Научная статья на тему 'Генезис уголовной ответственности за нарушения норм избирательного и референдумного права в России'

Генезис уголовной ответственности за нарушения норм избирательного и референдумного права в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SELECTIVE RELATIONSHIP / CRIMINAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солодовникова Светлана Валерьевна

В статье автор рассмотрел становление и развитие уголовной ответственности за нарушение норм избирательного и референдумного права России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geneses of criminal responsibility for violations of rates of the election law in Russia

In this article the author considers formation and development of criminal responsibility for violations of electoral law in Russia.

Текст научной работы на тему «Генезис уголовной ответственности за нарушения норм избирательного и референдумного права в России»

9. Patyulin, V. A. State and person in the USSR. — Moscow, 1974.

10. Strogovich, M. S. Essence of legal liability // Soviet state and law. — 1979. — № 5.

1 Строгович M.C. Сущность юридической ответственности // Советское государство и право. 1979. № 5. С. 72, 73.

2 Горшенев B.M. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. M., Юридическая литература, 1972. С. 104.

3 См.: Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. M.: Госюриздат, 1961. С. 314-318.

4 Вепрев В.С. Основания уголовно-процессуальной ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 13.

5 Володина Л.М. Механизм обеспечения прав личности в российском уголовном процессе: дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 232.

6 Ильин И. Демагогия и провокация // Москва, 1991. № 9. С. 136.

7 Володина Л.М. Указ. соч. С. 232.

8 См.: Кожевников С.Н., Кузнецов А.П. Принципы юридической ответственности / / «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. № 4. С. 82-86; Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы // Государство и право. 2003. № 6. С. 66-69; Духно Н.А, Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности / / Государство и право. 2000. № 6. С. 12-13.

9 Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 128.

УДК 343.9

С. В. Солодовникова*

Генезис уголовной ответственности за нарушения норм избирательного и референдумного права в России

В статье автор рассмотрел становление и развитие уголовной ответственности за нарушение норм избирательного и референдумного права России.

Ключевые слова: избирательные правоотношения, уголовная ответственность.

S.V. Solodovnikova*. Geneses of criminal responsibility for violations of rates of the election law in Russia. In this article the author considers formation and development of criminal responsibility for violations of electoral law in Russia.

Keywords: selective relationship, criminal responsibility.

Зарождение избирательной системы в России началось еще с народного вече в Киеве, Новгороде и других городах. Уже с XI в. избирались высшие должностные лица государства: князи, посадники, тысяцкие. Осуществлялось и выборное местное самоуправление. Избирательные права предоставлялись не только знати, но и новгородскому плебсу. Предусматривалась судебная защита избирательных прав. Споры, связанные с нарушением порядка выборов разрешались путем судебных поединков, так называемого «поля», проведение которого имело строгую регламентацию.

В централизованном Русском, Московском государстве также существовали представительные органы — Земские Соборы, однако не было определенного, официально регламентированного порядка проведения выборов, не существовало избирательных округов, четко закрепленных избирательных цензов и субъектов избирательного права.

Деятельность Земских Соборов как высших законосовещательных и распорядительных органов обусловила возникновение представительных выборных органов местного самоуправления — губных и земских губ.

В XVIII в. были созданы представительные (Новоуложенная комиссия Екатерины II) и сословные выборные органы самоуправления (дворянские собрания и городские думы) и суда (заседатели). В жалованных грамотах дворянству и городам (1785 г.)1 на законодательном уровне закреплялись сословные политические (в т.ч. и избирательные) права дворян и горожан. Устанавливались ценз оседлости, а также половой и возрастной цензы. За порядком проведения выборов предусматривался обязательный контроль, функции которого осуществляла имперская администрация (генерал-губернаторы, губернаторы)2.

Рассматривая активное и пассивное избирательное право того периода как привилегию, мы видим, что задача государства состояла в обеспечении этой привилегии, а не в защите от нарушений избирательного права. Таким образом, ответственность за нарушения избирательного права не предполагалась.

*Солодовникова, Светлана Валерьевна, преподаватель кафедры гражданского права, Санкт-Петербургский университет МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-911-775-66-08. E-mail: [email protected].

*Solodovnikova Svetlana Valerievna, the lecturer of the civil law of department of St. Petersburg University of Ministry of the Interior of Russia. 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov street, 1. Tel. 9-911-775-66-08.

Статья поступила в редакцию 19 апреля 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс

Огромное влияние на изменение избирательного законодательства оказали реформы 1861 г., в результате которых крестьяне получили волю. Впервые в истории России крестьянам было предоставлено право избирать и быть избранными в органы крестьянского местного самоуправления, которое было закреплено в Манифесте, возвещавшем об освобождении крестьян3, и в «Общем положение о крестьянах»4 (1861 г.). В связи с тем, что избирательное право в то время еще не приобрело общегосударственного значения, государство не брало под свою защиту отношения в этой сфере.

Дальнейшие исторические измененияе ситуации в России, а именно, первая русская революция, привели к созданию первого парламента. В феврале 1905 г. была начата работа по подготовке законопроекта об учреждении Государственной Думы, как законосовещательного органа, и о выборах в нее.

Положение «О выборах в Государственную Думу» от 18 сентября 1905 г.5 закрепляло половой ценз, возрастной ценз, ограничения по статусу и ценз подданства. Ограничивалось как активное, так и пассивное избирательное право для определенных категорий граждан. В рассматриваемый период также не было предусмотрено никаких гарантий осуществления избирательных прав.

Следующим этапом в развитии избирательных прав граждан являлось принятие третьеиюньского избирательного закона (1907 г.).

Ст. 9 положения «О выборах в Государственную Думу» от 3 июня 1907 г.6 также устанавливала перечисленные выше цензы. Ст. 10 названного Положения содержала перечень лиц, которые не участвовали в выборах. Следует отметить, что в рассматриваемый период на законодательном уровне закреплялась возможность уголовного преследования за нарушения избирательных прав. Ст. 20 Положения носила отсылочный характер, указывая, что преступные деяния, совершенные при производстве выборов в Государственную Думу, подлежат преследованию и наказанию на основании прим. 5 к ст. 158 и ст. 328.1 — 328.7 Уложения о наказаниях7. Однако стоит указать, что Уложение о наказаниях до революционных событий и первых попыток создания избирательного закона не предусматривало наказаний за преступные посягательства именно на избирательные права граждан, речь шла о любых преступлениях, совершенных в период выборов. Только в 1906 г. была введена гл. 8 — «О нарушении свободы и правильности выборов в Государственный Совет и Государственную Думу, а также беспрепятственной деятельности сих установлений», предусматривавшая ответственность за преступные нарушения непосредственно избирательных прав8.

Февральская революция привела к уничтожению Думы. Новые правящие круги и соответствующая политическая обстановка потребовали принятия нового избирательного закона, отвечающего политическим требованиям того периода. В результате было принято положение «О выборах в Учредительное собрание»9 .

Названный избирательный закон вводил всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Положением занижался возрастной ценз, отменены половой, имущественный цензы, а также цензы оседлости и грамотности. Важнейшей составной частью рассматриваемого Положения являлись гарантии фактической реализации избирательных прав граждан. Гл. IX «Об ограждении свободы и правильности выборов» Положения о выборах в Учредительное собрание содержала 18 составов, предусматривавших ответственность за нарушения, связанные непосредственно с выборами (ст. 96—113)10.

После роспуска Учредительного собрания большевистским правительством, возникла потребность в создании новой избирательной системы, способной обеспечить политическое господство большевиков в высшем органе представительной власти страны. К середине 1918 г. были созданы все необходимые предпосылки для кодификации норм советского избирательного права в едином акте высшего органа государственной власти Республики. Эта задача была выполнена Конституцией РСФСР 1918 г.11, в соответствии с которой органом представительной власти стал Съезд Советов.

Провозгласив принцип народовластия, действующая в этот период Конституция предоставила право избирать и быть избранными в Советы независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, половой принадлежности и т. п. Возрастной ценз был занижен до 18 лет. Вместе с тем, ст. 64 Конституции РСФСР содержала перечень лиц, которые не обладали активным и пассивным избирательным правом.

В первые годы своего существования советское уголовное законодательство 1922 г. содержало только одну норму (ст. 104 УК РСФСР)12, касающуюся защиты избирательных прав граждан, что можно объяснить желанием не допустить «эксплуататорские элементы» к управлению государством, классовым характером самого государства, целью установить диктатуру пролетариата.

28 января 1929 г. постановлением ВЦИК и СНК СССР Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьей, устанавливающей ответственность за воспрепятствование со стороны нанимателя в сельской

местности осуществлению лицами наемного труда принадлежащих им избирательных прав (ст. 91.1 УК РСФСР 1926 г.)13. Данная норма уже была прямо направлена на охрану избирательных прав граждан, однако действие ее ограничивалось только избирателями, работающими по найму в сельской местности.

В 1936 г. была принята Конституция СССР14’. Вслед за ней Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. утверждена Конституция РСФСР15, а также приняты конституции других союзных республик, которые продолжили развитие положений о политической системе, об избирательных правах граждан и практически продублировали союзную Конституцию.

В Конституции СССР впервые в истории советских конституций была выделена отдельная глава «Избирательная система». Выборы по новому законодательству предусматривались всеобщими и прямым, кроме того, голосование стало тайным, а голоса избирателей равными. Права голоса теперь не имели только умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.

Впоследствии в системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Высшим органом власти был провозглашен Верховный Совет СССР.

Первое Положение «О выборах в Верховный Совет СССР» было утверждено четвертой сессией ЦИК СССР 9 июля 1937 г., которое в качестве одной из гарантий реализации избирательных прав граждан предусмотрело уголовную ответственность за преступления в избирательной сфере16 . Так ст. 111 названного Положения предусматривала санкции для лиц, кто путем насилия, обмана, угроз или подкупа препятствовал гражданину СССР в осуществлении его права избирать и быть избранным в Верховный Совет СССР, а ст. 112 — для должностных лиц Совета или членов избирательной комиссии, совершивших подделку избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голосов17. Необходимо отметить, что на данном этапе уголовная ответственность уже выступала как одна из гарантий осуществления избирательных прав граждан, соблюдения принципов избирательного права.

В период с 1958 по 1993 гг. были проведены значительные реформы как общесоюзного, так и республиканского советского уголовного законодательства. В 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в период с 1959 по 1961 гг. союзными республиками были приняты новые уголовные кодексы.

Чтобы защитить и обеспечить незыблемость и развитие института избирательных прав по действующему на тот период законодательству, УК РСФСР 1960 г. предусматривал ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательного права (ст. 132 УК РСФСР); подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов; нарушение тайны голосования (ст. 133 УК РСФСР)18.

В связи с закреплением данных составов в Уголовном кодексе, 27 декабря 1961 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Положение о выборах в Верховный совет СССР»19. Изменения были внесены в ст. 111, 112 Положения о выборах в Верховный Совет СССР. Так, были исключены конкретные санкции за указанные в статьях преступления против избирательной системы и делалась отсылка к уголовному законодательству, т. е. к уголовным кодексам союзных республик.

Принятие Конституции 1977 г.20 не было обусловлено какими-либо кардинальными переменами в государственном и политическом устройстве Советского Союза, поэтому избирательная система не претерпела каких-либо существенных изменений. Однако уже до принятия Конституции РФ 1993 г. началась подготовка и проведение выборов в новый парламент Российской Федерации. Существенные изменения в избирательную систему внесли Положение «О выборах депутатов Государственной Думы», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 140021 и Положение «О выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 162622.

Важнейшим элементом постсоветской избирательной системы стало создание законодательства о выборах Президента Российской Федерации.

Отмеченные преобразования требовали внесения изменений в существовавшую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г.23 и принятия специальных законов. В связи со сжатыми сроками, постоянно меняющейся политической ситуацией сначала был принят Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», затем — Закон РСФСР «О Президенте РСФСР»24, и только после этого были внесены изменения в Конституцию РСФСР.

Проведение 17 марта 1991 г. первого референдума также требовало установления определенных правовых гарантий.

В то время вопросы подготовки и проведения референдума регламентировались Законом РСФСР

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс

от 16 октября 1990 г. «О референдуме РСФСР»25. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о референдуме стала предусматриваться в соответствии с Законом РСФСР от 16 октября 1990 г. «О внесении дополнений в уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях»26. В соответствии с этим законом УК РСФСР был дополнен ст. 133.1 — «Нарушение законодательства о референдуме». Таким образом, законодатель ввел материальную гарантию реализации права граждан на участие в решении задач общества через волеизъявление в референдумах.

В период с 1994 по 1995 гг. Государственной Думой разрабатывается и принимается ряд законов, посвященных выборам: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»27, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»28 и др., которые уже прямо содержали нормы, предусматривавшие административную или уголовную ответственность за нарушения, связанные с выборами и референдумами.

Важнейшим этапом в развитии России и российского законодательства стало принятие на всенародном референдуме в 1993 г. новой Конституции — Конституции России29. Данный акт закрепил приоритет личности, что не могло не сказаться и на развитии уголовного законодательства в сфере избирательного права. Конституция закрепила за гражданами широкий круг политических прав.

Регулируя ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме нормы ст. ст. 141, 142 УК РФ, принятого в 1996 г.30, в какой-то степени были аналогичны составам, предусмотренным ст. ст. 132, 133 УК РСФСР (1960 г.). В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ, уголовно наказуемым являлось воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав и права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Указанные преступные деяния, соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц, по предварительному сговору или организованной группой, наказывались согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ. Ст. 142 УК РФ, устанавливала ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования.

В 2002-2003 гг. произошло реформирование российского избирательного законодательства. Принят целый ряд федеральных законов, серьезно изменивших правовое регулирование организации и проведения выборов, а также порядок реализации избирательных прав граждан, основным среди которых можно назвать принятый 12июня 2002 г. Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»31 . В связи с этим в 2003 г. в Уголовный кодекс РФ были внесены существенные изменения в части регламентации уголовно-правовой охраны избирательных прав, предусматривающие усиление ответственности за нарушение избирательного законодательства.

В частности, Федеральным законом № 94-ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»32 ст. 141 УК РФ была дополнена ч. 3, предусматривающей уголовную ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно, требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равное неправомерное вмешательство в работу Государственной системы Российской Федерации «Выборы».

Вместе с тем введен не имевший аналогов в прошлом новый состав преступления, предусмотренный в ст. 141.1 УК РФ — «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума».

Впоследствии законодатель счел необходимым развести нормы о фальсификации избирательных документов и фальсификации итогов голосовании. Изложенная в новой редакции ст. 142 УК РФ устанавливала ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, а введенная Федеральным законом № 94-ФЗ от 4 июля 2003 г. статья 142.1 УК РФ — «Фальсификация итогов голосования» — предусматривала уголовную ответственность за фальсификацию итогов голосования.

Проанализировав генезис уголовной ответственности за правонарушения в сфере

избирательного и референдумного права России, необходимо отметить, что чем демократичнее становилась политика государства, тем больше уголовно-правовых гарантий предусматривалось законодательством для обеспечения реализации гражданами их прав. Таким образом, можно утверждать, что защита личности и ее прав неразрывно связана с уровнем развития демократии.

Список литературы

1. Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 тт.

2. Очерки по истории выборов и избирательного права / под ред. Ю.А.Веденеева. — Калуга,

2002.

3. Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1863.

4. Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1908.

5. Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1910.

Literature

1. Russian legislation, the X-XX centuries. Works in 9 volumes.

2. Essays on the history of elections and electoral law, Ed. By A. Vedeneyev — Kaluga, 2002.

3. Complete Collection of Laws of the Russian Empire. — St. Petersburg, 1863.

3. Complete Collection of Laws of the Russian Empire. — St. Petersburg, 1908.

3. Complete Collection of Laws of the Russian Empire. — St. Petersburg, 1910.

1 Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства от 21.04.1785 // Российское законодательство Х-ХХ в.в. Соч. в 9-ти томах. Т. V.- С. 32; Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21.04.1785 //

Там же. С. 38.

2 Очерки по истории выборов и избирательного права / Под ред. Ю.А.Веденеева. - Калуга, 2002. - С. 444.

3 Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19.02.1861 // Российское законодательство Х-ХХ вв. Соч. в 9-ти томах. Т. VII. - С. 53.

4 «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19.02.1861 // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. XXXVI. Ст. 36657. - СПб., 1863.

5 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. XXV. Ст. 26622. - СПб., 1908.

6 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. XXVII. Ст. 29242. - СПб., 1910.

7 «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года» // Российское законодательство Х-ХХ веков. Соч. в 9-ти томах. Т. VII.

8 Свод законов Российской Империи. Книга V. - СПб., 1914. - С. 314.

9 Свод законов Российской Империи. Книга V. - СПб., 1914. - С. 314.

10 Положение о выборах в Учредительное Собрание. - Петроград, 1917. - С. 96-118.

11 РСФСР. 1918. № 51. С. 582.

12 СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

13 СУ РСФСР. 1929. N 15. Ст. 163.

14 Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.12.1936. № 238.

15 СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11.

16 Правда. 10.07.1937.

17 Положение о выборах в Верховный Совет СССР. НКЮ СССР. 1937.

18 Ведомости ВС СССР. 1960. № 40. Ст. 591.

19 Ведомости ВС СССР. 1962. № 1. Ст. 2.

20 Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.

21 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 3994.

23 Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

24 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510, 512; № 22. Ст. 776.

25 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 25.10.1990. N 21. Ст. 230.

26 Российская газета. 09.09.1993. № 174.

27 Российская газета. 09.09.1993. № 174.

28 Российская газета. 09.09.1993. № 174.

29 Российская газета. 25.12.1993. № 237.

30 СЗ РФ.1996. N 25. Ст. 2954.

31 СЗ РФ.2002. № 24. Ст. 2253.

32 Российская газета. 08.07.2003. N 131.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.