Научная статья на тему 'О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА Р. КУБАНЬ'

О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА Р. КУБАНЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеева В. В., Сорокина Н. Г.

Возникновение чрезвычайных ситуаций на реках нашей страны в последнее время стало обычным явлением. В статье делается попытка разобраться на примере р. Кубань в причинах их возникновения. Со ссылкой на законодательную базу проводится анализ работы подразделений Кубанского бассейнового управления пути, обозначаются проблемы, требующие незамедлительного решения, предлагаются первоочередные мероприятия по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE REASONS OF OCCURRENCE OF EXTREME SITUATIONS ON THE RIVER KUBAN

Emergency stale has become quite common recently. The author of the article tries to (discover) investigate the roots of this fact and uses the river Kuban as an example. A detailed analysis of Kuban basis management, with reference to the low, is given. The author points out the most urgent problems and suggests measures to solve them.

Текст научной работы на тему «О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА Р. КУБАНЬ»

Причина перечисленных трудностей кроется в отсутствии у владельцев ГТС необходимых финансовых средств не только для составления технической документации (паспортов, правил эксплуатации, декларации безопасности и т. д.), но и для нормальной эксплуатации самих сооружений, содержания эксплуатационного персонала.

ТО THE QUESTION ON DEVELOPMENT OF CHARACTERISTICS SHEETS OF HYDROUNITS ON THE SMALL RIVERS OF THE NIZHNIY NOVGOROD AREA

V. V. Ageeva, A.E. Gogolev

It is said in the article about the urgency and the purpose of the water - engineering system regist ration both on small rivers of Nizhegorodskaya oblast in this field are described.

УДК 627.74

В.В. Агеева, к.т.н., доцент, НГАСУ. 603000. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65. Н.Г Сорокина, начальник экономического отдача КГУВПиС. 350033. Краснодар, ул. Вешнякова, I.

О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА Р. КУБАНЬ

Возникновение чрезвычайных ситуаций на реках нашей страны в последнее время стало обычным явлением. В статье делается попытка разобраться на примере р. Кубань в причинах их возникновения Со ссылкой на законодательную базу проводится анализ работы подразделений Кубанского бассейнового управления пути, обозначаются проблемы, требующие незамедлительного решения, предлагаются первоочередные мероприятия по их решению.

Чрезвычайные ситуации федерального масштаба, возникшие из-за ледовых заторов в бассейнах р. Лена в 2001 г. и р. Кубань зимой 2001-2002 гг., дают повод для тщательного анализа причин, способствующих созданию этих ситуаций. Официальная информация все беды списывала на неблагоприятные природные аномалии: большой снежный покров, толстый лед, сильное потепление и т. п. Безусловно, эти явления имели место и влияние их на возникновение ЧС существенно. Но специалисты четко констатировали, что проблемы, приведшие к стихийным бедствиям, находятся в области формального разграничения ответственности за содержание водохозяйственных систем в целом и крайне скудного финансирования мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, которое просто несовместимо с затратами, направленными на ликвидацию последствий ЧС.

Вследствие размытости этих разграничений и ответственности, никто из руководителей, виновных в создании ЧС, не был привлечен к какой-либо ответственности. Законодательная же база для управления водным хозяйством имеется, просто её необходимо исполнять.

Так статья 73 Водного Кодекса РФ формулирует систему управления водными объектами. А в постановлении Правительства РФ № 1260 от 24.10.96 г. говорится «Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере использования и

охраны природных ресурсов, координации в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, использованием и охраной водной среды». В систему Минприроды РФ входят бассейновые и территориальные водохозяйственные управления, которые обязаны координировать деятельность всех водопользователей независимо от собственности и подчинения и ставить конкретные задачи в области обеспечения безаварийной эксплуатации водохозяйственных систем.

На судоходных реках основную работу по поддержанию русла в надлежащих эксплуатационных параметрах, обеспечивающих безопасное судоходство, выполняют Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС) Минтранса РФ.

В состав путевых работ входят дноуглубление, дноочишение, берегоочищение, шлюзование, водолазное обследование, навигационное ограждение, речные изыскания. Иными словами, ГБУВПиСы и их региональные подразделения, осуществляя в навигационный период ежегодный контроль за состоянием судоходных путей и, по необходимости, проводя на них текущие профилактические работы, фактически способствуют нормальной жизни реки. В недавнем прошлом на балансе ГБУВПиС был и ледокольный флот, который использовался как для продления сроков навигации (весной ледовый покров взламывался искусственно, ледовые заторы во время ледохода своевременно разбивались), так и на аварийно-спасательных работах.

Кроме того, Минэнерго, МинГО и ЧС, Министерством природы и Министерством транспорта четко осуществлялось совместное регулирование стока во время весеннего половодья. Во многом благодаря этому, подтоплений по вине ледовых заторов на судоходных участках рек до конца 90-х годов практически не было. Более того, взрывные работы на реках, как один из видов борьбы с ледовыми заторами, с 1955 г. были запрещены, чем перестали наносить большой урон рыбному поголовью и другой фауне.

За последнее десятилетие из-за резкого сокращения государственного финансирования объем путевых работ, выполняемых ГБУВПиС на судоходных реках, резко сократился. Большие участки рек были выведены из эксплуатации и оказались попросту заброшенными. Произошло их быстрое засорение и заиление, естественные отметки дна (особенно на перекатах) повысились, русло сузилось. При повышенных расходах воды, а при половодьях и паводках тем более, река стала выходить из берегов в пойму, подтопляя сельскохозяйственные угодья и населенные пункты.

Гидротехнические сооружения, в не последнюю очередь выполняющие противопаводковые функции, также обветшали, перестали соответствовать своему назначению. а в ряде случаев оказались разрушенными.

Весь этот негатив наглядно можно показать на р. Кубань, где дважды в последние годы и происходили чрезвычайные ситуации.

Река Кубань имеет протяженность 870 км, средний расход 393 mVc у г. Краснодар. Протяженность обслуживаемых водных путей в 1982 г. составляла 517 км, в т.ч. с освещаемой судоходной остановкой 497 км. Продолжительность навигационного периода - 230 суток. При этом судоходство, как вид деятельности на Кубани, осуществляло грузовые и пассажирские перевозки.

В 1973-^-75 гг. было построено Краснодарское водохранилище объемом 2,35 км3,протяженностью 40 км и колебанием уровней до 8 м. Созданное в первую очередь для орошения и борьбы с наводнениями, используется для судоходства.

В настоящее время Кубанское ГБУВПиС обслуживает всего 143 км (сокращение более чем в 3,6 раза), вся обстановка неосвещаемая. Продолжительность навигации доведена до 193 суток (сокращение более чем на месяц).

В 1982 г. на Кубани работало 5 земснарядов общей технической производительностью 1150 м3/час, из них 4 дизельэлектрических самоходных землесоса проекта 246-Б для работы на песчаных фунтах и 1 дизельэлектрический многочерпаковый земсна-

ряд проекта 23-75. Ежегодный объем дноуглубительных работ только на транзите превышал 800 тыс. м3 фунта.

Однако из-за резкого сокращения финансирования в середине 90-х годов ГБУВ-ПиС был вынужден сократить рабочее ядро земснарядов до 2-х единиц и ограничить время их пребывания на плесе. В результате объем дноуглубительных работ на транзите доходил до абсурдно малой величины - 39,5 тыс. м3 грунта (сокращение объемов дноуглубления в 20,3 раза). Для наглядности развития динамики дноуглубительных работ на транзите на р. Кубань в последние годы приводятся следующие данные:

Годы 0661 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 6661 2000 2001 2002

Объем дноуглубления, тыс. м5 838,4 540,8 304,4 163,2 39,5 65,2 56,8 48,8 237,8 235,2 147,3 384,4 оо чо vi

Дноочистительные работы и берегоочищение выполнялось двумя самоходными карчеподъемными кранами грузоподъемностью по 10 т. Ежегодно удалялось 8^10 тыс. тонн карчей, подмойной древесины и других подводных препятствий.

За последние 10 лет объемы русло-берегоочищения снизились в 3-^4 раза и только в навигацию 2002 г. вновь пошло увеличение - до 3,4 тыс. тонн.

В результате сокращения объема путевых работ произошло заиление русла Кубани, естественные отметки дна увеличились на 1-^1,5 м; 364 км реки оказались вычеркнутыми из числа обслуживаемых.

И, наконец, если раньше численность путейских работников составляла в среднем 240 человек, то в последнее время она сократилась до 80 человек (в 3 раза)

Естественно, с таким количеством людей, когда большая часть технических средств стоит на вынужденном холодном отстое из-за отсутствия средств на их содержание, значительных работ по приведению русла реки Кубань в порядок не сделаешь.

В связи с выше изложенным, обозначаются следующие проблемы, требующие незамедлительного решения:

1. Если половодье или паводок наступают в период бездействия мелиоративных систем (гидроузлов), то пропускная способность рек Кубань и Протока резко снижается из-за наличия большого количества перекатов и баровых отложений в устьевых участках. Образование ледяных заторов на перекатах и барах из-за малых глубин -обычное явление.

11редложение: постепенное доведение объемов дноуглубительных работ до уровня 1990 г., причем баровые участки рек Кубань и Протока, как наиболее подверженные ежегодной заносимости, должны выполняться по специальным проектам с учетом перспективы развития портов Темрюк, Кавказ, Ейск. Силы и технические средства для выполнения этой задачи при условии её финансирования имеются.

2. Русловая засоренность упавшими деревьями (карчи) - это серьезная причина стеснения русла реки, образования наносов, кос, стимулирующих льдообразование и заторы. Очистка берегов рек Кубань и Протока должна ежегодно выполняться по заказу Кубанского бассейнового водохозяйственного управления, как регионального уполномоченного органа в системе Минприроды, отвечающего за состояние и функционирование искусственно созданной водохозяйственной системы на р. Кубань. Засоренность эта достигла, особенно в низовьях, максимальных значений, а средства на расчистку выделяются в последние годы в среднем по 300-400 тыс. руб. в год. Этого

хватает на ЗСИ-40 км берегов, а их на сегодня 300 км.

Предложение: увеличить объем русло-берегоочистительных работ до 1 млн. руб. в год. Кубанское ГБУВПиС намерено содержать в рабочем состоянии 2 плавучих самоходных крана с командами для выполнения этих работ.

3. Кубанское бассейновое водохозяйственное управление (КБВУ) совместно с комиссией по чрезвычайным ситуациям (КЧС) края и основными водопользователями должно разработать типовую схему борьбы с половодьем и паводком в 2-х вариантах: летний период, зимний период в схемах предусмотреть все обшие и частные меры, обеспечивающие пропуск паводковых вод, а именно:

- предпаводковое обследование гидросооружений с целью максимальной способности их к пропуску вод во время половодья;

- методы регулирования попусков в целях создания резервных объемов для принятия паводковых вод;

- предусмотреть проекты нестандартных решений увеличения пропускной способности систем, включая создание дополнительных (аварийных) водотоков.

4. Приведение системы наблюдений за рабочими уровнями в реке и её притоках в соответствие с задачами. Если до 1990 г. в бассейне р. Кубань Гидрометеослужба содержала 18 водомерных постов, то в 2001 г. их осталось всего 4.

Предложение:

- в предпаводковый период открывать дополнительные водпосты до уровня 1990 г. с целью наблюдения за ходом уровней и льдообразования;

- ежедневную информацию об уровнях и ледовых явлениях обеспечить к рас-смогрению членами КЧС не позднее 8-^9 часов утра с учетом подготовки предложений к заседаниям КЧС.

5. Организация ледокольных работ должна исходить от краевой комиссии по ЧС.

Предложение: должна быть разработана и утверждена принципиальная схема организации ледокольных работ по двум составляющим.

Речная служба - организация борьбы с заторами в русле реки на перекатах, крутых коленах, у мостовых переходов, сопровождение ледохода к устью реки сверху и пропуск льда через бар в море, для чего необходимо предусмотреть приобретение речного судна с ледовым поясом и небольшой осадкой.

Морская служба - содержание открытой полыньи в устьевых участках реки для приемки льда из реки, а также борьба с прижимными явлениями дрейфующих ледяных полей.

Управление обеими службами должно быть единым и распоряжения обязательными как на море, так и на реке.

Основные выводы данного анализа гидрологической ситуации в бассейне р. Кубань, а также предложения по устранению её негативных сторон весной 2002 г. были направлены в краевую КЧС и включены в общий план мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций. В навигацию 2002 г. произошло незначительное финансирование по линии КБВУ и КЧС некоторых видов путевых работ, в частности, рус-ло-берегоочищения и дноуглубления. И это уже хороший знак.

ABOUT THE REASONS OF OCCURRENCE OF EXTREME SITUATIONS ON THE RIVER KUBAN

V. V. Ageeva, N.G. Sorokina

Emergency stale has become quite common recently. The author of ¡he arlicle tries lo (dis-

cover) investígate the roots of this fací and uses the river Kuban as an example. A detailed

analysis of Kuban basis management, with reference lo the low, is given. The author points

out the most urgent problems and suggests measures to solve them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.