Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Жанна Александровна, Шевчук Екатерина Владимировна

Данная статья исследует актуальные вопросы государственного регулирования внешней торговли. Исследование проведено на примере Скандинавских стран, а именно Королевства Швеция. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в быстро меняющихся экономических условиях возникает необходимость совершенствования имеющихся и, возможно, создания новых инструментов регулирования внешней торговли стран. В настоящее время каждое отдельное государство имеет собственные инструменты, регулирующие внешнюю торговлю. Однако практически все страны являются участниками каких-либо экономических и торговых союзов. Королевство Швеция входит в Европейский союз, а, следовательно, инструменты, регулирующие внешнюю торговлю Евросоюза, бесспорно, оказали влияние на регулирование внешней торговли Швеции. Таким образом, в данной статье проведен анализ основных инструментов нетарифного и таможенно-тарифного регулирования внешней торговли Королевства Швеция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE: FOREIGN EXPERIENCE OF SCANDINAVIAN COUNTRIES

This article examines topical issues of state regulation of foreign trade. The research was carried out on the example of the Scandinavian countries, namely the Kingdom of Sweden. The relevance of this study is due to the fact that in a rapidly changing economic environment, it becomes necessary to improve the existing and, possibly, create new instruments for regulating the foreign trade of countries. Currently, each individual state has its own instruments to regulate foreign trade. However, almost all countries are members of any economic and trade unions. The Kingdom of Sweden is a member of the European Union, and, therefore, the instruments regulating foreign trade of the European Union undoubtedly influenced the regulation of foreign trade in Sweden. Thus, this article analyzes the main instruments of non-tariff and customs-tariff regulation of foreign trade of the Kingdom of Sweden.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН»

Государственное регулирование внешней торговли: зарубежный опыт Скандинавских стран

Никифорова Жанна Александровна,

кандидат филологических наук, доцент, Высшая школа сервиса и торговли, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: nikiforovash@gmail.com

Шевчук Екатерина Владимировна,

кандидат филологических наук, старший преподаватель, Высшая школа сервиса и торговли, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: ekaterinashevchuk@yandex.ru

Данная статья исследует актуальные вопросы государственного регулирования внешней торговли. Исследование проведено на примере Скандинавских стран, а именно Королевства Швеция. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в быстро меняющихся экономических условиях возникает необходимость совершенствования имеющихся и, возможно, создания новых инструментов регулирования внешней торговли стран. В настоящее время каждое отдельное государство имеет собственные инструменты, регулирующие внешнюю торговлю. Однако практически все страны являются участниками каких-либо экономических и торговых союзов. Королевство Швеция входит в Европейский союз, а, следовательно, инструменты, регулирующие внешнюю торговлю Евросоюза, бесспорно, оказали влияние на регулирование внешней торговли Швеции. Таким образом, в данной статье проведен анализ основных инструментов нетарифного и таможенно-тарифного регулирования внешней торговли Королевства Швеция.

Ключевые слова: внешняя торговля, нетарифное регулирование, таможенно-тарифное регулирование, таможенный тариф, экспорт, импорт.

На сегодняшний день торговля стала неотъемлемой частью экономической жизни общества. Сложно представить внешнеэкономические отношения стран без торгового компонента. Стало очевидным, что сложная система торговых отношений нуждается в твердой системе торговых организаций и регулятивных инструментов. С целью контроля и поддержания внешнеторговых отношений была создана Всемирная Торговая Организация (ВТО), а также каждое государство разработало собственные критерии и инструменты регулирования как внешней, так и внутренней торговли. На сегодняшний день существует множество экономических и торговых союзов государств, это, например, БРИКС, ЕврАзС, НАФТА, АТЭС, МЕР-КОСУР и многие другие. В сфере нашего научного интереса лежат страны Скандинавии, в данном конкретном случае, Швеция, как одна из наиболее развитых европейских стран. Актуальность данной проблемы подтверждается тем, что в условиях пандемии новой короновирусной инфекции наибольший ущерб был нанесен именно торгово-экономическому сектору. В связи с этим встал острый вопрос развития внешнеторговых отношений между странами и выработки новых инструментов и мер регулирования внешней торговли на мировом уровне.

В самом общем смысле внешнеторговая деятельность - это деятельность в области торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Торговые сделки на уровне государств осуществляются, основываясь на Конституции, и в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Как правило, государственное регулирование внешней торговли осуществляется посредством нетарифного регулирования и таможенно-тарифного регулирования (см рис. 1 и рис. 2).

Инструменты таможенно-тарифного регулирования применяются в основном для защиты внутреннего рынка стран и стимулирования собственного экспорта. В соответствии с международными договорами государств и (или) законодательством каждой отдельно взятой страны устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.

Нетарифное регулирование - это количественные ограничения, устанавливаемые Правительством государств в исключительных случаях, которые предусмотрены международными договорами. К нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности также можно отнести ли-

сз о

со £

m Р

сг

от А

цензирование в сфере торговли товарами, наблю- товаров, специальные защитные меры, антидем-дение за ввозом и (или) вывозом отдельных видов пинговые и компенсационные меры.

Экономические методы воздействия

Таможенно-тарифное регулирование

Меры финансового воздействия

Импортный таможенный тариф

Экспортный таможенный тариф

Защитные меры внутреннего рынка

Налогообложение экспортно-импортных операций

Рис. 1. Методы экономического регулирования внешней торговли

Запрет ввоза вывоза

Методы а дми н истративного воздействия

Количественные ограничения ввоза и( или) вывоза

Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза

Экспортный контроль

Предоста вление исключительного права на экспорт и (или) импорт

Лицензирование внешней торговли

Наблюдение за экспортом и (или) импортом

О.

е

Г Ч Технические барьеры II г ч Сертификация

Рис. 2. Методы административного регулирования внешней торговли

Таким образом, объектом нашего исследования являются инструменты государственного регулирования внешней торговли Королевства Швеция, а предметом станут особенности экспорта и импорта данного государства.

О 1 января 1995 года Швеция вошла в Европейский Союз (ЕС). Законодательство Европейского Сообщества в сфере торговли применяется в Швеции либо напрямую, либо путем инкорпорации. Швеция также является участницей многих международных договоров и конвенций, в первую очередь стоит упомянуть конвенцию ООН о Договорах международной купли-продажи товаров [4].

Следует отметить, что Швеция относится к одним из ведущих мировых держав по уровню дохода

населения (высокий уровень дохода). ВВП на душу населения страны составил в 2020 г. 51 925,71 USD (по данным Всемирного банка).

Говоря о торговых отношениях Российской Федерации и Королевства Швеции, следует отметить, что основой отношений в сфере торговли товарами является «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (СПС), подписанное в 1994 году [7]. Согласно данному Соглашению, Россия и Швеция предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) в сфере торговли. Страны также предоставили

друг другу возможность введения антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, импортируемых на территорию друг друга с целью защиты собственного внутреннего рынка. Однако Соглашение не исключает запретов и (или) ограничений импорта, экспорта и транзита товаров [2].

Также РФ и Швеция имеют ряд двусторонних договоров в области торгово-экономических отношений. Более того, в 2011 году была подписана декларация о партнерстве, которая отмечала взаимодействие стран в различных сферах, в том числе и в современных методах управления экономикой и в создании эффективного рынка [1]. Однако санкции против России не повредили торгово-экономическим отношениям России и Швеции.

Говоря об особенностях государственного регулирования внешней торговли в Швеции стоит отметить, что данная страна, как и все страны ЕС использует комбинированную номенклатуру для обозначения товаров и товарных групп. Комбинированная номенклатура (С^ - это инструмент для классификации товаров, созданный для удовлетворения требований, как Общего таможенного тарифа, так и статистики внешней торговли ЕС [8]. Она представляет собой адаптированный вариант номенклатуры Гармонизированной системы Всемирной таможенной организации со специальными подразделениями для ЕС. Подзаголовок С^ указанный в декларациях на импортируемые и экспортируемые товары, определяет:

- какая ставка таможенной пошлины применяется;

- как товары обрабатываются для статистических целей или для других политик Европейского Союза.

Комбинированная номенклатура включает: предварительные положения, описания товаров, дополнительные примечания к разделам, обычные ставки пошлин и некоторые автономные пошлины ЕС; дополнительные единицы; набор приложений по тарифам и специальную систему кодирования (главы 98 и 99).

При ввозе или вывозе товаров из Швеции требуется таможенная декларация. Правовая процедура подачи таможенной декларации описана в Таможенном кодексе ЕС (иСС) статьи 5 (12) и 158-187.

Декларацию следует подавать на таможню, где товары были или будут представлены в ближайшее время (статья 159 (3) иСС).

Особенности импорта

Прежде чем использовать или продать товары в Швеции, нужно пройти их таможенное оформление, т.е. подать импортную декларацию и оплатить таможенные пошлины, НДС и другие применимые налоги.

Если компания зарегистрирована в качестве плательщика НДС в Швеции, то ей не нужно платить НДС шведской таможне. Вместо нужно просто сообщить об этом в налоговую службу Швеции в декларации по НДС.

Импортную декларацию можно подать в электронном виде или с помощью формы SAD (Единый административный документ). Чтобы составить импортную декларацию, сначала нужно классифицировать товары, то есть определить правильный код товара, и выяснить, нужна ли лицензия или специальное разрешение на импорт. Код товара можно узнать в таможенном тарифе в Taric Query System Online.

Говоря о ввозе товаров в Швецию, следует четко разграничивать импорт товаров из стран-участниц ЕС и стран, не входящих в Европейский Союз (далее - третьи страны).

Таможенный союз ЕС имеет Общий таможенный тариф (ОТТ). Размер таможенных пошлин регулируется в Швеции на уровне ЕС.

С действующими таможенными пошлинами стран ЕС можно ознакомиться на сайте EC Taxation and Customs Union [8]. К таможенным пошлинам, применяемым к импортируемым в Швецию товарам, можно отнести:

- конвенциональные пошлины;

- автономные пошлины обычно предоставляются на сырье, полуфабрикаты или компоненты, недоступные в Швеции или доступные, но в недостаточном количестве (тарифные квоты), но для готовой продукции тарифные квоты не предоставляются;

- преференциальные, действующие в рамках нескольких соглашений, которые ЕС заключил с третьими странами / территориями, а также в рамках автономных преференциальных соглашений для некоторых стран / территорий-бенефициаров, предусмотрены тарифные уступки для заранее определенного объема товаров;

- адвалорные пошлины (в процентном соотношении от стоимости товара) - это практически 90% ввозных таможенных пошлин Королевства Швеция;

- специфические пошлины (касающиеся сельского хозяйства); например сезонные пошлины на овощи и фрукты;

- уравнительные пошлины (прежде всего для сельскохозяйственных товаров). Не стоит забывать и о том, что для импорта или экспорта практически для всех сельскохозяйственных товаров нужно получить лицензию;

- специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Для того чтобы рассчитать таможенные пошлины при торговле товарами в Швеции необходимо учитывать три фактора: стоимость товара, таможенный тариф и происхождение товара (непреференциальное происхождение, преференциальное происхождение, таможенные союзы). Правила, изложенные в Соглашении ВТО об оценке таможенной стоимости, были перенесены на таможенное законодательство ЕС, а, следовательно, и Швеции.

Также важно отметить, что Швеция разрешает возврат НДС иностранным компаниям со всего ми-

сз о со от m Р от

от А

Q. в

OJ

oj

ра. Возврат шведского НДС обычно производится на указанный банковский счет, независимо от того, в какой стране он открыт. Заявление должно быть получено в Шведском налоговом агентстве не позднее 30 июня года следующего календарного года и должно охватывать период не менее трех календарных месяцев подряд. Если данный период приходится на конец года, то он может быть короче трех месяцев. Однако заявление не может быть подано на период более одного календарного года. Заявление следует подавать в Международное налоговое управление в Мальмё при Налоговом управлении Швеции. Если заявка касается конца года или всего года, минимальная сумма НДС составляет 500 шведских крон. В остальных случаях минимальная сумма составляет 4 000 шведских крон. Обычно на рассмотрение заявки требуется до 6 месяцев, в среднем налоговая проверка занимает 2-3 месяца.

Для возврата НДС в Швеции действуют следующие правила:

- НДС по автолизингу возвращается на 50%,

- НДС по счетам, выставленным не заявителю, не возвращается,

- НДС, не связанный с деятельностью заявителя, не возвращается,

- НДС на частные расходы не возвращается,

- НДС, уплаченный туристическими агентами в отношении товаров или услуг, которые приносят прямую выгоду путешественнику, например, гостиничные номера, питание и пассажирский транспорт не возвращается.

- НДС на товары, которые были куплены и перепроданы частным лицам в Швеции, не возвращается.

Ввозимые в Швецию товары облагаются также НДС. Ставка НДС составляет 25%. Однако пищевая продукция и культурно-просветительская продукция облагаются по сниженной ставке НДС (12% и 6% соответственно). Помимо НДС и таможенных пошлин в Швеции взимаются акцизы, прежде всего, с товаров, привезенных из стран, не входящих в ЕС (это, например, табачная или алкогольная продукция), а также дополнительные сборы, к примеру, при ввозе свежих продуктов или растений [3].

Существуют также особые правила, которые применяются к определенным товарам, таким как алкоголь, табак, пищевые добавки, лекарства, продукты питания и оружие. Некоторые из них запрещены или могут быть ввезены только при соблюдении особых правил (разрешение, особые сборы).

Законодательство ЕС об акцизах на алкоголь охватывает:

- Акцизы на алкогольные напитки.

- Особые положения для продуктов местного производства.

- Алкоголь, не предназначенный для употребления человеком.

Акцизы на алкоголь регулируются двумя основными законодательными актами ЕС. Согласно Директиве 92/83/EEC об акцизе по пошлинам

определяются: структура, категории и основа для расчета акцизов на алкоголь и алкогольную продукцию.

Она также включает специальные положения, такие как сниженные ставки для небольших пивоваренных заводов и небольших ликероводочных заводов, определенных продуктов и географических регионов.

29 июля 2020 года Совет принял ряд новых правил, которые будут применяться с 1 января 2022 года.

Законодательство ЕС устанавливает только согласованные минимальные ставки. Это означает, что страны ЕС могут применять ставки акцизных сборов выше этих минимумов в соответствии со своими национальными потребностями.

Ставки по акцизам на алкоголь и алкогольную продукцию в Швеции в 2020 г.: этиловый спирт 5 243,47 шведских крон (519,68 евро), промежуточные алкогольные продукты 144,64 шведских крон (14,34 евро), обычные и игристые вина 6 407, шведских крон (635,00 евро), пиво 4 477,47 шведских крон (443,76 евро).

За любой алкоголь сверх бесплатного количества, который ввозится в Швецию из страны за пределами ЕС, нужно заплатить таможенную пошлину, НДС и шведский налог на алкоголь.

Крепкие спиртные напитки: таможенная пошлина 4 кроны за литр; налог, 262 шведских кроны за литр. Например:

- Крепленое вино: таможенная пошлина 2 шведских кроны (SEK) за литр; налог 81 крон за литр.

- Вино: таможенная пошлина 1 SEK за литр; налог 36 шведских крон за литр.

- Крепкое пиво: таможенная пошлина 3 кроны за литр; налог 20 шведских крон за литр. Если же алкоголь импортируется в количестве,

превышающем бесплатный, из-за пределов фискальной территории ЕС (например, с Аландских островов или с Канарских островов), то уплачивается только шведский налог на алкоголь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При ввозе алкогольной продукции в Швецию также возможно освобождение от уплаты таможенных пошлин и акцизов. При этом следует отметить, что освобождение от уплаты таможенных пошлин предусмотрено законодательством ЕС, а освобождение от акциза - законодательством Швеции.

Законодательство ЕС (Директива 2011/64/ЕС и Директива 2011/64/ЕС) об акцизах на табачные изделия промышленного производства и другие табачные изделия определяет:

- категории производимых табачных изделий (сигареты и «прочие табачные изделия»);

- принципы налогообложения;

- минимальные ставки и структуры, которые будут применяться.

Законодательство ЕС устанавливает только согласованные минимальные ставки. Государства-члены ЕС вправе применять ставки акцизов выше этих минимумов в соответствии со своими национальными потребностями.

Шведская таможня и Шведское налоговое агентство являются органами, ответственными за обеспечение соблюдения правил, применимых к ввозу табака в Швецию. Шведская таможня присутствует на границе и проверяет соблюдение применимых правил. Шведское налоговое агентство отвечает за сбор табачных налогов.

На любые табачные и никотин содержащие продукты сверх бесплатного количества, которые импортируются из страны за пределами ЕС, следует уплатить таможенную пошлину, НДС и шведский налог на табак или налог на никотин. За любую жидкость для электронных сигарет и другие никотин содержащие продукты сверх того количества, которое ввозится бесплатно, следует заплатить налог на никотин, даже если они приобретены в другой стране ЕС (см. табл. 1).

Таблица 1. Размер таможенных пошлин и налогов на табачную продукцию в Швеции

Наименование табачной продукции Таможенная пошлина Налог

Сигареты 0,34 шведских крон за штуку 0,196 шведской кроны за штуку

Сигары 0,86 шведских крон за штуку 0,219 шведской кроны за штуку

Курительный табак 428 шведских крон за кг. 2,422 шведских крон за кг.

Табак для перо-рального употребления 104 шведских крон за кг. 762 SEK за кг.

Жидкость для электронных сигарет Из страны за пределами ЕС - 320 шведских крон за литр Из страны за пределами ЕС - 3300 шведских крон за литр Из другой страны ЕС — 2000 шведских крон за литр

Другие никотин содержащие продукты Из страны, не входящей в ЕС - 390 шведских крон за кг. Из страны, не входящей в ЕС - 1225 шведских крон за кг. Из другой страны ЕС - 200 шведских крон за кг.

Ставки по акцизам на табак и табачную продукцию в Швеции в 2020 г.: сигареты 1873 шведских крон (810,06 евро), сигары и сигариллы 58 шведских крон (5,70 евро), другие табаки для курения 149 шведских крон (14,78 евро).

Правила ЕС по акцизному налогу распространяются также на все энергетические продукты, используемые для отопления и транспорта, а также электричество. Текущие правила ЕС по налогообложению энергоносителей и электроэнергии изложены в Директиве по налогу на энергию 2003/96/ ЕС. Законодательство ЕС об акцизах на энергоносители охватывает:

- Ставки и структура акцизов на энергоносители.

- Особые положения по авиационному топливу.

- Фискальная маркировка газойлей и керосина. Директива о налогообложении энергетики

устанавливает минимальные ставки акцизных сборов, которые государства-члены должны применять к энергетическим продуктам для топлива и транспорта, а также к электричеству.

Ставки по акцизам на энергетические продукты и электроэнергию в Швеции в 2020 г.: неэтилированный бензин 18288 шведских крон (1812,53 евро), дизель 25115 шведских крон (2489,20 евро), мазут 2184 шведских крон (216,45 евро).

Что касается товаров, запрещенных к ввозу в Швецию, то можно отметить, например, следующие: оружие, яды, горючие и взрывоопасные вещества и боеприпасы; мясные и молочные продукты, произведенные не в ЕС.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что к крупнейшим торговым партнёрам по импорту товаров в Швецию в 2020 году можно отнести: Германию, Нидерланды, Норвегию, Данию, Китай, Польшу, Финляндию, Бельгию, Великобританию, Францию. В структуру импорта в Швеции в 2020 году вошли следующие товарные группы (см. табл. 2) [8].,

Таблица 2. Структура импорта Швеции (2020 г.)

Наименование товара Код CN Объем

Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 84 13,2%

Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 85 12,6%

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 87 10,6%

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 27 7,79%

Товары, не указанные по виду 99 5,01%

Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности 90 2,81%

Таким образом, анализ товарной структуры импорта Королевства Швеция показал, что лидирующие позиции занимают техника и транспортное оборудование, а также промышленные товары.

Однако следует отметить, что в 2020 г. импорт товаров в Швецию уменьшился на 9,52 млрд долларов (в 2019 в Швеция было завезено товаров на сумму 158 млрд долларов). Объем импорта в Швецию составил 149 млрд долларов в 2020 году. Сокращение поставок товаров в Швецию составило 5,99% по сравнению 2019 годом [1].

сз о со от m Р от

от А

Особенности экспорта

Перед экспортом товаров из Швеции нужно подать экспортную декларацию в таможню. Все экспортные декларации подаются в электронном виде. В экспортной декларации указывается товарный код для товаров, выбранный из общей номенклатуры, используемой в ЕС.

Некоторые регионы в пределах ЕС являются частью таможенной территории, но не входят в зону НДС ЕС. При импорте товаров в эти регионы, все равно необходимо подать экспортную декларацию в таможню Швеции, в которой будут указаны данные о товарах, вывезенных с территории НДС. Например, это относится к Аландским островам и Канарским островам, но также и к некоторым другим регионам, принадлежащим Франции, Германии, Греции, Италии, Испании и Великобритании.

Следует отметить, что экспортируемая шведская сельскохозяйственная продукция, как собственно и вся сельскохозяйственная продукция, экспортируемая за пределы ЕС, получает достаточно большие субсидии со стороны государства.

Помимо сельскохозяйственной продукции Швеция импортирует в «третьи страны» высокотехнологичную продукцию, например, транспортные средства. Что касается экспорта, то в основном ввозимые в Швецию товары - это минеральные продукты, такие как нефть или продукты неорганической химии.

Итак, анализ товарной структуры экспорта Швеции показал, что такие группы товаров как техника и транспортные средства, а также промышленные товары занимают те же ведущие позиции, что и при импорте.

Среди товаров, запрещенных к вывозу из Королевства Швеция, стоит отметить, например, материалы и продукты стратегического значения.

Таким образом, совокупный экспорт из Швеции составил 154 млрд долларов в 2020 году. Сокращение поставок товаров из Швеции составило 3,5% по сравнению 2019 годом: экспорт товаров уменьшился на 5,63 млрд долларов (в 2019 из Швеция было поставлено товаров на сумму 160 млрд долларов) [1].

Итак, результаты нашего исследования показали, что Швеция продолжает поддерживать взаимовыгодные торгово-экономические отношения, как со странами ЕС, так и с третьими странами. Однако, несмотря на то, что внешнеторговые связи данного государства достигли впечатляющих размеров, товарооборот Королевства Швеция сократился в 2020 г., эти изменения затронули как импорт товаров, так и экспорт.

2. Межгосударственные отношения России и Швеции // ria.ru [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190409/1552476132.html (дата обращения 03.12.2021).

3. Портал информационной поддержки экспорта // [Электронный ресурс]. URL: https://export. by/sweden (дата обращения 03.12.2021).

4. Торговля между Россией и Швецией в 2020 г. (на основе данных Федеральной таможенной службы России) // russian-trade.com [Электронный ресурс]. URL: https://russian-trade.com/ reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-shvetsiey-v-2020-g/ (дата обращения 19.11.2021).

5. Транспорт ММ. Транспортный портал // [Электронный ресурс]. URL: http://www.transportmm. ru/tamozhnya/124-tamozhennye-poshliny-v-shveczii.html (дата обращения 03.12.2021).

6. Швеция и Россия: экономические отношения (2019) // www.swedenabroad.se [Электронный ресурс]. URL: https://www.swedenabroad. se/ru/embassies/россия-москва/актуальная-информация/бизнес-и-инвестиции/швеция-и-россия-экономические-отношения/ (дата обращения 03.12.2021).

7. Business as usual between Russia and Sweden // forumspb.com [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/en/news/news/ delovye-kontakty-mezhdu-rossiey-i-shvetsiey-razvivayutsya-v-rezhime-business-as-usual/ (дата обращения 03.12.2021).

8. Taxation and Customs Union. European Commission // [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/dds2/taric/ taric_consultation.jsp? Lang=en (дата обращения 03.12.2021).

STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE: FOREIGN EXPERIENCE OF SCANDINAVIAN COUNTRIES

Nikiforova Zh.A., Shevchuk E.V.

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University

This article examines topical issues of state regulation of foreign trade. The research was carried out on the example of the Scandinavian countries, namely the Kingdom of Sweden. The relevance of this study is due to the fact that in a rapidly changing economic environment, it becomes necessary to improve the existing and, possibly, create new instruments for regulating the foreign trade of countries. Currently, each individual state has its own instruments to regulate foreign trade. However, almost all countries are members of any economic and trade unions. The Kingdom of Sweden is a member of the European Union, and, therefore, the instruments regulating foreign trade of the European Union undoubtedly influenced the regulation of foreign trade in Sweden. Thus, this article analyzes the main instruments of non-tariff and customs-tariff regulation of foreign trade of the Kingdom of Sweden.

Keywords: foreign trade, non-tariff regulation, customs-tariff regulation, customs tariff, export, import.

Q.

e

CM CM

Литература

1. Годовая статистика международной торговли товарами // [Электронный ресурс]. URL: https:// trendeconomy.ru/data/h2/Sweden/TOTAL (дата обращения 03.12.2021).

References

1. Annual statistics of international trade in goods // [Electronic resource]. URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Sweden/TOTAL (date of the application 03.12.2021).

2. Interstate relations between Russia and Sweden // ria.ru [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20190409/1552476132.html (date of the application 03.12.2021).

3. Export Information Support Portal // [Electronic resource]. URL: https://export.by/sweden (date of the application 03.12.2021).

4. Trade between Russia and Sweden in 2020 (based on data from the Russian Federal Customs Service) // russian-trade. com [Electronic resource]. URL: https://russian-trade.com/ reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-shvetsiey-v-2020-g/ (date of the application 19.11.2021).

5. Transport MM. Transport portal // [Electronic resource]. URL: http://www.transportmm.ru/tamozhnya/124-tamozhennye-poshliny-v-shveczii.html (date of the application 03.12.2021).

6. Sweden and Russia: Economic Relations (2019) // www.swe-denabroad.se [Electronic resource] URL: https://www.swe-denabroad.se/ru/embassies/p0CCMfl-M0CKBa/aKTyanibHafl-

информация/бизнес-и-инвестиции/швеция-и-россия-экономические-отношения/ (date of the application 03.12.2021).

7. Business as usual between Russia and Sweden // forumspb. com [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/en/ news/news/delovye-kontakty-mezhdu-rossiey-i-shvetsiey-razvivayutsya-v-rezhime-business-as-usual/ (дата обращения 03.12.2021).

8. Taxation and Customs Union. European Commission // [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/taxation_ customs/dds2/taric/taric_consultation.jsp? Lang=en (дата обращения 03.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.