Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВЕННЫХ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СФЕРЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВЕННЫХ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ / ЭКСПОРТНЫЕ И ИМПОРТНЫЕ КВОТЫ / УЯЗВИМЫЕ ОТРАСЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ТАРИФНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев А. А.

Рассматривается применение конкретных запретных и ограничительных мер в рамках единой системы государственного контроля внешнеэкономической деятельности в целом. При этом обосновывается, что ключевую роль здесь играют отдельные нетарифные ограничения внешней торговли товарами. Анализируется также, что сегодня наиболее широкие возможности использования государственного аппарата для регулирования внешней торговли в интересах ведущих монополий дает такая мера, как лицензирование. Помимо этого, раскрывается механизм применения отдельных специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при осуществлении импортно-экспортных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF CERTAIN SIGNIFICANT PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS IN THE HANDLING OF OPERATIONS IN THE FOREIGN TRADE SPHERE

The application of specific impeded and restrictive measures within the framework of state control of foreign economic activity in general is considered. At the same time, it is proved that the key role here is played by certain non-tariff restrictions on foreign trade of goods. It is also analyzed that nowadays the most extensive opportunities for using the government machinery to regulate foreign trade in the interests of leading monopolies are provided by such a measure as licensing. Also the mechanism of application of certain special protective, anti-dumping and countervailing measures in the application of import-export operations is characterized.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВЕННЫХ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СФЕРЕ»

Научная статья УДК 339

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-299-303 NIION: 2003-0059-2/22-267 MOSURED: 77/27-003-2022-02-466

Характеристика отдельных существенных запретов и ограничений при ведении операций во внешнеторговой сфере

Андрей Алексеевич Яковлев

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия,

andrewO880@rambler.ru

Аннотация. Рассматривается применение конкретных запретных и ограничительных мер в рамках единой системы государственного контроля внешнеэкономической деятельности в целом. При этом обосновывается, что ключевую роль здесь играют отдельные нетарифные ограничения внешней торговли товарами. Анализируется также, что сегодня наиболее широкие возможности использования государственного аппарата для регулирования внешней торговли в интересах ведущих монополий дает такая мера, как лицензирование. Помимо этого, раскрывается механизм применения отдельных специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при осуществлении импортно-экспортных операций.

Ключевые слова: транснациональная деятельность, внешняя торговля, таможенно-тарифное регулирование, государственный контроль товарных потоков, экспортные и импортные квоты, уязвимые отрасли национальной экономики, тарифная защита

Для цитирования: Яковлев А. А. Характеристика отдельных существенных запретов и ограничений при ведении операций во внешнеторговой сфере // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 299-303. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-299-303.

Original article

Characteristics of certain significant prohibitions and restrictions in the handling of operations in the foreign trade sphere

Andrey A. Yakovlev

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia, andrew0880@rambler.ru

Abstract. The application of specific impeded and restrictive measures within the framework of state control of foreign economic activity in general is considered. At the same time, it is proved that the key role here is played by certain non-tariff restrictions on foreign trade of goods. It is also analyzed that nowadays the most extensive opportunities for using the government machinery to regulate foreign trade in the interests of leading monopolies are provided by such a measure as licensing. Also the mechanism of application of certain special protective, anti-dumping and countervailing measures in the application of import-export operations is characterized.

Keywords: transnational activities, foreign trade, customs and tariff regulation, state control of flows of goods, export and import quotas, vulnerable sectors of the national economy, tariff protection

For citation: Yakovlev A. A. Characteristics of certain significant prohibitions and restrictions in the handling of operations in the foreign trade sphere. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):299-303. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-299-303.

Эволюция системы (комплекса) наднационального разделения труда, разумное увеличение значимости элементов специализации и кооперирования производства, транснационализация предпринимательской

деятельности, интеграционные процессы в современном мире приводят автоматически к дальнейшему расширению внешнеэкономических контактов как таковых. Кроме того, из-за расширения и интенсивности

© Яковлев А. А., 2022

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

международных связей наращивается и степень вмешательства государств во внешнеэкономическую (в первую очередь, конечно же, внешнеторговую) сферу, а также создаются масштабные (глобальные) системы государственного регулирования, контролирующие практически все аспекты реализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целом.

Итак, существующие в настоящее время механизмы государственного регулирования ВЭД, имеющие довольно различные экономические и социальные предпосылки, влияют, скорее всего, на абсолютно все сферы функционирования любого общества. У государств сегодня предполагается наличие существенных экономико-правовых, организационных и административных мер, применяемых для сравнительно оптимального решения ряда экономических, политических и иных задач (вопросов). В последнее время все национальные рынки конкретных государств становятся более открытыми для доступа иностранных товаров (если, конечно же, не учитывать локальную проблему ограничений передвижения товаров и грузов в период пандемии COVID-19), в результате чего имеет место вполне объективная необходимость применения наиболее действенных механизмов поддержки для защиты (протекции) интересов национальных производителей. Одну из главных позиций среди подобных средств занимает блок нетарифных ограничений внешней торговли товарами и услугами. Современная практика однозначно подтверждает, что применение в чистом (явном) виде некоего набора экономических мер регулирования внешней торговли далеко не всегда приводит к ожидаемому результату, так как экономические меры (как таковые) по-разному влияют на поставку в государство товаров крупными и мелкими производителями, уже изначально ставя их в отнюдь не равные рамки (условия).

В связи с этим помимо средств таможенно-тарифного регулирования торговли очень многие государства активизируют инструменты воздействия на внешнюю торговлю в целом, не связанные с введением ставок таможенных пошлин. Сегодня совместно с экономическими мерами активно используется и система нетарифных мер регулирования внешней торговли, явным образом ограничивающих как экспорт, так и импорт товаров (услуг), защищая тем самым внутренний (национальный) рынок, как от чрезмерных импортных поставок, так и от попыток появления дефицита т. н. «внутренних» товаров. Следует при этом отметить, что вообще-то нетарифные меры имеют место по отношению к поставкам довольно небольшой группы товаров в течение весьма ограниченного срока (и предназначены, главным образом, для решения конкретных экономических и социальных задач, которые de facto требуют незамедлительного государственного

вмешательства).

Необходимо сказать, что в условиях международного обмена товарами (и услугами), конечно же, обостряется наиболее существенным образом конкурентная борьба на мировых товарных рынках, заметным образом усиливаются определенные торговые конфликты между ее конкретными субъектами. Финансово-экономический кризис, повлиявший на мировое хозяйство в целом (в конце первой декады нынешнего столетия), выдвинул на первый план именно нетарифные меры регулирования внешней торговли. Обязанность прямого государственного вмешательства в сферу внешней экономики наиболее острым образом проявляется в фазы определенной экономической нестабильности и усиления дисбаланса в экономическом развитии. В целом сегодня государства имеют определенный опыт в области протекционизма по отношению к внутренним товарным рынкам и национальным производителям товаров (услуг) от т. н. «внешней» конкуренции, который и применяется ими при моделировании внешнеторговой стратегии на государственном уровне.

Начать, скорее всего, следует с такой меры, как лицензирование. Итак, это одна из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, наиболее часто применяемая форма количественных ограничений. В целом лицензирование внешнеторговой деятельности в основном призвано решать две ключевые задачи. Это, во-первых, защита определенных национальных интересов, не связанных напрямую именно с экономикой (например, безопасность, охрана объектов культурного наследия и проч.), и, конечно же, во-вторых, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции на наднациональном рынке. Лицензирование в современной мировой торговле довольно разнообразно и предполагает, как правило, некое ограничение в виде получения определенного права (или разрешения) от профильных государственных органов на ввоз определенного объема товаров. В настоящее время на долю лицензирования приходится порядка 40-50 % всех случаев введения количественных ограничений. Таким образом, именно лицензирование предоставляет довольно ощутимые возможности задействовать государственный аппарат для регулирования (оптимизации) системы отношений в рамках внешней торговли в интересах монополий. Сегодня лицензирование характеризуется как некая локальная мера, осуществляемая на базе жесткого контроля (отслеживания) конкретных товарных потоков. Оно имеет место в ситуациях, связанных с временными ограничениями весьма нежелательных импортных потоков. Следует сказать, что в настоящий момент в рамках ВТО лицензирование импорта осуществляется в соответствии с Соглашением по процедурам им-

портного лицензирования, а режим лицензирования в нашей стране регулируется такими документами Таможенного Союза, как: Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (2008 г.) и Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (2009 г.).

Далее необходимо отметить, что еще одной распространенной мерой количественных ограничений считается квота (или контингент — в случае сезонности). В большинстве примеров квотирование внешнеторговой деятельности реализуется путем ее лицензирования, т. е. государство выдает соответствующие лицензии на экспорт (или импорт) определенного объема продукции, запрещая тем самым т.н. нели-цензированную торговлю. Также нужно сказать, что квотирование импорта в нашей стране применяется абсолютно всегда как защитная мера в случаях, когда возникает реальная угроза причинения значительного ущерба производителям товаров-конкурентов на территории России, а также и как адекватная зеркальная мера на дискриминационные действия иностранных торговых партнеров (в качестве актуального примера можно привести реализуемую в настоящее время политику санкций по отношению к Российской Федерации со стороны Америки и Евросоюза). Применение квот приводит внешнеторговую политику к большей селективности, т. к. государство имеет возможность поддержать конкретные предприятия и организации.

Экспортные квоты применяются в двух направлениях. Во-первых, для ограничения оттока товарных ресурсов с внутреннего рынка. Эта мера является вынужденной, так как она противоречит соображениям экономической эффективности, сдерживает развитие производства. Ее применяют только в отношении стратегически важного сырья — продовольствия или топлива, когда создается угроза их острой нехватки. Поэтому длительное применение экспортных квот как реакция на дефицит важного сырья на внутреннем рынке приведет к прямо противоположному результату: заинтересованность в производстве товара будет падать, внутреннее производство сокращаться, а дефицит — усиливаться. В результате использования экспортных ограничений возрастает зависимость от импорта. При этом сразу сокращаются экспортные доходы страны. Во-вторых, экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке. Успех в данном случае будет зависеть от того, какова доля страны в совокупном экспортном предложении, а также от поведения других экспортеров, возможностей использо-

вания заменителей или альтернативных источников сырья и эластичности потребления. В этом случае введение квот может принести стране экономические выгоды в виде повышения доходов от экспорта [1, с. 61-62].

Далее необходимо уделить внимание и такому инструменту, как квотирование импорта. Подобная мера, как правило, вводится для защиты локальных производителей, оптимизации торгового баланса, контроля конъюнктуры на внутреннем рынке (а также как контрсанкционная мера в случае дискриминационной торговой политики со стороны иных государств). Импортные квоты, таким образом, предполагают 100%-ную гарантию в том, что импорт автоматически не будет выше, чем определенное значение, т. к. зарубежные конкуренты лишаются возможности увеличивать объемы продаж на данном рынке путем снижения цен. Однако нельзя забывать и о том, что применение квот может впоследствии привести к отрицательным дополнительным эффектам. Итак, ограничивая конкуренцию на основе цены и гарантируя национальным производителям конкретную долю внутреннего рынка, квота (как мера) может привести и к монополизации экономики в целом. Также нельзя не учитывать и то, что распределение лицензий в основном имеет место в рамках тендеров, поэтому в определенной степени может стать причиной активизации деятельности коррупционной направленности.

Следует отметить, что акцентирования заслуживает и такая мера регулирования, как тарифное квотирование (имеет место установление конкретного количества товара, разрешенного к ввозу (или вывозу), однако, по более низкой тарифной ставке в течение определенного временного интервала). Несмотря на то, что тарифные квоты, как правило, относят к мерам категории количественных ограничений, они имеют прямое отношение и к таможенным пошлинам. При этом нельзя не учитывать, что они довольно жестко лимитируют объемы товаров, разрешенные к ввозу на более «мягких» условиях, что дает основания для рассмотрения их в качестве и количественных ограничений. Конечно же, это еще и средство, существенным образом ослабляющее торговые барьеры в виде высокого тарифа, при этом их экономический смысл может варьироваться относительно величины тарифа. Так, например, если последующая ставка тарифа не запретительна, то тарифные квоты ослабляют результаты от его введения, а в случае запретительной ставки тарифа тарифная квота de facto становится самой обыкновенной квотой.

Что касается непосредственно нашей страны, то в рамках границ Таможенного союза порядок лицензирования импортных и экспортных товаров распространяется абсолютно на всех участников ВЭД неза-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

висимо от места регистрации, доли на рынке, при этом список (перечень) лицензируемых товаров устанавливается специальным законодательством Таможенного союза. Целесообразно также сказать, что общий механизм специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при реализации импортно-экспортных операций в Российской Федерации описан в Федеральном законе «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.). Он направлен на протекцию экономических интересов отечественных производителей товаров в связи с увеличением объемов импорта, демпингового импорта и субсидируемого импорта на территорию нашей страны.

За последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение случаев применения иностранными государствами мер нетарифного регулирования с целью защиты уязвимых отраслей национальной экономики. Во многом это связано с либерализацией тарифной защиты в рамках присоединения (членства) стран к ВТО. Список нетарифных мер довольно обширен. Согласно классификатору нетарифных мер, разработанному ЮНКТАД, нетарифные меры включают технические стандарты, санитарные и фитосанитарные стандарты, меры торговой защиты, количественные ограничения, лицензии и другие разрешения, мониторинг импорта и пр. По различным оценкам, нетарифные меры, начиная со второй половины 1980-х годов, охватывают от 18 до 30 % объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17 % импорта, в том числе в отношении 50 % металлопродукции, 25 % текстильных изделий, 44 % продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами — до 40 % всего импорта, в том числе 50 % импорта продовольствия. В международной практике национальное законодательство большинства стран ориентируется на ГАТТ и на действующее в рамках ВТО Соглашение о защитных мерах... В Соглашении подчеркивается, что цель введения защитной меры — не усиление протекционизма, не ограничение конкуренции на международных рынках, а содействие структурной перестройке в стране, применяющей защитные меры, и содействие восстановлению конкурентоспособности отрасли производства, в отношении которой эта мера применяется [1, с. 94-95].

Анализируя ситуацию в нашем государстве, также следует отметить, что особого внимания заслуживают и вопросы экономико-правового регулирования в сфере военно-технического сотрудничества. Так, на современном этапе для Российской Федерации поставки продукции военного и двойного назначения за рубеж (например, в Турцию, Индию, Египет и проч.) — это

одна из немногих возможностей сохранить оборонно-промышленный комплекс в качестве материальной основы обеспечения национальной (экономической) безопасности. Сегодня в условиях нарастания негатива по отношению к России со стороны целого ряда государств продукция военного назначения представляет собой одну из очень немногих конкурентоспособных на мировом рынке категорий высокотехнологичных отечественных товаров, являющихся источником стабилизации федерального бюджета. Участие в международных экономических связях посредством торговли вооружением (и военно-технической продукцией) дает нашему государству реальную возможность иметь стратегические источники получения валютных доходов (кроме «бонусов» от экспорта сырья).

Целесообразно сказать, что экспорт продукции (и услуг) в сфере ВПК способствует максимизации загрузки производственных мощностей, обеспечению национальных приоритетов России на мировом рынке и сохранению ее экономической безопасности. Усиление позиций России на рынке военно-технической продукции позволит увеличить экономический эффект от деятельности экспортоориентированных предприятий в области минимизации материалоемкости и оптимизации конкурентных характеристик продукции, ориентированной для внешнего рынка. Сегодня лицензирование в нашей стране порядка ввоза и вывоза изделий военного профиля реализуется в соответствии с Положением «О порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения» (2005 г.). Решения о выдаче предпринимательским структурам права на осуществление внешнеторговой деятельности относительно такой продукции и о приостановлении (возобновлении действия) или лишении подобного права принимаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ. В качестве зарубежных конечных потребителей могут являться уполномоченные на то органы и субъекты военно-технического сотрудничества других стран, равно как и международные организации, представляющие интересы государств-партнеров.

С учетом описанного выше в целом следует констатировать, что в современных условиях государства должны стремиться к некоему компромиссу между мерами протекционизма и абсолютной либерализацией ВЭД, т. к. в последние годы, особенно в период ощущаемой нестабильности мировой экономики (о чем свидетельствует и ситуация, связанная с преодолением последствий пандемии COVID-19), тенденция в направлении независимости внешней торговли проявляет менее выраженный характер, а роль государственного регулирования увеличивается, ведь сегодня число новых и более высоких устанавливаемых государствами нетарифных барьеров в наднациональ-

ных торговых операциях существенным образом превышает перечень отмененных (или сниженных) ограничений.

Список источников

1. Джабиев А. П. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности : учебное пособие. М. : Экономика, 2014.

References

1. Jabiev A. P. Prohibitions and restrictions of foreign trade activity : textbook. M. : Economies, 2014.

Библиографический список

1. Иванов И. С. Европейский вектор внешней политики современной России. М. : НП РСМД, 2017.

2. Интеграция в условиях многополярности. Эволюция теории и практики реализации / В. В. Пер-ская, М. А. Эскиндаров. М. : Экономика, 2016.

3. Канашевский В. А. Международные сделки : правовое регулирование. М. : Международные отношения, 2016.

4. Особенности инновационных преобразований в условиях антироссийских санкций / Н. И. Брагин, Н. Н. Матненко; Под ред. Н. И. Браги-на. М. : Экономика, 2016.

5. Шкваря Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2015.

6. Шмиттгофф К. Экспорт : право и практика международной торговли : пер. с англ. М. : Юрид. лит., 1993.

Bibliographic list

1. Ivanov I. S. European vector of external policy of modern Russia. M. : NP RSMD, 2017.

2. Integration in conditions of multipolarity. Evolution of the theory and practice of implementation / V. V. Perskaya, M. A. Eskindarov. M. : Economics, 2016.

3. Kanashevsky V. A. International transactions : juridical regulation. M. : International relations, 2016.

4. Peculiarities of innovation transformations in conditions of anti-Russian sanctions / N. I. Bragin, N. N. Matnenko ; Ch. ed. N. I. Bragin. M. : Economics, 2016.

5. Shkvarya L. V. International economic integration in the world economy : textbook. M. : INFRA-M, 2015.

6. Schmitthoff C. Export : the law and the practice of international trade : transl. from Engl. M. : Juridical literature, 1993.

Информация об авторе

А. А. Яковлев — доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» Московского авиационного института (национального исследовательского университета), кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

A. A. Yakovlev — Associate Professor of the Department «Management of the hi-tech enterprises» of the Moscow Aviation Institute (National Research University), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 27.10.2021; одобрена после рецензирования 11.02.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 27.10.2021; approved after reviewing 11.02.2022; accepted for publication 15.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.