Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Феоктистова Анастасия Александровна

В данной статье автор анализирует характеристика системы правового регулирования государственного управления в сфере имущественных отношений в Российской Федерации. В работе делается вывод, что государственное управление имущественными отношениями на федеральном уровне осуществляется органами исполнительной власти, подчинёнными Правительству Российской Федерации. На уровне субъекта государственное регулирование имущественных отношений осуществляется соответствующими органами субъекта Российской Федерации. Отдельное рассмотрение данных органов дублировало бы вышеприведённое рассмотрение системы органов федеральной власти, осуществляющей государственное регулирование в сфере имущественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Феоктистова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE SYSTEM OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF PROPERTY RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author analyzes the characteristics of the system of legal regulation of public administration in the field of property relations in the Russian Federation. The work concludes that executive authorities subordinate to the Government of the Russian Federation carry out state management of property relations at the federal level. At the subject level, the relevant bodies of the subject of the Russian Federation carry out state regulation of property relations. A separate consideration of these bodies would duplicate the above consideration of the system of federal authorities implementing state regulation in the field of property relations.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Характеристика системы правового регулирования государственного управления в сфере имущественных отношений в Российской Федерации

Characteristics of the system of legal regulation of public administration in the field of

property relations in the russian federation

Феоктистова Анастасия Александровна

Магистрант 2 курса Факультет юридический

Институт права, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

e-mail: anastasia.feoktistova0@gmail.com

Feoktistova Anastasia Alexandrovna

Student 2 term Faculty of Law Institute of Law, Bashkir State University e-mail: anastasia.feoktistova0@gmail.com

Научный руководитель Арзамаскин Николай Николаевич

доктор юридических наук, профессор Институт права, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

e-mail: arznn61@mail.ru

Scientific adviser Arzamaskin Nikolai Nikolayevich

doctor of Law, professor Institute of Law, Bashkir State University e-mail: arznn61@mail.ru

Аннотация.

В данной статье автор анализирует характеристика системы правового регулирования государственного управления в сфере имущественных отношений в Российской Федерации. В работе делается вывод, что государственное управление имущественными отношениями на федеральном уровне осуществляется органами исполнительной власти, подчинёнными Правительству Российской Федерации. На уровне субъекта государственное регулирование имущественных отношений осуществляется соответствующими органами субъекта Российской Федерации. Отдельное рассмотрение данных органов дублировало бы вышеприведённое рассмотрение системы органов федеральной власти, осуществляющей государственное регулирование в сфере имущественных отношений.

Annotatin.

In this article, the author analyzes the characteristics of the system of legal regulation of public administration in the field of property relations in the Russian Federation. The work concludes that executive authorities subordinate to the Government of the Russian Federation carry out state management of property relations at the federal level. At the subject level, the relevant bodies of the subject of the Russian Federation carry out state regulation of property relations. A separate consideration of these bodies would duplicate the above consideration of the system of federal authorities implementing state regulation in the field of property relations.

Ключевые слова: правовое регулирование, государственное управление, имущественные отношения.

Key words: legal regulation, public administration, property relations.

Для того чтобы охарактеризовать отечественную систему правового регулирования государственного управления в сфере имущественных отношений, необходимо дать определение таким дефинициям как «государственное управление» и «имущественные отношения». Единственно верного определения термина «государственное управление» нет ни в научной литературе, ни в нормативно-правовых актах Российской Федерации. К определению рассматриваемого понятия существуют различные подходы, каждый из которых имеет как слабые, так и сильные стороны.

Сторонники первого из рассматриваемых подходов подходят к определению государственного

управления как к виду государственной деятельности, который невозможно отнести ни к деятельности по отправлению правосудия, ни к законотворческой деятельности. Соответственно, государственное управление следует определять, как особый вид деятельности государства, направленный на достижения определённых целей путём прямого влияния на иные субъекты правоотношений. Таким образом, государственное управление, лежащее вне границ правосудия и законотворчества, прямо ассоциируется с исполнительной ветвью власти, являясь её исключительной прерогативой.

Государственное управление, например, по мнению ученых - это специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). Государственное управление по своему назначению, пишет А.Н. Миронов, представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

Схожей позиции придерживается А.П. Коренев. По его мнению, государственное управление - это исполнительная деятельность по непосредственной практической реализации общественных процессов в обществе. А.П. Коренев поясняет: «Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения». По сути, данный подход к термину «государственное управление» представляет из себя попытку толкования рассматриваемого понятия при помощи негативного определения. На первый взгляд, несомненным достоинством является то, что подобный подход устанавливает чёткую связь между государственным регулированием и соответствующей ветвью власти, что позволяет сделать вывод о том, что государственное управление является деятельностью таких органов как правительство, соответствующие министерства, а также другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые реализую функции государственного управления в ограниченном объёме (для чего государство делегирует им необходимые полномочия).

Однако, несмотря на очевидное удобство данного подхода, на наш взгляд, он имеет существенные недостатки, отражающиеся на полноте и корректности определения изучаемого термина. Ограничиваясь одним лишь негативным толкованием, сторонники данного подхода упускают из виду содержание понятия государственного управления. Государственное управление по природе своей является комплексной, динамической системой, в которой деятельность каждого ее элемента направлена на передачу, восприятие и преобразование регулирующих воздействий таким образом, что они упорядочивают жизнь общества. Таким образом, основным признаком государственного управления является не характерность для исполнительной власти, а его системность в целом. Признаку системности государственного управления также уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих и должностные лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.

Таким образом, более разумным представляется иной подход, направленный на раскрытие содержания определения государственного управления. По мнению сторонников данного подхода, основным содержанием

государственного управления является целенаправленное, реальное, воздействие государства на общественные отношения для упорядочения и организации соответствующей системы общественных отношений. Исходя из содержания, можно определить и цель государственного управления. По мнению представителей данного подхода, целью государственного управления является оказание необходимого влияния, на соответствующие общественные отношения, для обеспечения их нормального функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т.е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств.

Один из представителей данного подхода, Г.В. Атаманчук, предлагает выделить три основных свойства государственного управления: 1. Обеспечение государственного управления; 2. Распространённость государственного управления на все общество (его всеобщность); 3. Системность государственного управления. Таким образом, государственное управление является способом осуществления властно-распорядительных полномочий государства. С организационной точки зрения государственное управление - это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более конкретно - это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально -культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.

По нашему мнению, именно вышеописанный подход наиболее полным образом отражает сущность, цели и признаки государственного управления, что делает его наиболее удобным для использования в данном исследовании. Исходя из всего вышесказанного, можно предложить определение государственного управления, в следующем виде: государственное управление - это властно-распорядительная деятельность государства, направленная на обеспечение нормального функционирования общественных отношений, осуществляемая соответствующими органами государства, его субъектов, а также органами местного самоуправления в соответствии с законом и подзаконными актами. Однако для того, чтобы охарактеризовать систему правового регулирования государственного управления в сфере имущественных правоотношений, мало дать определение понятию «государственное управление», необходимо также определить, что охватывает сфера имущественных отношений. Несмотря на кажущуюся очевидность, данный вопрос требует более детальной проработки, так как является одним из ключевых в исследовании. Под имущественными отношениями следует понимать отношения, складывающиеся по поводу гражданского оборота имущества. Имуществом являются материальные предметы и иные экономические ценности, стоимость которых можно определить. Объектами имущественных отношений выступают вещи или же комплексы вещей, ценные бумаги, деньги, имущественные права, а также иное имущество, имеющее стоимостное выражение. Имущественные отношения можно подразделить на несколько групп, по критериям объекта, по поводу которого они складываются.

Первой группой имущественных отношений является отношения, складывающиеся по поводу отношения имущества к определённому лицу. В данной группе можно выделить:

1. Отношения собственности - общественные отношения, связанные с правомочиями собственника имущества;

2. Отношения, связанны с нахождение имущества у лиц, которые не являются собственниками. Данные отношения возникают при хозяйственном ведении и оперативном управлении.

Вторую группу имущественных отношений характеризует связь с переходом имущества. К данной группе относятся:

1. Имущественные отношения, вытекающие из договоров - к данной подгруппе относятся все имущественные отношения, возникающие на основании договоров, подразумевающих переход права на имущество;

2. Имущественные отношения, возникающие в связи с причинением вреда - данная подгруппа имущественных правоотношений связана с деликтными обязательствами, то есть обязательствами, возникающих в результате причинения вреда субъектами права друг другу; 3. Имущественные отношения, связанные с наследством - данная подгруппа состоит из общественных отношений, связанных с переходом имущества от одного лица к другому в порядке наследования.

Следует отметить, что государственное управление в отношении каждой обозначенной группы имущественных отношений имеет различный характер. Подробно рассмотрев вышеуказанные понятие следует перейти к характеристике системы правового регулирования государственного управления в сфере имущественных отношений в Российской Федерации. В первую очередь необходимо установить субъекты государственного управления в сфере имущественных отношений.

Как мы уже отмечали выше, основными субъектами государственного управления являются органы исполнительной власти. То же справедливо и для государственного управления в сфере имущественных отношений. Центральным органом государственной власти, осуществляющим государственное управление в рассматриваемой сфере является Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральный конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство Российской Федерации возложены функции по обеспечению формирования единого экономического пространства и свободного перемещения товаров, осуществляет управление государственной собственностью, принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен, осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. Как мы можем увидеть, правительство Российской Федерации осуществляет управление разными группами имущественных правоотношений, в соответствии с приведённой выше классификацией.

Кроме Правительства Российской Федерации государственное управление имущественными отношениями осуществляет также и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Данное агентство осуществляет функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Полномочия нашей страны в сфере земельно-имущественных отношений имеют большое значение для наведения земельного правового порядка. Согласно нормам п. 1 ст. 6 ЗК РФ объектами земельно-имущественных отношений выступают:

1) земля, как определенный природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в сформированном порядке; части земель. Комплексные нормы земельно-правовой отрасли открываются перечислением полномочий нашей страны, которыми предусматриваются:

1) установление основ и норм федеральной политики в сфере регулировки земельно-имущественных отношений;

2) ограничение прав землепользователей, землевладельцев, арендаторов земель, ограничений

оборотоспособности земель;

3) установление системы изъятия земельных участков с целью государственных и муниципальных нужд, нужд нашей страны и др.

Деление всех земельных участков в пределах нашей страны на категории по их собственному целевому назначению является исключительной прерогативой нашего государства, характерной чертой отечественной земельно-правовой отрасли и законодательства и служит базой установления особенностей юридических режимов охраны и использования земельных участков в зависимости от их категории и целевого назначения. Перечисленные базовые категории земельных участков выделяются (при некоторых изменениях названий) достаточно давно. Данная классификация отличала режим одной категории земельных участков от иной. Не случайно особенная часть земельно-правовой отрасли с описанием и регулированием режимов земельных участков формируется в зависимости от их собственных категорий. Отнесение и перевод земельных участков из одной категории в иную - это сформированный правом порядок, условия, предел эксплуатации земельных участков для конкретизированных целей в соответствии с их категориями. Последующий юридический режим их использования устанавливается совокупностью правил эксплуатации, включен в оборот, охрану, процедуру регистрации земель, землеустройства, учета, оценки, мониторинга земельных участков.

В отличие от сельскохозяйственных земельных участков, которые служат главным, как правило, единственным и незаменимым орудием производства сельскохозяйственной продукции, земельные участки других категорий представляют собой пространственную базу для проживания, отдыха, производственной деятельности разного характера. Земельные участки населенных пунктов, к примеру, используются для строительства и размещения сооружений, коммунально-бытовых сооружений, удовлетворения культурных нужд населения

Ещё одним органом, осуществляющим государственное управление в сфере экономических отношений, является министерство экономического развития Российской Федерации. Постановление Правительства о Министерстве экономического развития Российской Федерации прямо относит имущественные отношения к сфере ведения данного министерства.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что государственное управление имущественными отношениями на федеральном уровне осуществляется органами исполнительной власти, подчинёнными Правительству Российской Федерации. На уровне субъекта государственное регулирование имущественных отношений осуществляется соответствующими органами субъекта Российской Федерации. Отдельное рассмотрение данных органов дублировало бы вышеприведённое рассмотрение системы органов федеральной власти, осуществляющей государственное регулирование в сфере имущественных отношений.

Список используемой литературы:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. - 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2011. С.

151.

2. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. M. : «Щит-М», 1999.

С. 301.

3. Миронов А.Н. Административное право: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. С. 145.

4. Наклонов Д.Н. Формирование социальной модели государственного управления в России в условиях глобализации // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 529.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (с посл. изм. и доп. от 12 апреля 2020 г.) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.01.2022).

6. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (с посл. изм. и доп. от 28 декабря 2019 г.) // Официальный

интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.