предупреждая гиперплазию щитовидной железы, снижая в крови уровни тиреотропина и общего трийодтиронина.
Библиографический список
1. Фархутдинова, Л. М. Зоб как медико-геологическая проблема (на примере Республики Башкортостан) / Л. М. Фархутдинова. — Уфа : Гилем, 2005. — 232 с.
2. Дефицит йода — угрозы здоровью и развитию детей России. Пути решения проблемы : национальный доклад. — М., 2006. - 38 с.
3. Йод и здоровье населения Сибири / М. Ф. Савченков [и др.]. — Новосибирск : Наука, 2002. — 287 с.
4. Касаткина, Э. П. Эффективность йодной профилактики в России: пути оптимизации / Э. П. Касаткина, Л. А. Самсонова // Проблемы эндокринологии. — 2009. — Т. 55, № 1. — С. 8—11.
5. Дефицит йода и интеллект: современное состояние проблемы / Е. А. Трошина [и др.] // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2005. — № 3. — С. 38 — 49.
6. Дани, Дж. Т. Отрицательные эффекты недостаточности и её ликвидация путём йодных добавок / Дж. Т. Дани // Болезни щитовидной железы / Под ред. Л. Браверманна ; пер. с англ. — М. : Медицина, 2000. — С. 378 — 391.
7. Кейн, Л. А. Исследования щитовидной железы / Л. А. Кейн, Х. Гариб // Болезни щитовидной железы / Под ред. Л. Браверманна ; пер. с англ. — М. : Медицина, 2000. — С. 38 — 77.
8. Энциклопедия клинических лабораторных тестов / Под ред. Н. Тица ; пер. с англ. — М. : Лабинформ, 1997. — 960 с.
9. Руководство по клинической эндокринологии / Под ред.
Н. Т. Старковой. — СПб. : Питер, 1996. — 115— 174 с.
ГОЛОВАТСКИХ Инна Васильевна, аспирантка кафедры биохимии Башкирского государственного медицинского университета Минздрава России. КУЗНЕЦОВА Елена Валентиновна, кандидат биологических наук, зам. директора по научной работе филиала МГУТУ им. К.Г. Разумовского в г. Мелеузе. БИКМЕТОВА Эльвира Рафинатовна, кандидат биологических наук, ассистент кафедры биохимии БГМУ Минздрава России.
КОЗЛОВ Валерий Николаевич, доктор биологических наук, зав. лабораторией пищевых технологий филиала МГУТУ им. К.Г. Разумовского в г. Мелеузе. КАМИЛОВ Феликс Хусаинович, доктор медицинских наук, профессор (Россия), зав. кафедрой биохимии БГМУ Минздрава России.
МАМЦЕВ Александр Николаевич, доктор биологических наук, профессор (Россия), директор филиала МГУТУ им. К.Г. Разумовского в г. Мелеузе. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.03.2013 г.
© И. В. Головатских, Е. В. Кузнецова, Э. Р. Бикметова,
В. Н. Козлов, Ф. Х. Камилов, А. Н. Мамцев
УДК 612.821:612.825.8:612.766.1]-053.5-055.1 И. П. ФЛЯНКУ
Г. А. ОГЛЕЗНЕВ А. Н. ПРИЕШКИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Омская государственная медицинская академия
ХАРАКТЕРИСТИКА
УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 12-14 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ_____________________________________
Представлена оценка умственной работоспособности по показателям объема кратковременной зрительной и образной памяти, устойчивости, концентрации внимания, эффективности работы, психической устойчивости в зависимости от уровня двигательной активности у мальчиков 12—14 лет.
Ключевые слова: умственная работоспособность, память, внимание, психическая устойчивость, двигательная активность, мальчики 12—14 лет.
Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также пси-
хофизиологические качества: память, внимание, восприятие и др., физиологические функции особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем, психологические особенности [1].
Исследованиями установлено, что умственная работоспособность на протяжении трудового дня
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
отличается колебаниями продуктивности работы, которая характеризуется сменой периодов врабаты-ваемости, оптимальной работоспособности, полной компенсации, неустойчивой компенсации, прогрессивного снижения работоспособности [2].
При умственной работе функции сердечно-сосудистой системы изменяются незначительно. Происходит увеличение кровенаполнения сосудов мозга, сужение периферических сосудов и расширение сосудов внутренних органов, т.е. наблюдаются сосудистые реакции, обратные тем, которые возникают при мышечной работе [3].
Влияние умственного труда на организм связано с малой двигательной активностью, снижением тонуса мышц всего тела, ослаблением функции внутренних органов, обменных процессов. Эти неблагоприятные явления вызваны, главным образом, снижением двигательной активности и могут быть устранены после окончания работы.
Современная ситуация в системе образования ведет к нарастанию нагрузок на организм учащихся. Недостаточная регламентация нагрузок, предъявляемых к растущему организму, их увеличение за счет интенсификации обучения отражаются на здоровье школьников [4].
Под влиянием обучения у школьников отмечается выраженное напряжение функционального состояния организма, снижение работоспособности, утомление, вызванное расстройством координационных механизмов центральной нервной системы.
Показано, что связь между изменением физиологических параметров и состоянием здоровья детей в процессе их адаптации к учебной деятельности была тем значительнее, чем менее готовы первоклассники по своим морфологическим и психофизиологическим показателям к обучению в школе [5].
Отмечено, что снижение работоспособности в процессе учебных занятий у подростков наступает раньше, чем у старшеклассников. Причем снижение, начавшееся уже после 1-го урока, интенсифицируется на 2-м и особенно 4-м часе занятий. Существенное падение проявляют оба показателя умственной работоспособности — количественный (скорость работы) и качественный (точность работы). Такое изменение показателей характерно для второй фазы утомления организма, развивающегося в процессе учебной деятельности. Годовая динамика работоспособности примечательна падением ее показателей во второй половине учебного года [6].
В процессе учебной работы и статической нагрузки, обусловленной рабочей позой, у детей развивается утомление. Оно проявляется в ухудшении различных функциональных показателей в дневном, недельном и годовом временном периодах.
Установлено, что статическая нагрузка у ребенка вызывает изменение быстроты условнорефлекторных реакций, нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, существенные колебания показателей работоспособности, увеличение времени решения арифметических примеров и задач, нарушение точности и координации движений. Гипокинезия сопровождается существенным ограничением афферентной стимуляции структур головного мозга, что приводит к преобладанию в них тормозного процесса и понижению их работоспособности. Формируются явления астени-зации центральной нервной системы и снижение умственной деятельности, которые проявляются в повышении утомляемости, ослаблении памяти, затруднении логического мышления [7].
Важность постоянного совершенствования системы физического воспитания детей и подростков и широкого привлечения их к труду выдвигает необходимость изучения адаптации учащихся к физической работе разной мощности, выявления основных показателей физического здоровья, состояния сердечно-сосудистой системы не только в процессе умственной деятельности, но и под влиянием статических и динамических нагрузок [7].
В исследовании участвовали школьники г. Омска в количестве 107 человек (мальчики). Для определения уровня двигательной активности и суточных энерготрат школьников использовалась опросная методика формализованного самоотчета. В соответствии с нормативной шкалой все дети были разделены на 3 группы по уровню двигательной активности [8]. Первая группа — высокая двигательная активность (п = 34), вторая группа — средняя двигательная активность (п = 35), третья группа — низкая двигательная активность (п = 38).
Исследование умственной работоспособности проводилось с помощью методики определения объема кратковременной зрительной и образной памяти, устойчивости и концентрации внимания, эффективности работы, степени врабатываемости и психической устойчивости.
Степень концентрации и устойчивости внимания изучалась с помощью методики «Корректурная проба» (тест Бурдона).
Настоящим исследованием установлено, что высокую концентрацию внимания продемонстрировали школьники со средним и высоким уровнем двигательной активности, хорошие оценки данного теста встречались в 90,7 % и 74,2 % случаев, соответственно. У детей с низким уровнем двигательной активности хорошие оценки встречались в 67,2 % случаев. Различия статистически достоверны (Р<0,05) (рис. 1).
Устойчивость внимания оценивалась по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Распределение оценок показателей данного теста свидетельствует о том, что школьники со средним и низким уровнем двигательной активности, выполняли задание с более высоким темпом. У детей с высоким уровнем двигательной активности темп выполнения был несколько ниже. Выявлены достоверные различия между группами (р<0,05) (рис. 2).
Определение объема кратковременной зрительной и образной памяти осуществлялось с помощью соответствующих методик.
Оценка кратковременной зрительной памяти показала, что при запоминании цифр у детей с разным уровнем двигательной активности преобладали средние и низкие оценки. Низкие оценки чаще встречались у детей со средним уровнем двигательной активности. Достоверных различий между группами не выявлено (Р>0,05). Высокие оценки встречались достоверно чаще у детей с высокой и низкой двигательной активностью, по сравнению с детьми со средней двигательной активностью (Р<0,05) (рис. 3).
При запоминании образов у школьников с высоким и средним уровнем двигательной активность отмечены средние и высокие оценки, по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень двигательной активности. Низкие оценки данного теста у детей с низким уровнем двигательной активности встречались достоверно чаще, по сравнению с остальными группами (рис. 4).
Устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчи-
высокая средняя низкая
Двигательная активность
Рис. 1. Распределение оценок показателя концентрации внимания
высокая средняя низкая
Двигательная активность
Рис. 2. Распределение оценок показателя устойчивости внимания
100%
20%
0%
І32.21 122.2 I
І37І5І
|нм1 |38,9|
¡53.1 |
1 1
□ ВЫСОКИЙ
8 СреДНИИ
высокая средняя низкая
Двигательная активность
Рис. 3. Распределение оценок показателя кратковременной (зрительной) памяти
Рис. 4. Распределение оценок показателя кратковременной (образной) памяти
100%
в 60%
20%
N1
|24,9|
¡5-1.8 | І56..3 | §38^
18.3 |[|
□ высокий и средний @ низкий
Рис. 5. Распределение оценок показателя эффективности работы
высокая средняя низкая
Двигательная активность
Рис. 6. Распределение оценок показателя степени врабатываемости
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
в 60%
20%
IH
І32.21 130,5 1
|і2з|
Í 3 5,6 В я 2 7,8 і
¡6$..9 1 141 7 11
|?2.2 1
□ высокий и средний @ низкий
высокая средняя низкая
Двигательная активность
Рис. 7. Распределение оценок показателя психической устойчивости
вость оценивались по методике оценки умственной работоспособности. Испытуемые, имеющие средний и низкий уровень двигательной активности, продемонстрировали высокую умственную работоспособность в 100 % случаев по сравнению с детьми, имеющими высокий уровень (рис. 5).
При исследовании степени врабатываемости выявлено, что у детей с высоким и среднем уровнями двигательной активности требуется больше времени на подготовку к основной работе по сравнению с детьми с низким уровнем двигательной активности. Высокую степень врабатываемости имели дети с низким уровнем двигательной активности. Различия статистически достоверны (р<0,05) (рис. 6).
Анализ психической устойчивости (выносливость) показал, что дети со средним и низким уровнями двигательной активности продемонстрировали низкий показатель психической устойчивости при выполнении задания. Школьники с высоким уровнем двигательной активности имели одинаковое распределение оценок данного теста (рис. 7).
Таким образом, школьники с высоким и средним уровнями двигательной активности показали более высокие оценки по тестам концентрации, устойчивости внимания и кратковременной памяти, но в тоже время у них более низкая умственная работоспособность (показатель эффективности работы) и им требуется больше времени на подготовку к основной работе.
Школьники с низким уровнем двигательной активности показали более низкие оценки по тестам концентрации, устойчивости внимания и кратковременной памяти, но в тоже время у них отмечена более высокая умственная работоспособность (показатель эффективности работы) и им требуется меньше времени на подготовку к основной работе.
Результаты данного исследования могут быть использованы для выбора двигательного режима с учетом показателей умственной работоспособности школьников.
Библиографический список
1. Семёнова, Т. А. Показатели умственной работоспособности школьников, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов / Т А. Семёнова // Журнал высшей нервной деятельности. — 2007. — Т. 57, № 4. — С. 444 — 449.
2. Стародубцева, И. В. Умственное и физическое воспитание: точки соприкосновения / И. В. Стародубцева // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - Вып. 12, № 16 (88). - С. 19-21.
3. Пустозеров, А. И. Физиологическое обоснование методов организации умственного труда студентов : моногр. / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов. - Челябинск : [б.и.], 2010. - 148 с.
4. Алифанова, Л. А. Здоровье школьников и их конституциональное развитие при различной организации учебно-познавательной деятельности в школе / Л. А. Алифанова // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2002. - № 1. - С. 36-39.
5. Пустозеров, А. И. Динамика морфофункционального состояния и умственной работоспособности у учащихся профильных классов / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов // Оздоровительные технологии XXI века : материалы Междунар. науч-практ. конф., 3-5 дек. 2002 г., г. Челябинск. - Челябинск, 2002. - С. 210-213.
6. Семёнова, Т. А. Показатели умственной работоспособности школьников, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов / Т. А. Семёнова // Журнал высшей нервной деятельности. - 2007. - Т. 57, № 4. - С. 444-449.
7. Катаргина, Г. А. Физические методы воздействия, активизирующие умственную деятельность учащихся / Г. А. Ка-таргина // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. -№ 2. - С. 54-58.
8. Cale, L. Self-report measures of children’s physical activity: recommendations for the future and a new alternative measure / L. Cale // Health Education Journal. - 1994. - № 53. - P. 439-453.
ФЛЯНКУ Ирина Петровна, кандидат медицинских наук, доцент (Россия), доцент кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК).
ОГЛЕЗНЕВ Геннадий Андреевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия), Омская государственная медицинская академия.
ПРИЕШКИНА Алёна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности СибГУФК. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2013 г.
© И. П. Флянку, Г. А. Оглезнев, А. Н. Приешкина