Научная статья на тему 'Характеристика структуры связей ценностномотивационной сферы и самоконтроля у сотрудников исправительных учреждений'

Характеристика структуры связей ценностномотивационной сферы и самоконтроля у сотрудников исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика структуры связей ценностномотивационной сферы и самоконтроля у сотрудников исправительных учреждений»

Психопого-педагогические аспекты становления и воспитания личности

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ СВЯЗЕЙ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И САМОКОНТРОЛЯ У СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А. В. Берсим

ФСИН России, Вологодский институт права и экономики

Самоконтроль служит необходимым условием по- том предварительного самоконтроля, включенного в ведения человека, так как регуёирует его деятельн°сть в процессы антиципации, является все то, что еще не всту-цел°м. Как существо общественное чеёовек на протя- пило в фазу непосредственного осуществления, реали-жении всей своей жизни является объектом контроёя со зации. Текущий самоконтроль сменяет предваритель-стороНЫ окружающих его ёюдей. Под коНтроёем обще- Ный, и, будучи включенным в процесс выполнения дея-ства находятся процессы обучения и воспитания чеёо- тельности, он направлен на проверку правильности провека, его занятость в профессиональной деятельности, межуточных результатов. Наконец, результирующий поведение в быту. С другой стороны, уже как субъекг самоконтроль помогает ответить на основной вопрос: контроля чедовек сам явдяется носителем контрольных «Достигнута ли исходно поставленная цель?» механизмов. При этом направленность контроля может Помимо перечисленных видов самоконтроля от-

быть различной: вовне и на себя. В первом сдучае объек- дельными исследователями, в частности Т. Шибутани, том контроля для чеёовека выступают поведение и дея- ц. д. Буйволом, выщелен самый сложный вид самоконт-тельность других лвд^ характер протекания процес- родя - социальный. С ним связано изучение человека, сов в общественн^Iх, природных, технических системах. включенного в систему общественных отношений как Во втором сдучае объекгом контроля дёя человека явдя- участника различных социальнык групп и коллективов. ются его поступкИ и действия, присущие ему психичес- Процесс общения людей друг с другом, их поведение в кие состояния, свойства. Именно в посдеднем обществе немыслимы без актуализации механизма со-

случае, когда чедовек контролирует собственную пси- циального самоконтроля, с помощью которого человек хическую сферу речь идет о самокоНтроЛе (6). осознанно контролирует свои отношения, свое поведе-

В связи с этим самоконтроль относят к профессио- Ние в соответствии с усвоенной им системой социальных надьно важным качествам сотрудников УИС, обеспечи- эталонов (1). Роль этих эталонов вытолняют социальные вающим эффективное выполнение профессиональной Нормы (нравственные, эстетические, правовые) или об-деятельности. Под самоконтролем в психодогии пони- разцы поведения, указывающие на определенную намается созНатеЛьНая регуляция чедовеком собствеННых правленность общественного поведения людей и спо-состояний, побуждений и действий на основе сопостав- собствующие организованности и стабильности обще-ления их с некоторыми субъективными нормами и пред- ства. Как отмечает Т. Шибутани, в человеческом обще-ставдениями. Становление самоконтроля - один из цент- Стве каждый участник постоянно контролирует свое радьных механизмов социадизации. Оно связано с ус- поведение, ориентируясь на реальные или предполага-воением и принятием чедовеком выработанных об- емые реакции других людей. Сформированность соци-ществом норм поведения, преобразованием этих объек- ального самоконтроля проявляется в умении человека тивных (существующих независимо от чедовека) норм как бы посмотреть на себя со стороны, глазами окружа-во вHутреHHие, присущие самому коНкретНому чеёове- ющих его людей, с тем, чтобы проверить с их точки зре-ку механизмы саморегуляции. Возникновение и разви- Ния все, что он намеревается совершить (9). тие самоконтроля опредеёяются требованиями обще- Помимо подходов к понятию самоконтроля и опре-

ства к поведению чедовека. Таким самоконт- деления его видов некоторыми исследователями пред-

роёь - социаёьно опосредованный феномен, присущий ложена структура самоконтроля и выделены функции только человеку как общественному существу. самоконтроля. Так, Э. Э. Линчевский предложил струк-

Среди раздичн^1х видов самокотроля в соответствии туру самоконтроля и выделил внешний и внутренний с временн^1м принципом Г. С. Никифоров выдеёил пред- компоненты самоконтроля. К первому относятся соци-варитеЛьНый (антиципирующий), текущий (промежу- альные нормы, принятые в обществе, ко второму - цен-точн^1й) и результирующий виды самоконтроля. Объек- Ностно-мотивационная сфера личности (5). Внешний

компонент самоконтроля в онтогенезе формируется раньше, чем внутренний. Он пополняется гораздо быстрее, чем внутренний, поскольку далеко не все нормы, с которыми субъект знакомится, становятся его личными нормами, а если это и происходит, то достаточно медленно.

В становлении механизмов самоконтроля важную роль играет как овладение способами управления поведением, так и формирование необходимых для этого мотивов. Многие психологи считают, что вопрос саморегуляции поведения тесно связан с центральной проблемой воспитания - превращения моральных норм во внутренние регуляторы поведения (М. И. Боришевский, И. И. Чеснокова, С. Т. Якобсон и др.).

Целью нашего исследования стало определение структуры связей внутреннего компонента самоконтроля - ценностно-мотивационной сферы - с самоконтролем. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что ценности являются связующим звеном между самоконтролем и мотивационной сферой. Для изучения последней были отдельно взяты социальные мотивы личности, которые наиболее значительно развиваются у взрослого человека.

В исследовании приняли участие 192 сотрудника исправительных учреждений Вологодской области мужского пола в возрасте от 25 до 39 лет. Для достижения цели исследования был использован ряд методик:

1. Вопросник для вышвления выфаженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) (Г. С. Никифоров,

В. К. Васильев, С. В. Фирсова). Данный вопросник, состоящий из 36 утверждений, позволил определить уровень выфаженности (развития) трех видов самоконтроля: эмоционального, деятельностного и социального. Эмоциональный самоконтроль включает контроль человеком собственного состояния. Деятельностный самоконтроль направлен на оценку и коррекцию выполняемых человеком движений. В свою очередь, деятельностный самоконтроль подразделен на две субшкалы: антиципирующий и текущий самоконтроль (6; 9).

2. Опросник волевого самоконтроля (ВСК) разработан А. Г. Зверьковым и Е. В. Эйдманом, нацелен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции (2). В опроснике ВСК вывделены1 две субшкалы: настойчивость и самообладание. Первая характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

3. Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехраби-ан) - данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к принятию окружающими людьми (СП) и страх быгть отвергнутыми другими людьми (СО).

4. Диагностика мотивации достижения (А. Мехра-биан) - данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Вышвляется, какой из двух мотивов у человека доминирует.

5. Методика «Мотив власти» Е. П. Ильина предназначена для вышвления выфаженности мотива власти (2).

Методика состояла из 9 утверждений. К каждому утверждению предложено три варианта ответа. Испытуемый должен выбрать только один вариант ответа в каждом утверждении.

6. Методика Ш. Шварца для изучения 10 ценностный ориентаций личности предназначена для вышвления выраженности ценностных ориентаций на уровне нормативный идеалов и индивидуальный приоритетов. Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды, например от группового давления, и соотносится с конкретными поступками человека (3). При анализе полученнык результатов учитывались ценностные ориентации только на уровне нормативных идеалов.

Для корреляционного анализа полученных данных использовался линейный коэффициент корреляции Пирсона. Математическая обработка даннык производилась с помощью статистического пакета 8Р88 12.0.

В результате исследования были вышвлены1 особенности самоконтроля и ценностно-мотивационной сферы.

Так, установлено, что среди изучаемых видов самоконтроля наиболее выраженным оказался деятельностный самоконтроль. При распределении показателей самоконтроля отдельно по шкалам (по возрастным отрезкам) обнаружено увеличение всех видов самоконтроля с возрастом испытуемых.

Довольно стабильный рост выфаженности самоконтроля с возрастом можно объяснить сложившейся устойчивой социальной ситуацией, приобретением значительного опыта профессиональной деятельности и профессионального взаимодействия. Данный возрастной период (25-39 лет) характеризуется стабильностью семейного положения, места работы и т. д. Увеличение показателей социального самоконтроля показывает установление константных межличностнык взаимоотношений с коллегами, приобретение опыта взаимодействия. На службе сотрудники, имеющие стаж работы более 5 лет, могут назначаться наставниками над молодыми сотрудниками. Специалисты становятся профессионалами.

Для определения структуры связей самоконтроля, ценностей и социальных видов мотивации был проведен корреляционный анализ полученных данных по всем методикам. На рисунке 1 представлена в схематичной форме структура связей ценностей с мотивационно-волевой сферой у испытуемых.

Как видно на рисунке 1, вся структура связей делится на две неравномерные части. Полученный комплекс связей первой части структуры характеризуется одним типом структурных связей (положительная, значимая на 5%-ном и 1%-ном уровнях корреляция). Преобладающим видом самоконтроля по количеству структурных связей выступает текущий самоконтроль (5 связей). Данный вид самоконтроля связан с четыфьмя ценностями: с достижениями (г = 0,53, р = 0,05), конформностью (г = 0,57, р = 0,05), добротой (г = 0,74, р = 0,01) и самостоятельностью (г = 0,58, р = 0,05). Можно предположить, что данные ценности регулируют (оказывают воздействие) вытолняющуюся деятельность. Текущий самоконтроль

коррелирует также с аффилиативной тенденцией стремления к принятию группой (г = 0,59, р = 0,05). Это означает, что деятельность будет выполняться таким образом, чтобы не навредить межличностным взаимоотношениям в трудовом коллективе. Следующим по убыванию количества связей является социальный самоконтроль (3 связи). Он коррелирует только с ценностями, причем две из них связаны и с текущим самоконтролем. Социальный самоконтроль связан с конформностью (г = 0,66, р = 0,01), достижениями (г = 0,69, р = 0,01) и гедонизмом (г = 0,61, р = 0,01). Таким образом, поведение испытуемых регулируется именно этими ценностями. Связанная с текущим самоконтролем аффилиативная тенденция стремления к принятию группой, также коррелирует с самообладанием (г = 0,58, р = 0,05). Самообладание, в свою очередь, обусловлено настойчивостью (г = 0,77, р = 0,01) и общей осмысленностью жизни (г = 0,57, р = 0,05). Общая осмысленность жизни наряду с этим связана с настойчивостью (г = 0,59, р = 0,05) и мотивом достижения (г = 0,57, р = 0,05). Таким образом, поиск смысла жизни происходит с опорой на волевой самоконтроль и мотив достижения. Доминирующий среди видов самоконтроля деятельностный самоконтроль имеет всего две связи с ценностями: с добротой (г = 0,62, р = 0,05) и самостоятельностью (г = 0,58, р = 0,05). Эти ценности являются доминирующими в иерархии ценностей. Среди ценностей по количеству связей на первый план выдвигается ценность достижения (8 связей). Помимо корреляции с текущим и социальным самоконтролем достижения связаны с другими ценностями: с конформностью (г = 0,78, р = 0,01), традициями (г = 0,74, р = 0,01), универсализмом (г = 0,74, р = 0,01), безопасностью (г = 0,63, р = 0,05), гедонизмом (г = 0,65, р = 0,01) и добротой (г = 0,61, р = 0,05). Следующими ценностями

по убыванию количества связей выступают: конформизм (6 связей) и доброта (6 связей). Как видим, ценности имеют свою, ярко выраженную структуру. В этой структуре нашли отражение все 10 ценностей. Ценности выступают связующим звеном между различными видами самоконтроля. Различные виды самоконтроля связываются также и с помощью аффилиативной тенденции стремления к принятию группой. Самоконтроль связан с мотивом достижения через общую осмысленность жизнью. На основании анализа полученной структуры связей можно сделать вывод, что ценности, самоконтроль и отдельные виды мотивов представляют собой целостную структуру. Вторая, меньшая часть структуры связей, представлена двумя составляющими: между собой коррелируют такие ценности, как власть и стимуляция (г = 0,57 при р = 0,05).

В структуре связей совсем отсутствуют связи с мотивом власти. Таким образом, мотив власти является отдельным независимым образованием в мотивационной сфере.

Выводы.

1. Доминирующим видом самоконтроля среди изученных видов служит деятельностный самоконтроль. Вышвлено планомерное увеличение выфаженности всех видов самоконтроля с возрастом испытуемых.

2. Среди доминирующих ценностей выщелены1 ценности универсализм, безопасность, доброта, самостоятельность.

3. В структуре связей ценностей с самоконтролем и социальными видами мотивов обнаружено две неравномерных части. В первой представлены корреляции

-Дениостййс.различными видами самоконтроля и мо-гтивоЕ .Здесь представлен один тип структурных связей (положительная, значимая на 5%-ном и 1%-ном уров-

Рис.1. Структура связей ценностей с мотивационно-волевой сферой

Условные [Обозначения:

................. положительная корреляция (5%-ныш уровень);

положительная корреляция (1%-ныш уровень); отрицательная корреляция (5%-ныш уровень); отрицательная корреляция (1%-ный уровень)

нях корреляция). Вторая, меньшая часть структуры связей, представлена положительной корреляционной связью двух ценностей - власти и стимуляции.

Полученные данные несут в себе практическую ценность. Изучение особенностей внутреннего компонента самоконтроля и их связи дает возможность построения коррекционной программы по формированию необходимого уровня или вида самоконтроля, воздействуя на ценностно-мотивационную сферу личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. БуйволБМ. Социальный контроль и его воздействие на поведение личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Киев, 1973.

2. ИлъинШ.Ш. Психология воли. - СПб., 2000.

3. КарандашевШШ. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. -СПб., 2004.

4. Ковалев\В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988.

5. Линчевский\Э.\Э. Уроки поведения в быту и на работе. - СПб., 2003.

6. НикифоровШС. Самоконтроль человека. - Л., 1989.

7. СидоренкоЕ.Ш. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2000.

8. ШапаръШ.Б. Словарь практического психолога. - М., 2004.

9. ШибутаниТ. [Социальная психология. - Ростов н/Д, 1999.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС

Л. С. Беркович

Межрегиональная психологическая лаборатория ГУФСИН России по Новосибирской области

Идея гуманизации системы исполнения наказания России, провозглашенная в 90-х гг., ориентирует на осуществление специальной психологической подготовки сотрудников. Это обусловливает возрастание значимости развития психолого-социальной компетентности персонала уголовно-исполнительной системы (далее -УИС). В связи с этим сотрудниками Межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Новосибирской области в первом полугодии 2006 г. было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 153 сотрудника воспитательных и исправительных колоний, следственных изоляторов Республик Бурятия, Хакасия, Алтайского края, Новосибирской, Томской, Иркутской, Омской областей.

Характеристика выборки.

1. Пол: женщины - 50 (34%), мужчины - 103 (66%).

2. Возраст: до 25 лет - 26 (17%); 26-30 лет - 36 (24%); 30-35 лет - 35 (23%); 36-40 лет - 31 (20%); 41-45 лет - 12 (8%); старше 46 лет - 13(8%).

3. Образование: среднее - 26 (17%), среднее специальное - 38 (25%), среднее техническое - 32 (21%), высшее - 57 (37%).

4. Подразделение: отдел безопасности - 66 (43%), отдел по воспитательной работе с осужденными - 87 (56%).

5. Стаж работы участников эксперимента приведен в таблице 1. Стаж работы в должности и в системе ИН.

При изучении уровня развития психолого-социальной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы одним из компонентов исследования был выбран показатель самоактуализации личности. Данный выбор обусловлен тем, что, на наш взгляд, имеется взаимосвязь между психолого-социальной компетентностью и самоактуализацией личности, что подтверждается следующим.

1. Самоактуализация, с точки зрения А. Маслоу, это труд ради того, чтобы хорошо сделать то, что чело-

век хочет сделать (1), в то время как компетентность -это способность делать что-либо хорошо или эффективно, способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии (2). Как видим, эти дефиниции имеют общую составляющую «эффективная деятельность».

Таблица^

Стаж В уголовно-исполнительной системе В должности

Человек % Человек %

Менее полугода 6 4 22 14

От полугода до года 8 5 13 8

От года до 3 лет 36 24 49 32

От 4 до 6 лет 33 21 33 22

От 7 до 10 лет 33 21 21 15

Более 10 лет 38 25 14 9

2. Между характеристиками самоактуализиру-ющихся людей и компонентами психолого-социальной компетентности имеется взаимосвязь в виде похожих признаков. Например, А. Маслоу среди прочих давал такие характеристики самоактуализиру-ющейся личности:

- эффективное восприятие реальности. Самоактуа-лизирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию, самоак-туализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других;

- глубокие межличностные отношения. Самоактуа-лизирующиеся люди стремятся к глубоким и тесным личным взаимоотношениям;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.