Научная статья на тему 'Характеристика профессиональной идентичности молодого учителя современной школы'

Характеристика профессиональной идентичности молодого учителя современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / IDENTIFICATION / IDENTITY / VALUE SYSTEM OF A YOUNG TEACHER / SELF-IDENTIFICATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучкина Татьяна Викторовна

Статья посвящена выявлению профессиональной идентичности молодого учителя в условиях социальной нестабильности. На основе проведенного исследования автор дает характеристику профессиональной идентичности молодого учителя, механизмы ее формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Description of a young teacher's professional identity of modern school

This article is about searching for a young teacher's professional identity under social instability. On basis of conducted study the author describes a young teacher's professional identity, mechanisms of its forming

Текст научной работы на тему «Характеристика профессиональной идентичности молодого учителя современной школы»

УДК 371.1

Лучкина Татьяна Викторовна

Luchkina Tatyana Viktorovna

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

DESCRIPTION OF A YOUNG TEACHER'S PROFESSIONAL IDENTITY OF MODERN SCHOOL

Статья посвящена выявлению профессий- This article is about searching for a young teacher’s

нальной идентичности молодого учителя в усло- professional identity under social instability. On basis of

виях социальной нестабильности. На основе про- conducted study the author describes a young

веденного исследования автор дает характери- teacher's professional identity, mechanisms of its

стику профессиональной идентичности молодого forming учителя, механизмы ее формирования

Ключевые слова: идентификация, идентичность, Key words: identification, identity, value system of a young система ценностей молодого учителя, самоиденти- teacher, self-identification, self-actualization фикация, самопознание

Изменения, происходящие в российском обществе, ставят ряд задач, связанных с осмыслением проблемы становления молодого учителя в условиях социальной нестабильности, которые характеризуются ломкой социальных стереотипов, сменой системы ценностей, оказывающих влияние на становление молодого учителя и обуславливающих поиск его профессиональной идентичности.

Предметом рассмотрения данной статьи является сущность профессиональной идентичности молодого учителя современной школы как критерий его профессиональноличностного становления (Ю.П. Поваренков,

А.Р. Фонарев). Для раскрытия данного понятия необходимо обратиться к осмыслению категорий «идентификация» и «идентичность», к механизмам их осуществления.

В новейшем психологическом словаре идентификация (лат. identificare - отождествлять) - отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т.п. [9; С. 153-154].

Индивид не может выбирать или не выбирать ту или иную идентификацию, он обязан пройти через нее, чтобы не быть подвергнутым социальному отчуждению, но платой за это является снижение уровня «индивидуализации», «самости» [2; С. 356].

Следствием идентификации является обретение идентичности, возможности само-презентования, «внутренней консистентно-

сти», удовлетворение потребности в безопасности, снижение чувства тревоги и одиночества, улучшение ориентировки в межличностном взаимодействии.

Идентичность (от лат. Identicus - тождественность, одинаковость), по Э. Эриксону, -чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития [9; С. 158].

Переживание идентичности молодым учителем - значимая потребность его личности, т.к. она предполагает, с одной стороны, осознание учителем собственной индивидуальности (отличие от других видов, самотож-дественность, «самость»), с другой - формирование образа значимой общности, членом которой он выступает. При этом особую важность для него приобретает профессиональная идентичность.

Рядом ученых, в частности, Ю.П. Пова-ренковым, профессиональная идентичность рассматривается как характеристика значимости для индивида профессии и профессионализации в целом, как средство удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. По его мнению, она оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности [5; С. 87].

Следовательно, профессиональная

идентичность молодого учителя свидетельствует о степени принятия им педагогической деятельности (профессии) в качестве средства, формы самореализации, удовлетворения своих потребностей и интересов и себя как профессионала. Опираясь на исследования

В.С. Собкина [7; С. 4], мы считаем, что для выявления профессиональной идентичности молодого учителя необходимо:

- выявить тенденции, определяющие изменения на рынке труда в сфере образования;

- выявить динамику изменения ценностных ориентаций молодых учителей;

- определить специфику профессиональных установок и ориентаций молодых учителей;

- установить удовлетворенность профессией, содержанием и условиями профессиональной деятельности.

Исследование базируется на данных официальной отечественной статистики, оперативной информации Министерства образования РФ, оперативной информации Комитета образования Забайкальского края, а также результатах исследований жизненных и профессиональных ценностей молодых учителей средних школ региона, проведенных автором. В выполненном нами локальном исследовании приняли участие учителя городских и сельских школ Читинской области: из них - 124 молодых специалиста и 90 учителей, имеющих стаж работы более 10 лет.

Анализ работ [1, 3, 7] дает возможность определить особенности современного рынка труда в сфере образования:

- рынок труда в сфере образования опирается на определенную социальнодемографическую группу - в основном, женщины, - которая устойчиво воспроизводится;

- для молодой генерации, получившей специальное педагогическое образование, профессия педагога оказывается мало привлекательной;

- происходит достаточно существенное расширение рынка труда за счет появления новых специальностей: школьного психолога, социального работника, классной дамы, консультанта, тьютора, медиатора, фасилитатора и др.;

- наблюдается старение педагогического корпуса.

Следовательно, мы выявили явно выраженную тенденцию расширения рынка труда в сфере образования.

Однако факт расширенного воспроиз-

водства трудовых ресурсов в сфере образования, приток новых кадров в образование вызывают и определенные проблемы, в частности, проблему воспроизводства профессиональных установок и общей профессиональной культуры новой генерации учителей, которая усиливается уходом из сферы образования в силу ряда причин (старения, ухода в другие профессиональные сферы), значительной части педагогического корпуса. Особый интерес для нашего исследования представляет анализ структуры профессиональных ценностей молодого учителя.

Система ценностей молодого учителя является основой при определении целей его

Анализ полученных данных показывает, что большая часть молодых учителей отмечает для себя важность таких ценностей, как достижение материального благополучия, счастливая семейная жизнь и успешная профессиональная деятельность. Это весьма показательный факт, т.к. эти жизненные ценности взаимосвязаны и в какой-то мере взаимно обуславливают друг друга. Молодые учителя также отдают предпочтение и полноценному общению с людьми. Следует обратить внимание на то, что менее значимой ценностью для молодого учителя является воспитание детей, что представляет собой серьезную проблему, которая требует решения в условиях совре-

профессиональной деятельности, поскольку ценности есть отношения к миру, к людям и себе и являются основой становления профессионально-личностной позиции учителя.

Исследование жизненных ценностей учителя было направлено на выяснение того, какие объекты или явления профессиональной деятельности являются несущими смысл значениями для учителя и определяют его профессиональное целеполагание. Распределение ответов учителей о значимости для них тех или иных жизненных ценностей и соотнесение их с исследованием, проведенным в 2001 г. В.С. Собкиным [6], приведено в таблице.

менной школы. При этом необходимо отметить, что вызывает тревогу и низкий процент значимости такой ценности, как приобщение к культуре. Данный момент тревожен, т.к., по мнению исследователей [6], он «косвенно свидетельствует о наметившейся тенденции культурной маргинализации учительства»; недостаточном осмыслении учителями значимости познания себя и развития своих способностей.

Для нас значимым является тот факт, что структура профессиональных ценностей молодого учителя по многим направлениям почти совпадает с ценностями учителей, выявленными в процессе их мониторинговых социологических опросов [6], что подтверждает

Оценка значимости тех или иных жизненных ценностей молодых учителей, %

Жизненные ценности Молодых учителей 2001 г. Молодых учителей 2007 г.

Достижение материального благополучия 41,7 62

Успешная профессиональная деятельность 56,2 42,2

Успешная политическая карьера 1,2 1,3

Полноценное общение с людьми 0, со 35,6

Счастливая семейная жизнь 72,7 50,7

Полноценное приобщение к культуре 11,7 8,6

Развитие своих способностей 17,5 16,1

Познание себя 8,0 10,5

Воспитание детей 8,8 24,4

наличие идентичности группы молодых учителей с целым педагогическим сообществом.

В наиболее отчетливой форме ценности профессионально-педагогической деятельности проявляются через определение ее направленности на достижение результатов школьного образования. В этой связи перед молодыми учителями ставился вопрос о том, что в первую очередь должна давать школа? Результаты опроса молодых учителей показывают, что, по мнению более половины учителей (62 %), главенствующим является значение знаниевого компонента, который дополняется такими ориентирами, как «подготовка к поступлению в вуз» (53 %) и «помощь в развитии способностей» (39 %). При этом необходимо отметить, что более низкими оказались такие показатели, как «хорошая профессиональная подготовка» (25 %), «опыт общественной деятельности» (19 %) и «опыт социального взаимодействия и общения» (13 %).

Анализ полученных данных показывает, что молодые учителя не до конца осмысливают цели школы на современном этапе ее развития, они на уровне прагматических требований к школьному образованию не занимают особой профессиональной позиции.

Наиболее привлекательными аспектами профессиональной деятельности учителя считают «творческий характер труда», «возможность принести пользу людям», «интеллектуальный характер профессии». Учителями выделяются аспекты, которые характеризуют гуманистическую, творческую направленность профессионально-педагогической деятельности, интеллектуальный характер труда учителя.

Выявление удовлетворенности молодых учителей собой и результатами профессиональной деятельности нами было осуществлено через исследование удовлетворенности молодых учителей отдельными сторонами своей работы.

Результаты полученных данных показывают, что больше половины молодых учителей удовлетворены отдельными сторонами своей работы,%:

- 80 - созданными условиями для их творческой реализации;

- 79 - отношениями, сложившимися в коллективе;

- 71,1 - обеспеченностью литературой;

- 71,1 - справедливостью проводимой аттестации;

- 65,8 - возможностями служебного роста;

- 60,5 - режимом работы школы.

При этом необходимо отметить, что в целом удовлетворенность молодых учителей отдельными сторонами работы во многом совпадает с удовлетворенностью своей деятельностью учителей, имеющих стаж работы более 10 лет. Это говорит о том, что молодые специалисты чаще всего, включаясь в педагогическую деятельность, первоначально стараются копировать мысли, чувства, действия представителей педагогического сообщества, тем самым, моделируя свой образ.

Удовлетворенность учителей наличием условий в современных школах для творческой реализации их внутренних потенциалов зависит от наличия свободного права выбора в педагогическом творчестве. Поэтому далее учителям был предложен вопрос: «Свободны ли Вы в педагогическом творчестве?».

Результаты полученных данных показывают, что третья часть молодых учителей «особых творческих планов не имеет». Молодые учителя (45 %), преодолевая трудности, осваивают экспериментальные программы, исследуют педагогическую практику, разрабатывают новые педагогические технологии. При этом необходимо отметить, что учителя, имеющие стаж работы более 10 лет, более консервативны к творчеству: они отметили, что особых творческих планов не имеют (46 %). В условиях изменения содержания образования, появления новых образовательных технологий образование, полученное несколько лет назад, утрачивает свою актуальность. Большая доля учителей, проработавших в школе около 25 лет и более, проявляют инертность, консервативность, не стремятся к осмыслению и освоению новых технологий обучения и воспитания

учащихся, к включению в творческую экспериментальную деятельность по реализации идей модернизации российского образовании.

Полученные в результате социологопедагогического обследования и теоретического анализа данные позволили ввести понятие профессиональная идентичность молодого учителя, которое отражает детерминирующие цели-приоритеты, реализуемые им в профессиональной деятельности, характеризует значимость для него профессионализации как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития личностного потенциала, демонстрирует сопричастность к педагогической реальности.

Для молодого учителя характерна нестабильная идентичность. С одной стороны, он открыт к восприятию изменений, происходящих в современной школе, склонен к самоиз-менениям. Он еще не вполне самоопределился в профессиональном плане и находится в состоянии поиска, формирования своей идентичности, связанной с новой социальной ролью. Профессиональная идентичность молодого учителя указывает на его готовность к освоению новых функций профессиональнопедагогической деятельности, новых профессиональных ролей. С другой - отожествление себя с педагогическим сообществом (учителями, стоящими на позициях старой школы), постоянное воспроизводство отношений в группе обуславливают ограниченный характер развития молодого учителя. По мнению А. Р. Фонарева, идентификация с профессией только в самом начале ее освоения может давать положительные результаты. Впоследствии она может приносить и личности, и ее деятельности только вред [9; С. 102].

Механизмом формирования идентичности молодого учителя является самоидентификация, под которой понимается его стремление овладеть знаниями, навыками и умениями самодиагностики, своеобразной «при-

мерки» к себе профессионально-значимых особенностей характера, поведения, общения. Самоидентификация может выступать и как форма регуляции профессионального становления (А.Р. Фонарев), и как один из механизмов формирования «Я-Концепции» молодого учителя.

Процесс профессиональной самоидентификации молодого учителя начинается с собственного самопознания, поэтому необходимо вводить в практику его деятельности различные методы, позволяющие познать свои потенциальные возможности; рефлексия должна стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что молодые учителя, проявляя чувствительность к изменениям, происходящим в обществе, как и все российское учительство, по-прежнему ориентируются на функции профессионально-педагогической деятельности, характерные для предыдущего этапа общественного развития - индустриального общества, когда накопление знаний было смыслом образования и, соответственно, определяло реализацию обучающей и воспитательной функций учителя через организацию усвоения знаний [4; С. 82]. Это позволяет нам сделать вывод о том, что учительская среда наиболее пассивно воспринимает свое нынешнее положение и не видит внутренних ресурсов его изменения, что негативно сказывается на становлении идентичности молодого учителя.

Таким образом, представление о профессиональной идентичности молодого учителя позволило нам сделать вывод о том, что профессиональная идентичность молодого учителя проявляется в слиянии с педагогической деятельностью, определяющем в дальнейшем все его отношение к своей жизни в целом, и является ведущей характеристикой его профессионально-личностного становления.

1. Агранович М.Л. Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации: национальный доклад, 2005 / М.Л. Агранович, О.Н. Кожевникова. - М.: Аспект Пресс, 2006. -140 с.

2. Гглобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». - М.: Радуга, 2003. -1328 с.

3. Кадровая политика //Вестник образования Забайкалья. - 2008. - № 1. - С. 44-46.

4. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально -

педагогической деятельности учителя: научное издание / Е.В. Пискунова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 324 с.

5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека /Ю.П. Поваренков. - М.: УРАО, 2002. - 160 с.

Коротко об авторе_________________________________

Лучкина Т.В., к. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) luchkinat52@mail.ru

Научные интересы: профессионально-личностное становление молодого учителя в современной школе

__________________________________Литература

6. Собкин, В.С., Гаврилюк С.Г. Если будущее вызывает тревогу... Отношение учителя к своей профессии: динамика изменений за 10 лет [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]:

http://ps. 1september.ru/2001/84/5. htm

1, Учительство как социально-профессиональная группа / В.С. Собкин [и др.]; под ред. В.С. Собкина. - М.: Российская Академия образования, 1996. - 102 с.

8. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала /А.Р. Фонарев. - М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 560 с.

9. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь [и др.]; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2-е. - Ростов н /Д.: Феникс, 2006. -808 с.

_______________________________Briefly about author

Lutchkina T.V., PhD (Pedagogics), Assistant Professor, Head of Pedagogics Department, Tchernyshevsky TransBaikal State Teachers' Training University of Liberal Arts(TTSTTEULA)

Scientific interests, professional and identity formation of a young teacher of modern school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.