Научная статья на тему 'Применение кластерного анализа для оценки результатов диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Применение кластерного анализа для оценки результатов диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТЫ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыдова Наталья Олеговна, Нотова Светлана Викторовна, Фомина Марина Викторовна, Кван Ольга Вилориевна

В основе работы анализ учетных форм 030/у и 112 1/у 2000 386 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы основные показатели, характеризующие ребенка, в первую очередь его физическое развитие, а также заболеваемость и инвалидность. Определены корреляционные связи между классами болезней, а также выделены группы детей со схожим набором болезней и уровнем инвалидности. Среди детей-сирот преобладали 3, 4 и 5 группы здоровья. Определен неблагоприятный возрастной период для детей, находящихся в условиях детского дома. Кластерный анализ эффективен для выявления особенностей состояния здоровья и оптимизации диспансерного наблюдения детей, находящихся в детском доме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдова Наталья Олеговна, Нотова Светлана Викторовна, Фомина Марина Викторовна, Кван Ольга Вилориевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER ANALYSIS AS A METHOD OF EVALUATION OF MEDICAL EXAMINATION OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

In the basis of activity analysis of the accounting forms 030/112 1/u 2000 386 children orphans and children left without parental care. Analysis of the basic indicators characterizing the child, first of all its physical development and morbidity and disability. Defined correlation between classes of diseases and groups of children with similar sets of disease and the level of disability. Among the orphans prevailed 3,4 and 5 health group. Defined by the unfavorable age for children in the orphanage. Cluster analysis is effective for revealing features of health status and optimization of dispensary observation of children in the orphanage.

Текст научной работы на тему «Применение кластерного анализа для оценки результатов диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

На первом месте в 2013 году, в отличие от прошлого года, в структуре заболеваемости находятся болезни кожи, при этом чаще болели женщины (табл. 2, 3, 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, для улучшения работы по медицинскому обслуживанию и снижению заболеваемости медработников необходимо:

1. Продолжить работу по диспансеризации и дополнительной диспансеризации.

2. Улучшить качество проведения медицинских осмотров.

3. Усилить контроль над сроками пребывания на листке нетрудоспособности медработников.

4. После стационарного лечения рекомендовать долечивание в санаториях соответствующего профиля.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 29 июня 2011 г. № 624н г., Москва, «Обутверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности».

УДК 616-036.22:

Н. О. ДАВЫДОВА1, С. В. НОТОВА1, М. В. ФОМИНА1- 2, О. В. КВАН1

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ДЕТЕй-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1Оренбургский государственный университет 2Оренбургская государственная медицинская академия

N. О. DAVYDOVA1, S. V. МОТОУА1, М. V. FOMINA1-2, О. V. KWAN1

CLUSTER ANALYSIS AS A METHOD OF EVALUATION OF MEDICAL EXAMINATION OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

1Orenburg State University 2Orenburg State Medical Academy

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИРОТЫ, ИНВАЛИДНОСТЬ, ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ, КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ.

РЕЗЮМЕ.

В основе работы - анализ учетных форм 030/у и 112 - 1/у - 2000 386 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проанализированы основные показатели, характеризующие ребенка, в первую очередь его физическое развитие, а также заболеваемость и инвалидность. Определены корреляционные связи между классами болезней, а также выделены группы детей со схожим набором болезней и уровнем инвалидности. Среди детей-сирот преобладали 3, 4 и 5 группы

Давыдова Наталья Олеговна - к. м. н., с. н. с.; +79033601414; [email protected]

Нотова Светлана Викторовна - д. м. н., проф. кафедры биохимии и молекулярной биологии; 8 (3532) 575947; [email protected] Фомина Марина Викторовна - к. м. н., доцент, нач. отдела аспирантуры, докторантуры и организации научных исследований; доцент кафедры биохимии и молекулярной биологии; +79228584013; бэття [email protected]

Кван Ольга Вилориевна - к. б. н., с. н. с.; +79225485657; kwan111@ yandex.ru

здоровья. Определен неблагоприятный возрастной период для детей, находящихся в условиях детского дома. Кластерный анализ эффективен для выявления особенностей состояния здоровья и оптимизации диспансерного наблюдения детей, находящихся в детском доме.

KEY WORDS: ORPHANS, DISABILITY, MEDICAL EXAMINATION, CLUSTER ANALYSIS.

SUMMARY.

In the basis of activity - analysis of the accounting forms 030/112 - 1/u - 2000 386 children - orphans and children left without parental care. Analysis of the basic indicators characterizing the child, first of all its physical development and morbidity and disability. Defined correlation between classes of diseases and groups of children with similar sets of disease and the level of disability. Among the orphans prevailed 3,4 and 5 health group. Defined by the unfavorable age for children in the orphanage. Cluster analysis is effective for revealing features of health status and optimization of dispensary observation of children in the orphanage.

ВВЕДЕНИЕ.

Традиционно кластерный анализ в медицине используют для выявления типичных клинических

случаев. Чаще всего он является лишь отправной точкой для других алгоритмов интеллектуального анализа данных. Являясь методом многомерного анализа данных, он позволяет разбить все анализируемые объекты на несколько «в целом относительно однородных» групп [3, 4, 9].

Диспансеризацией, или диспансерным наблюдением (ДН), в нашей стране принято называть комплекс мероприятий, который должен проводиться в лечебно-профилактических учреждениях. Он включает:

A. Диагностику, в том числе собственно медицинскую диагностику, диагностику сопутствующих состояний при обращении больных и скрининг.

Б. Учет больных и наблюдение за ними, включающее поддержание регистров больных, деление больных на группы в соответствии с их нуждаемостью в наблюдении и лечении, лечение таких больных.

B. Инициацию мероприятий социальной поддержки больных.

Основные задачи диспансеризации ребенка - это констатировать изменения всех параметров здоровья за эпикризный срок с последующими рекомендациями. Данные о результатах профилактического осмотра заносятся в формы 112/у, 026/у - 2000, 030/у и 112 - 1/у - 2000. Общие сведения о результатах профилактических осмотров детей вносятся ежегодно в отчетную форму Федерального Государственного статистического наблюдения № 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам» [2, 7, 11].

Нами была поставлена цель - выявить особенности состояния здоровья детей, находящихся в детском доме и найти способы оптимизировать диспансерную работу, сделав ее более индивидуальной [2, 13]. Для этого были решены задачи: проанализированы основные параметры детей, заболеваемость, инвалидность, группы здоровья детей, находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до и после диспансеризации [1, 2, 7].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.

В основу работы легли результаты комплексного обследования 386 детей в 2009 г., находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с анализом учетных форм 030/у и 112 - 1/у - 2000. Выделены показатели, характеризующие ребенка (физическое развитие, нервно-психический статус, уровень стигматизации), а также заболеваемость и инвалидность до и после диспансеризации. Система комплексной оценки состояния здоровья детей

проводилась по шести базовым критериям: оценка анамнеза; физическое развитие и степень его гармоничности; нервно-психическое развитие и уровень интеллекта; резистентность организма; функциональное состояние органов и систем; наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденных пороков развития [5-7, 8, 10, 12].

Полученные данные обрабатывались в VISUAL FOXPRO 9, EXCEL 2007, STATISTICA 10. Использовались методы выкопировки, контент-анализа и линейной статистики (нахождение выборочных средних и ошибок средних значений (M±m), стандартное отклонение в выборке (M±a)) [3, 4, 9]. Методом выкопировки учетно-отчетных форм проводился сбор данных детей. Контент-анализ (от англ. contens - содержание) - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Применим, когда интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Кроме этого, был применен метод многомерного статистического анализа, такого как кластерный [3, 4, 9].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.

Проанализированы все показатели ребенка, а также выявленные заболевания до и после диспансеризации. Поскольку определение заболевания определенного класса болезней МКБ 10 измерялось в бинарной шкале: 0 - нет заболевания данного класса болезней; 1 - у ребенка обнаружено заболевание данного класса болезней, то данные приведенные в таблице, с одной стороны, характеризуют вероятность (процент) обнаружения болезней данного класса у детей-сирот, а с другой стороны, могут характеризовать среднее значение числа болезней обнаруженных у детей-сирот в анализируемой выборке.

Сравнение выборочных средних (М) позволяет сделать вывод, что наибольшие различия заболеваний до и после диспансеризации было обнаружено по классам болезней «Болезни эндокринной системы», «Болезни органов пищеварения» и «Болезни костно-мышечной системы» (р=0,000). Также статистически значимыми оказались различия в классах болезней «Болезни органов дыхания» (р=0,023) и «Болезни кожи и подкожной клетчатки» (р=0,050).

Для выделения характерных особенностей в наличии заболеваний различных классов у детей в обследуемых детских домах был применен кластерный анализ [9, 11]. Особенность найденных групп (кластеров) такова, что все объекты, попавшие в один кластер, имеют более схожие характеристики, чем объекты, попавшие в разные кластеры.

Таблица - Структура заболеваемости детей-сирот по классам МКБ 10

Класс болезней по МКБ 10 Среднее число заболеваний данного класса болезней, обнаруженных у ребенка (М±а) Значение р

До диспансеризации После диспансеризации

Инфекционные и паразитарные болезни 0,09±0,29 0,08±0,28 0,180

Новообразования 0,04±0,23 0,05±0,23 0,593

Болезни крови и кроветворных органов 0,07±0,26 0,05±0,23 0,068

Болезни эндокринной системы 0,65±0,81 0,44±0,73 0,000

Психические расстройства 0,46±0,58 0,46±0,59 0,401

Болезни нервной системы 0,78±0,85 0,78±0,85 0,790

Болезни глаза 0,37±0,70 0,40±0,71 0,076

Болезни уха 0,01±0,11 0,01±0,11 0,999

Болезни системы кровообращения 0,06±0,27 0,05±0,25 0,109

Болезни органов дыхания 0,10±0,32 0,14±0,35 0,023

Болезни органов пищеварения 0,32±0,64 0,49±0,74 0,000

Болезни кожи и подкожной клетчатки 0,09±0,29 0,07±0,27 0,050

Болезни костно-мышечной системы 0,17±0,42 0,33±0,51 0,000

Болезни мочеполовой системы 0,06±0,28 0,09±0,31 0,062

Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде 0,08±0,28 0,08±0,28 0,999

Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения 1,01±1,29 0,99±1,25 0,768

Симптомы, признаки и отклонения от нормы 0,41±0,55 0,41±0,55 0,767

Травмы и отравления 0,01±0,07 0,01±0,07 0,999

Факторы, влияющие на состояние здоровья 0,04±0,23 0,04±0,22 0,180

Примечание - М - средние значения; а - стандартное отклонение в выборке, р - уровень статистической значимости.

Таким образом, выделились вторая и четвертая группы детей (всего оказалось 5 кластеров).

На уровне дистанции близости равной 32 можно выделить 5 групп детей, из которых каждая группа имеет свои характерные особенности в наличии заболеваний различных классов.

Вторая группа детей имела наибольшее число средних значений, которые были меньше всех по всем пяти выделенным группам (15 значений). Наоборот, средние показатели детей, отнесенных кластерным анализом к четвертой группе, имели средние значения 16 признаков, которые были самыми большими среди всех остальных групп.

Четвертая группа - это дети 3,48±0,40 года. У них чаще всего были отклонения в психомоторной и эмоционально-вегетативной сфере (0,82±0,10 и 0,82±0,10 соответственно). В указанной группе в среднем из 100 детей 76 детей были инвалидами (0,76±0,14). Каждый ребенок четвертой группы имел более 4-х видов врожденных аномалий, деформаций и хромосомных нарушений (4,82±0,30). Вторая группа - дети 2,35±0,14 года, у которых отклонения в психомоторной и эмоционально-вегетативной сфере были минимальными. Это 33 и 29 детей из 100 соответственно. В этой группе было 16 инвалидов на 100 исследуемых.

Рисунок - Группы, имеющие характерные особенности в наличии заболеваний различных классов у детей-сирот

Примечание - Для краткости каждый ребенок, анализируемый кластерным анализом, на дендрограмме имел префикс «С-» (Case).

120

100

80

60

40

20

C_325 C_204 C_242 C_113 C_63 C_377 C_382 C_92 C 132 C 327 C 177 C 218 C 182 C 300 C 130

ВЫВОДЫ.

Кластерный анализ, как метод группировки объектов на основе большого числа признаков, может быть применим для выявления особенностей состояния здоровья детей, находящихся в детском доме, что позволяет сделать диспансеризацию более эффективной.

1. Кластерный анализ средних значений показателей выделенных групп дал общую характеристику каждой группе, выделив благоприятные и неблагоприятные периоды развития детей в детском доме.

2. Неблагоприятным периодом стал 3,48±0,40 года. Среди этих детей было 76 инвалидов на 100 исследуемых детей, у 82 детей из 100 отмечались психомоторные нарушения и эмоционально-вегетативные расстройства.

3. Благоприятным периодом был 2,35±0,14 года. В этом возрасте были минимальные отклонения в психомоторной и эмоционально-вегетативной сфере, так же, как и количество детей с инвалидностью (16 инвалидов на 100 исследуемых).

4. Кластерный анализ позволяет спрогнозировать неблагоприятный временной период для развития конкретного заболевания и возможную ин-валидизацию ребенка в связи с ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитывая особенности каждой из пяти групп, возможно наметить реально достижимые цели по улучшению здоровья ребенка; построить план реабилитационных мероприятий, который спо-

собствовал бы достижению поставленной цели. При этом необходимо учитывать фактические результаты по показателям здоровья, которые имели дети через определенный промежуток времени.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Витрук, Е. Л. Состояние здоровья детей 3-7лет с перинатальными поражениями центральной нервной системы, воспитывающихся в детских домах: ав-тореф. дис.... канд. мед. наук. - Смоленск, 2006. - 20 с.

2. Власов, В. В. Диспансеризация / В. В. Власов // Главный врач. - 2003. - N 4. - С. 39-41.

3. Екимов, А. К. Современные подходы к управлению в здравоохранении // А. К. Екимов, В. М. Ести-феев, Н. Н. Комаров. - Оренбург: ОАО «ИПКЮжный Урал», 2006. - 400 с.

4. Зуева, Л. П. Эпидемиология : учебник // Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. — СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2005. — 752 с.

5. Конова, С.Р. Состояние здоровья и медицинского обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей / С. Р. Конова, О. М. Филькина, А. Г. Ильин [и др.] // Сборник научных работ и материалов Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики социального сиротства». - Иваново, 2008. - С. 28-31.

6. Кудина, О. Е. Анализ анамнестических данных детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на первом году жизни в дома ребенка / О. Е. Кудина, Г. В. Сенченко // Сборник научных работ и материалов Республиканской научно-практической

конференции «Актуальные проблемы профилактики социального сиротства». - Иваново, 2008. - С. 40-42.

7. Кузнецова, Е. Ю. Состояние здоровья воспитанников домов ребенка и методы реабилитации / Е. Ю. Кузнецова, Е. В. Либова // Сборник материалов IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2007. - С. 357.

8. Перевощикова, Н. К. Состояние здоровья детей-сирот и возможности их реабилитации в учреждениях интернатного типа / Н. К. Перевощикова, Е. Д. Басманова, А. Л. Айнетдинова //Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 3. - С. 10-14.

9. Реброва, О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТАТ1БТ1СА / О. Ю. Реброва. - М. : Медиа Сфера, 2006. - 312 с.

10. Репецкая, М. Н. Состояние здоровья воспитанников детских домов Пермской области / М. Н. Репецкая, И. П. Корюкина, Н. В. Минаева, Е. Л. Сюзева // Материалы IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2004. - С. 352.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Стукалова, Т. А. Опыт организации диспансерной работы среди детей младшего воз-

раста / Т.А. Стукалова, М. А. Борисова, В. Б. Максимова, Е. г. Белова // Актуальные вопросы клинической медицины. - М. : Изд. Российской академии естественных наук, 2009. - С. 283196.

12. Широкова, О. С. Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в семье и домах ребенка : автореф. дис.... канд. мед. наук. - Иваново, 2007. - 22 с.

13. Davydova, N. O. Level of orphan's health in the concept of critical periods of postnatal ontogenesis / Davydova N. O., Borisova M. A., Notova S. V., Cheremushnikova I. I. // International journal of experimental education. - 2011. - № 12. -С. 3.

Исследование выполнено в рамках Госзадания № 262 по проекту «Особенности психофизиологической адаптации студентов в процессе реализации фенотипа в различных социальных условиях».

УДК [614.2:616-002.5:616.98:578.828HIV-036.86](470.56)

Е. А. КАЛИНИНА1, С. В. ВЯЛЬЦИН, А. А. КАЗЫГАШЕВА2, О. В. МАРИНЕЦ3

СОСТОЯНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ИНВАЛИДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИЧИНЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ТУБЕРКУЛЕЗА (РЕЗУЛЬТАТЫ 10-ЛЕТНЕГО МОНИТОРИНГА)

1Оренбургская государственная медицинская академия 2Городская клиническая инфекционная больница 3 Геронтологический центр «Долголетие»

E. A. KALININA1, S. V. VYALTSIN, A. A. KAZYGASHEVA2, O. V. MARINETS3

MORBIDITY AND DISABILITY IN ORENBURG REGION BECAUSE OF HIV AND TUBERCULOSIS (10 YEARS STUDY)

Orenburg State Medical Academy 2City hospital infectious diseases 3Gerontology Center «Longevity»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ, ИНВАЛИДНОСТЬ, ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ, ТУБЕРКУЛЕЗ.

Калинина Екатерина Алексеевна - к. м. н., ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 2; 89877958996; [email protected]

Вяльцин Сергей Валентинович - к. м. н., доцент; 89033987560; [email protected]

Казыгашева Александра Анатольевна - врач-методист; 89501890715; [email protected]

Маринец Ольга Валерьевна - врач-психотерапевт; 89058904690; [email protected]

РЕЗЮМЕ.

В статье представлены результаты анализа показателей заболеваемости и инвалидности населения Оренбургской области по причине ВИЧ-инфекции и туберкулеза за период с 2002 по 2011 годы. Установлен рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией и широкое вовлечение в эпидемический процесс женщин и детей, что привело к увеличению уровня инвалидности среди детского населения региона. При этом в Оренбургской области зарегистрировано снижение первичной, общей заболеваемости и смертности от туберкулеза среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.