Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ИНФОРМАЦИИ / РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК / ПРЕДПРИЯТИЯ ПОЛИГРАФИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилов Д.А., Бойцов В.Г.

В статье рассмотрена работа полиграфических предприятий и выделена проблема поиска методов повышения экономической эффективности, поставлены ключевые задачи исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирилов Д.А., Бойцов В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ»

УДК 338.2

Д.А. Кирилов, В.Г. Бойцов

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ

В статье рассмотрена работа полиграфических предприятий и выделена проблема поиска методов повышения экономической эффективности, поставлены ключевые задачи исследования.

Ключевые слова: рынок информации, рекламный рынок, предприятия полиграфии, экономическая эффективность.

Актуальность работы. Полиграфические предприятия в регионах на сегодняшний день занимают значительное место и как организации, обеспечивающие возможность ведения бизнеса, и как игроки рекламного рынка, однако их деятельность сопряжена с решением множества проблем, прежде всего проблем экономического характера, основным из которых остаётся вопрос экономической эффективности. Несмотря на востребованность услуг, предлагаемых полиграфическими предприятиями, зачастую их деятельность прекращается по причине низкой экономической результативности, проигранной конкурентной борьбы и неумения исправить ситуацию с помощью доступных средств. Необходимостью поиска методов достижения экономической эффективности и обосновывается актуальность настоящей работы.

Целью исследования была разработка мероприятий по достижению экономической эффективности деятельности предприятия ООО «Полиграфия», оказывающего услуги на рынке производства полиграфической продукции.

Методической базой исследования послужили такие известные методики, как методика ситуационного анализа (SWOT-анализ), методика оценки конкурентоспособности предприятия на основе выявления факторов, методика сбора первичной информации на основе опроса и экспертного анализа.

Теоретической базой для работы послужили труды известных маркетологов, экономистов и специалистов отрасли, таких как Ф. Котлер [4], Е.П. Голубков [1], С.М. Гуревич [2], С.В. Дацко[3], П.В. Лимарев [5], [6], [7], Ю.А. Лимарева [5], [6], Е.М. Мерзликина [10], А.М. Назайкин, В.И. Киверин и другие. В ходе исследования была получена вторичная информация из бухгалтерских отчётностей предприятия, годовых и ежеквартальных отчётов, сети Интернет, первичная информация была получена из проведенных выборочных полевых исследований [8, С. 30-35].

Охарактеризуем исследуемое предприятие для подготовки к анализу маркетинговой среды. ООО «Полиграфия» является аффилированной компанией ОАО «ММК» и обслуживает интересы ОАО «ММК», поэтому её участие в деятельности рынка оперативной полиграфии г. Магнитогорска существенно ограничено. Тем не менее, предприятие заинтересовано в расширении рыночной деятельности, что связано с жёсткой системой мотивации при деятельности компании в интересах компании-учредителя: поскольку производство полиграфической продукции, связанное с деятельностью ОАО «ММК», ведётся в соответсвии с планами и расценками компании-учредителя, ООО «Полиграфия» привлекает сторонних заказчиков с целью оптимизации собственных доходов.

Единственным учредителем ООО «Полиграфия» являлось ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Однако, на заседании Совета директоров ОАО «ММК» 20.12.2014 г. принято решение о прекращении участия ОАО «ММК» в ООО «Полиграфия». Изменился и состав участников ООО «Полиграфия». В марте 2015 года были внесены соответствующие изменения в учредительные документы ООО «Полиграфия».

В настоящее время предприятие готово оказывать следующие рыночные услуги:

• печать визиток оперативными тиражами (50-200 шт. в течение дня) с использованием средств оперативной полиграфии;

• печать визиток офсетным способом (от 200 шт.; время печати определяется скоростью набора заказов для печати оптимального тиража;

• печать полиграфической продукции средствами оперативной полиграфии (высокая скорость изготовления при высокой цене для заказчика) - буклеты, флаеры, брошюры, афиши (формат А3) и многое другое;

© Кирилов Д.А., Бойцов В.Г., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 12(51) Том 3.

ISSN 2223-4047

• печать полиграфической продукции офсетным методом (значительная выгода при больших тиражах), включая листовую продукцию формата А2;

• дополнительные услуги: допечатная (дизайн, корректура и подготовка макетов к печати) и по-слепечатная обработка (фальцовка, биговка, брошюровка, резка и т.д.)

Кроме того, ООО «Полиграфия» в соответствии с заключёнными договорами может оказывать любые услуги, связанные с оборотом информации, в том числе рекламной, через иные информационные структуры, являющиеся аффилированными предприятиями ОАО «ММК» - телеканал «ТВ-ИН», радиоканал «Dynamite-FM», газета «Магнитогорский металл» и др.

На предприятии работает 27 человек, из них руководящие должности занимают четыре человека, функциональный персонал, не входящий в число руководителей, составляет семь человек, линейный персонал (сотрудники, непосредственно занятые в производственном процессе) - 16 человек. Средняя заработная плата по предприятию составляет 17,5 тыс. руб.

Основные средства предприятия представлены оборудованием для оперативной полиграфии (цветной лазерный принтер НР Color LaserJet с возможностью цветного копирования, 6 лотков, формат А3); оборудованием для офсетной печати (печатная машина Heidelberg Printmaster, листоподборочно-брошюровальный комплекс Theisen & Bonitz, линия клеевого бесшвейного скрепления (КБС) JUD Ecamo, одноножевая резальная машина Polar, фальцевальное оборудование Heidelberg, тигельный пресс для вырубки, тиснения и конгрева TYMB, промышленный ламинатор KDFM) и другим оборудованием для обеспечения печатного процесса; оборудованием для допечатной подготовки (4 компьютера «Kraftway» и 1 компьютер «Apple» соответствующей конфигурации); вспомогательным оборудованием (компьютеры для бухгалтерии, мебель, оборудование для комфортной работы и т.д.). Общая стоимость основных средств (собственных, заёмных, нематериальных активов) составляет около 35 млн. руб.

Оборотные средства компании формируются за счёт платежей компании-учредителя за произведённую продукцию и за счёт платежей сторонних организаций, заказывающих продукцию в ООО «Полиграфия». Поступления средств от учредителя, использующихся в качестве оборотных, имеют сезонный характер (что связано с периодичностью заказов учредителя), поэтому большую ценность имеют заказы от сторонних организаций. В целом среднегодовая стоимость оборотных средств составляет около 3-3,5 млн. руб.

В соответствии с заданной целью исследования были определены задачи:

• определить возможности предприятия на рынке оперативной полиграфии;

• проанализировать маркетинговую среду предприятия;

• выявить конкурентные преимущества и недостатки ООО «Полиграфия»;

• разработать мероприятия по достижению экономической эффективности деятельности предприятия;

• оценить предполагаемый эффект от внедрения мероприятий.

В ходе проведенного исследования выяснено, что результативность экономической деятельности (понятия «эффективность» и «результативность» разделены в работе Лимарева П.В. [9, С.19-32]) ООО «Полиграфия» невысокая, выявлены основные причины и предложен стратегический план по изменению ситуации.

Определено, что реально повысить доходы ООО «Полиграфия» можно, применив комплекс маркетинговых мероприятий, имеющий целью повышение конкурентоспособности ООО «Полиграфия».

В исследовании определены расходы, необходимые для внедрения соответсвующих мероприятий на начальном стратегическом этапе продвижения, а также расходы, необходимые для поддержания положения ООО «Полиграфия» на рынке полиграфических услуг.

Так же в работе определён экономический эффект от внедрения маркетинговых мероприятий, позволяющих ООО «Полиграфия» занять лидирующие позиции на Магнитогорском рынке полиграфической продукции. Определён период окупаемости и предполагаемая дополнительная прибыль от внедрения этих мероприятий.

Рекомендации по формированию комплекса маркетинговых мероприятий могут быть применены любым экономическим субъектом - игроком рынка полиграфических услуг.

Библиографический список:

1.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 2003. -

496 с.

2.Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. - М.: РИП-холдинг, 2001. - 64 с.

3.Дацко С.В. Техническая эффективность фирмы на примере полиграфических предприятий: монография. -М.: МГУП, 2008. - 128 с.

4.Котлер Ф, де Без Ф. Т. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей. СПб: Нева,

2004.

5.Лимарев П.В., Лимарева Ю.А. Шпонько М., Мугутасимова Ю. Применение панелей индикаторов в процессе управления эффективностью деятельности издательства // Финансовый менеджмент. 2014. № 1. с. 13-24.

6.Лимарев П.В. Лимарева Ю.А. Оценка эффективности управления малым предприятием - издателем регионального печатного средства массовой информации // Менеджмент в россии и за рубежом. 2010. № 6. с. 67-72.

7.Лимарев П.В. Инструменты управления экономической эффективностью в организации // автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук / Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. Москва, 2012.

8.Лимарев П.В., Лимарева Ю.А. Маркетинговые исследования: конспект лекций : учебное пособие / П. В. Лимарев, Ю. А. Лимарева. Магнитогорск, 2012.

9.Лимарев П.В. Инструменты управления экономической эффективностью в организации (на примере региональных печатных СМИ) дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. Москва, 2012.

10.Мерзликина Е.М. Оценка эффективности деятельности организации: Монография. - М.: ГОУ ВПО МГУП, 2004. - 93 с.

КИРИЛОВ ДАНИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - студент института энергетики и автоматизированных систем, Магнитогорский государственный технический университета им. Г.И. Носова, Россия.

БОЙЦОВ ВЯЧЕСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - старший преподаватель, Магнитогорский государственный технический университета им. Г.И. Носова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.