Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов А. А., Зарудний С. Г.

Рассматривается система финансирования деятельности предприятий путевого хозяйства. являющихся бюджетными организациями на речном транспорте. Проведен обзор и анализ основных внебюджетных источников поступления дополнительных доходов в путейские организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTIC OF A CONDITION OF FINANCING OF TRACK FACILITIES ON RIVER TRANSPORT

The system of financing of activity of the enterprises of the track facilities being the budgetary organizations on river transport is considered The review and the analysis of the basic inappropriate sources of receipt of additional incomes in waterways the organizations is carried out.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Вестник ВГАВТ

УДК 627.09

A.A. Сазонов, к.т.п., доцент.

С.Г. Зарудний, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ

Рассматривается система финансирования деятельности предприятий путевого хозяйства. являющихся бюджетными организациями на речном транспорте. Проведен обзор и анализ основных внебюджетных источников поступления дополнительных доходов в путейские организации.

Дноуглубительные работы являются основным и наиболее эффективным способом поддержания и увеличения гарантированных габаритов судового хода. С начала 90-х годов происходит сокращение объемов дноуглубления. Внутренние водные пути России (ВВП) теряют свое значение транспортной магистрали вследствие недостаточного государственного финансирования. Происходит снижение уровня развития транспортной инфраструктуры [1, 2].

Государство в последние годы предпринимает меры по улучшению функционирования водных путей. Правительством РФ в 1996 году утверждена программа "Внутренние водные пути России", рассчитанная на 4 года. Она должна обеспечиваться федеральным бюджетным финансированием, направленным на реализацию программных мероприятий для обеспечения безопасности судоходства по внутренним водным путям России [3].

По истечении срока реализации этой программы производились проверки, которые выявили уровень реального финансирования ежегодных государственных планов. При реализации программы фактическое финансирование из федерального бюджета осуществляется в пределах 40-60 % [3].

Динамика федерального бюджетного финансирования представленная на рис. 1 отражает ежегодное уменьшение денежных средств вплоть до 1996 года. Ситуация изменилась только 1997 году, вследствие принятия программы ВВП. Однако финансирование осуществляется не в полном объеме, выделяемых средств не хватает. Результатом этого является переход большинства малых рек России в практически естественное состояние за счет эпизодического проведения дноуглубительных работ, отсутствия капитальных ремонтных работ на гидротехнических сооружениях [2].

Также из-за недостаточного финансирования ухудшилось состояние технического флота. Анализ показывает, что более 80 % судов технического флота к настоящему времени морально устарело и физически изношено. Системы контроля за работой оборудования не соответствуют современным требованиям. Из существующей дноуглубительной техники (212 ед.) подлежит списанию по срокам службы 47 % судов [4,5].

Строительство современного технического флота практически не осуществляется. Из запланированных по программе развития ВВП 33 земснарядов, в 1996-2000 гг. построено только 4. Обновление флота путевого хозяйства произошло в среднем на 10 % от запланированного. Землечерпательный флот, находящийся в эксплуатационном состоянии используется на 60-70 % [5, 6].

Для стабилизации ситуации правительство в 2001 году разработало подпрограмму "Внутренние водные пути России" на 2002-20 Юг.г. в составе федеральной целевой программы (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 гг." [7]-

Реализация подпрограммы не предусматривает полного бюджетного финансирования. Часть средств путейские организации должны получать из дополнительных источников финансирования за счет новых принципов экономических отношений с пользователями их услуг [2,5].

В настоящее время подразделениями ГБУВПиС производится систематическая работа по привлечению внебюджетных источников. Так например. 30-40 % расходов на содержание путевого хозяйства покрывается за счет доходов от платных работ и услуг, осуществляемых путейскими организациями, привлечения средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, оказание услуг судоходным компаниям [8. 9, 10, 11].

год

□ Объем

Рис. I. Динамика федерального финансирования путевого хозяйства РФ

В будущем для увеличения финансовых посту плений в путевое хозяйство ГБУВПиС рассматривают возможность применения зарубежного опыта, а именно привлечения денежных средств за счет:

- компенсации средств на орошение и водоснабжение;

- направления части транспортного налога предприятиям ВВП;

- введение водного налога [7].

Сейчас же услуги предприятий путевого хозяйства оказываемые судоходству можно подразделить на 3 вида:

- обеспечение габаритов судового хода;

- обозначение судового хода с помощью знаков навигационного ограждения;

- пропуск судов через судопропускныс гидротехнические сооружения [8].

Платные работы и услуги, оказываемые сторонним организациям весьма разнообразны: дноуглубление подходов к причалам и пристаням; судоремонтные, токарные, сварочные работы, оказание услуг грузовладельцам при загрузке и разгрузке транспортных средств; дноуглубительные работы для укладки и ремонта трубопроводов, различного рода путепроводов и т. п. [10].

Одной из основных видов платных работ является реализация грунтов извлекаемых при транзитном дноуглублении. Опыт показывает, что Самарское, Нижегородское, Волгоградское. Ветлужское и Казанское линейные подразделения Волжского ГБУВПиС реализуют потребителям преимущественно речной песок. Этот вид работ

Вестник В ГА В'Г

развивается быстрыми темпами [11]. Данные по объемам реализации песка в Волжском бассейне приведены в табл. 1.

Таблица I

Реализация песка путейскими организациями, тыс. м3/тыс. т

Годы РВП Итого

Нижегородский Казанский Самарский Волгофад-ский Ветлужский

1996 - - -

1997 - 482,4 / 723,6 - 482,4/723,6

1998 60,0 / 90,0 134,0/201,0 - 194,0/291,0

1999 76,8/115,2 100,6/150,9 135,64/ 203,46 - - 313,04/ 469,56

2000 82,9/ 124,35 499,6/749,4 76,88 / 115,32 229,62 / 344,43 93,95 / 140,92 982,95 / 1474,42

2001 133,2/ 199,8 654,2/981,3 362,58 / 543,87 220,0/330,0 83.6/ 125,4 1453,58/ 2180,37

Их анализ свидетельствует о увеличении с 1998 года объемов реализации речного песка, все большим количеством районных подразделений.

В последние годы этот вид деятельности приобретает организованный характер. В системе ГБУВПиС появляются различные подразделения (группы, отделы и т. п.) НСМ, занимающиеся организацией и развитием данного направления работы путейских предприятий [11].

Правительством РФ принята подпрограмма "Автомобильные дороги" в составе ФЦП [7]. Она предусматривает увеличение поставок нерудных строительных материалов, добываемых различными организациями речного транспорта, и путейскими в том числе.

Реализацией речного песка на рынке НСМ занимаются порты, пароходства и другие специализированные предприятия различных форм собственности. Путейские организации в этой сфере деятельности встречают серьезную конкуренцию. Однако ценовой фактор при реализации песка пока что является преимуществом путейцев. В табл. 2 представлены сравнительные отпускные цены по реализации песка клиентуре путейскими и добывающими организациями.

Таблица 2

Сравнительная средняя стоимость реализации песка в 2002 году

Поставщики песка Цена реализации, руб./т

ВТУ Предприятия

Нижегородский Нижегородский ВТУ Нижегородский порт 32.0

Автозаводский порт 30.0

Дзержинский порт 28.0

РВПиС 25.0

Самарский Порт 26.9

РВПиС 20.6

Волгоградский Порт 25.5

РВПиС 12.6

Кировский Порт 27.4

РВПиС (Вятский) 13.2

Котласский Порт 28.4

ГБУВПиС(Северо-Двинский) 22.3

Более низкая оптовая цена реализации песка путейскими организациями в сравнении со специализированными добывающими предприятиями объясняется более низкой себестоимостью песка получаемого в результате дноуглубления. Затраты обеспечиваются бюджетным финансированием всего комплекса дноуглубительных работ. В результате себестоимость песка включает часть фактических затрат по его доставке и выгрузке потребителю.

Опыт последних лет показывает, что путейские организации занимаются не только ''реализацией и использованием наносных фунтов, извлекаемых в процессе проведения дноуглубительных работ", но и качественными НСМ путем налаживания производства и ведением контроля за добычей материалов специализированными предприятиями [12].

Так, например, федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы" в своей работе помимо других целей (эксплуатация и развитие вод-пых путей; поддержание уровней воды на зарегулированных реках бассейна; обводнение рек: производство и распределение электроэнергии и т. д.) разделяет на 3 направления деятельность, связанную со строительными материалами:

- работы по добыче, перевалке и перегрузке НСМ (песка, гравия, камня), их реализации;

- работы по реализации наносных фунтов, извлекаемых при дноуглублении;

- работы по согласованию и контролю за добычей НСМ из русел рек с целью защиты интересов речного транспорта и обеспечения безопасности судоходства [12].

Еще одним положительным моментом при реализации грунтов является возоб-новляемость ресурсов, т.к. ежегодно происходит намыв перекатов, в то время как в месторождениях НСМ объем полезного ископаемого необратимо уменьшается.

Характеристики добывающего и дноуглубительного флота во многом совпадают. За исключением смонтированного на части добывающих земснарядов технологического оборудования по улучшению качества материала и с значительно большей (20-30 м) глубиной разработки. Это не мешает путейским организациям создавать конкуренцию специализированным предприятиям на данном этапе развития деятельности по реализации фунта.

Таким образом, частичное федеральное финансирование путевого хозяйства России в 90-х годах привело к ухудшению состояния большинства рек, гидротехнических сооружений, технического флота.

Для улучшения сложившейся ситуации правительство разработало и приняло в 2001 году федеральную целевую профамму. которая дает право ГБУВПиС широко развивать деятельность по привлечению внебюджетных источников и предоставлению платных работ и услуг.

Профамма позволяет путейским организациям получать дополнительные доходы, которые необходимы для развития ВВП, т.к. государство в настоящее время не в состоянии осуществлять финансирование на 100 %.

В последние годы (2000-2002 г.г.) внебюджетные источники приносят около 1/3 необходимых финансовых средств в путевое хозяйство.

Предоставляемые виды работ и услуг различны, но часть их не приносит постоянных доходов. Поэтому для стабилизации положения ГБУВПиС необходимо сконцентрироваться в направлении связанном с основной деятельностью районных подразделений.

Одним из них является достаточно новая, в деятельности путейских организаций, работа по реализации наносных донных фунтов при дноуглублении. Анализ показывает, что данный вид работ является более рентабельным при его дальнейшем развитии, т.е. путем улучшения качественных характеристик донных фунтов до требований стандартов строительных материалов и развития деятельности по разработке месторождений НСМ, поскольку имеется богатый опыт специализированных добывающих предприятий на водном транспорте.

Вестник ВГАВТ

При дальнейшем развитии этот вид вспомогательной деятельности пополнит долю внебюджетных источников в финансировании путевого хозяйства страны.

Список литературы

[1] Смирнов Н. Г.. Щилов М. П.. Попов Н. Ф. Пути совершенствования речных дноуглубительных землесосов // Наука и техника на речном транспорте: Инф. сб. - Вып. 11, 1998. [2J Ивлев В. Вопросы финансирования путейских предприятий в современных условиях // Реч. грансп.: - Вып. 1, 1999.

[3] Решение "О мерах по обеспечению устойчивого финансирования внутренних водных путей России" // Наука и техника на речном транспорте: Инф. сб. - Вып. 3, 2000.

[4] Справка к заседанию Коллегии Минтранса России "О мерах по повышению эффективности использования внутренних водных путей и судоходных сооружений", с.8, 2000.

[5] Семенов Ю. А. Флот ГБУВПиС // Наука и техника на речном транспорте: Инф. сб. - Вып. 7. 2001.

[6] Андросов Ю. Проблемы времени II Реч. грансп.: - Вып. 4, 1995.

[7] Что имеем // Отчет Совета Росречфлота о проделанной работе за 2001 год.. 2001

[8] Поваров Г., Попов И. Плата за судоходный шлюзованный путь // Реч. трансп. - Вып. I, 1993

[9] Внутренние водные пути России, справка о выполнении президентской Федеральной целевой программы "Внутренние водные пути России" на 1996-2000г.г. // Наука и техника на речном транспорте: Инф. сб. - Вып. 12, 2000.

110] Новожилов А. Н., Журавлев А. И. Ветлужская тишина // Большая Волга - Вып. 29, 2002. 111 ] Мильцин А. С. Саратовские страдания // Большая Волга - Вып. 32, 2002. 112] ФГУ11 "Канал имени Москвы" // Регламентирующие документы. 2003.

THE CHARACTERISTIC OF A CONDITION OF FINANCING OF TRACK FACILITIES ON RIVER TRANSPORT

A. A. Sazonov, S.G. Zurudniy

The system of financing of activity of the enterprises of the track facilities being the budgetary organizations on river transport is considered The review and the analysis of the basic inappropriate sources of receipt of additional incomes in waterways the organizations is carried out.

УДК. 621.224.

Н.Ю. Волкова, к.т.н. ассистент. ННГАСУ. 60300, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65.

ПРИМЕР ПОДБОРА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ РОТОРНЫХ ОРТОГОНАЛЬНЫХ ГИДРОТУРБИН ПО ГЛАВНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ

В статье на примере показана последовательность выбора параметров роторной ортогональной гидротурбины по главной универсальной характеристике. Главная универсальная характеристика получена опытным путем на кафедре Гидравлики ННГАСУ

На кафедре гидравлики нижегородского архитектурно-строительного университета проведены исследования роторной ортогональной гидротурбины с двусторонним подводом воды (рис. 1).

По результатам испытаний построена главная универсальная характеристика. Этот вид характеристики широко используется при проектировании как показатель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.