Научная статья на тему 'Развитие производства нерудных строительных материалов путейскими организациями'

Развитие производства нерудных строительных материалов путейскими организациями Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сидорок Е. С.

Участки водных путей, обслуживаемых Волжским ГУВПиС. Динамика дноуглубительных работ. Соотношение транзитного и внетранзитного дноуглубления. Финансирование из бюджета. Объемы платных услуг. Реализация грунтов, извлекаемых при дноуглублении. Перспективные направления использования грунтов. Организация производства НСМ путейскими предприятиями. Перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of obtain bulding materials by way organizations

It is article touch upon the problems development of obtain building materials on the Volga river. Expound point of view consist of in 6 positions, which cast light on. First: reflect particular sight of work river way organizations. Secondary: pay services and dynamic of ways cultivation. According to the text author described direction in development of ways working and realization of out put production.

Текст научной работы на тему «Развитие производства нерудных строительных материалов путейскими организациями»

Экономика и управление

УДК 622.35/.36

Е. С. Сидорок, доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА НЕРУДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПУТЕЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Участки водных путей, обслуживаемых Волжским ГУВПиС. Динамика дноуглубительных работ. Соотношение транзитного и внетранзитного дноуглубления. Финансирование га бюджета. Объемы платных услуг. Реализация грунтов, извлекаемых при дноуглублении. Перспективные направления использования грунтов. Организация производства НСМ путейскими предприятиями. Перспективы развития.

Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (ГБУ ВП и С) обслуживает судоходные пути реки Волги с притоками Окой, Камой, Ветлугой, Сурой и другими. Общая протяженность водных путей составляет 6576 км, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов - 3552 км.

Существуют два участка водных путей, не связанных с Волгой, но входящих в сферу деятельности Волжского ГБУВПиС. Ими являются Вятский (от г. Кирова до устья) и Ветлужский (реки Ветлуга и Сура) районы ВПиС.

Одним из наиболее протяженных является участок Нижегородского района водных путей и судоходства (НР ВП и С). Данная организация обслуживает реки Волгу протяженностью 726 км (459 - 1185 км), Оку - от канала Сейма до устья (58 км), а также судоходные участки рек Костромы, Унжи, Немды, Горьковского и Чебоксарского водохранилищ

Казанский РВГТиС обслуживает водный путь от Чебоксарского до Самарского гидроузла на Волге, а также Каму от устья до впадения в нее Вятки. К данному району относятся малые реки Казанка, Свияга, Черемтан, а также Куйбышевское водохранилище.

Участок обслуживания Самарским РВПиС имеет протяженность 341 км по Волге, включает малые реки Самару, Кривушу, Чапаевку и Саратовское водохранилище.

Производственная деятельность Саратовского РВПиС находится в границах Волгоградского водохранилища (2006-2530 км) с реками Еруслан и Малый Иргиз.

Волгоградский РВПиС обслуживает участок водных путей протяженностью 353 км по Волге, а также подходы к Волго-Донскому судоходному каналу, Волгоградский гидроузел, реку Ахтуба. Следующий участок вниз по Волге протяженностью 180 км обслуживает Астраханский РВПиС.

Для обеспечения безаварийных условий судоходства на внутренних водных путях выполняется комплекс традиционных путевых работ: землечерпание, скалоуборочные и выпрямительные работы, руслоочищение, навигационное ограждение судовых ходов, обслуживание гидросооружений, проведение изыскательских работ [1]. В рыночных условиях путейские организации наличным составом технических средств и квалифицированных кадров выполняют комплекс платных услуг по договорам для сторонних организаций различных форм собственности (аренда флота, водолазных станций, водоснабжение, платное землечерпание, траление, дноочищение, реализация грунтов, извлекаемых при дноуглублении, и т. п.).

В производственной деятельности путейских организаций наибольшую долю по объемам составляет транзитное и внетранзитное дноуглубление. Общие объемы дноуглубления, производимые предприятиями Волжского ГБУВПиС, составили в 1990 г. около 41 млн. м3, в 1995 - более 13 млн. м3, а за навигации с 1996 по 2000 гг. - в сред-

нем свыше 11 млн. м3. Данные объемы в 2001 г. возросли до 12,2 млн. м3. При этом доля транзитного дноуглубления в соответствующие периоды составила 73,2; 77,5 и 80,0 % от общего объема дноуглубительных работ.

Динамика же объемов транзитного дноуглубления была другой в сравнении с внетранзитным. В первом случае объемы дноуглубления с 1998 по 2001 г., уменьшились на 42 %, а во втором - увеличились в 2,28 раза. При внетранзитном дноуглублении платные работы для сторонних организаций возросли к 2001 г. с 83,4 до 100 % их объема.

Уменьшение объемов транзитного дноуглубления соответствует динамике финансирования работы государственных путейских организаций из федерального бюджета. Если принять объемы финансирования в 1990 г. за 100 %, то к 1995 г. они составили 40 %, к 1998 г. - увеличились до 72 %, а в 2001 г. - 64 % от объемов, необходимых для обеспечения нормальных судоходных условий плавания по внутренним водным путям.

В таких условиях путейские организации уменьшают объемы транзитного дноуглубления или прекращают эти и другие виды работ, особенно на боковых малых реках. Так, например, в Саратовском, Ветлужском и Вятском РВПиС транзитное дноуглубление не производилось в течение последних 3-4 лет. В Казанском, Нижегородском и Волгоградском районах в этот период объемы транзитного дноуглубления увеличились соответственно в 1,22; 2,33 и 1,18 раза. Доля этих районов в данном виде работ составляет среди предприятий Волжского ГБУВПиС за последние годы до 97 %. В этих организациях на внетранзитные виды работ приходится только 85 % от их объема на государственном предприятии в целом.

В общем объеме дноуглубительных работ Нижегородский РВПиС выполняет в среднем около 80 % объемов транзитного дноуглубления и 92 % - внетранзитного. Часть (87 %) внетранзитных работ является платной и производится для сторонних организаций.

Анализ показывает, что в районе за период с 1995 по 1998 гг. объемы транзитного дноуглубления составили 4,0-4,9 млн. м3, а период с 1999 по 2001 годы характеризуется уменьшением объемов дноуглубления до 1,2 млн. м3 в 2000 году, а затем они увеличились в навигацию 2001 года в 2,4 раза.

Для внетранзитных работ в первом периоде объемы дноуглубления уменьшились от 1,9 до 0,1 млн. м3. Во втором периоде происходит увеличение объемов разрабатываемого грунта в 3,3-4,0 раза. При этом платные работы в первом периоде составляют около 87 % всех внетранзитных работ. В последние два года весь объем внетранзитных работ стал полностью платным. Это свидетельствует о росте рыночной составляющей в сфере производства землечерпательных работ для сторонних организаций Нижегородского РВПиС.

В период с 1995 по 1998 г. работы района для сторонних организаций составили около 11 % от общего объема производимых работ. За последние три года они возросли до 24 %, что свидетельствует об увеличении потребления услуг, оказываемых районом частным предприятиям. Это способствует увеличению доходов путейского предприятия и положительно отражается на улучшении финансирования всех землечерпательных работ.

Основным направлением получения дополнительных доходов к федеральному финансированию является реализация НСМ, получаемых в процессе дноуглубительных работ. По сравнению с 1998 годом объемы реализованного песка потребителям увеличились с 60,0 до 133,2 тыс. м3 и возросли с 1,4 до 3,9 % от общих объемов дноуглубления.

В Нижегородском РВПиС реализуется потребителям только песок в естественном состоянии. По своему качеству пески при разработке перекатов различаются, но ана-

Экономика и управление

лиз качества путейскими организациями не производится, а определяется но основе опыта и интуиции капитанами судов технического флота. В случае необходимости клиент проводит анализ качества песка соответствующего дноуглубления в собственной или арендованной лаборатории.

Анализ показывает, что в последние три года все районы ВПиС организовывают реализацию грунтов как попутно извлекаемых при дноуглублении, так и специально добываемых в адрес клиентов, расположенных вблизи от мест разработки. Так, например, Казанский РВПиС с 1998 года увеличил объем реализации песка и ПГС в 4,9, Самарский - в 2,6 раза. В навигацию 2001 года приступили к реализации НСМ, получаемых при дноуглублении Волгоградским, Ветлужским, Ростовским, Северодвинским, Вятским РВПиС.

В Котласе предприятие ГБУ и порт работают совместно: путейцы добывают НСМ, а порт их перевозит и реализует клиентуре. Такая же схема существует в Самарском и Саратовском портах.

Предприятия ГБУ стали на путь реализации НСМ в целях дополнительного обеспечения финансирования своей основной производственной деятельности, поскольку государство финансирует необходимые дноуглубительные работы только в среднем на 50-60 %.

Проведенный нами анализ современных тенденций в работе путейских организаций показывает, что они должны самым активным образом развивать сложившиеся традиции специализированных добывающих предприятий водного транспорта, а также учесть и использовать накопленный десятилетиями опыт деятельности пароходств и портов в этом направлении.

Поэтому путейским предприятиям в срочном порядке необходимо провести экспертизу наличия: сырьевой базы НСМ; квалифицированных кадров для добычи материалов и резерва технических средств у добывающих предприятий, а также флота у судоходных компаний; клиентов, заинтересованных в более дешевых по сравнению со специализированными добывающими предприятиями услугах.

Важнейшим вопросом развития в этом направлении является переход путейских организаций от реализации материалов, получаемых при дноуглубительных работах, к организации вспомогательного производства и поставки НСМ высокого качества, в наибольшей мере учитывающего современные требования рынка НСМ как по качеству, так и структуре их потребления.

В этих условиях следует не только изучить возможности получения высококачественных материалов из имеющейся сырьевой базы, но и исследовать перспективу применения различного вида извлекаемых при дноуглублении грунтов.

Например, вскрышные породы в настоящее время используются при засыпке карьеров, отсыпке балласта, подсыпке дорог, строительстве дамб. Возможные направления использования этих пород в перспективе: производство щебня, применение в качестве заполнителя при изготовлении бетона, планировка местности под застройку и др. [2, 3].

Использование рыхлых вскрышных пород (торфа, глины, суглинков) в настоящее время производится при закладке отработанных карьеров, а в перспективе возможно при производстве удобрений, подстилочных и топливных материалов, изготовлении кирпича и керамзита.

Пески-отсевы используются в современном производстве при закладке отработанного пространства, строительных дорог, производстве асфальтобетона. Перспективные направления их использования: производство кирпича и керамзитных изделий, в качестве мелиоранта суглинистых почв и мелкого заполнителя в бетон.

Отсевы известняков используются в настоящее время преимущественно при строительстве дорог местного значения. Перспективное применение этих пород возможно при производстве строительных материалов и известковании почв.

Список литературы

[1] Амусин М.Д. и др. Справочник эксплуатационника речного транспорта / Под ред. Пьяных С.М. - М.: Транспорт, 1995. - 360 с.

[2] ГП «Промышленные отходы»: Методические рекомендации по изготовлению строительных материалов из промотходов. - М.: 1990. - 126 с.

[3] Комар А.Г. и др. Технология производства строительных материалов. - М.: Высшая школа, 1990.-446 с.

DEVELOPMENT OF OBTAIN BULDING MATERIALS BY WAY ORGANIZATIONS

E. Sidorok

It is article touch upon the problems development of obtain building materials on the Volga river. Expound point of view consist of in 6 positions, which cast light on. First: reflect particular sight of work river way organizations. Secondary: pay services and dynamic of ways cultivation. According to the text author described direction in development of ways working and realization of out put production.

УДК 627.215.2

А. Н.Ситнов, д. т. н., доцент, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5. А. В.Сутягин, генеральный директор. И. П. Юрлов, ОАО «Нижегородский порт». 603950, Нижний Новгород, ул. Стрелка, 21.

УЧЕТ ФАКТОРА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РЕЧНОГО ПОРТА

В данной статье автор описывает выполнение договорных обязательств, совокупность факторов, которые можно классифицировать на внешние, часть которых трудно поддается прогнозированию (форс-мажорные обстоятельства, изменения в налоговом законодательстве, ценах на энергоносители и др.), а другая часть зависит от клиента (несоответствие плановой заявки фактической потребности, низкая платежеспособность, несвоевременное представление согласованного графика работ и т.п.).

Основой разрабатываемой производственной программы порта являются договора на выполнение транспортно-перегрузочных работ и установленные в них объемы. От величины последних зависит потребность в производственных ресурсах, прогнозные экономические показатели (доходы, расходы, финансовый, результат), что определяет тактику принятия управленческих решений в предстоящую навигацию. Поэтому значимость закладываемых в расчеты параметров по объемам работ высока. Это требует корректных решений по ним и связано, в первую очередь, с ретроспективным анализом договоров порта.

Такой анализ, выполненный применительно к условиям Нижегородского порта по итогам 2002 г., показал следующее: коммерческим отделом порта в 2002 г. было заключено 77 договоров по различным видам основной деятельности, в том числе 59 по транспортно-перегрузочным работам. Из общего количества договоров четыре не вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.