Научная статья на тему 'Характеристика современной ситуации и перспективы социально-экономического развития Уральского федерального округа России'

Характеристика современной ситуации и перспективы социально-экономического развития Уральского федерального округа России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2940
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Глушкова В. Г., Симагин Ю. А.

В статье представлена социально-экономическая характеристика Уральского федерального округа, занимающего очень важное место в экономике России. Это обусловлено, в первую очередь, богатством топливными ресурсами и накопленным производственным потенциалом. Но в округе имеются и серьезные проблемы, сдерживающие его развитие. Анализ современной ситуации позволяет наметить пути решения этих проблем и выявить главные перспективы социально-экономического развития Уральского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика современной ситуации и перспективы социально-экономического развития Уральского федерального округа России»

7 (100) - 2009

Стратегия развития региона

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ

В.Г. ГлушкоВА, доктор географических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве РФ

ю.а. симагин,

кандидат географических наук Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН

Уральский федеральный округ (УФО) относится к исключительно значимым с экономических позиций частям нашей страны. Индустриальный комплекс УФО является одним из самых мощных в стране. Здесь со времен Петра I развивается мощная отечественная металлургия, на ее основе сформировались химическая промышленность и машиностроение. С давних пор Урал славится как подлинная природная кладовая, где добывают золото, драгоценные и поделочные камни, велики запасы нефти, газа, есть месторождения руд черных и цветных металлов. Уральский федеральный округ имеет развитый военно-промышленный комплекс. При этом существуют серьезные проблемы, препятствующие социально-экономическому

развитию округа [1]. Поэтому анализ современной ситуации в УФО и выявление перспектив его развития весьма актуальны.

Уральский федеральный округ, состоящий из шести субъектов Российской Федерации, занимает по площади третье место среди федеральных округов России после Дальневосточного и Сибирского (табл. 1). Округ расположен на стыке европейской и азиатской частей России. С запада его соседями являются Приволжский и Северо-Западный федеральные округа, с востока — Сибирский федеральный округ. На севере территория УФО выходит к побережью Северного Ледовитого океана, а на юге — к государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан.

Таблица 1

Состав и основные характеристики населения Уральского федерального округа (2008)

Регион Площадь, тыс. км2 Численность населения, тыс. чел. Число жителей на 1 км2 Доля городского населения,%

Уральский федеральный округ 1 818,5 12 240,4 6,7 79,6

Курганская область 71,5 960,4 13,4 56,7

Свердловская область 194,3 4 395,6 22,6 83,2

Челябинская область 88,5 3 511,0 39,7 81,4

Тюменская область, в том числе: 1 464,2 3 373,4 2,3 79,4

Ханты-Мансийский АО 534,8 1 505,2 2,8 91,3

Ямало-Ненецкий АО 769,3 542,8 0,7 85,0

Источник: Численность населения Российской Федерации на 1 января 2008 г. — М.: Росстат, 2008. С. 5—20.

Экономико-географическое положение УФО имеет как достоинства, так и значительные недостатки. Главные преимущества:

1) положение на транзитных сухопутных транспортных путях между европейскими и азиатскими государствами;

2) значительный промышленный и научно-технический потенциал, накопленный за годы долгого хозяйственного развития;

3) разнообразные природные ресурсы, по запасам многих из которых УФО занимает ведущие места в России.

Самыми значительными недостатками экономико-географического положения являются:

1) удаленность главных экономических центров округа от основных морских портов России (по существующим железнодорожным магистралям от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга и Архангельска — около 3 000 км, до Владивостока — около 6 000 км);

2) суровые природные условия на большей части территории округа, существенно затрудняющие хозяйственное развитие;

3) слабая транспортная освоенность северовосточной части округа.

В целом, однако, экономико-географическое положение УФО можно оценить как довольно выгодное для развития экономики, особенно для отраслей, связанных с добычей природных ресурсов.

На общероссийском фоне УФО выделяется высоким уровнем социально-экономического развития — доля округа в ВРП страны в 2 раза больше, чем доля в населении (табл. 2). Достигается это в

Таблица 2

Доля УФО в общероссийских социально-экономических

показателях

Показатель Доля, %

Территория 10,6

Численность населения 8,6

Валовой региональный продукт 18,0

Основные фонды 19,2

Объем отгруженных товаров собственного

производства:

добыча полезных ископаемых 55,5

обрабатывающие производства 13,7

производство и распределение элект- 12,6

роэнергии, газа и воды

Продукция сельского хозяйства 7,1

Строительство 13,9

Инвестиции в основной капитал 16,7

Экспорт 17,3

Импорт 4,0

Источник: Регионы России — 2006. — М.: Росстат, 2007. С. 32-35.

первую очередь за счет развития добычи и экспорта полезных ископаемых. Также относительно хорошо развиты обрабатывающие отрасли, производственная инфраструктура и строительство.

Природные условия УФО по сравнению с другими частями России можно считать средними. Но конкретные характеристики показывают, что они существенно затрудняют многие виды хозяйственной деятельности. В первую очередь, это относится к климатическим условиям. На большей части территории округа климат умеренный континентальный со сравнительно теплым летом (средняя температура самого теплого месяца июля — +16 — +20 °С). Но и здесь зимы длинные и холодные (средняя температура января составляет — 20 — 24 °С). А на севере УФО климат субарктический и арктический, характеризующийся прохладным летом (средняя температура июля — +8 °С) и очень холодной зимой (средняя температура января — —30 °С). Большую часть территории округа занимают неплодородные тундрово-глеевые, подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Лишь в южных частях Челябинской и Курганской областей распространены плодородные черноземовидные почвы. В итоге климат и почвенный состав существенно затрудняют развитие сельского хозяйства. В северной половине территории УФО широко распространена многолетняя мерзлота. В условиях избыточного увлажнения это приводит к сильному заболочива-нию территории. Поэтому, даже несмотря на то, что большая часть территории округа — это ЗападноСибирская низменность, и лишь небольшая доля — сравнительно невысокие хребты Уральских гор (максимальная высота — гора Народная, 1895 м над уровнем моря), практически вся территория округа оказывается неблагоприятной для строительства зданий, сооружений и сухопутных транспортных путей. Развитию водного транспорта препятствует многомесячный ледостав на реках и прилегающих участках Северного Ледовитого океана.

Уральский федеральный округ выделяется значительными запасами многих видов природных ресурсов. В первую очередь, это топливно-энергетические полезные ископаемые. На территории округа находится около 2/3 разведанных запасов российской нефти — в основном в среднем Приобье (месторождения Самотлорское, Усть-Балыкское и др.). Еще выше доля округа в разведанных запасах природного газа — преимущественно в нижнем Приобье и на полуострове Ямал (Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское и другие месторождения). Газовые месторождения округа являются

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

3

крупнейшими в мире. Очень велики также запасы торфа (заболоченные районы Западно-Сибирской низменности). Значительны запасы угля, но уголь низкого качества (Челябинский, Богословский и другие бассейны). Очень разнообразны на территории округа рудные месторождения. Но самые крупные из них из-за многолетней интенсивной эксплуатации уже исчерпаны или имеют небольшие остаточные запасы. Самые крупные месторождения в настоящее время: железорудное — Качканарское в Свердловской области, медных руд— около г. Красноуральск в Свердловской области, алюминиевых руд — Североуральское в Свердловской области, никелевых руд — около г. Верхний Уфалей в Челябинской области, золота — Кочкарс-кое в Челябинской области. Велики на территории УФО запасы многих нерудных редких видов минерального строительного сырья — асбеста и мрамора (Свердловская область), графита, слюды, гипса и цементного сырья (Челябинская область). Также значительны запасы водных ресурсов (р. Обь и ее притоки) и лесных ресурсов (Свердловская область и Ханты-Мансийский АО). В целом УФО можно считать обеспеченным природными ресурсами.

Численность населения УФО сравнительно невелика — на начало 2008 г. она составляла несколько более 12 млн чел. (см. табл. 1). Это предпоследнее место среди федеральных округов России перед Дальневосточным федеральным округом. При этом различия между отдельными регионами внутри округа очень значительны. Свердловская область является одним из самых многонаселенных субъектов Российской Федерации (около 3 % населения страны). А в Курганской области и Ямало-Ненецком АО проживают менее чем по 1 млн чел., причем Курганская область перешла этот рубеж уже в начале XXI в. Динамика численности населения УФО в целом схожа с общероссийской — с начала 1990-х гг. началось сокращение численности жителей. К началу 2008 г. по сравнению с 1990 г. это сокращение составило около 4 % (столько же, сколько и по стране в целом). Но в отдельных регионах округа динамика населения различается радикально. Максимально сокращение в Курганской области, которая по сравнению с началом 1990-х гг. потеряла более 12 % жителей, тогда как в северных автономных округах население существенно увеличилось (в Ханты-Мансийском АО — на 17 %) в противоположность тенденциям по округу и России в целом. Динамика населения определяется естественным движением и миграциями.

Для округа в целом наблюдаются общерос-

сийские тенденции изменения естественного движения населения — в начале 1990-х гг. небольшой естественный прирост сменился убылью, так как растущий уровень смертности превысил снижающийся уровень рождаемости. При этом показатели в УФО все-таки лучше, чем по России в целом — рождаемость чуть выше, смертность ниже и естественная убыль, соответственно, меньше. Но достигается такая ситуация только за счет северных автономных округов, где за счет повышенной рождаемости и низкой смертности на протяжении всего периода с начала 1990-х гг. наблюдался естественный прирост населения, в отдельные годы — весьма значительный (8,8 промилле в 2007 г. в Ямало-Ненецком автономном округе). В остальных регионах УФО ситуация такая же, как по России в целом, или даже хуже — в Курганской области. При этом следует отметить, что и в автономных округах режим воспроизводства населения суженный, то есть в каждом следующем поколении людей меньше, чем в предыдущем.

Значительный вклад в динамику населения УФО вносит также миграция. В начале 1990-х гг. вся территория округа характеризовалась миграционным оттоком населения. При этом максимальным он был с Крайнего Севера (из Ямало-Ненецкого АО) и из наиболее экономически отсталой на Урале Курганской области. Минимальным оттоком выделялись наиболее экономически развитые Свердловская и Челябинская области. Но в начале XXI в. УФО стал характеризоваться устойчивым притоком населения, значительно скомпенсировавшим естественную убыль. При этом максимальным притоком (кроме отдельных лет), как и в советский период, вновь стали выделяться северные автономные округа, где продолжилось развитие нефтяной и газовой промышленности. А стабильным значительным оттоком жителей характеризуется лишь Курганская область. Положительное сальдо миграций в УФО достигается за счет притока населения из зарубежных государств. Самое большое положительное сальдо во внешних миграциях округ получил за счет переселенцев из Казахстана и Узбекистана — в 2005 г. около 85 % всего положительного сальдо при миграционном обмене с зарубежными государствами. Тогда как при обмене с российскими территориями округ теряет население. Соотношение показателей естественного движения и миграций и дает значительные различия динамики населения между отдельными регионами УФО. Быстрое сокращение числа жителей в Курганской области связано как

с самой значительной естественной убылью, так и со стабильным миграционным оттоком. При этом в автономных округах население довольно быстро увеличивается, так как в них наблюдается и естественный прирост населения, и положительное сальдо миграций.

Главная причина миграций населения в настоящее время — ситуация на рынках труда разных регионов страны. Наиболее обобщенным показателем этой ситуации является уровень безработицы. В УФО, как и по России в целом, уровень безработицы максимальным был в конце 1990-х гг. — после финансового кризиса 1998 г. При этом в УФО уровень безработицы всегда был ниже среднероссийского. Но стабильно высоким уровнем безработицы выделяется Курганская область, и с течением времени ее отличие от остальных регионов округа увеличивается. Так в 2005 г. уровень безработицы в Курганской области примерно в 2 раза превышал средний по УФО (и в 1,5 раза — среднероссийский уровень безработицы). Естественно, что трудоспособное население, особенно молодежь, стремится покинуть эту область и переехать в более экономически благополучные регионы страны, где легче найти работу.

Показатели естественного и механического (миграций) движения населения являются, с одной стороны, причиной, а с другой — следствием возрастного состава населения. Население УФО от населения России в целом отличается более молодым возрастным составом. Это наблюдается в основном за счет населения автономных округов, в которые интенсивные миграции жителей, в основном молодежи, начались только с 1970-х гг. после открытия крупных месторождений нефти и газа. Не прекращается приток молодежи в эти регионы и в последние годы. В итоге в настоящее время Ямало-Ненецкий АО выделяется среди всех субъектов РФ самой высокой долей людей в трудоспособном возрасте и самой низкой долей пенсионеров. Почти такая же возрастная структура населения и в Ханты-Мансийском АО. Молодая возрастная структура жителей — главная причина повышенной рождаемости, низкой смертности и сохраняющегося естественного прироста населения в округах. В ближайшие годы ситуация не изменится — доля людей в трудоспособном возрасте будет высока.

В Свердловской и Челябинской областях, а также на юге Тюменской области возрастная структура населения близка к среднероссийской. В ближайшие годы здесь следует ожидать роста доли пенсионеров и сокращения доли людей в трудоспособном возрасте, что может негативно сказаться

на развитии экономики. Самой старой возрастной структурой в УФО отличается население Курганской области. Доля пенсионеров здесь даже выше, чем по России в целом. Поэтому Курганская область выделяется в округе самыми высокими показателями смертности и естественной убыли населения. В ближайшие годы быстрый рост доли пенсионеров в населении области продолжится. Существенное снижение доли и численности людей в трудоспособном возрасте негативно скажется на развитии экономики региона.

Плотность населения в северных автономных округах с течением времени растет, но остается очень низкой (см. табл. 1). По мировым стандартам, это практически не заселенные территории, что тормозит их экономическое развитие. В южной части округа, где природные условия для жизни людей более благоприятны, плотность населения значительно выше, но постепенно сокращается.

В расселенческой структуре УФО значительно (около 4/5) преобладает городское население; УФО— один из самых урбанизированных в России (вместе с Центральным и Северо-Западным федеральными округами). Но по сравнению с 1990 г. доля городского населения в округе снизилась. Связано это, прежде всего, с массовыми преобразованиями поселков городского типа (ПГТ) в сельские населенные пункты. Особенно массовыми такие преобразования были в областях Свердловской, Челябинской, а также на юге Тюменской области. Там, где таких преобразований не было (Курганская область) или продолжалось образование новых городских поселений (автономные округа), доля городского населения не изменилась или выросла, продолжив тенденции предшествующих десятилетий. При этом Курганская область резко отличается от других регионов округа и по расселенческой структуре населения — доля городских жителей составляет здесь всего 55 %. Причина — в отличие от соседних регионов, на территории Курганской области не имеется значительных запасов природных ресурсов, наличие которых способствовало бы промышленному и урбанистическому развитию территории.

В целом УФО выделяется преобладанием крупногородского расселения. Екатеринбург среди всех городов России по численности населения занимает четвертое место (1 323,0 тыс. жителей на 1 января 2008 г.), а Челябинск — девятое (1 092,5 тыс. жителей). Более 500 тыс. чел. проживают в Тюмени. Но велико в округе также число небольших городов и ПГТ — особенно в Свердловской и Челябинской

областях, что связано с их возникновением около небольших металлургических и горнодобывающих предприятий. Большое значение ПГТ играют также в северных автономных округах, где они являются пионерными пунктами при освоении новых месторождений нефти и газа. Значительное число городов и неблагоприятная с точки зрения экологии структура производства в них привели к тому, что более половины городского населения Урала проживает в условиях превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих атмосферу веществ. Из года в год в число городов России с самой загрязненной атмосферой входят такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Нижний Тагил. Проблема сохранения окружающей среды в уральских городах и их окрестностях стоит очень остро.

Произведенный в УФО валовой региональный продукт (ВРП) составляет около 1/5 всего продукта Российской Федерации, со значительным перевесом в пользу отраслей товарного производства (табл. 3), среди которых наиболее высокую долю имело промышленное производство, при минимальной доле сельского хозяйства. Особенно высоко значение промышленного производства в северных автономных округах. Наибольшая доля сельскохозяйственного производства характерна для Курганской области.

Таблица 3

Отраслевая структура валового регионального продукта УФО

Отрасль Доля в ВРП, %

Отрасли, производящие товары, всего 57,5

Из них: промышленность 47,7

сельское хозяйство 2,0

строительство 7,5

Отрасли, производящие услуги, всего 29,7

Из них: транспорт и связь 7,4

торговля и коммерческая деятельность 8,1

Источник: Регионы России — 2006. — М.: Росстат, 2007. С. 355-357.

Территория, занимаемая УФО, имеет давнюю историю индустриального развития. Отраслями промышленности, в больших объемах поставляющими продукцию в другие регионы России и на экспорт (отраслями специализации), в округе являются:

1) топливная промышленность;

2) черная металлургия;

3) цветная металлургия;

4) машиностроение;

5) химическая промышленность;

6) лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Ведущее место в экономике округа в настоящее время занимает топливная промышленность, которая представлена нефтяной, газовой и угольной подотраслями. Добыча нефти в УФО составляет более 2/3 от общероссийского объема (в 2007 г. -около 280 млн т). Она сильно сконцентрирована в Ханты-Мансийском АО (почти 60 % общероссийской добычи), где вдоль среднего течения Оби расположены главные нефтедобывающие центры страны — города Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Лангепас, Когалым, Мегион, Нягань. Около 10 % общероссийской добычи нефти приходится на Ямало-Ненецкий АО, где главным центром добычи является г. Ноябрьск. Интенсивная добыча нефти на территории УФО началась в первой половине 1970-х гг. и достигла своего пика в конце 1980-х гг., когда были освоены все самые крупные месторождения. В 1990 гг. из-за экономического кризиса в стране новые месторождения практически не осваивались, в условиях снижения мировой цены на нефть были закрыты многие старые нерентабельные скважины, и объемы добычи нефти резко сократились. Но в начале XXI в., в условиях экономического подъема в стране и роста мировой цены на нефть, вновь стали осваиваться новые месторождения, была возобновлена добыча на многих законсервированных скважинах. Так как нефтяным компаниям удобнее вести разработку в районах с уже развитой нефтедобычей, чем осваивать совершенно новые территории, пусть и обладающие большими запасами нефти (Восточная Сибирь, шельфовые зоны на Севере и на Дальнем Востоке), и в среднесрочной перспективе (15—30 лет) УФО останется главной нефтяной базой России.

Примерно такая же картина складывается с добычей природного газа. В УФО в 2007 г. было добыто около 600 млрд м3 природного газа, что составляет 92 % общероссийской добычи. Основная часть из этого количества (87 %) приходится на Ямало-Ненецкий АО, где самыми крупными центрами добычи газа не только России, но и мира являются города Новый Уренгой и Надым. Остальные 5 % приходятся на Ханты-Мансийский АО, где в основном добывается попутный нефтяной газ. Сургут и Нижневартовск являются крупнейшими центрами газопереработки в России. В начале 1990-х гг. добыча газа, так же, как и нефти, сократилась, хотя и не так сильно. В начале XXI в. начался рост добычи за счет освоения новых месторождений полу-

острова Ямал, и объемы добычи газа в округе вновь вышли на максимальные уровни конца 1980 гг.

В небольших объемах в УФО добывается также уголь (около 4 млн т в год), но местный уголь, залегающий в предгорьях и межгорных котловинах в Свердловской (Карпинск и другие центры) и Челябинской (Копейск и др.) областях, низкого качества, в основном бурый, и не выдерживает конкуренции с более эффективными видами топлива. По сравнению с уровнем начала 1990-х гг. добыча угля в округе сократилась в 4 раза.

Вторая по значению отрасль промышленности в УФО — черная металлургия. Округ дает около 40 % продукции отрасли в стране, но по отдельным важным видам продукции (стальные трубы и др.) его доля выше половины. Производство сконцентрировано в Челябинской и Свердловской областях. В Челябинской области действует мощнейший в стране Магнитогорский металлургический комбинат полного цикла, мощный Челябинский комбинат, крупный Челябинский трубопрокатный завод и ряд небольших передельных и металлургических заводов (Златоуст, Чебаркуль и другие города). В Свердловской области мощный комбинат полного цикла действует в Нижнем Тагиле. Но также действует много небольших заводов, которые ведут свою историю еще с XVIII в. (Алапаевск, Серов и другие города). Крупный передельный завод расположен в Екатеринбурге. Важные трубопрокатные предприятия действуют в Первоуральске, Каменск-Уральском и Полевском. При этом большой недостаток уральских металлургических предприятий, ограничивающий их развитие в перспективе, — недостаточная сырьевая и топливная база. Большую часть железной руды приходится завозить с месторождений Курской магнитной аномалии и Казахстана, а коксующийся уголь — из Кузнецкого бассейна.

Третья по значению отрасль промышленности в УФО — цветная металлургия. По выпуску многих видов цветных металлов округ занимает 2—3-е место в стране. Все предприятия отрасли расположены в Свердловской и Челябинской областях около месторождений руд, многие из которых уже исчерпались или почти исчерпаны. Соответственно, дальние перевозки сырья существенно удорожают конечную продукцию и снижают перспективы развития предприятий цветной металлургии в округе. Исключение — производство алюминия в городе Краснотурьинск Свердловской области, обеспеченное местным сырьем. Но при производстве алюминия, в отличие от большинства цветных метал-

лов, главным фактором размещения предприятий является не сырьевой, а энергетический. Поэтому в энергодефицитном УФО развитие производства алюминия также не имеет перспектив.

Важной отраслью специализации УФО остается машиностроение, хотя объемы производства многих видов продукции этой отрасли снизились по сравнению с уровнем начала 1990-х гг. многократно. Например, производство металлорежущих станков сократилось почти в 40 раз. Еще больше сокращение производства военной техники. Тем не менее важные центры военного производства, поставляющие продукцию на экспорт, — Нижний Тагил (танки), Курган (боевые машины пехоты), Екатеринбург и Челябинск (артиллерийское вооружение), Миасс (ракетная техника). Всероссийское значение имеют машиностроительные производства в Свердловской области — грузовых вагонов (Нижний Тагил), металлургического и горнодобывающего оборудования (Екатеринбург и другие центры), в Челябинской области — тракторов (Челябинск), грузовых автомобилей (Миасс), трамвайных вагонов (Усть-Катав), в Курганской области — автобусов (Курган).

Производство большинства видов химической продукции в УФО по сравнению с уровнем начала 1990 гг. также сократилось очень сильно. Например, производство минеральных удобрений, которое в округе работает в основном на отходах металлургических предприятий, сократилось в 40 раз, и не обеспечивает сегодня даже местных потребностей. Тем не менее некоторые химические подотрасли имеют всероссийское значение — это бытовая химия и производство шин в Екатеринбурге, основная химия в Челябинске и Нижем Тагиле, химия органического синтеза в Тобольске.

Последняя отрасль специализации промышленности УФО — лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Представлены в основном лесозаготовки и деревообработка при слабом развитии производства бумаги (несколько небольших фабрик в Свердловской области). Производство сконцентрировано в регионах, обладающих значительными лесными ресурсами — Свердловской области и Ханты-Мансийском АО. Центры деревообработки располагаются в основном вдоль лесовозных железных дорог (Алапаевск—Серов, Ивдель—Приобье) или вдоль Оби, по которой осуществляется сплав древесины (Нижневартовск, Сургут, Салехард). Производство лесопродукции по сравнению с уровнем начала 1990-х гг. сократилось примерно в 4 раза, что

объясняется как снижением спроса на древесину из-за социально-экономического кризиса, так и исчерпанием лесных ресурсов на территориях, наиболее удобных для заготовок в транспортном отношении.

Многочисленные промышленные производства, многие из которых являются энергоемкими, не могли бы существовать в УФО без развитой электроэнергетики. Но, несмотря на большой абсолютный объем производства (16 % от общероссийского), энергии не хватает, недостающее ее количество приходится поставлять из Сибирского федерального округа и из Казахстана. В целом по округу по сравнению с уровнем начала 1990-х гг. производство электроэнергии сократилось. Но в автономных округах, где продолжался ввод новых мощностей на крупнейших в России Сургутской ГРЭС-2 (проектная мощность — 6,4 млн кВт) и Нижневартовской ГРЭС (4,8 млн кВт), а также небольших электростанциях около вновь осваиваемых месторождений нефти и газа, производство электроэнергии увеличилось. Электростанции в Ханты-Мансийском АО работают в основном на попутном газе нефтяных месторождений, в остальных регионах округа — или на природном газе из Ямало-Ненецкого автономного округа, или на местных углях. Мощнейшими из них являются Рефтинская и Верхнетагильская ГРЭС в Свердловской области, Троицкая и Южноуральская ГРЭС в Челябинской области. Решить проблему нехватки энергии в перспективе может развитие атомной энергетики. Но пока действует лишь небольшая Белоярская АЭС около Екатеринбурга. Совсем не используется гидроэнергетический потенциал территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сельское хозяйство в УФО развито сравнительно слабо и не обеспечивает потребности населения в основных видах продуктов питания. Соответственно, значительная часть продовольствия в округе — из других регионов России или импортная. Главная причина такой ситуации — на большей части территории округа климатические и почвенные условия неблагоприятны для развития сельского хозяйства. Кроме этого, в условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. снизилась интенсивность сельского хозяйства и уменьшились посевные площади, что привело к сокращению объемов производимой сельскохозяйственной продукции. Тем не менее большие абсолютные масштабы производства в округе имеют выращивание зерновых, картофеля, овощей, молочно-мясное и мясомолочное скотоводство.

Основные посевные площади зерновых культур в УФО сосредоточены в степных и лесостепных районах — Курганская область, юг Тюменской и Челябинской областей. Соответственно, на эти регионы приходится основная часть сбора зерновых культур в округе. В более северных районах — на севере Челябинской области и юге Свердловской области (юг лесной зоны) выращиваются в основном рожь и овес. В северных автономных округах зерновые культуры не выращиваются. Производство зерна по сравнению с уровнем 1990-х гг. в целом по округу снизилось, особенно сильно — в Курганской области. Выращивание картофеля широко распространено в пригородных зонах многочисленных городов УФО, а также в лесостепных районах с наиболее благоприятными для картофеля природными условиями, поэтому максимальны сборы картофеля в Свердловской и Челябинской областях. Производство увеличилось по сравнению с уровнем начала 1990-х гг. в основном за счет резкого роста выращивания картофеля в личных подсобных хозяйствах населения. В итоге по производству картофеля в округе достигнуто самообеспечение. Аналогичная картофелеводству ситуация складывается в УФО с выращиванием овощей. Овощи также выращиваются в основном в пригородах, поэтому больше всего — в Свердловской и Челябинской областях, почти не выращиваются — в Ямало-Ненецком автономном округе. Производство по сравнению с уровнем начала 1990-х гг. выросло за счет личных подсобных хозяйств населения. Но, в отличие от картофеля, овощами население округа за счет собственного производства обеспечивается менее чем наполовину, а большая часть — импортируется.

Среди подотраслей животноводства наибольшее значение в УФО имеет скотоводство. В степных и лесостепных районах округа (Курганская область, юг Тюменской и Челябинской областей) преобладает мясомолочное направление, в более северных районах — молочно-мясное. Кроме этого, вокруг крупных городов широко распространено свиноводство и птицеводство. Соответственно, главными продуктами животноводства в округе являются мясо и молоко. Производство мяса в округе постоянно сокращается. Но в регионах с наиболее благоприятными условиями для мясомолочного скотоводства (Челябинская область и юг Тюменской области) снижение производства удалось остановить. За счет развития свиноводства и птицеводства возможно увеличение производства мяса в ближайшие годы и в Свердловской области.

Большую часть производства мяса в Ямало-Ненецком автономном округе дает оленеводство. По поголовью северных оленей этот автономный округ занимает первое место среди всех субъектов Российской Федерации. Еще сложнее в округе ситуация с производством молока. По сравнению с уровнем начала 1990-х гг. производство молока снизилось более чем в 2 раза и продолжает сокращаться. Главная проблема — нехватка местных и дороговизна привозных кормов.

Отрасли инфраструктуры, как и сельское хозяйство, в УФО развиты сравнительно слабо. По многим показателям в расчете на одного жителя округ отстает от среднероссийских значений. Ситуация вызвана тем, что некоторые регионы округа являются территориями нового освоения (северные автономные округа), где инфраструктурные отрасли всегда слаборазвиты, а в других регионах приоритет в развитии на протяжении многих десятилетий отдавался промышленному производству (Свердловская и Челябинская области) или они вообще отставали в экономическом развитии (Курганская область и юг Тюменской области).

Наиболее развитой инфраструктурной отраслью в УФО является транспорт. Хозяйственные связи предприятий округа обеспечивают в основном железнодорожный и трубопроводный транспорт. Железнодорожное строительство в юго-западной части округа началось в конце XIX в., когда появились широтные железные дороги для вывоза продукции с территории УФО на запад (Екатеринбург — Пермь, Челябинск — Уфа), а затем и транзитная Транссибирская магистраль, которая связала Урал и Дальний Восток. В настоящее время основные объемы грузов перевозятся именно по транзитным железнодорожным магистралям, проходящим по линиям Омск — Тюмень — Екатеринбург — Пермь, Омск — Петропавловск (в Казахстане) — Курган — Челябинск — Уфа, Барнаул — Астана (в Казахстане) — Магнитогорск — Уфа. В конце XIX в. появились также железные дороги, связывающие меду собой районы Урала в меридиональном направлении (некоторые участки — раньше широтных дорог), но в магистрали они были преобразованы уже во второй половине XX в. Это дороги Троицк — Челябинск — Екатеринбург — Нижний Тагил — Серов — Ивдель — Приобье, Тюмень — Сургут — Новый Уренгой — Ямбург. Строительство последней магистрали было закончено только в 1990-х гг.

В 1960-х гг. на территории УФО началось интенсивное строительство трубопроводов. Первоначально был построен транзитный нефтепровод с запада

на восток по линии Уфа — Челябинск — Курган — Омск. Но с 1970-х гг., по мере освоения нефтяных и газовых месторождений в северных автономных округах, главные трубопроводы протянулись с севера округа (из Сургута, Нового Уренгоя и других центров) в юго-западном направлении. Именно по ним сегодня нефть и природный газ из УФО поступают в европейскую часть России и на экспорт.

Для перевозки местных грузов и для населения наибольшее значение имеет автомобильный транспорт. Густота автодорог в целом по округу в 1,5 раза ниже среднего значения по России. Даже там, где природные условия для строительства дорог наиболее благоприятны (Курганская область и равнинные районы Челябинской области), ко многим сельским населенным пунктам автомобильные дороги с твердым покрытием не проложены. В северных автономных округах строительство автодорог фактически началось только в 1990-х гг., и сейчас ими связаны лишь некоторые города. Из-за слабой развитости сети железных и автомобильных дорог в северных автономных округах для перевозки пассажиров большое значение имеет авиационный транспорт.

По обороту внешней торговли УФО занимает в России второе место после Центрального. На округ приходится около 15 % внешнеторгового оборота страны. При этом экспорт превосходит импорт более чем в 10 раз (по России в целом — в 4 раза). Такая ситуация достигается в основном за счет значительной стоимости нефти и газа, в больших объемах экспортируемых из Тюменской области преимущественно в европейские страны. Этот регион занимает по объему внешней торговли среди субъектов Российской Федерации второе место после Москвы. Экспорт превосходит импорт в Тюменской области более чем в 40 раз. При этом следует учитывать, что и значительная часть экспорта, регистрируемого статистикой в Москве, это нефть и газ из северных автономных округов УФО, так как именно в Москве расположены штаб-квартиры основных российских топливных компаний, ведущих работы в Тюменской области. Значительным внешнеторговым оборотом выделяются также Свердловская и Челябинская области. На экспорт из этих регионов идет в основном продукция черной и цветной металлургии. А импортируется в основном потребительская продукция, поэтому по объему импорта многонаселенные Свердловская и Челябинская области превосходят Тюменскую. В Челябинскую область в значительных объемах импортируется также сырье для металлургичес-

ких предприятий, больше всего — из Казахстана. Курганская область слабо вовлечена во внешнюю торговлю, так как в этом регионе отсутствуют крупные экспортные производства и численность населения невелика. Импорт в Курганскую область почти равен экспорту благодаря приграничному положению рядом с Казахстаном.

В УФО можно выделить три части, различающиеся между собой в социально-экономическом отношении. Первая — это Свердловская и Челябинская области — старопромышленная часть территории округа, интенсивное экономическое развитие которой началось еще в начале XVIII в. Главная отрасль хозяйства с тех пор — черная металлургия. С течением времени большое развитие получили также цветная металлургия, машиностроение и химическая промышленность. К настоящему времени это самая промышленно развитая часть округа, наиболее насыщенная производственной и социальной инфрастуктурой. Здесь сконцентрированы основная часть населения, крупнейшие города, главные центры науки и образования. В то же время многие предприятия обладают устаревшим оборудованием, сырьевая база для развития металлургии практически исчерпана, очень сложной является экологическая ситуация. Поэтому в перспективе здесь следует сворачивать сырьеемкие и экологически опасные металлургические, а также некоторые химические и машиностроительные производства. Развивать нужно, в первую очередь, наукоемкие подотрасли машиностроения и химической промышленности, а также отрасли сферы обслуживания населения.

Вторая часть — самая неразвитая в экономическом отношении УФО — это Курганская область и юг Тюменской области. Повышенное значение здесь имеет сельское хозяйство, развитие которого сдерживается не очень благоприятными природными условиями. Крупные промышленные предприятия имеются фактически только в региональных центрах — Тюмени и Кургане. Остра также социальная ситуация — повышенная смертность из-за наиболее старой возрастной структуры населения и миграционный отток жителей приводят к довольно быстрому сокращению численности населения, особенно в трудоспособном возрасте. Улучшить ситуацию можно за счет интенсификации сельского хозяйства, развития пищевых производств, перерабатывающих его продукцию, а также за счет развития социальной инфраструктуры.

Третья часть — северные автономные округа, формально имеющие хорошие показатели социаль-

но-экономического развития за счет концентрации в них добычи нефти и газа. Но это самая слабозаселенная и малоосвоенная часть УФО. Здесь необходимо дальнейшее развитие транспортной сети и социальной инфраструктуры. Средства на эти цели могут быть получены только в случае освоения новых месторождений нефти и газа, а также увеличения уровня использования запасов на уже действующих месторождениях.

В среднесрочной перспективе УФО за счет своей северной части останется главной топливно-энергетической базой России. При этом значительного увеличения объемов добычи нефти и газа не произойдет, так как прирост добычи на новых месторождениях будет лишь компенсировать ее снижение на старых, уже исчерпывающихся. При этом будет происходить постепенное территориальное перераспределение основных объемов газодобычи из окрестностей Нового Уренгоя на месторождения полуострова Ямал. В Ханты-Мансийском АО, где крупных неосвоенных месторождений нефти нет, перспективно извлечение дополнительных объемов топлива со старых месторождений с помощью современных технологий добычи, а также более полное использование попутного нефтяного газа. Намечено создание мощностей по первичной переработке нефти и дальнейшее развитие газопереработки — целесообразно уменьшить вывоз сырой нефти и газа и увеличить реализацию продуктов их переработки.

В южной части УФО перспективно развитие машиностроения и химической промышленности, обеспеченных сырьем и квалифицированными трудовыми ресурсами. Возможен рост производства как импортозамещающих (производство горнодобывающего оборудования, автостроение, химия органического синтеза и др.), так и экспортно ориентированных (производство вооружений, минеральных удобрений и др.) подотраслей. Но одновременно производство черных и цветных металлов, не обеспеченное местным сырьем и не имеющее стабильного сбыта продукции в условиях нестабильности международного рынка, может охватить кризис. Поэтому здесь нужно сосредоточиться на производстве качественных видов проката при сокращении выпуска массовой продукции и полуфабрикатов. Актуальными остаются модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий. В лесном комплексе необходимо повысить эффективность переработки древесины; пока ее значительная часть вывозится из УФО в необработанном виде.

В сельском хозяйстве УФО необходима значительная интенсификация производства для достижения самообеспечения основными продуктами питания — мясом, молоком, зерном и овощами. Это возможно при возрождении крупных сельскохозяйственных предприятий за счет специальных мер поддержки со стороны государства и крупных топливно-энергетических корпораций. Рост экономики округа невозможен без развития производственной и транспортной инфраструктур. Новые газопроводы и железные дороги строятся в Ямало-Ненецком АО. Разрабатывается программа создания транспортного коридора вдоль восточных склонов Уральских гор. В ближайшее время начнется строительство мощной ГРЭС около Нового Уренгоя, что должно решить проблему нехватки электроэнергии для освоения новых газовых месторождений.

Но в целом следует отметить, что программы регионального развития в Уральском федераль-

ном округе находятся на первоначальных этапах своей разработки. В них часто не согласованы общетеоретические и конкретные экономические подходы. Программы развития отдельных отраслей и компаний слабо увязаны между собой на территориальном уровне, что может вызвать серьезные затруднения при их реализации. Поэтому необходимо продолжить научные исследования, направленные на разработку оптимальной территориальной организации производства и населения в Уральском федеральном округе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Симагин Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства. — М.: КноРус, 2007.

2. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2008 года. — М.: Росстат, 2008.

3. Регионы России — 2006. — М.: Росстат, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.