УДК 343 С.М. Шапиев
Особенности составов преступлений, связанных с посягательствами на избирательные права граждан
Дагестанский государственный университет; vik_aziz@mail.ru
Рассматриваются особенности конкретных составов преступлений, связанных с посягательствами на избирательные права и права граждан на участие в референдуме, а также на установленный законом порядок подготовки и проведения выборов и референдумов.
Ключевые слова: уголовно-правовой анализ, избирательные права граждан, составы преступлений.
The article considers the features of concrete corpuses delicti connected with infringement of citizens' électoral rights and the right of participation in a referendum, as well as violation of election and referenda administration.
Keywords: criminal and legal analysis, electoral rights of citizens, corpuses delicti.
Статья 141 устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Сразу следует отметить, что наименование статьи не в полной мере отражает ее содержание, поскольку в названии статьи отсутствует упоминание о праве граждан на участие в референдуме и комиссиях референдума.
Статья состоит из трех частей, в которых дифференцированы признаки данного уголовно наказуемого деяния и санкции сообразно тяжести преступных действий.
Объектом преступлений, предусмотренных ст. 141, являются конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти и право на участие в референдуме, а также охраняемый законом порядок деятельности избирательной комиссии, комиссии референдума, их членов, законная деятельность Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Объективную строну преступления образуют реальные действия лица, прямо предусмотренные в соответствующих частях статьи 141 УК РФ: воспрепятствование свободному осуществлению гражданином избирательных прав, права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, воспрепятствование работе и исполнению обязанностей избирательной комиссии, комиссии референдума и их членов.
Объективную сторону преступления, предусмотренного частью 2 этой статьи, образуют те же действия, но: соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Объективная сторона преступных действий, предусмотренных частью 3 статьи 141, состоит во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий с целью повлиять на ее решения, выраженное в форме требования или указания по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции комиссии, а также в неправомерном вмешательстве в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Статья 141.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Таким образом, объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения по реализации политических прав граждан на управление делами государства и местного сообщества (муниципалитета). Непосредственным же объектом этого преступления выступает порядок финансирования избирательной кампании, кампании референдума со стороны самого кандидата, избирательного объединения, различных групп участников референдума.
Объективная сторона исчерпывающим образом описана самим законодателем, и состоит
она, в сущности, в оказании кандидату, избирательному объединению инициативной или иной группе участников референдума крупной финансовой (материальной) поддержки, минуя соответствующий избирательный фонд, фонд референдума, в самых различных формах. Статья имеет примечание, где раскрыто содержание понятия «крупный размер» материальной или финансовой поддержки. Это сумма денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей. И это образует главный квалифицирующий признак данного преступления.
При установлении объективной стороны преступления значительную сложность представляет вычисление стоимости работ, оказанных услуг, реализации товаров по необоснованно заниженным расценкам.
В части первой статьи названо еще одно действие, образующее объективную сторону этого преступления, - внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.
Важной характеристикой субъективной стороны этого преступления является наличие прямого умысла и специальной цели - достижение определенного результата на выборах или референдуме.
Субъектом преступления по части 1 статьи является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Им может быть и должностное лицо юридического лица, отдавшее незаконное распоряжение по оказанию крупной финансовой, материальной поддержки кандидату, избирательному объединению, инициативной или иной группе участников референдума. Субъектами рассматриваемого состава преступления могут быть и подставные лица, через которые вносятся пожертвования в избирательный фонд, фонд референдума (в форме соучастия в совершении преступления). Это же относится и к руководителям финансово-кредитных учреждений, с помощью которых осуществляются эти противоправные действия при условии, если они сознавали преступный характер своего содействия движению денежных средств.
Часть 2 статьи 141.1 УК РФ образует самостоятельный состав преступления, состоящий в противоправном использовании участниками выборов, референдума в целях своей избирательной кампании, кампании референдума финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, а также в расходовании этими субъектами в крупных размерах пожертвований, незаконно перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума.
Таким образом, субъектами преступления, предусмотренного частью 2 ст. 141.1, являются специальные субъекты: кандидаты, их уполномоченные представители по финансовым вопросам, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Следует заметить, что за указанные финансовые преступления, связанные с выборами и референдумом, помимо уголовной ответственности может наступить и конституционно-правовая ответственность в виде отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, отмены судом результатов соответствующих выборов (подпункт «б» пункта 7, подпункт «б» пункта 8, подпункт «б» пункта 10 ст. 76, подпункт «а» пункта 2 ст. 77 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ).
Статья 142 УК РФ по сравнению с редакцией 1996 года получила существенное развитие. Она не только расширила круг субъектов права, несущих уголовную ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, но и во второй своей части криминализировала такое распространенное в практике избирательных кампаний, кампаний референдума действие, как подделка подписей избирателей, участников референдума, заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), а в части 3 установила уголовную ответственность за незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.
Под фальсификацией документов, указанных в статьях 142, 1421 УК РФ, следует понимать умышленные действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в не-
го заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также изготовление другого документа с содержанием, не соответствующим действительности. Исчерпывающий перечень действий, подпадающих под понятие «фальсификация итогов голосования», содержался в части 1 ст. 79 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, равно как и перечень действий, за совершение которых виновные лица и организации несут уголовную, административную или иную юридическую ответственность. Однако впоследствии законодатель отказался от развернутой редакции указанной статьи, ограничившись отсылочной (бланкетной) нормой: «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами».
Непосредственным объектом составов преступлений, предусмотренных статьей 142, является установленный порядок проведения выборов и референдума. Фальсификация избирательных документов, документов референдума искажает подлинную волю избирателей, участников референдума и наносит вред легитимности (законности) избранных органов публичной власти, решения, принятого на референдуме.
Объективная сторона указанных составов преступлений выражается в действиях граждан и должностных лиц (специальных субъектов), которые описаны в диспозициях частей статьи УК.
Субъективная сторона всех трех составов преступлений, предусмотренных статьей 142 УК РФ, характеризуется в форме прямого умысла. Виновный сознает противоправность своих действий и желает наступления вредных последствий, искажения воли избирателей, участников референдума.
Субъектами преступления, предусмотренного частью 1 ст. 142, являются субъекты, которые прямо названы в уголовном законе: члены избирательных комиссий, комиссий референдума, уполномоченные представители избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидаты или их уполномоченные представители.
Субъектами преступлений, предусмотренных частями второй и третьей рассматриваемой статьи УК РФ, могут быть как граждане, так и должностные лица, а равно и специальные субъекты, т. е. лица, непосредственно занятые в избирательных комиссиях, комиссиях референдума, другие участники избирательного, референдумного процесса.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом. Преступник осознает противоправный характер своих действий и желает наступления вредных последствий, хотя последние не являются обязательным признаком преступления. Оно считается оконченным составом с момента изготовления, хранения и перевозки незаконных бюллетеней.
Фальсификация итогов голосования на выборах и референдуме впервые выделена в отдельную статью УК РФ - 1421 Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 94-ФЗ, который вступил в силу с 19 июля 2003 года.
Объектом преступления, предусмотренного статьей 1421 УК РФ, являются охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся между субъектами избирательного, референдум-ного процесса по поводу установления итогов голосования и результатов выборов, референдума.
Объективная сторона преступления охватывает довольно широкий круг действий, которые перечислены в диспозиции статьи.
Субъектами данного преступления могут быть только члены избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, а также должностные лица, причастные к регистрации и формированию списков участников референдума. Соучастниками преступления могут быть и другие лица, заинтересованные в результатах выборов, референдума.
Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла правонарушителя.
Преступление считается оконченным с момента совершения одного из перечисленных в статье действий, независимо от наступивших последствий.
Следует отметить, что в ходе избирательных кампаний совершается немало преступлений, хотя и не посягающих непосредственно на избирательные права граждан, но тесно связанных с проводимой избирательной кампанией. Это клевета и оскорбление кандидатов, избирательных объединений, мошенничество, присвоение и растрата денежных средств, сосредоточенных на счетах избирательных комиссий и в избирательных фондах, коммерческий подкуп, вандализм, служебный подлог документов, неисполнение судебного решения.
Поступила в редакцию 11 марта 2011 г.