жданова Л.А., Салова М.Н., Князева И.В., Кочетова А.В., Лай-кова Т.Л. Новые подходы к оказанию помощи детям в детском городском консультативно-диагностическом центре. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(5): 283-7. DOI: http:// doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-5-283-287

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 990-5. DOI: http://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

5. ВОЗ. Неинфекционные заболевания. Информационный бюллетень; 2017. Available at: https://www.euro.who.int/_data/assets/

pdf_file/0005/364937/ncd-rus.pdf

6. Чекалова Н.Г., Чекалова С.А., Силкин Ю.Р. Состояние кост-но-мышечной системы у детей и подростков 7-18 лет в зависимости от пола на разных ступенях обучения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (1): 33-40.

7. Храмцов П.И. Биомеханические факторы риска образовательного процесса и обоснование основных направлений профилактики их негативного воздействия на организм обучающихся. В кн.: Сборник материалов международной научно-практической конференции «Здоровьесбережение детей: проблемы, перспективы решения и потенциал реализации». Минск; 2018; 280-6.

8. Храмцов П.И. Концептуальные и методические основы диагностики и профилактики нарушений и заболеваний костно-мы-шечной системы у детей в условиях образовательных организаций. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 49-57.

9. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации: рекомендации для врачей по проведению биомедицинских исследований на людях. Международный журнал медицинской практики. 2000; (4): 41-2.

10. Сердюковская Г.Н., ред. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. М.: Максим; 1995.

11. Штритер В.А. К вопросу об измерении плоскостопия. Гигиена труда. 1927; (12): 20-4.

12. Штритер В.А. Новый метод оценки плантограмм. Новый хирургический архив. 1930; (1): 34-8.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

13. Яралов-Яраланц В.А., Князева В.Н., Шаргородский B.C. Способ оценки плантограмм. Ортопедия, травматология и протезирование. 1968; (1): 73-6.

14. Веденина А.С., Ткачук И.В., Смирнова Л.М., Мартынов В.Б., Петрова Н.С. Скрининг функциональных нарушений стоп с помощью компьютерной плантографии и подометрии. Медицинская техника. 2014; (2): 21-4.

15. Ефремова Г.В. Анализ эффективности внедрения в практику работы оздоровительных и спортивных учреждений волгоградской технологии планшетного компьютерного сканирования стопы. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007; (6): 109-14.

16. Перепелкин А.И., Гавриков К.В., Краюшкин А.И., Калужский С.И., Бабайцева Н.С. Исследование деформации стоп у детей методом компьютерной плантографии. В кн.: Петров В.И., ред. Волгоградской областной научно-практический сборник. Волгоград; 2005: 158-63.

17. Кожевникова М.И., Храмцов П.И., Варивода А.В. Методический подход к оценке осанки у детей на основе 3D визуализации рельефа спины. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (3): 18-23.

18. Букуп К., Букуп Й. Клиническое исследование костей, суставов и мышц. Пер. с англ. М.: Медицинская литература; 2018.

19. Бобир Н.Я., Лобанов А.Н., Федорук Г.Д. Фотограмметрия. М.: Недра; 1973.

20. Большаков О.П., Котов И.Р., Полякова Е.Л. Форма свода стопы детей 2-5 лет по данным плантографии и голографической интерферометрии. Морфология. 2014; 146(4): 64-9.

21. Шахвар Д., Костылева В.В., Максимова И.А., Литвин Е.В. О способах получения антропометрических параметров стоп в условиях цифровизации. Дизайн и технологии. 2019; (73): 24-30.

22. Кучма В.Р., Храмцов П.И., ред. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М.; 2012: 10-7.

23. Кучма В.Р. Российская модель охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (4): 4-10.

REFERENCES

1. Kuchma V.R. Hygiene of children and teenagers in the formation of health of the nation. Gigiena i sanitariya. 2015; 94(6): 20-5. (in Russian)

2. Rapoport I.K., Sukhareva L.M. Eleven-year longitudinal observation: the prevalence and course of functional disorders and chronic disease among Moscow schoolchildren. Voprosy shkol'noy i uni-versitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2019; (1): 19-27. (in Russian)

3. Zhdanova L.A., Salova M.N., Knyazeva I.V., Kochetova A.V., Laykova T.L. New approaches to helping children at the children's city advisory-diagnostic center. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2017; 20(5): 283-7. DOI: http://doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-5-283-287 (in Russian)

4. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Shubochkina E.I., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu. Population health of children, risks to health and sanitary and epidemiological wellbeing of students: problems, ways of solution and technology of the activity. Gigiena i sanitariya. 2017; 96(10): 990-5. DOI: http://doi. org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995 (in Russian)

5. WHO. Noncommunicable diseases. Fast sheet; 2017. Available

at: https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0007/350278/

Fact-sheet-SDG-NCD-FINAL-25-10-17.pdf

6. Chekalova N.G., Chekalova S.A., Silkin Yu.R. Features of states of the musculoskeletal system in children and adolescents of 7-18 years depending on gender. Voprosy .shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2018; (1): 33-40. (in Russian)

7. Khramtsov P.I. Biomechanical risk factors of the educational process and substantiation of the main directions of prevention of their negative impact on the body of students. In: Collection of Materials of the International Scientific and Practical Conference «Children's Health: Problems, Prospects for Solutions and Potential for Imple-

mentation» [Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii «Zdorov'esberezhenie detey: problemy, pers-pektivy resheniya ipotentsial realizatsii»]. Minsk; 2018; 280-6. (in Russian)

8. Khramtsov P.I. Conceptual and methodological bases of diagnostics and prevention of disorders and diseases of the musculoskeletal system in children in educational institutions. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2019; (1): 49-57. (in Russian)

9. Helsinki Declaration of the World Medical Association: recommendations for doctors to conduct biomedical research in humans. Me-zhdunarodnyy zhurnal meditsinskoy praktiki. 2000; (4): 41-2. (in Russian)

10. Serdyukovskaya G.N., ed. Organization of Medical Control over the Development and Health of Preschoolers and Schoolchildren on the Basis of Mass Screening Tests and their Improvement in Kindergarten, School [Organizatsiya meditsinskogo kontrolya za razvi-tiem i zdorov'em doshkol'nikov i shkol'nikov na osnove massovykh skrining-testov i ikh ozdorovlenie v usloviyakh detskogo sada, shko-ly]. Moscow: Maksim; 1995. (in Russian)

11. Shtriter V.A. On the issue of measuring flat feet. Gigiena truda. 1927; (12): 20-4. (in Russian)

12. Shtriter V.A. A new method for evaluating plantograms. Novyy kh-irurgicheskiy arkhiv. 1930; (1): 34-8. (in Russian)

13. Yaralov-Yaralants V.A., Knyazeva V.N., Shargorodskiy V.S. A method for evaluating plantograms. Ortopediya, travmatologiya i protezirovanie. 1968; (1): 73-6. (in Russian)

14. Vedenina A.S., Tkachuk I.V., Smirnova L.M., Martynov V.B., Petro-va N.S. Computerized plantography and podometry as a screening evaluation method of anatomic and functional disorders of feet. Meditsinskaya tekhnika. 2014; (2): 21-4. (in Russian)

15. Efremova G.V. Analysis of the effectiveness of introducing into practice the work of health and sports facilities of the Volgograd technology of a tablet computer scan of the foot. Izvestiya Volgo-gradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2007; (6): 109-14. (in Russian)

16. Perepelkin A.I., Gavrikov K.V., Krayushkin A.I., Kaluzhskiy S.I., Babaytseva N.S. The study of foot deformity in children by computer plantography. In: Petrov V.I., ed. Volgograd Regional Scientific and Practical Digest [Volgogradskoy oblastnoy nauchno-praktich-eskiy sbornik]. Volgograd; 2005: 158-63. (in Russian)

17. Kozhevnikova M.I., Khramtsov P.I., Varivoda A.V. The methodological approach to the evaluation of the children's posture based on the 3D visualization of the back relief. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2019; (3): 18-23. (in Russian)

18. Bukup K., Bukup J. Clinical Tests for the Musculoskeletal System. Stuttgart: Georg Thieme Verlag KG; 2016.

19. Bobir N.Ya., Lobanov A.N., Fedoruk G.D. Photogrammetry [Foto-grammetriya]. Moscow: Nedra; 1973. (in Russian)

20. Bol'shakov O.P., Kotov I.R., Polyakova E.L. The arch of the foot of children 2-5 years old according to plantography and holographic interferometry. Morfologiya. 2014; 146(4): 64-9. (in Russian)

21. Shakhvar D., Kostyleva V.V., Maksimova I.A., Litvin E.V. About the methods of obtaining anthropometric parameters of the feet in digitalization. Dizayn i tekhnologii. 2019; (73): 24-30. (in Russian)

22. Kuchma V.R., Khramtsov P.I., ed. Guidelines for the Diagnosis and Prevention of School-Caused Diseases, the Health of Children in Educational Institutions [Rukovodstvo po diagnostike i profilaktike shkol'no-obuslovlennykh zabolevaniy, ozdorovleniyu detey v obra-zovatel'nykh uchrezhdeniyakh]. Moscow; 2012: 10-7. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Kuchma V.R. Russian model of health care for students in education institutions. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2018; (4): 4-10. (in Russian)

Поступила 03.07.2020 Принята к печати 14.07.2020 Опубликована 10.08.2020

Сведения об авторах:

Седова Анна Сергеевна, заместитель директора по научной работе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ

«НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, е-mail: sedovas@gmail.

com; Березина Надежда Олеговна, вед. науч. сотр. ФГАУ «НМИЦ

здоровья детей» Минздрава России, е-mail: nadberezina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.