УДК 612. 616-053.2 © Н.О. Давыдова, 2013
Н.О. Давыдова
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Статья посвящена проблеме оценки основных параметров здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постнатальном онтогенезе. Проанализировано 815 диспансерных карт детей (уч.ф.30) за 2008-2010 гг. из стационарных учреждений для детей-сирот. Выделены основные показатели, характеризующие ребенка, в первую очередь его физическое развитие, а также заболеваемость и инвалидность. Комплексная оценка состояния здоровья детей проводилась по шести стандартным критериям с заключением по группе здоровья и наличию инвалидности. Заболеваемость анализировалась по МКБ 10. Среди детей-сирот преобладали хронические заболевания и пороки развития в стадии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации, т.е. третья, четвертая и пятая группы здоровья. Благодаря данному анализу создана модель, позволяющая по набору болезней и индивидуальных характеристик детей-сирот оптимизировать профилактическую работу в детских домах.
Ключевые слова: дети-сироты, постнатальный онтогенез, физическое развитие, антропометрия, заболеваемость, инвалидность, группа здоровья.
N.O. Davydova
CHARACTERISTICS OF HEALTH BASIC PARAMETERS OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE
The article deals with the problem of assessment of main health parameters of orphans and children deprived of parental care in postnantal ontogenesis. 815 children's dispensary cards (form №30) from stationary orphan houses for 2008-2010 years have been investigated. The main parameters characterizing a child, primarily his/her physical condition, morbidity and disability have been revealed. A complex evaluation of children's health has been conducted according to 6 standard criteria with the following medical report on the health group and disablement status. The morbidity was analysed according to ICD 10. The orphans revealed chronic diseases and congenital anomalies at the stage of compensation, subcompensation and decompensation, i.e. the third, fourth and fifth health groups. This analysis allowed to develop a model contributing to optimization of preventive work in orphanages according to individual characteristics and a set of diseases.
Key words: children-orphans, post-natal ontogenesis, physical development, anthropometry, morbidity, disability, health group.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, часто имеют значительные отклонения от нормы многих функций организма. При поступлении в детский дом дети испытывают эмоциональный стресс, когда в качестве провоцирующего фактора выступает комплекс эмоциональных воздействий новой среды закрытого учреждения [5]. В большинстве случаев у этих детей нет сведений акушерского, генеалогического и других видов анамнеза, по которым возможен расчет прогностического коэффициента формирования инвалидности. Данное исследование является актуальным и обуславливает необходимость разработки методов и технологий, направленных на оптимизацию и эффективность диагностики основных параметров здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постнатальном онтогенезе.
Цель исследования - дать обобщенную оценку здоровью детей, находящихся в домах ребенка, их адаптационным возможностям и на основе полученных данных разработать пути улучшения их здоровья, а также оптимизировать профилактическую работу с указанными детьми.
Материал и методы
В основу работы легли результаты комплексного обследования 815 детей в 2008-
2010 гг., находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с анализом учетных форм №30. Полученные данные обрабатывались в VISUAL FOXPRO 9, EXCEL 2007, STATISTICA 8 с использованием методов вы-копировки, контент-анализа и линейной статистики, а также многомерного статистического анализа. Выделены все показатели, характеризующие ребенка, а также заболеваемость и инвалидность. Комплексная оценка состояния здоровья детей проводилась по шести базовым критериям: оценка анамнеза: биологический, генеалогический и социальный; физическое развитие и степень его гармоничности; нервно-психическое развитие и уровень интеллекта; резистентность организма; функциональное состояние органов и систем; наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденных пороков развития.
Первый критерий здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе ребенка, генеалогическом и социальном анамнезе. К сожалению, у большинства детей-сирот получить данные родословной не представилось возможным. Второй критерий здоровья - уровень физического развития и степень его гармоничности. Оценка физического развития проводилась с учетом общепризнанных возрастных группировок по центильным
таблицам. Нормальное физическое развитие -это положение параметров длины тела в цен-тильных зонах 3-7 и массы тела - в зонах 3-6. Третий критерий здоровья - уровень нервно -психического развития и степень его гармоничности - оценивается по показателям нервно-психического развития с определением группы развития или группы риска. Данный критерий тесно коррелирует с уровнем соматического состояния здоровья детей раннего возраста и является прогностическим в отношении дальнейшего развития ребенка. Четвертый критерий здоровья -резистентность детского организма - оценивается по числу эпизодов острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года, предшествующего обследованию. Если наблюдение менее продолжительно, рассчитывается индекс резистентности (1г) по формуле:
количество острых заболеваний 1г =---3-
число месяцев наблюдения
Оценка: хорошая - число эпизодов острых заболеваний 0-3 в течение года с 1г = 00,32; сниженная - число эпизодов острых заболеваний 4-5 в течение года с 1г = 0,33-0,49; низкая - число эпизодов острых заболеваний 6-7 в течение года с 1г = 0,5-0,6; очень низкая
- число эпизодов острых заболеваний 8 и более в течение года с 1г > 0,67. Ребенок считался часто болеющим, если он в течение года переносит 4 и более острых заболеваний или его индекс резистентности составляет 0,33 и выше.
Пятый критерий здоровья - уровень функционального состояния организма ребенка. В его основу положены данные клинического осмотра, лабораторные и инструментальные методы исследования, анализ поведения, а также адаптационные возможности ребенка. Шестой критерий здоровья - наличие или отсутствие хронических заболеваний, врожденных пороков развития, функциональных или морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья.
На основании всех перечисленных шести критериев осуществляется многофакторная оценка состояния здоровья детей с заключением принадлежности ребенка к одной из пяти имеющихся групп здоровья [4]. Первая группа здоровья - здоровые дети, не имеющие отклонений ни в одном из шести основных критериев здоровья; вторая А группа здоровья
- дети, имеющие отклонения только в первом критерии здоровья; вторая В группа - дети с функциональными и морфофункциональными отклонениями в состоянии здоровья, которые не имеют выраженных клинических проявле-
ний, с сохранением или небольшим снижением компенсаторных и адаптационных возможностей; третья, четвертая и пятая группы здоровья - дети с хроническими заболеваниями и пороками развития в стадии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации [2].
Результаты и обсуждение
Проанализированы карты диспансерного наблюдения 815 детей - сирот, среди которых 443 (54,36%) мальчика и 372(45,64%) девочки. В возрасте до года было 42 (5,15%) ребенка, с 1 года до 2 лет - 148 (18,16%) ребенка, с 2 до 3лет - 145 (17,79%) детей, с 3до 4 лет - 138 (16,93%) детей, с 4 до 5 лет - 105 (12,88%) детей, с 5 до 6 лет - 96 (11,78%) детей, с 6 до 7 лет - 63 (7,73%) ребенка, старше 7 лет - 78 (9,57%) детей. Распределение мальчиков и девочек в возрастном аспекте оказалось переменчиво с тенденцией преобладания мальчиков в большинстве возрастных коридоров. Обратная тенденция отмечена в коридорах 3-4 лет и 6-7 лет.
Физическое развитие детей представлено в табл. 1. Оно характеризуется преобладанием детей, показатели которых были ниже средних, низкие и очень низкие.
Таблица 1
Уровень гармоничности физического развития детей-сирот, %
Уровень гармоничности Мальчики Девочки
Очень низкий 21,05 14,17
Низкий 21,05* 20,00**
Ниже среднего 23,68* 24,17*
Средний 32,89** 39,17**
Выше среднего 1,32* 2,50*
Высокий 5,97 5,66
* (p<0,05), ** (p<0,01) - достоверная разница между группами.
Среди низкорослых воспитанников детских домов преобладали мальчики (p<0,05) независимо от возраста. Высокое физическое развитие зарегистрировано только у 11,63% детей. Преобладали дети с гармоничным физическим развитием (p<0,01). Дисгармоничность развития среди воспитанников чаще регистрировалось у мальчиков и была обусловлена дефицитом массы (15,79% против 4,55% у девочек, p<0,01). Дисгармоничность за счет избытка массы встречалась достоверно чаще среди девочек (p<0,05). Нормальное (среднее) физическое развитие у детей-сирот встречается редко.
О степени неблагополучия в раннем онтогенезе ребенка, особенно в его антенатальном периоде развития, можно косвенно судить по уровню малых аномалий развития (МАР) или стигмам дизэмбриогенеза, особенно в случае, когда нет достоверных анамнестических сведений [4]. Высокий уровень стигматизации достоверно чаще регистрировался среди мальчиков (p<0,05). Наиболее
распространенными стигмами дизэмбриоге-неза у воспитанников явились гипертелоризм (17,68% у девочек и 20,03% у мальчиков), аномалии прикуса (8,25% и 12,01%), аномалии черепа (7,23% и 8,54%), аномалии ушных раковин (5,23% и 6,04%) соответственно.
Анализ по группам здоровья показал, что с хроническими заболеваниями и пороками развития в стадии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации, т.е. преобладали дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья (26,07%, 15,27% и 30,17% соответ-
с первой и второй группами здоровья, было всего 0,37% и 28,12% соответственно. Кластерный анализ признаков, являющихся количеством болезней каждого класса МКБ, которые были у ребенка, позволил разделить всех детей на 5 групп. Дискриминантный анализ позволил не только определить степень важности признака в задаче разделения всех детей на 5 выделенных классов, но и создать математическую модель для прогноза состояния здоровья и возможной инвалидизации ребенка в перспективе:
ственно). Практически здоровых детей, т.е.
1. F1= -3,99-2,73X1+2,62X2+0,83X3-0,59X4+0,64X5-0,21X6-0,22X7+0,14X8-0,17X9.
2. F2= -2,35-2,14Xj-0,92X2-1,17X3-0,48X4-0,43X5-0,03X6+0,18X7-0,07*X8+0,09*X9.
3. F3= -4,22+4,93X!-0,57X2-0,67X3+0,07X4+0,17X5+0,11X6-0,25X7-0,33X8-0,02X9.
4. F4= -26,46+14,60X1-0,35X2+0,04X3+1,09X4+0,03X5+1,87X6-1,66X7+0,80X8+0,93X9.
5. F5= -4,86-1,96X1-0,55X2+2,56X3+1,57X4-0,10X5-0,32X6+0,68X7+0,20X8-0,23X9.
В табл. 2 приводятся обозначения информативных признаков, с помощью которых можно всех детей разделить на 5 групп.
Таблица 2
Информативные признаки
X1 Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения
X2 Болезни эндокринной системы
X3 Болезни нервной системы
X4 Болезни глаза
X5 Эмоционально-вегетативная сфера
X6 Болезни органов пищеварения
X7 Инвалидность
X8 Группа здоровья
X9 Болезни костно-мышечной системы
Выводы
1. Распределение по годам в детских домах мальчиков и девочек в возрастном аспекте неустойчиво, с тенденцией преобладания мальчиков в большинстве возрастных коридоров. Обратная тенденция отмечена в коридорах 3-4 и 6-7 лет.
2. Физическое развитие воспитанников детских домов характеризуется преобладанием числа детей с достоверно ниже средних, низкими и очень низкими показателями.
3. Дисгармоничное развитие детей-сирот чаще регистрировалось у мальчиков и было обусловлено дефицитом массы тела, избыток массы тела достоверно чаще встречался у девочек.
4. Среди детей-сирот преобладали хронические заболевания и пороки развития в стадии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации, т.е. третья, четвертая и пятая группы здоровья. Практически здоровых (первая и вторая группы здоровья) было всего 0,37% и 28,12% детей.
5. На основе кластерного и дискри-минантного анализов заболеваемости, инвалидности и индивидуальных характеристик детей, находящиеся в детских домах, можно разделить их на группы с разным уровнем здоровья, а также создать математическую модель, которая позволит прогнозировать уровень здоровья ребенка, оценивать эффективность профилактической работы в детском доме и оптимизировать диспансеризацию в целом.
Сведения об авторе статьи:
Давыдова Наталья Олеговна - к.м.н., ст. научный сотрудник лаборатории психопрофилактики, психокоррекции и психодиагностики кафедры профилактической медицины химико-биологического факультета ФГБОУ ВПО ОГУ. Адрес: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13. Тел. 8 (3532) 77-70-33. E-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы клинической медицины: сборник научных работ Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова. - М., 2009. - 326 с.
2. Вельтищев, Ю.Е. Концепция риска болезни и безопасности здоровья ребенка // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение. - 1994. Лекция №2. - С. 78-83.
3. Дети улиц. Проблемы. Поиски. Решения: научно-методическое пособие/ под ред. Т.И. Стукаловой. - М., 2005. - С.79-82.
4. Здоровье детей с ограниченными возможностями: учебно-методический комплект для врачей /под ред. Т.И.Стукаловой. - М., 2006. - 382 с.
5. Перевощикова, Н.К., Басманова Е.Д., Айнетдинова А. Л. Состояние здоровья детей-сирот и возможности их реабилитации в учреждениях интернатного типа // Российский педиатрический журнал. - 2007. - N° 3. - С. 10-14.
6. Потапова Г.Н. Нарушения психического здоровья детей в период адаптации к детскому дому / Г.Н. Потапова, О.Ю. Кочерова, О.М. Филькина// Здоровье семьи и репродуктивная функция: сб. науч. тр. - М., 1993. - С. 18-30.
7. Шипицын, Л. М. Школьная дезадаптация детей-сирот /Л. М. Шипицын // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков: материалы Рос. науч.-практич. конф. - М., 1996. - С. 58-60. - С. 152-156.