Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В ХОРЕОГРАФИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ХОРЕОГРАФИЯ / БАЛЕТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / ХИТ-КАРТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленников Павел Юрьевич, Димура Ирина Николаевна, Закревская Наталья Григорьевна

Среди предикторов успешности процесса подготовки танцовщика можно выделить эстетические, физические и психологические показатели. Несмотря на важность психологических показателей, на практике они не учитываются. Трудозатрадность существующей системы отбора в хореографии актуализирует внедрение интегральных методик, позволяющих в сжатые сроки проводить максимально всестороннюю оценку абитуриента. Существующие исследования показывают, что среди выпускников профессиональных хореографических учебных заведений существует определенная закономерность соматотипов по схеме Хит-Картера (1990). Между тем, исследователями не учитывается психологическая составляющая данной схемы, что позволяет её рассматривать, как интегральную составляющую отбора в хореографии. Теоретическая значимость работы заключается в обосновании возможности учета психологических показателей будущих артистов балета на этапе профессионального отбора в системе профессионального хореографического образования с применением схемы соматотипирования Хит-Картера (1990).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленников Павел Юрьевич, Димура Ирина Николаевна, Закревская Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF PSYCHOLOGICAL QUALITIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SELECTION IN CHOREOGRAPHY

Among the predictors of the success of the implementation of the dancer training process, one can single out aesthetic, physical and psychological qualities. Despite the importance of psychological qualities, in practice they are not taken into professional choreographic educational institutions. Taking into account the laboriousness of the selection system in choreography, seems necessary to introduce integral techniques that allow, in a short time, to carry out the most comprehensive assessment of the applicant. Existing research shows that among graduates of professional choreographic educational institutions, there is a certain pattern of somatotypes according to the Heath-Carter method of somatotyping (1990). Meanwhile, the researchers do not take into account the psychological component of this scheme, which makes it possible to consider it as an integral component of selection in choreography. The theoretical significance of the work lies in substantiating the possibility of using psychological criteria at the stage of professional selection in the system of professional choreographic education using the Heath-Carter method of somatotyping (1990).

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В ХОРЕОГРАФИИ»

7. Chernov, S.V. (2005), "Application of the principle of programming in training of basketball players of the top skills", Bulletin of sport science, No. 3, pp. 8-11.

Контактная информация: nata63marina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2021

УДК 793.3

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В ХОРЕОГРАФИИ

Павел Юрьевич Масленников, кандидат педагогических наук, Ирина Николаевна Ди-мура, кандидат педагогических наук, Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорт и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Среди предикторов успешности процесса подготовки танцовщика можно выделить эстетические, физические и психологические показатели. Несмотря на важность психологических показателей, на практике они не учитываются. Трудозатрадность существующей системы отбора в хореографии актуализирует внедрение интегральных методик, позволяющих в сжатые сроки проводить максимально всестороннюю оценку абитуриента. Существующие исследования показывают, что среди выпускников профессиональных хореографических учебных заведений существует определенная закономерность соматотипов по схеме Хит-Картера (1990). Между тем, исследователями не учитывается психологическая составляющая данной схемы, что позволяет её рассматривать, как интегральную составляющую отбора в хореографии. Теоретическая значимость работы заключается в обосновании возможности учета психологических показателей будущих артистов балета на этапе профессионального отбора в системе профессионального хореографического образования с применением схемы соматотипирования Хит-Картера (1990).

Ключевые слова: начальный профессиональный отбор, хореография, балет, психологические критерии, Хит-Картер.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p220-224

CHARACTERISTIC OF PSYCHOLOGICAL QUALITIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SELECTION IN CHOREOGRAPHY

Pavel Yuryevich Maslennikov, the candidate of pedagogical sciences, Irina Nikolaevna

Dimoora, the candidate of pedagogical sciences, Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor ofpedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

Among the predictors of the success of the implementation of the dancer training process, one can single out aesthetic, physical and psychological qualities. Despite the importance of psychological qualities, in practice they are not taken into professional choreographic educational institutions. Taking into account the laboriousness of the selection system in choreography, seems necessary to introduce integral techniques that allow, in a short time, to carry out the most comprehensive assessment of the applicant. Existing research shows that among graduates of professional choreographic educational institutions, there is a certain pattern of somatotypes according to the Heath-Carter method of somatotyping (1990). Meanwhile, the researchers do not take into account the psychological component of this scheme, which makes it possible to consider it as an integral component of selection in choreography. The theoretical significance of the work lies in substantiating the possibility of using psychological criteria at the stage of professional selection in the system of professional choreographic education using the Heath-Carter method of somatotyping (1990).

Keywords: initial professional selection, choreography, ballet, psychological qualities, Heath-

Carter.

ВВЕДЕНИЕ

Начальный профессиональный отбор (далее - НПО) - основополагающий этап любой системы профессионального образования и профессиональной деятельности. Его главная цель - выявление наиболее подходящих кандидатов, способных не только освоить будущую профессию, но и реализовать себя как личность, в контексте избранного вида деятельности.

Содержание НПО определяется будущей профессиональной деятельностью, т.е. должно обладать таким набором методов, методик и технологий, который позволит выявить у абитуриентов не только наличие определенных задатков, но и их уровень, и потенциал развития.

Классическое хореографическое искусство (балет) представляет собой сложноко-ординационный вид эстетической физической активности. Несмотря на общие черты с некоторыми видами спорта, оно представляет собой уникальный вид профессиональной деятельности. К отличительным чертам балета относятся: ранняя профессионализация, проходящая практически с момента начала обучения (в возрасте 10-12 лет); длительный период обучения (СПО занимает 8 лет); сравнительно длительная профессиональная жизнь (около 20 лет, после окончания обучения).

Основная задача артиста балета - передача образа персонажа, сюжета спектакля или определённого эмоционального состояния посредством собственного тела, что делает его одновременно и художником, создающим произведения искусства, и инструментом для их создания. Балет предъявляет серьезные требования к эстетическим данным танцовщика, наличию у него развитых физических качеств и потенциалу психологических ресурсов. Каждый спектакль - стресс, необходимость перевоплощения и «проживания» судьбы своего персонажа, а после окончания - возвращение к реальности, что психологически затратно. Но без этого невозможно создание выразительного и яркого сценического образа. Следовательно, НПО должен содержать тестирование психологических показателей будущих артистов балета.

Цель данной работы - анализ истории учета психологических показателей будущих артистов балета в системе НПО в хореографии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

НПО всегда был неотъемлемой частью подготовки артистов балета. В XVIII веке основоположник современного классического балета Ж.-Ж. Новерр утверждал, что танцовщики должны обладать широкой чувственно-эмоциональной палитрой, образным мышлением, позволяющим передавать сюжет спектакля так, чтобы он вызывал отклик у зрителя [2]. Поиск и воспитание будущих танцовщиков он возлагал на балетмейстеров, выступавших в роли сочинителей балета и учителей танца. К сожалению, реформатор, указывая необходимые для начала обучения качества, не оставил описания средств и методов их определения и оценки [2].

К. Блазис (последователь Ж.-Ж. Новерра) считал, что будущий танцовщик должен обладать такими качествами, как трудолюбие, получение удовольствия от физических упражнений, терпение, рефлексия, актёрская выразительность. Определение пригодности ребёнка к профессиональному занятию танцем автор оставлял в компетенции учителя, либо самого ученика, без указания способов и критериев оценки [3].

Изучение истории НПО в хореографии на протяжении Х1Х-п/п XX вв. констатирует отсутствие учета психологических показателей абитуриентов [4]. Не принимается во внимание данный аспект и при создании первых научно-обоснованных правил отбора в 1941 году [5], а также при создании современного алгоритма вступительных испытаний в 1963 году [1].

В 1974 году П.Б. Коловарский, в своем диссертационном исследовании «Ориентация и отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии» [6], для

оценки абитуриентов предлагает только комплекс антропометрических методов с использованием современных автору модельных показателей артистов балета, без учета психологических показателей.

Необходимость учета психологических характеристик будущих артистов балета удалось обнаружить только в двух учебно-методических пособиях - «Охрана труда и здоровья артиста балета» (1987, автор И. А. Баднин) [7] и «Тем, кто хочет учиться балету» (1994, автор Т.И. Васильева) [8]. В них рекомендуется определять тип темперамента абитуриента, отдавая предпочтение сангвиникам и холерикам, в меньшей степени - флегматикам, поскольку они, по мнению авторов, будут отставать в обучении. При этом меланхолики оказываются полностью не востребованными. И. А. Баднин предлагает определять темперамент преподавателям-специалистам по танцевальным дисциплинам, а Т.И. Васильева - врачам и медицинским специалистам. Между тем, никаких конкретных методик для определения темперамента или отсылок к исследованиям, подтверждающим мнение авторов, не приводится. Та же направленность прослеживается и в работе Н.В. Соковико-вой «Психология балета» (2012) [9].

Т.И. Васильева (И.А. Баднин их не описывает) считает, что наиболее существенным свойством нервной системы желающего начать профессионально обучаться танцу является «сила» (обладают сангвиник, холерик и флегматик), затем «подвижность» (холерик и сангвиник) и «уравновешенность» (сангвиник и флегматик).

В действующих на сегодняшний день рекомендациях по НПО в хореографические учебные заведения, разработанных в 2008 году П. А. Силкиным [10], определение типа темперамента не предлагается.

Анализ существующих правил вступительных испытаний в профессиональные хореографические учебные заведения России показывает, что при оценке абитуриентов должно проводиться тестирование эмоционально-образной выразительности [11]. Однако, процедуры проведения диагностик и оценочно-нормативных таблиц обнаружить не удалось, что ставит под вопрос эффективность данного испытания, валидность и надежность его результатов [11].

Существующие труды по проблеме оценки психологических качеств будущих танцовщиков отличаются немногочисленностью исследуемых групп [12] и переходом непосредственно к обучению, минуя этап НПО [13].

Действующий НПО в хореографии занимает достаточно длительное время (1 тур -12 часов), при минимальном внимании к каждому абитуриенту (чуть более двух минут) [11]. Это свидетельствует об актуальности разработки и внедрении в НПО интегральных и высокоинформативных методик оценки абитуриентов.

В 2010 году И.А. Степаник была предложена схема соматотипирования Хит-Картера для определения типа телосложения будущих артистов балета [14]. В 2015 году П.Ю. Масленниковым, на основании частотности проявления соматотипов среди выпускников исполнительского факультета Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, было предложено использование данной схемы на этапе НПО вместо применяемой схемы типологизации телосложения В.П. Шевкуненко (1935) [15].

В результате проведённых исследований [11] установлено, что среди девушек, полностью освоивших программу подготовки артистов балета, наиболее часто встречаются соматотипы: эктоморфы-эндоморфы (47,4%) и эндо-эктоморфы (39,2%). В то время, как юноши представлены: центральным соматотипом (22,9%), эндо-эктоморфным (15,7%), эктоморфным-эндоморфным (14,3%), мезоморфным (11,4%), эндо-мезоморфным и мезо-эктоморфным (по 8,6%), что составило 81,5% от общей выборки, ещё 18,5% выборки включают шесть соматотипов: мезо-эндоморфный, эндоморфный, мезоморфный-эндоморфный, мезоморфный-эктоморфный, экто-мезоморфный, эктоморфный. Подобное распределение соматотипов у юношей может быть объяснено тем, что в «классическом балете от юношей, по эстетическим признакам, требуется меньшее единообразие, чем от

девушек» [11, с. 14].

Между тем, оба исследователя в своих трудах не учитывали тот факт, что в основе схемы Хит-Картера лежат труды Э. Кречмера и У Шелдона, которые пытались скоррели-ровать тип телосложения и психологические особенности человека. Следовательно, принимая во внимание имеющиеся результаты соматотипирования, вместе с проведением дополнительных исследований, включающих диагностику личностных характеристик, возможным было бы учитывать на этапе НПО в хореографии не только физические, но и психологические показатели абитуриентов.

ВЫВОДЫ

НПО является первым этапом на пути к освоению любой профессии и должен обладать всей совокупностью необходимых и достаточных ресурсов для всесторонней оценки абитуриентов в контексте специфики будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность артиста балета требует учета широкого спектра критериев, включая эстетические, физические и психологические показатели. Анализ истории учета психологических показателей будущих артистов балета в системе НПО, показал, что несмотря на признание специалистами важности этого аспекта, серьезных исследований в данном направлении до сих пор не проводилось.

Использование схемы соматотипирования Хит-Картера может рассматриваться, как средство оптимизации НПО в хореографии, позволяющее учитывать физические и психологические предикторы. Однако для её полноценного применения в хореографическом образовании, необходимы дополнительные исследования, с привлечением специалистов из различных соответствующих областей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закревская, Н.Г. Развитие начального профессионального отбора в системе хореографического образования во второй половине ХХ - начале XXI вв. / Н.Г. Закревская, П.Ю. Масленников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 92-96.

2. Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце и балетах / Ж.-Ж. Новерр. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1965. - 376 с.

3. Блазис, К. Искусство танца : извлечение из книги «Manuel complet de la danse» / К. Бла-зис ; пер. с франц. О.Н. Брошниовской // Классики хореографии. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1937. - С. 80-178.

4. Закревская, Н.Г. Начальный профессиональный отбор в системе хореографического образования (XVIII - п/п ХХ вв.) / Н.Г. Закревская, П.Ю. Масленников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 100-103.

5. Закревская, Н. Г. Развитие начального профессионального отбора в системе хореографического образования в первой половине XX века / Н.Г. Закревская, П.Ю. Масленников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 82-86.

6. Коловарский, П.Б. Ориентация и отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии : автореф. дис. ... канд. искусствовед / Коловарский Петр Борисович. - Москва, 1974. - 19 с.

7. Баднин, И. А. Охрана труда и здоровья артистов балета : учебное пособие / И.А. Баднин. - Москва : Медицина, 1987. - 208 с.

8. Васильева, Т.И. Тем, кто хочет учиться балету : правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу : учебно-методическое пособие / Т.И. Васильева. -Москва : ГИТИС, 1994. - 157 с.

9. Соковикова, Н.В. Психология балета. Психология танцевальной деятельности : учебное пособие для студентов хореографических отделений в учреждениях высшего образования / Н.В. Соковикова. - Новосибирск : Новосибирский издательский дом, 2012. - 576 с.

10. Силкин, П.А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца : (на примере Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сил-кин Петр Афанасьевич. - Санкт-Петербург, 2008. - 22 с.

11. Масленников, П.Ю. Содержание начального профессионального отбора в системе хореографического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : / Масленников Павел Юрьевич. -Санкт-Петербург, 2018. - 23 с.

12. Ипатов, А.В. Ранняя профилактика профессиональных деструкций артистов балета (на примере Академии танца Б. Эйфмана) / А.В. Ипатов // Вестник Акад. Русс. балета им. А.Я. Вагановой. - 2014. - № 1-2 (31). - С. 76-87.

13. Соковикова, Н.В. Психологические условия оптимизации развития специальных танцевальных способностей : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Соковикова Наталья Викторовна. -Новосибирск, 2003. - 25 с.

14. Степаник, И.А. Концепция развития медико-биологической составляющей хореографического обучения / И.А. Степаник, А.В. Фомкин // II Международная научно-практическая конференция «Хореографическое образование : Россия и Европа. Состояние и перспективы». Сборник статей. - Санкт-Петербург : Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2014. - С. 463-478.

15. Масленников, П.Ю. О проблеме классификации телосложения будущих танцовщиков / П.Ю. Масленников // Теоретические и методологические проблемы современного хореографического искусства и образования : I Международная научно-практическая конференция 25.12.201428.02.2015). - Москва, 2015. - URL : http://mskcc.ru/DanceHouse/80/Page/291. (дата обращения 10.08.2020).

REFERENCES

1. Zakrevskaya, N.G. and Maslennikov, P.Y. (2018a), "Development of initial professional selection in system of choreographic education in the 2nd half of the XX - beginning of the XXI centuries", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), pp. 92-96.

2. Noverr, J.-G. (1965), Letters about dance and ballets, Iskusstvo, Leningrad, Moscow.

3. Blasis, C. (1937), "The art of dance: an extract from the book "Manuel complete de la dance"", Classics of choreography, Iskusstvo, Leningrad, Moscow, pp. 80-178.

4. Zakrevskaya, N.G. and Maslennikov, P.Y. (2018b), "Initial professional selection in system of choreographic education (18th - first half of 20th century)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 100-103.

5. Zakrevskaya, N.G. and Maslennikov, P.Y. (2018c), "Development of initial professional selection in system of choreographic education in the first half of the XXth century", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 82-86.

6. Kolovarsky, P.B. (1974), Orientation and selection of gifted children for professional education in choreography, dissertation, Moscow.

7. Badnin, I. A. (1987), Occupational safety and health of ballet dancers, Medicine, Moscow.

8. Vasilieva, T.I. (1994), For who want to study ballet, GITIS, Moscow.

9. Sokovikova, N.V. (2012), Ballet psychology, Novosibirsk publishing house, Novosibirsk.

10. Silkin, P. A. (2008), Pedagogical diagnostics of children for teaching the art of dance, dissertation, Saint-Petersburg.

11. Maslennikov, P.Y. (2018), The content of the initial professional selection in the system of choreographic education, dissertation, Saint-Petersburg.

12. Ipatov, A.V. (2014), "Early prevention of profession destructions of ballet artists" Vestnik AkademiiRusskogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj, Vol. 31, No. 1-2, pp. 76-87.

13. Sokovikova, N.V. (2003), Psychological conditions for optimizing the development of special dancing abilities, dissertation, Novosibirsk.

14. Stepanik, I.A. and Fomkin, A.V. (2014), "The concept of the development of the biomedical component of choreographic education", Materials of the International Scientific and Practical Conference "Choreographic education: Russia and Europe. State and prospects", St. Petersburg, pp. 463-478.

15. Maslennikov, P.Yu. (2015), "On the problem of classifying the physique of future dancers" Materials of the International Scientific and Practical Conference "Theoretical and methodological problems of modern choreographic art and education", Moscow, available at: http://mskcc.ru/DanceHouse/80/Page/291.

Контактная информация: paulmasel1975@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.