УДК 613.955:612.766.1+796-05-053.5-055.1
И. П. ФЛЯНКУ Г. А. ОГЛЕЗНЕВ А. Н. ПРИЕШКИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Омская государственная медицинская академия
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 12-14 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ_________________________
Представлена оценка физического здоровья мальчиков 12—14 лет по пяти морфофункциональным индексам в зависимости от уровня двигательной активности. Ключевые слова: физическое здоровье, физическое развитие, двигательная активность, мальчики 12—14 лет.
В последние десятилетия резко ухудшилось здоровье населения России, что связано с многими социально-экономическими, экологическими и другими факторами [1, 2].
Показатели здоровья детей являются самым чутким индикатором здоровья населения. Как известно, в детском возрасте закладываются основы здоровья будущего взрослого человека, поэтому в последние годы проблема поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения привлекает все более пристальное внимание [3].
Ведущими критериями здоровья человека являются физическое и биологическое развитие, функциональные возможности организма. Физическое развитие детей — уникальный показатель здоровья населения, благодаря которому удается проследить как эпохальные изменения биологической природы человека, так и сравнительно кратковременные эффекты в отношении популяции [2, 4].
Уровень физического развития существенно влияет на протекание всех важнейших функций организма, определяет пределы их адаптивных возможностей. Физическое развитие является важнейшим интегральным показателем здоровья детей, чутко реагирующим на воздействия социальных, экологических факторов окружающей среды [5, 6].
В последние годы в России многими исследователями отмечаются негативные тенденции в процессе роста и развития детей. Появился ряд терминов, обозначающих происходящие изменения в росте и развитии детей и подростков: «децелерация развития», «грацилизация физического развития», «тро-фологическая недостаточность», «ретардативный вариант физического развития» [7].
Одновременно отмечается значительное уменьшение доли детей с гармоничным физическим развитием, преимущественно за счет снижения весоростового индекса. В то же время имеются сведения о росте числа детей и подростков с избыточной массой тела и ожирением [8].
В условиях высоких требований общеобразовательной школы необходим поиск новых методов
оценки здоровья и умственной работоспособности для использования их в психолого-педагогической и медико-биологической практике.
Одним из показателей, отражающих влияние двигательной нагрузки на ребёнка, является уровень физического здоровья. Комплексная оценка физического здоровья современных школьников позволяет определить функциональные возможности растущего организма и оптимизировать физическую нагрузку [3].
По данным медицинских осмотров, увеличивается количество школьников с низким уровнем физического развития, имеющих ожирение, дефицит массы тела, низкорослость. Поэтому в целях повышения оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями в педагогическом процессе большое значение имеет экспресс-оценка физического здоровья школьников.
В исследовании участвовали школьники г. Омска в количестве 107 человек (мальчики). Для определения уровня двигательной активности и суточных энерготрат школьников использовалась опросная методика формализованного самоотчета. В соответствии с нормативной шкалой все дети были разделены на 3 группы по уровню двигательной активности
[9]. Первая группа — высокая двигательная активность (п = 34), вторая группа — средняя двигательная активность (п = 35), третья группа — низкая двигательная активность (п = 38).
Определение физического здоровья производилось по комплексной методике экспресс-оценки уровня физического здоровья школьников, разработанной Федерацией спортивной медицины и НИИ педиатрии РАМН, которая включала 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Ски-бински, Шаповаловой, Руфье). Для оценки индексов применялась формализованная балльная система
[10].
При оценке каждого показателя в отдельности более высокие показатели индекса Кетле чаще наблюдались у детей с низкой двигательной активностью (66,6 %), 37,5 % — с высокой двигательной
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
в 60%
20%
0%
м
1
|гУ|
I I
□ высокий и средний @ низкий
высокая средняя низкая
Двигательная активность Рис. 1. Распределение оценок индекса Кетле
высокая средняя низкая
Двигательная активность Рис. 2. Распределение оценок индекса Робинсона
Рис. 3. Распределение оценок индекса Скибински
Рис. 4. Распределение оценок индекса Шаповаловой
в 60%
а 40%
|:м| 71 |27,7 І
|і2,5І
|59..-|| .61 И 72,3 |
□ высокий ЕЭ средний
высокая средняя низкая
Двигательная активность
Рис. 5. Распределение оценок индекса Руфье
Рис. 6. Общая оценка физического здоровья
активностью, 23,9 % — со средней двигательной активностью. Более низкие показатели индекса Кетле отмечались у детей, с высокой двигательной активностью (25 %), что свидетельствует о нарушении питания, проявляющемся дефицитом массы тела (рис. 1).
Наиболее ценным критерием энергопотенциала является состояние сердечно-сосудистой системы. Один из показателей этого резерва — двойное произведение (индекс Робинсона). Этот показатель характеризует систолическую работу сердца. Основываясь на известной закономерности формирования «экономизации функций» в покое, чем меньше величина двойного произведения, тем выше максимальные аэробные возможности, и, следовательно, уровень соматического здоровья человека.
Высокие показатели данного индекса, имели дети с низкой и средней двигательной активностью (47,3 % и 43,8 %), по сравнению с детьми, имеющими высокую двигательную активность (28,1 %).
Средние показатели индекса чаще встречались у детей с высоким уровнем двигательной активности (рис. 2).
Индекс Скибински свидетельствует о функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения, а также о степени устойчивости организма к гипоксии. Высокие показатели данного индекса достоверно чаще встречались у всех школьников (59,3 % и 71,9 %). Низкие показатели индекса Ски-бински встречались достоверно чаще у школьников, с высоким уровнем двигательной активности (р<0,05) (рис. 3).
Индекс мощности Шаповаловой свидетельствует о силе, быстроте и выносливости. Низкие показатели индекса Шаповаловой достоверно чаще встречались в группе детей с низким уровнем двигательной активности по сравнению со средним и высоким уровнем двигательной активности (р<0,05). Высокие показатели наблюдались примерно одинаково у всех испытуемых (рис. 4).
Индекс Руфье свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по которому можно судить о физических возможностях ребёнка. Низкие показатели этого индекса наблюдались у всех испытуемых (р>0,05). Высокие показатели данного индекса отмечены только в группе детей с высоким уровнем двигательной активности 28,1 % (рис. 5).
При оценке уровня физического здоровья установлено, что доля детей с высоким и выше среднего уровнями физического здоровья была достоверно больше в группе детей с высоким уровнем двигательной активности, чем у детей со средним и низким (р<0,05). В то же время в группе у детей со средним и низким уровнем двигательной активности было выявлено больше детей с низкими показателями уровня физического здоровья по сравнению с детьми, имеющими высокий уровень двигательной активности (р<0,05) (рис. 6).
Таким образом, здоровье школьников с высоким уровнем двигательной активности характеризуется достаточно высокими показателями физического здоровья, связанными в большей степени с величиной индексов силовой выносливости и устойчивости к гипоксии. В то же время эти дети имеют низкий уровень индекса физической работоспособности, отражающего степень адаптации организма ребёнка к физической нагрузке.
У школьников со средним и низким уровнем двигательной активности наблюдались более высокие
показатели весоростового индекса, более низкие — силовой выносливости и устойчивости к гипоксии и физической работоспособности, что отражает недостаточный уровень адаптационных резервов кар-диореспираторной системы и свидетельствует о более низком режиме двигательной активности детей.
Результаты данного исследования могут быть использованы для выбора двигательного режима с учетом уровня здоровья и функционального состояния организма школьников.
Библиографический список
1. Онищенко, Г. Г. Проблемы улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. 2005. — № 3. — С. 40 — 43.
2. Кучма, В. Р. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья и образования детей России / В. Р. Кучма // Дети России образованны и здоровы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2005. — С. 32 — 38.
3. Изаак, С. И. Комплексная оценка физического здоровья детей, подростков, молодежи Восточной Сибири / С. И. Изаак,
B. Ю. Лебединский, Н. П. Гаськова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — М., 2004. — Вып. 4. - С. 18-20.
4. Лебедева, Н. Т. Формирование здорового образа жизни младших школьников / Н. Т. Лебедева. — М. : Народное образование, 2005. — 112 с.
5. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения : монография / И. А. Камаев [и др.]. — Нижний Новгород : [б. и.], 2005. — 312 с.
6. Журавлёва, М. С. Социально-гигиенические аспекты адаптации подростков в современных условиях жизнедеятельности / М. С. Журавлёва, Д. П. Сетко // Гигиена и санитария. — 2009. — № 1. — С. 49 — 51.
7. Здоровые дети России в XXI веке / Г. Г. Онищенко [и др.] ; под ред. акад. РАМН А. А. Баранова, проф. В. Р. Кучмы. — М. : Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.
8. Рубанович, В. Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституционных типов в зависимости от двигательной активности : дис. ... д-ра мед.наук / В. Б. Руба-нович. — Новосибирск, 2004. — 406 с.
9. Cale, L. Self-report measures of children’s physical activity: recommendations for the future and a new alternative measure / L. Cale // Health Education Journal. — 1994. — № 53. — P. 439 — 453.
10. Хрущёв, С. В. Экспресс-оценка физического здоровья школьников : методические рекомендации / С. В. Хрущёв,
C. Д. Поляков, И. Л. Иванов. — М. : Медицина, 1995. — 16 с.
ФЛЯНКУ Ирина Петровна, кандидат медицинских наук, доцент (Россия), доцент кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК).
ОГЛЕЗНЕВ Геннадий Андреевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия), Омская государственная медицинская академия.
ПРИЕШКИНА Алёна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности СибГУФК. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2013 г.
© И. П. Флянку, Г. А. Оглезнев, А. Н. Приешкина
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ