Различают физические и математические модели. При физическом моделировании работоспособность оператора или его части в лабораторных условиях проверяется с помощью специально моделируемого оборудования (тренажёров, стендов, моделей и т. д.). При математическом моделировании фактическое поведение заменяется его математическим обозначением (формулой, уравнением, неравенством и т. д.). В некоторых необходимых случаях вводятся ограничения на основе добавления системы неравенств. Во многих случаях используется математический аппарат теории данных, государственного обслуживания и автоматического управления. Ограничения метода математического моделирования связаны со сложностями формулирования поведения оператора, на которое влияет ряд факторов. Эргономика разрабатывает модель системы «инженерия человека», образцы типов, определяемые требованиями эргономики, обзоры эргономических проектов, методы эргономической экспертизы, уровень повторяемости (надежность, состоятельность).
Список использованной литературы:
1. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник. Под. ред. д.э.н. профессор В.П. Колесова и др. - М., 2009г.
2. Эргономика зрительной деятельности человека / В.В. Волков, А.В. Луизов, Б.В. Овчинников, Н.П. Травникова.: Машиностроение, 1989.
3. Мировая экономика. Учебник / Под. ред. профессор А.С. Булатова. - М: Юрист, 2009г.
© Халлыев П., Нурныязов К., Кошилиева Т., 2024
Ходжамурадов Вепа
Преподаватель,
Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан Тойлыев Пена студент,
Международная Академия Коневодства имени Аба Аннаева
Аркадаг, Туркменистан Ширлиева Бягуль студент,
Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан Бегенджова Айгуль студент,
Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕСОМ
Аннотация
В этой статье рассматривается характеристика психологических подходов к управлению бизнесом, описание и структура школ научного менеджмента, разработка различных методов и
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X I ISSN (e) 2712-9470
№4 I 2024
принципов успешного управления организацией, теория управления организацией и бюрократической структуры, уровень субординации при разделении руководящих обязанностей и взаимосвязь между ними.
Ключевые слова:
психология, менеджмент, школа, метод, экономика.
Hojamyradov Wepa
Lecturer,
Turkmen agricultural university named after S.A. Niyazova
Ashgabat, Turkmenistan Toylyyev Pena Student,
International of Horse Breeding Academy named after Aba Annayev
Arkadag, Turkmenistan Shirliyeva Bagul student,
Turkmen agricultural university named after S.A. Niyazova
Ashgabat, Turkmenistan Begenjova Aygul student,
Turkmen agricultural university named after S.A. Niyazova
Ashgabat, Turkmenistan
CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO BUSINESS MANAGEMENT
Annotation
The article discusses characteristics of psychological approaches to business management, the description and structure of schools of scientific management, the development of various methods and principles of successful organization management, the theory of organization management and bureaucratic structure, the level of subordination in the division of leadership responsibilities and the relationship between them.
Keywords:
psychology, management, school, method, economics.
Восстановление менеджмента как научной дисциплины осуществлялось эволюционным путем. В первой половине ХХ века сложились четко дифференцированные школы управленческой мысли. Исторически их можно охарактеризовать как:
- школа научного менеджмента;
- традиционная (управленческая) школа менеджмента;
- школа поведенческих наук и человеческих отношений;
- школа цифровых методов.
Школа научного менеджмента (1885-1920 гг. н. э.). Описание и структура этой школы начались в начале 20 века. Впервые оно связано с именами Ф. Тейлора, Ф. и Л. Гилбертов, Ганта. Основными положениями школы научного менеджмента являются:
- на основе изучения затрат времени, действий, страданий развивать удобство способов выполнения работы;
- действовать правильно на основе разработанных стандартов (стандартов);
- подбор, обучение и трудоустройство сотрудников на рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;
- внесение оплаты по результатам работы;
- выделение задачи управления как части профессиональной деятельности;
- поддержание дружеских отношений между руководителями и сотрудниками. Традиционная (административная) школа управления (1920-1950 гг. н.э.). Целью этой школы
была разработка различных методов и принципов успешного управления организацией. Основатели школы А. Файоль и М. Вебер в основном организовали принципы административного менеджмента. А. Файоль обобщает функции всех организаций по следующим видам работ:
- технические (производственные);
- коммерческие (покупка и размещение);
- финансы (поиск наилучших способов использования капитала);
- бухгалтерский учет (бухгалтерский учет, анализ, статистика);
- административные (задачи управления организацией);
- защита жизни и имущества людей.
Выполняя задачи административной школы управления, перед немецким ученым М. Вебером стояла задача создать теорию управления организацией и бюрократической структуры. Он считает, что «крупное капиталистическое производство не может эффективно функционировать без разбросанного по отраслям бюрократического аппарата». В то же время он понимал бюрократию как главного менеджера в управленческом аппарате организации.
М. Вебер «Что нужно сделать, чтобы организация правильно работала как единый инструмент?» искал ответ на вопрос. Ответ на этот вопрос он нашел в поведении людей во всех ситуациях, по уровню субординации при разделении руководящих обязанностей, правах и обязанностях каждого работника, разделении труда по специализации задач, управлении коллективом. организации на основании письменных документов.
Список использованной литературы:
1. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник. Под. ред. д.э.н. профессор В.П. Колесова и др. - М., 2009г.
2. Эргономика зрительной деятельности человека / В.В. Волков, А.В. Луизов, Б.В. Овчинников, Н.П. Травникова.: Машиностроение, 1989.
3. Мировая экономика. Учебник / Под. ред. профессор А.С. Булатова. - М: Юрист, 2009г.
© Ходжамурадов В., Тойлыев П., Ширлиева Б., Бегенджова А., 2024