Научная статья на тему 'Административно-правовые полномочия федерального агентства по управлению государственным имуществом'

Административно-правовые полномочия федерального агентства по управлению государственным имуществом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4087
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Росимущество / полномочия / универсальная компетенция / специальные полномочия / классификация полномочий / федеральное имущество / государственные учреждения / бесхозное имущество / организационно-распорядительные полномочия / контрольные мероприятия / Federal Agency for the Management of State Property / credentials / universal competence / special competence / classification of competence / federal property / state institutions / ownerless property / organizational and administrative powers / control activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заур Владимирович Чимов, Фагеля Ямильевна Алибекова, Амина Хазраиловна Шереметова

В статье рассматриваются полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), которое является основным органом по осуществлению административно-правовых функций и полномочий по управлению государственным имуществом. На основе анализа текущего законодательства проведена оригинальная классификация полномочий Росимущества как уполномоченного органа исполнительной власти. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на теоретическом уровне проведена авторская классификация полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом по группам путем анализа правовых актов, определяющих полномочия Росимущества. В частности, указаны: полномочия в сфере управления федеральным имуществом; полномочия в сфере государственных учреждений, предприятий и обществ; полномочия в сфере арестованного, изъятого, бесхозяйственного и прочего подобного имущества; а также организационно-распорядительные полномочия. Указанные полномочия, в свою очередь, подразделены на структурные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal powers of the Federal Agency for state property management

The subject of the study of the article is the consideration of the powers of the Federal Agency for the Management of State Property (Federal Property Management Agency), which is the main body for the implementation of administrative and legal functions and powers for the management of state property. Based on the analysis of the current legislation, the original classification of the powers of the Federal Property Management Agency as an authorized executive body was carried out. The scientific novelty of the study is that for the first time at the theoretical level, the author's classification of the powers of the Federal Agency for State Property Management into groups was carried out by analyzing the legal acts defining the powers of the Federal Property Management Agency. In particular, the powers in the field of federal property management are indicated; powers in the sphere of state institutions, enterprises and societies; the power in the sphere of the arrested withdrawn, thriftless and other similar property; and organizational and administrative powers. These powers, in turn, are divided into structural elements.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые полномочия федерального агентства по управлению государственным имуществом»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10171

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Заур Владимирович ЧИМОВ, заместитель директора по управлению системой качества образования Карачаево-Черкесского филиала Московского финансово-промышленного университета «Синергия» E-mail: chimovzaur@mail.ru

Фагеля Ямильевна АЛИБЕКОВА, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Карачаево-Черкесского филиала Московского финансово-промышленного университета «Синергия» E-mail: fagela@mail.ru

Амина Хазраиловна ШЕРЕМЕТОВА, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Карачаево-Черкесского филиала Московского финансово-промышленного университета «Синергия» E-mail: a.sheremetova@rambler.ru

Рецензент: Н.Н. Суворова, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Карачаево-Черкесского филиала Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Аннотация. В статье рассматриваются полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), которое является основным органом по осуществлению административно-правовых функций и полномочий по управлению государственным имуществом. На основе анализа текущего законодательства проведена оригинальная классификация полномочий Росимущества как уполномоченного органа исполнительной власти.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на теоретическом уровне проведена авторская классификация полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом по группам путем анализа правовых актов, определяющих полномочия Росимущества. В частности, указаны: полномочия в сфере управления федеральным имуществом; полномочия в сфере государственных учреждений, предприятий и обществ; полномочия в сфере арестованного, изъятого, бесхозяйственного и прочего подобного имущества; а также организационно-распорядительные полномочия. Указанные полномочия, в свою очередь, подразделены на структурные элементы.

Ключевые слова. Росимущество, полномочия, универсальная компетенция, специальные полномочия, классификация полномочий, федеральное имущество, государственные учреждения, бесхозное имущество, организационно-распорядительные полномочия, контрольные мероприятия.

Annotation. The subject of the study of the article is the consideration of the powers of the Federal Agency for the Management of State Property (Federal Property Management Agency), which is the main body for the implementation of administrative and legal functions and powers for the management of state property. Based on the analysis of the current legislation, the original classification of the powers of the Federal Property Management Agency as an authorized executive body was carried out. The scientific novelty of the study is that for the first time at the theoretical level, the author's classification of the powers of the Federal Agency for State Property Management into groups was carried out by analyzing the legal acts defining the powers of the Federal Property Management Agency. In particular, the powers in the field of federal property management are indicated; powers in the sphere of state institutions, enterprises and societies; the power in the sphere of the arrested withdrawn, thriftless and other similar property; and organizational and administrative powers. These powers, in turn, are divided into structural elements.

Keywords: Federal Agency for the Management of State Property, credentials, universal competence, special competence, classification of competence, federal property, state institutions, ownerless property, organizational and administrative powers, control activities.

Одним из ключевых органов исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральной собственностью,

как мы уже отметили, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество).

№ 3/2020

Росимущество является правопреемником упраздненных Российского фонда федерального имущества и Министерства имущественных отношений РФ.

Руководство деятельностью Росимущества в соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 (ред. от 05.06.2020 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [2] осуществляет Министерство финансов РФ (до Указа — Министерство экономического развития Российской Федерации).

Росимущество осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, как отмечает И.Ю. Синдеева [6].

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными договорами РФ, актами Президента и Правительства РФ, включая Положение о Росимуществе, которое отличается достаточно высокой степенью проработанности, актами Министерства, а также приказом Роси-мущества от 11 августа 2010 г. № 219 «Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом» [4].

Учитывая, что Росимущество — орган специальной компетенции, в порядке делегирования Правительство РФ наделило его универсальной компетенцией в рамках возложенных функций: если конкретные полномочия в отношении тех либо иных объектов федеральной собственности прямо не закреплены за другими административными органами, то их осуществляет именно Росимущество.

На Росимущество возложено выполнение достаточно большого количества полномочий. Классифицировать полномочия Росимущества можно на следующие группы:

1. Полномочия в сфере управления федеральным имуществом:

■ осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

■ осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, которое необходимо для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти;

■ организация в установленном порядке продажи, в том числе в роли продавца,

приватизируемого федерального имущества, а также другого имущества, которое принадлежит РФ, включая обеспечение сохранности данного имущества и подготовку его к продаже;

■ заключение в установленном порядке договора купли-продажи федерального и другого имущества, а также обеспечение передачи права собственности на это имущество;

■ осуществление в установленном порядке учета федерального имущества;

■ осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, другого федерального имущества, закрепленного в оперативном управлении либо хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам; при выявлении нарушений принятие, в соответствии с законодательством РФ, необходимых мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

■ организация оценки имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов РФ, определение условий договоров о проведении оценки федерального имущества;

■ приобретение в федеральную собственность, осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность;

■ прием в федеральную собственность имущества, созданного за счет средств федерального бюджета, в том числе в рамках федеральной адресной инвестиционной программы;

■ обеспечение поступления в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества, продажи земельных участков;

■ иные полномочия.

2. Полномочия в сфере государственных учреждений, предприятий и обществ:

■ осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочий собственника по передаче федерального имущества физичес-

№ 3/2020

ким и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

■ назначение на должность руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных Ро-симуществу;

■ принятие решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме слияния и присоединения, а также об их ликвидации;

■ осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 26 октября 2002 г. [1], а также уполномоченного органа власти на подготовку заключений по отчетам оценщиков.

■ иные полномочия.

3. Полномочия в сфере арестованного, изъятого, бесхозяйного и прочего подобного имущества:

■ организация продажи арестованного имущества, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения либо предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче; предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела либо при уголовном деле затруднено, а также реализация движимого бесхозяйного, конфискованного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработка такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств — его уничтожение;

■ в соответствии с таможенным законодательством осуществляет: учет переданных ему товаров, задержанных либо изъятых таможенными органами; организацию реализации товаров, задержанных либо изъятых таможенными органами; организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; уничтожение или переработку (утилизацию) товаров, задержанных либо изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения или переработки (утилизации) таких товаров;

■ иные полномочия.

4. Организационно-распорядительные полномочия:

■ осуществление функций государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Росимущества;

■ взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

■ создание совещательных и экспертных органов (комиссии, советы, коллегии, группы) в установленной сфере деятельности;

■ создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке территориальных органов Росимущества;

■ отмена решений территориальных органов Росимущества, принятых ими с нарушением законодательства РФ;

■ обращения в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени РФ в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным;

■ иные полномочия.

При выявлении правонарушений Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с российским законодательством вправе в пределах своей компетенции проводить проверки использования имущества, принимать необходимые меры по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц, назначать и проводить документальные и иные проверки, в том числе по организации ревизий и принятию решений о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также других юридических лиц в целях определения эффективного использования федерального имущества и его сохранности.

Такого рода проверки проводятся в порядке, предусмотренном Административным регламентом по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, который утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 26 октября 2011 г. № 598 [3].

Нужно отметить, что, по мнению Минэкономразвития РФ, реализация Росимуществом своих контрольных функций должна проводить-

№ 3/2020

ся в соответствии с требованиями Закона о защите прав юридических лиц (Письмо № Д05-4772 от 22.12.2010 г.) [5].

Проводимые Росимуществом контрольные мероприятия делятся:

1) на плановые проверки, проводимые на основании утверждаемого руководителем Росимущества плана-графика проверок. При этом основанием для включения организации в план-график проверок являются:

■ неудовлетворительные результаты деятельности правообладателя (пользователя);

■ социально-экономическая значимость правообладателя (пользователя);

■ истечение трех лет с момента предыдущей проверки;

■ невнесение в реестр федерального имущества сведений (далее — Реестр) об имуществе федерального государственного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия;

2) на внеплановые проверки. Основанием для проведения внеплановой проверки являются поручения Президента и Правительства РФ, Министерства финансов, руководителя Росимущества (его заместителя), обращения Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Генпрокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, а также информация, поступившая в Росимущество из средств массовой информации, от юридических лиц, граждан, о следующих фактах:

■ о причинении вреда жизни, здоровью граждан, федеральному имуществу, безопасности государства, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры народов РФ, в том числе угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

■ о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, федеральному имуществу, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

■ о нарушении прав граждан.

Исходя из целей и задач проводимые проверки могут быть следующих видов:

■ контрольная проверка — исследуются действия проверяемого учреждения по устранению недостатков, выявленных ранее. Помимо этого, в ходе проверки также могут проверяться результаты деятельности учреждения за период с момента оконча-

ния предыдущей проверки и до начала данной проверки. Контрольные проверки могут быть исключительно плановыми. Они проводятся не ранее чем через месяц после завершения тематической или комплексной проверки;

■ комплексная проверка — включает оценку и изучение состояния и результатов деятельности правообладателя (пользователя) по исполнению основных задач, которые возложены на него законодательными и иными нормативными актами РФ, приказами и распоряжениями Росимущества. Комплексная проверка может быть исключительно плановой;

■ тематическая проверка — заключается в проведении мероприятий по изучению результата работы проверяемого учреждения по отдельным направлениям деятельности, а также в исследовании его документов. Тематические проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 21 (ред. от 25.03.2020 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2020. № 4. Ст. 346.

3. Приказ Минэкономразвития РФ от 26.10.2011 г. № 598 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 7.

4. Приказ Росимущества от 11.08.2010 г. № 219 (ред. от 07.05.2019 г.) «Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2010 г. № 18517) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 43.

5. Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений — 2016 / Под общ. ред. Ю.А. Васильева. М.: ООО «БиТуБи», 2016. 232 с.

6. Синдеева И.Ю. Передача государственного и муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление как особый вид административного договора //Административное и муниципальное право. 2013. № 2.

№ 3/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.