Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушения письменной речи / учитель младших классов / социологический опрос / эффективность логопедической работы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адлоян Лилит Арутюновна

в статье рассматриваются подходы взаимодействия логопеда и учителя младших классов в контексте преодоления нарушений письменной речи. Представлены результаты проведенных нами исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адлоян Лилит Арутюновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

ХАРАКТЕРИСТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Адлоян Л.А.

Адлоян Лилит Арутюновна - кандидат педагогических наук, кафедра логопедии и восстановительной терапии, Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армении

Аннотация: в статье рассматриваются подходы взаимодействия логопеда и учителя младших классов в контексте преодоления нарушений письменной речи. Представлены результаты проведенных нами исследований.

Ключевые слова: нарушения письменной речи, учитель младших классов, социологический опрос, эффективность логопедической работы.

УДК 376

В настоящее время наблюдается рост школьников с нарушениями письменной речи.

Письменная речь является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Необходимым предпосылком для формирования полноценной письменной речи является достаточно высокий уровень развития устной речи. Таким образом, письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности [2, с. 22-38; 6]. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения. А.Н. Корнев выделяет 3 уровня функционального состава письменной речи, которые должны быть развиты для предупреждения нарушений письма и чтения: I уровень - это навык звукобуквенной символизации; навык моделирования звуковой структуры слов; графомоторные навыки. II уровень - это способность к символизации; фонематические процессы; фонологическое структурирование слов; трансформация временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация. III уровень - это интеллектуальное развитие; развитие приобретённых рефлексов; уровень развития сукцессивных способностей; развитие мелкой моторики, нарушение любого из этих уровней может привести к специфическим нарушениям письменной речи- дисграфии и дислексии [1, с. 18-24; 5]. Овладение навыками устной речи, умение младших школьников последовательно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме в системе общего образования является одной из главных задач обучения [4, 40-45].

Нарушения письменной речи у школьников значительно снижают эффективность их обучения. Дети с нарушением письменной речи принадлежат к той категории учащихся, которая нуждается в организации психолого-педагогического сопровождения в первую очередь. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. В литературе, связанной с проблемой нарушения чтения и письма, представлены различные вариации определения дисграфии и дислексии. Общим в их определении является «наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения» [3, с. 31-36;7].

Анализируя подходы логопедической работы, можно выделить следующие основные направления коррекционно-педагогической работы:

•развитие фонематического восприятия,

• развитие языкового анализа и синтеза,

• обогащение словарного запаса,

•развитие грамматического строя речи,

• развитие оптико-пространственных представлений [1, с. 59-70; 3, 18-30; 7].

В системе логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи, на наш взгляд, важное место отводится эффективному сотрудничеству учителя и логопеда. Мы считаем, что это взаимодействие обеспечит высокую эффективность логопедической работы по данной проблеме.

С целью выявления подходов сотрудничества учителей и логопедов в рамках преодоления письменной речи у младших школьников нами проводился специальный социологический опрос среди учителей младших классов и логопедов в городе Ереване.

В социологическом опросе приняли участие 60 учителей младших классов и 32 логопедов.

Анализ результатов социологического опроса учителей констатируют, что дети с нарушениями письменной речи составляют достаточно большой процент среди детей с разными нарушениями речи.

В рамках преодоления трудностей этих детей 58.3 % учителей подчёркивали в основном важность логопедической работы с этими детьми, 36.6 % учителей отмечали, что для эффективности преодоления

трудностей письменной речи детей имеет важное значение взаимодействие логопеда и учителя, 5.1% учителей отмечали, что для преодоления трудностей письменной речи учителя должны ещё больше заниматься с этими детьми. А также учителя отмечали, что трудности письменной речи снижают успеваемость ребёнка и препятствуют полноценному усвоению школьной программы.

Анализ результатов социологического опроса логопедов констатирует, что 87.5% логопедов взаимодействуют с другими специалистами. Cреди этих специалистов 25% логопедов придавали первостепенное значение взаимодействию с психологом, 31.2% логопедов отмечали важность взаимодействия с специальным педагогом, 40.6% подчёркивали сотрудничество с учителями, а 3.2% логопедов отмечали важность сотрудничества как с психологами, так и с специальным педагогом.

В рамках нашего исследования нас особо интересовало сотрудничество логопеда с учителями младших классов. 34.3% логопедов особое значение придавали сотрудничеству с учителями ещё на этапе обследования и выявления нарушений письменной речи, 43.7 % логопедов особое значение придавали сотрудничеству с учителями в ходе коррекционно-педагогической работы, 22% логопедов подчёркивали важность сотрудничества с учителем с целью закрепления сформированных умений и навыков.

Характеризуя подходы взаимодействия с учителями логопеды отмечали, что их совместное сотрудничество проводится в основном в следующих направлениях:

1. Обсуждение и определение специфических ошибок в письменной речи.

2. Обсуждение причин и характера имеющихся нарушений письменной речи.

3. Обсуждение подходов и дальнейших работ по преодолению нарушений письменной речи.

4. Совместная проверка тестовых, текущих, семестровых письменных работ.

5. Постоянное информирование учителей о ходе работы, о достижениях.

Таким образом, подводя итоги нашего исследования, можно констатировать, что все логопеды подчёркивают важность сотрудничества с учителями в процессе преодоления нарушений письменной речи ещё на этапе обследования. В процессе сотрудничества проводятся работы по ряду направлений, которые являются необходимой предпосылкой эффективного преодоления нарушений письменной речи.

Список литературы

1. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи, С-Пб.: «Речь», 2015, 176 c.

2. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи//пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / Калягин В.А., Овчинникова Т.С. - СПб.: КАРО, 2013, 432 с.

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2012. 240 с.

4. Найн.М.В. Продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроке как основа формирования познавательных интересов, 2008, С. 40-45.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13350/ (Дата обращения: 02.04.2024).

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neyrotori.ru/diseases/digraphy/ (Дата обращения: 01.04.2024).

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/disgrafiya-u-mladshih-shkolnikov-i-puti-eyo-korrekcii-6367049.html (Дата обращения: 01.04.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.