УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-96-97
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Ольга Анатольевна ЛАВРИЩЕВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина lavrischeva-olga@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. Проведя анализ действующего уголовного законодательства РФ, которым регламентируются отдельные виды уголовно наказуемых преступлений против законных референдумных и избирательных прав, автор пришел к выводу о том, что существует необходимость в его дальнейшем усовершенствовании. А именно: необходимо законодательно разграничить схожие по содержанию правонарушения в области обеспечения референдумных и избирательных прав; более четко зафиксировать в диспозиции норм крими-нообразующих признаков отдельные составы преступных посягательств на законные избирательные права.
Ключевые слова: референдум, выборы, избирательные права, составы преступлений, уголовная ответственность.
Г[пава 19 УК РФ содержит пять статей, посвященных преступным посягательствам на избирательные права. Установлением пяти составов преступлений определяется значимость защиты избирательных правовых отношений в иерархии ценностей, охраняемых уголовным законодательством. Кроме того, в этом отражается обоснованный подход российского законодателя к созданию системы превентивных мер в сфере охраны и защиты избирательных прав от социально опасных преступных посягательств.
Несмотря на это, действующее уголовное законодательство, регламентирующее ответственность за совершение рассматриваемых преступных посягательств, требует дальнейшего усовершенствования. Это обусловливается следующими причинами: преступления рассматриваемой категории характеризуются массовостью и распространенностью; преступные посягательства на законные избирательные права постоянно изменяются, приобретая все новые формы; на федеральном уровне до сих пор не сформулировано
Annotation. After analyzing the current criminal legislation of the Russian Federation, which regulates certain types of criminal offenses against legitimate referendum and electoral rights, we came to the conclusion that there is a need for its further improvement. Namely, it is necessary to distinguish by law similar offenses in the field of ensuring referendum and electoral rights; to more clearly fix in the disposition of the norms of criminally forming signs certain elements of criminal encroachments on legitimate electoral rights.
Keywords: referendum, elections, electoral rights, elements of crimes, criminal liability.
четкого законодательного разграничения схожих по внутреннему содержанию правовых нарушений в области обеспечения избирательных прав между КоАП РФ и УК РФ, т.е. не разграничена административная и уголовная ответственность [2, с. 125—139; 3, с. 205—213; 4, с. 18—22].
В специальной научной литературе уделяется слишком мало внимания выявлению и исследованию факторов, обособляющих представления об уголовной правовой охране избирательных прав в самостоятельную область уголовного правового знания об охране прав личности. Недостаточно внимания уделяется и другим обстоятельствам (например, систематизации двух видов преступных посягательств: посягательство на право участвовать в референдуме и посягательство на избирательные права); не сформулировано предложений по усовершенствованию норм уголовного права, регулирующих рассматриваемую сферу.
Квалифицируя уголовно наказуемые преступления против избирательных и политических
№ 3/2021
прав, необходимо исходить из толкования объекта данных преступлений в качестве охраняемых уголовным законодательством общественных правоотношений, связанных с реализацией закрепленных законом избирательных прав.
Определяющим значением для объективной стороны рассматриваемых преступлений обладает способ совершения преступления. Уголовное законодательство предусматривает усиление меры наказания исходя из способа, которым совершено преступление. Отягчающими обстоятельствами в данном случае являются: совершение рассматриваемого преступного деяния группой лиц с элементом предварительного сговора; совершение рассматриваемого преступного деяния организованной группой; совершение рассматриваемого преступного деяния с использованием занимаемого положения; совершение рассматриваемого преступного деяния путем обмана, подкупа, принуждения, насилия или угрозы насилием; совершение преступления, сопряженного с уничтожением либо угрозой уничтожения имущества.
В сфере нарушения избирательных прав выделяется два субъекта преступления: общий и специальный.
Общий субъект — лицо старше 16 лет.
Специальный субъект — индивидуальный или коллективный (кандидат; представитель кандидата, уполномоченный по финансовым вопросам; представитель избирательного объединения и др.).
Субъективную сторону преступлений, предусматриваемых статьями 141 и 142.2 УК РФ, составляет прямой умысел (исключая преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 142 УК РФ, где при наступлении последствий преступление совершается не только с прямым умыслом, но и с косвенным).
Преступления против политических избирательных прав отнесены законодателем в группу преступлений средней и небольшой тяжести. Основные виды наказания: назначение исправительных либо обязательных работ; наложение штрафа; лишение свободы на конкретный срок; арест; лишение права вести определенную деятельность либо занимать конкретную должность [1, с. 83].
Проведя анализ действующего уголовного законодательства РФ, мы убедились в необходимости его дальнейшего усовершенствования. Предлагаем следующее:
1. Уточнить название ст. 141 УК РФ, поскольку текущее наименование не соответствует терминологическому аппарату базового за-
конодательства. Предлагаем добавить в наименование ст. 141 УК РФ указание на воспрепятствование свободной реализации права на участие в референдумах.
2. Статью 141.1 УК РФ предлагается поместить в главу о преступлениях против порядка управления, так как свободные выборы и референдум — формы реализации народовластия. Обе эти формы связаны с реализацией легитимной управленческой деятельности властных органов.
3. Для того чтобы облегчить понимание и конструкцию правовых предписаний ст. 142.1 УК РФ, предлагаем совершить ее редакционную правку. В частности, необходимо расположить в разных частях статьи преступления, которые имеют логическую связь с различными стадиями установления результатов голосования (с составлением списка избирателей; с выдачей бюллетеней и их подсчетом; с составлением комиссией протокола; с подведением итога голосования).
4. В статье 142.2 УК РФ предлагаем установить уголовно-правовую ответственность не только за незаконное получение и выдачу бюллетеней, но также за незаконное получение и выдачу другой избирательной документации, содержащей конфиденциальную информацию.
Усовершенствование законодательства в этой сфере будет способствовать созданию эффективного правового механизма для предотвращения противоправности в избирательной сфере. В свою очередь, это приведет к усилению защиты российских граждан, наделенных избирательными политическими правами.
Библиографический список
1. Артем В.Р. Виды наказаний за преступления против избирательных прав / / Закон и право. 2020. № 2. С. 82—86.
2. Лаке хин M А. К вопросу о проблемах криминализации нарушения порядка финансирования избирательных кампаний, кампаний референдума: новые пути усовершенствования уголовно-правового предписания // Пробелы в рос. законодательстве. 2014. № 4. С. 125—139.
3. Солодовникова С.В. Проблемные аспекты квалификации преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» // Ленингр. юрид. журнал. 2015. № 4 (42). С. 205—213.
4. Якимова EM., Сошин АА., Слободчикова Ci. Некоторые проблемы разграничения преступлении и административных правонарушении, посягающих на избирательные права граждан // Избирательное право. 2019. № 1 (39). С. 18—22.
№ 3/2021