Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1734
251
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПЕДАГОГИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абенова Ирина Анатольевна

В статье акцентируется внимание на педагогическом взгляде автора в свете теоретического обоснования социально-личностных и социально-поведенческих особенностей компетентности личности. Компетентностный подход - реальность нынешней социальной жизни, образовательной политики государства, образовательного процесса. Определение сущности компетентности, составляющих ее элементов; факторов и условий формирования; выделение видов компетентностей и их классификаций; выявление роли и значения различных видов компетентностей в профессиональной и обычной жизнедеятельности человека - задача гуманитарных наук. Исходя из указанных теоретических предпосылок, формулируются принципы образовательного процесса подготовки педагога, который можно назвать социально-образавотельным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF THE CONCEPT «SOCIAL COMPETENCE»

The article focuses on the author's pedagogical view in the light of the theoretical substantiation of the social-personal and socio-behavioral characteristics of the personality's competence. The competence-based approach is the reality of today's social life, the educational policy of the state, and the educational process. Determination of the essence of competence, its constituent elements; factors and conditions of formation; highlighting the types of competencies and their classifications; identifying the role and significance of various types of competencies in the professional and ordinary life of a person is the task of the humanities. Based on these theoretical premises, the principles of the educational process of teacher training are formulated, which can be called a social educational process.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»»

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ» Абенова И.А. Email: Abenova6113@scientifictext.ru

Абенова Ирина Анатольевна - магистрант, специальность: педагогика и психология, Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем, г. Уральск, Республика Казахстан

Аннотация: в статье акцентируется внимание на педагогическом взгляде автора в свете теоретического обоснования социально-личностных и социально-поведенческих особенностей компетентности личности. Компетентностный подход — реальность нынешней социальной жизни, образовательной политики государства, образовательного процесса. Определение сущности компетентности, составляющих ее элементов; факторов и условий формирования; выделение видов компетентностей и их классификаций; выявление роли и значения различных видов компетентностей в профессиональной и обычной жизнедеятельности человека — задача гуманитарных наук. Исходя из указанных теоретических предпосылок, формулируются принципы образовательного процесса подготовки педагога, который можно назвать социально-образавотельным процессом. Ключевые слова: социальная компетентность, социально-личностные и поведенческие особенности, педагогика, компетентность и компетенции.

DESCRIPTION OF THE CONCEPT «SOCIAL COMPETENCE»

Abenova I.A.

Abenova Irina Anatolyevna - Master's Student,

SPECIALTY: PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY,

KAZAKHSTAN UNIVERSITY OF INNOVATION AND TELECOMMUNICATIONS SYSTEMS, URALSK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN,

Abstract: the article focuses on the author's pedagogical view in the light of the theoretical substantiation of the social-personal and socio-behavioral characteristics of the personality's competence. The competence-based approach is the reality of today's social life, the educational policy of the state, and the educational process. Determination of the essence of competence, its constituent elements; factors and conditions of formation; highlighting the types of competencies and their classifications; identifying the role and significance of various types of competencies in the professional and ordinary life of a person is the task of the humanities. Based on these theoretical premises, the principles of the educational process of teacher training are formulated, which can be called a social educational process.

Keywords: social competence, social and personal and behavioral characteristics, pedagogy, competence.

УДК 1174

DOI: 10.24411/2312-8089-2021 -11002

Социальная компетентность является одним из важнейших видов компетентностей. Рассмотрим некоторые варианты трактовок понятия «социальная компетентность».

Исследователь И.А. Зимняя, указывая на то, что компетентности формируются в социуме, подчеркивает социальный характер всех компетентностей [1]. И.А. Зимняя выделяет три группы социальной компетентности:

1) компетентности, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, общения;

2) компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;

3) компетентности, относящиеся к деятельности человека [1, с. 11].

Н.И. Белоцерковец определяет социальную компетентность как определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли [2, с. 5].

Спектр проблем по формированию социальной компетентности нашло отражение в работах У. Пфингстера, Р. Хинтча, А. Голфрида, Р. Дзуриллы и др. [3, с. 3].

Как отмечает Е.В.К аменская, А. Голфрид и Р. Дзурилла определяют способность индивида решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается, проявлением социальной компетентности [4, с. 5].

Опираясь на мнение О.В.Кандауровой, можно сделать вывод о том, что социальная компетентность учащихся колледжа - это способность устанавливать социальное взаимодействие с учетом позиций других людей, направленное на сотрудничество, работу в команде, проявлять коммуникативные навыки, умение принимать собственные решения и нести за них ответственность, осознание собственных потребностей и целей, определение личностной роли в обществе, развитие личностных качеств, саморегулирование [5, с. 11].

По мнению Е.В. Коблянской, социальная компетентность может быть рассмотрена как умение выбрать правильные социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. А также трактуется как понимание отношения «Я» - общество [6].

В работах В.М. Басовой социальная компетентность понимается как интериоризированный личностью социальный опыт, адекватный определенной системе социальных отношений и обеспечивающий человеку возможности для самореализации в этой системе [7]. Она характеризуется сложным переплетением знаний, умений и действий, ориентированных на социальную реальность, среду обитания и ситуации повседеневности, отражает отношения в системах «человек-человек, «человек-группа», «человек-общество», «»человек-мир» в личном опыте индивида через интериоризированные им нормы, ценности, правила, традиции, обычаи [8, с. 15].

Автор И.Г. Захарова в своем исследовании под социальной компетентностью понимает способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокульруам и религиям, проявление спряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества [9, с. 3].

Как отмечает С.З. Гончаров, автор статьи «Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение», социальная компетентность личности -это интегративное социальное качество личности, включающее в свой состав ясное ценностное понимание социальной действительности, конкретное социальное знание как руководство к действию, субъектную способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству; умение осуществлять социальные технологии в главных сферах жизнедеятельности согласно должному уровню культуры, нравственности и нрава [10, с. 7].

Социальная компетентность являет из себя структуру, который состоит из основных компонентов и различных содержательных уровней: аксиологический -верные социальные знания, необходимые для взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми для оптимального решения социально значимых задач; субъектный - готовность к самоопредедению и самоуправлению, самодеятельности м нормотворчеству, умение порождать причинные ряды и нести ответственность; праксиологический, или технологический - умение осуществлять гуманитарно-

социальные технологии и коммуникации в системе социальных норм, институтов и отношений [10, с. 8].

Одним из основных навыков в структуре социальной комптентности в современных условиях можно бесспорно отметить навык анализа социальных ситуаций и принятия самостоятельных решений, позволяюий делать выбор адекватной стратегии поведения в условиях неопределенности и риска [11, с. 152].

В.Н. Куницына [12] определяет социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности и себе, социальных умений и навыков взаимодействия, поведения в стандартных социальных ситуациях, что способствует адаптации, целесообразному принятию решений и максимальному использованию обстоятельств.

Анализируя вышеизложенные определения и сопоставляя их, в качестве основного содержания определения социальной компетентности будем считать совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека.

Таким образом, рассмотрев множество трактовок понятия «социальная компетентность», мы вывели свое определение данного понятия. По нашему определению, социальная компетентность - это способность личности, позволяющее человеку адаптироваться, принять соответствующие социальные цели, конструктивно взаимодействовать в специфических социальных условиях, продуктивно решать профессиональные задачи и проигрывать социальные роли с использованием ресурсов социального окружения и личностных ресурсов индивида.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет выделить следующие компоненты социальной компетентности: мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностно-коммуникативный и рефлексивный [8, 11, 13]. Содержание каждого из компонентов отражает основные компетенции, которые и составляют социальную компетентность (см. таблицу 1).

Таблица 1. Содержание социальной компетентности

Социальная компетентность Показатели

Мотивационно-целевой способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать [8, с.15];

Когнитивный знание основ социологии, педагогики, психологии, этики, необходимые для успешной адаптации в профессиональной деятельности и социальной жизни; знание сущности и содержания процесса общения и умение взаимодействовать [13, с.98].;

Деятельностно-коммуникативный умение устанавливать межличностные связи, умение правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимоотношениях с людьми ; умение согласовывать свои действия с действиями других субъектов деятельности; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, навыки эффективного общения;

Рефлексивный знания человека о себе и социальной среде; умение сознательно контролировать свою деятельность (учебную и профессиональную) и уровень собственного развития, личностных достижений; способность и умение осмысливать свою профессиональную деятельность, оценивать свои умения [11, с. 152].

Формирование социальной компетентности происходит в различных средах, а ее основных составляющих компетенций - в учебном процессе [13]. Реализация социальной компетентности в неопределенной ситуации (взаимодействие с

социумом) происходит посредством включения студентов колледжа как в производственную практику, так и организацию условий для их взаимодействия с различными структурами общества.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в настоящее время в условиях карантинного режима жизни и дистанционной работы, учебы, социальная компетентность приобретает новые характеристики. На данный момент социальная компетентность во всех сферах жизнедеятельности человека становится определяющим составляющим успешности личности.

При организации процесса формирования социальной компетентности учащихся колледжа необходимо учитывать некоторые факторы, которые могут сущетсвенно влиять на его эффективность. Прежде всего, необходимо определиться ценностными ориентирами и содержанием учебно-воспитательной работы, которые, среди прочего, должны выстраивать процесс профессиональной подготовки в колледже.

Представленные в данной статье результаты исследования будут положены в основу построения теоретической модели и педагогической технологии формирования социальной компетентности студентов колледжа.

Список литературы /References

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе, 2009. № 2. С. 7-14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/artide/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya/ (дата обращения: 26.03.2021).

2. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения: автореферат дисс. Ставрополь, 2002. 18 с.

3. Лавская Н.С. Формирование социальной компетентности педагогов-дефектологов. Автореферат дисс.на .. кандидата пед.наук. Москва, 2012. 24 с.

4. Каменская Е.В. Формирование социальной компетентности студентов в социокультурной среде учреждений среднего профессионального образования. Автореф.дисс... к.п.н. Москва, 2012. 31 с.

5. Кандаурова О.В. Формирование социальной компетентности студентов ссуз в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплн. Автореферат дисс.на .. кандидата пед. наук. Казань, 2013. 24 с.

6. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. Автореф.дисс... к.псих.н. Санкт-Петербург, 1995. 17 с.

7. Басова В.М.Теория и практика формирования социальной компетентности личности: Учебное пособие к спецкурсу. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. 188 с.

8. Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников. Автореферат дисс.на .. кандидата пед.наук. Ярославль, 2004. 24 с.

9. Захарова И.Г.Формирование социальной компетенции будущих инженеров. Автореферат дисс.на .. кандидата пед.наук. Саратов, 2010. 24 с.

10. Гончаров С.З. Социальная компетентность: сущность, структура, критерии и значение // Образование и наука, 2004. № 2 (26). С. 3-18.

11. Глушова Е.О. Модель развития социальной компетентности студентов вуза // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокниетика, 2012. № 2. С. 151-154.

12. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005. В.Н. Куницына, Т.Н. Щербакова.

13. Бейлина Н.С. Сущность понятия «социальная компетентность» // Вестник Череповецкого государственного университета, 2011. № 3. Т. 2. С. 97-99.

14. Zhunusova E.K., Tursungozhinova G.S., Kabdualieva A.Zh. Формирование социальной компетенции будущих педагогов-психологов. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии [S. l.]. Т. 58. № 3, jan. 2017. ISSN 2617-7552. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/645/ (дата обращения: 29.03. 2021).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ СОЧИНЕНИЯ Черемкина О.П. Email: Cheremkina61136113@scientifictext.ru

Черемкина Оксана Петровна - студент, кафедра начального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, уместной и воздействующей речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности сознательного гражданина правового государства. Развитие связной речи младших школьников -это одна из наболевших проблем в современной психолоии и педагогике. Рассмотрением их особенностей развития на определенных возрастных этапах, более точно в младшем школьном возрасте занимались ученые, исследовавшие проблемы развития связной речи. Роль сочинения в развитии речи младших школьников -это успешность в развитии ребенка как социально значимой личности, так и успешности в учебных предметах.

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, речь, устная речь, письменная речь, личность, упражнения для развития речи, сочинение, классификация сочинений, взаимодействия, средства.

DEVELOPMENT OF CONNECTED SPEECH OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN THROUGH COMPOSING Cheremkina O.P.

Cheremkina Oksana Petrovna - Student, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.K. AMMOSOV, YAKUTSK

Abstract: mastering the skills of correct and clean, meaningful and logical, rich and expressive, relevant and influential speech is fundamental for the formation of a full-fledged personality of a conscientious citizen of a legal state. The development of coherent speech in primary schoolchildren is one of the most pressing problems in modern psychology and pedagogy. Consideration of their developmental characteristics at certain age stages. The role of essay in the development of speech of primary schoolchildren as success in the development of a child as a socially significant person.

Keywords: primary school age, speech development, speech, speaking, written speech, personality, exercises for the development of speech, composition, classification of compositions, interaction, means.

УДК 372.46

Актуальность темы подразумевается тем, что в наше время значительно упала читаемость населения страны, мира. Отсюда снижается мыслительный интеллект человечества, это связано с появлением в нашей жизни гаджетов и сети «Интернет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.