Научная статья на тему 'Уголовно-правовая охрана избирательных прав в истории России'

Уголовно-правовая охрана избирательных прав в истории России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая охрана избирательных прав в истории России»

© 2006 г. М.Х. Поркшеян

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В ИСТОРИИ РОССИИ

В России избирательное право - сравнительно молодой институт, особенно в сравнении с его античными образцами, как, впрочем, и сама российская государственность. Теоретические разработки избирательного права России начались в XIX в. На рубеже XIX - XX вв. в литературе употребляли и другой термин - «выборное право», под которым понимали «совокупность юридических норм, определяющих те условия, которые требуются по закону для участия в выборах».

Тем не менее было бы несправедливо умалчивать и о том, что деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Уже в то время избирались высшие должностные лица государства: князи, посадники, тысяцкие. Осуществлялось и выборное местное самоуправление. Избирательные права предоставлялись не только знати, но и новгородскому плебсу.

Интересен и тот факт, что голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника [1]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что берестяной «бюллетень» - документ, обладающий рядом существенных юридически значимых признаков: письменная форма, указание имени избранника, дающих возможность фиксировать результаты выборов. Из этого следует, что определение итогов выборов происходило путем подсчета количества берестяных «бюллетеней». Выигрывал выборы, вероятно, тот, за кого было подано большее количество голосов - «бюллетеней».

В источниках отсутствует информация о том, были ли факты воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан и фальсификаций выборов, но мы предполагаем, что они имели место быть, а споры, связанные с нарушением порядка выборов, вполне вероятно, решались с помощью судебных поединков -так называемого «поля», проведение которого строго регламентировалось. На рубеже XI - XII вв. это был вполне справедливый способ решения спора о праве.

С утратой политической самостоятельности Новгородской и Псковской республик инсти-

туты избирательной системы были утрачены, поэтому отпала необходимость их защиты государством [2].

В централизованном Московском государстве существовали представительные органы -Земские Соборы, органы местного самоуправления, однако не было определенного, официально регламентированного порядка проведения выборов, не существовало избирательных округов, четко закрепленных избирательных цензов и субъектов избирательного права. Земские соборы так и не стали сословно-представительными органами, действующими на постоянной основе. Созывались они по инициативе царя, определявшего, когда, сколько и какого «рода» людей необходимо было выбрать, что обусловливалось задачами, которые предстояло решить данному Земскому Собору (согласно царской политике). Деятельность Земских Соборов как высших законосовещательных и распорядительных органов обусловила возникновение представительных выборных органов местного самоуправления -губных и земских губ. Возглавляли органы местного самоуправления губные старосты, земские судьи, целовальники, которые избирались всем взрослым мужским населением данной земли, территории за исключением служилых людей.

Дальнейшее развитие реформирования представительных органов связано со вступлением России в новый этап эволюции. В XVIII в. создаются представительные и сословные выборные органы самоуправления (дворянские собрания и городские думы) и суды (заседатели).

В жалованных грамотах дворянству и городам (1785 г.) на законодательном уровне закрепляются сословные политические права дворян и горожан, куда входят и избирательные права. Четко закрепляются такие цензы, как половой, возрастной, имущественный и ценз оседлости. Предусматривался обязательный контроль за порядком проведения выборов, функции которого осуществляла имперская администрация (генерал-губернаторы, губернаторы). Однако за верховной властью была закреплена прерогатива и ликвидации выборных органов вообще (что впоследствии и сделал Павел I).

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21.04.1785 г. наделяла дворян правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства.

Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов. Кандидаты в заседатели дворянских судов (верхних и нижних земских, совестных), выбранные собранием на тот же срок, утверждались также главой губернской администрации. Их избирали местные дворяне уездов, составлявших округ соответствующего суда, из лиц, удовлетворявших цензу оседлости и добропорядочности, выраженной в отсутствии «явного порока», а также имущественному - «доход с деревень» не ниже 100 р., возрастному - не моложе 25 лет и служебному - не ниже обер-офицерского чина, если он не был получен лишь при отставке. Были установлены цензы для приобретения как активного, так и пассивного избирательного права [2, с. 32-38].

В жалованной грамоте городам устанавливались политические права горожан, в число которых входило право формировать и участвовать в деятельности выборных органов городского самоуправления и юстиции. Постоянное население городов наделялось правом объединяться в общества, собираться на собрания для проведения выборов каждые три года в зимнее время по созыву либо дозволению губернатора.

Выборы должностных лиц городского самоуправления и юстиции проводились прямые, по большинству голосов, хотя предусматривалась возможность проведения и двухстепенных выборов: городские участковые общества представляли кандидатов, а те выбирали должностных лиц. Активным и пассивным избирательным правом наделялись мещане мужского пола, обладавшие капиталом, проценты с которого составляли не менее 50 руб., и достигшие 25 лет (ст. 49 Грамоты на права и выгоды городам Российской империи) [2, с. 7879].

Таким образом, на данном этапе избирательное право носило характер сословного права -привилегии. Поэтому задача государства состояла в обеспечении этой привилегии, а не защите от нарушений избирательного права. Ни о какой ответственности за нарушения из-

бирательного права не могло быть и речи, так как степень их общественной опасности была крайне незначительна и попросту игнорировалась государством.

Следующая эпоха - «эпоха великих реформ» 60 - 70-х гг. XIX в. и новая эпоха в развитии избирательного законодательства. Именно в этот период были приняты демократические (с известной оговоркой) акты, устанавливающие порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и мировой суд. Целью реформ являлась модернизация и европеизация социально-политической системы Российской империи, что привело и к определенным подвижкам в сторону демократизации избирательного права.

В данный период были внесены изменения в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, которые закрепили значительное количество составов рассматриваемой группы преступлений. Это и воспрепятствование, и продажа и покупка голосов, и умышленное искажение выборной процедуры [3].

В результате реформы 1861 г. крестьяне получили волю, «не такую, какую они хотели, и не так, как они хотели, но все же волю. Они приобрели права свободных сельских обывателей, т. е. определенные гражданские, семейные и даже некоторые политические права (например, право создавать крестьянское самоуправление). Правоспособность крестьян, следовательно, была резко расширена, из почти рабов они становились людьми» [4]. Конечно, крестьянство продолжало оставаться низшим слоем общества, но экономически и политически оно приобретало известную перспективу.

При всей ограниченности крестьянская реформа явилась серьезным поворотом в истории России. Она не только резко повернула страну на путь капиталистического развития с экономической точки зрения, но и проложила первые шаги к построению определенной политической системы, к закреплению избирательных прав не только привилегированных сословий, но и простых граждан.

Конечно, говорить о выборах на данном этапе можно лишь условно, ведь самоуправление в то время было поставлено в полную зависимость от местной администрации. В этих условиях ни о каких уголовно-правовых гарантиях выборов не могло быть и речи, поскольку уголовное законодательство берет под свою защиту наиболее важные, значимые общественные отношения, а избирательное право в то время

еще не приобрело общегосударственного значения.

Проведенные в 70 - 80-е гг. XIX в. контрреформы привели к уничтожению части выборных институтов, изменению порядка выборов, нанесли серьезный удар по избирательным правам всего населения, а развитие избирательного права и формирование избирательной системы осуществлялось уже в новейшее время. На стыке смены государственной формации, чтобы сохранить российскую государственность, правительство, напуганное надвигающейся революцией, было вынуждено вновь «вспомнить» о политических правах поданных. Важнейшим нововведением в системе государственного механизма России стало учреждение Государственной думы. В ее создании осуществились идеи, которые разрабатывались еще Сперанским.

Результатом первой российской революции стало создание первого парламента. В феврале 1905 г. была начата работа по подготовке законопроекта об учреждении Государственной думы и о выборах в нее. Указанное учреждение должно было иметь статус законосовещательного органа. В Положении о выборах в Государственную думу содержалось большое количество ограничений для участия. От участия в выборах отстранялись: а) лица женского пола; б) лица моложе 25 лет; в) обучавшиеся в учебных у заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной и воинской службе; д) так называемые бродячие инородцы; е) иностранные подданные.

Избирательных прав лишались лица: а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав состояния либо уволенные из службы; б) отрешенные от должности по судебным приговорам сроком на три года; в) состоящие под следствием или судом по делам, указанным в п. «а»; г) так называемые несостоятельные, впредь до установления причин того; д) признанные судом несостоятельными; е) лишенные духовного сана или звания за пороки.

Первым актом, регулирующим избирательное право в Советской России, стало Положение «О выборах в Учредительное собрание» 1917 г. В данном правовом акте была предусмотрена отдельная глава, закрепляющая ответственность за нарушения в избирательной сфере, в частности ст. 110 регламентировала ответственность лица, виновного в подаче голоса, заведомо не имея на то права [3, с. 15]. Это был единственный состав, направленный

на охрану избирательных прав граждан, вплоть до 1929 г.

В 1929 г. УК РСФСР 1926 г. был дополнен статьей, которая устанавливала ответственность за воспрепятствование нанимателем осуществлению лицами наемного труда принадлежащих им избирательных прав [5].

С принятием Конституции СССР 1936 г. произошли изменения и в избирательной системе: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. В 1937 г. было утверждено положение о выборах в Верховный Совет СССР, где закреплялись два состава, направленных на охрану избирательных прав [6]. Статья 111 устанавливала уголовную ответственность для лиц, препятствующих путем насилия, угроз или подкупа осуществлению избирательных прав граждан. А ст. 112 закрепляла ответственность для должностных лиц за подделку избирательных документов и неправильный подсчет голосов.

В результате реформ уголовного законодательства 1958 г. был принят УК РСФСР 1960 г., который закрепил две статьи, направленные на охрану электоральной сферы: воспрепятствование осуществлению избирательных прав (ст. 132 УК РСФСР), подлог избирательных документов и неправильный подсчет голосов (ст. 133 УК РСФСР) [7].

В 1990 г. в УК РСФСР 1960 г. была введена еще одна статья, которая закрепляла ответственность за нарушения законодательства о референдуме, а законом 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и КоАП РСФСР» данная норма закрепила в себе принцип административной преюдиции.

Уголовным кодексом РФ указанное положение было исключено. Он предусматривал только две нормы, регламентирующие ответственность в электоральной сфере. На настоящий момент УК РФ содержит уже четыре статьи, посвященные избирательным преступлениям: ст. 141 УК РФ - воспрепятствование осуществлению избирательного права или работе избирательных комиссий; ст. 141.1 - нарушение порядка финансирования избирательных кампаний; ст. 142 - фальсификация избирательных документов, документов референдума и ст. 142.1 - фальсификация итогов голосования.

Итак, уголовное право, защищая избирательные права граждан, отражало всегда политику государства в электоральной области и прошло путь от защиты цензовой системы вы-

боров ко всеобщему голосованию, а затем - к демократическим выборам.

Таким образом, исторический анализ позволяет сделать вывод об обусловленности существования и развития норм уголовного права, направленных на охрану избирательных прав в период становления демократии.

Литература

1. Ефремова Н.Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. 1998. № 3. С. 14.

Ростовский государственный университет

2. Российское законодательство Х - ХХ вв.: В 9 т. Т. 5. М., 1998.

3. Шевченко Г.Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан: Автореф. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.

4. Российское законодательство Х - ХХ вв.: Документы крестьянской реформы. М., 1989. Т. 7.

5. УК РСФСР 1926 г. (с изменениями на октябрь 1953 г.) М., 1953.

6. СЗ СССР. 1937. № 43. Ст. 182.

7. УК РСФСР 1960 г. М., 1988.

30 октября 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.