УДК 364.2
Вертинская Анастасия Андреевна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: anstsvrtnsk@gmail.com Полевая Наталия Михайловна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: natabra85@list.ru Vertinskaya Anastasia Andreevna Amur State University, Blagoveshchensk, Russia E-mail: anstsvrtnsk@gmail.com Polevaya Natalia Mihailovna Amur State University, Blagoveshchensk, Russia E-mail: natabra85@list.ru
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ НАСЕЛЕНИЮ
CHARACTERISTICS OF THE MAIN CATEGORIES REGULATING VARIOUS SOCIAL PAYMENTS TO THE POPULATION
Аннотация. В статье рассматриваются основные категории, регулирующие различные социальные выплаты населению: величина прожиточного минимума, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Также производится анализ расхождения цен между потребительской корзиной и минимальным размером оплаты труда.
Abstract. The article considers the main categories that regulate various social payments to the population: the amount of the subsistence minimum, the consumer basket, and the minimum wage. The price discrepancy between the consumer basket and the minimum wage is also analyzed.
Ключевые слова: прожиточный минимум, пoтрeбитeльcкaя корзина, минимальный размер оплаты труда, ^требности чeловeка, поддержание достойного уровня жизни людей.
Key words: living wage, consumer basket, minimum wage, human needs, maintaining a decent standard of living for people.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью рассмотрения потребительской корзины, величины прожиточного минимума и минимального размер оплаты труда в связи с тем, что данные категории являются отражением социального обеспечения, связанного с жизнью и благосостоянием народа России.
Ч. 1 ст. 7 Конституции РФ закрепляет статус нашей страны как социального государства, социальная политика которого направлена на социальную защиту граждан, на обеспечение достойных условий их жизни и развития [1].
Основой для реализации эффективной социальной политики в Российской Федерации является соотношение таких показателей уровня жизни как потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме» (ред. 01.04.2019), под потребительской корзиной понимаются «необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания» [3]. В свою очередь прожиточный минимум определяется законом как стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Таким образом, понятие «прожиточный минимум» шире и включает в себя понятие «потребительская корзина».
Реализация социальной политики государства (различные выплаты населению, обеспечение нормальной жизнедеятельности граждан) тесно связана с одним из ключевых показателей уровня развития российской экономики - потребительской корзиной, по анализу ее состава и структуры можно охарактеризовать уровень жизни населения.
Потребительская корзина в России - это приблизительно рассчитанный набор товаров и услуг, необходимых для физиологического выживания человека. Российская потребительская корзинам включает три категории, представленные на рис. 1.
е
Он Й
сз
а
Продукты питания
о и
и
о МР
н
■и н
1—1 хо
V &
Непродовольственные ■ товары (обувь, одежда лекарства и пр.)
Услуги (расходы на _ транспорт; коммунальные услуги, культурные мероприятия)
Рис. 1. Категории, входящие в потребительскую корзину РФ.
С целью изучения категорий, регулирующих различные выплаты населению, нами был проведен вторичный анализ следующих документов: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федераль-ныйо закон «О прожиточном минимуме» 24.10.1997 № 134-ФЭ (ред. 01.04.2019), Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 № 227-ФЗ (ред. 28.12.2017), данные Росстата, а также был проведен мониторинг цен на продовольственном рынке г. Благовещенска.
В рамках осуществленного исследования особенно интересным стало выявление реальной стоимости продовольственной корзины в г. Благовещенске. Следует сказать, что каждый административный округ сам рассчитывает стоимость потребительской корзины, а так как Россия занимает огромную территорию, то в каждом административном округе при одинаковом продуктовом перечне свои цены. Поскольку стоимость продуктовой корзины рассчитывается по минимальным ценам, существующим в административном округе, то фактическая стоимость корзины будет намного выше.
По проведенному нами анализу стоимость рассчитанной потребительской корзины в г. Благовещенске на октябрь 2020 г. должна составлять 4541,9 руб., а на самом деле, продукты, купленные в г. Благовещенске по нормам продовольственной корзины, стоили сумму 7139,4 руб., т.е. превысили ее стоимость на 2315,5 руб. (рис. 2).
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
Рис. 2. Соотношение нормативной стоимости ПК и реальной стоимости ПК в Благовещенске на октябрь 2020 г.
Таким образом, потребительская корзина в Благовещенске рассчитана на минимальные цены в административном округе и на минимальное потребление продуктов.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (ред. 28.12.2017) установлены следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания [5] (рис. 3):
50% - непродовольственные товары (от стоимости продуктов питания)
50% - услуги (от стоимости продуктов питания)
Рис. 3. Соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания.
При расчете потребительской корзины устанавливается минимальный доход россиян в зависимости от социальной и экономической обстановки в стране, определяется необходимый размер социальных выплат, а также уровень жизни в разных регионах. Так как реальные цены на потребительские товары на рынке постоянно меняются, расчет потребительской корзины предусмотрен ежеквартально. Таким образом, мы подтвердили: потребительская корзина характеризует только возможность проживания в жестких условиях экономии, при минимальных доходах.
Стоимость потребительской корзины является основным показателем рассчитываемого прожиточного минимума. От стоимости продуктового набора зависит и минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый Правительством, а значит и уровень всех социальных выплат. Минимальный прожиточный минимум устанавливается по каждому административному округу, но он не может быть ниже федерального.
В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ с прожиточным минимумом связана и минимальная оплата размера труда. Минимальная оплата размера труда должна соответствовать прожиточному минимуму и не должна быть ниже его [2]. Так, в г. Благовещенске на период с 05.08.2020 установлен минимальный прожиточный минимум для трудоспособного населения в размере 13752 руб., а минимальный размер оплаты труда по Амурской области на период с 01.01.2020 составляет 12130 руб., т.е. минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума.
2 315,5 руб.
Нормативная стоимость ПК Реальная стоимость ПК
■ НСПК ■РСПК
Общая стоимость потребительской корзины (в руб.)
50% - продукты питания
Правительство РФ делает все возможное для материальной поддержки семей. Так, Указом Президента РФ от 24.03.2020 №199-ФЗ «О должностных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ежемесячная выплата предоставляется, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с ФЗ № 134-ФЗ.
По этому указу среднедушевой доход рассчитывается согласно формуле:
СД = Д / Км / Ч,
где СД - среднедушевой доход; Д - общий доход семьи; Км - количество месяцев для расчета; Ч -число членов семейства [6].
Например, доход семьи за 6 месяцев составил 330000 руб., в семье 5 чел. Следовательно, 330000 / 6 / 5 - получаем среднедушевой доход семьи 11000 руб. Прожиточный минимум в Амурской области 12130 руб., - значит, семья имеет право на ежемесячную выплату пособия. В сумму дохода входят все виды доходов, получаемые семьей: зарплаты, пенсии, стипендии, проценты с ценных бумаг, алименты и прочее, кроме выплат за стихийные бедствия, чрезвычайные происшествия а также выплат на детей от 3 до 7 лет.
Поскольку минимальный размер оплаты труда увеличился, с 01.02.2020 проведена индексация пособий на 3%, а также изменился расчет пособий по страховому случаю согласно ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Он рассчитывается исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих страховому случаю [4].
Мы доказали, что минимальный прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда - основные показатели для расчета всех видов пособий.
«Только с 1 января 2019 г. минимальный размер оплаты труда стал соответствовать прожиточному минимуму трудоспособного населения. Вместе с тем стипендии студентов вузов составляли в 2018 г. менее 14% прожиточного уровня, минимальный размер по безработице - 7,8%, пособия по уходу за ребенком - от 31,6 до 63,1%».
Итак, динамика показателей за несколько лет свидетельствует о нестабильном состоянии в социальной сфере. Реализуемая Правительством РФ социальная политика должна быть направлена в первую очередь на приведение размеров социальных выплат до уровня прожиточного минимума.
Для поддержания достойного уровня жизни каждого человека стоит пересмотреть структуру потребительской корзины, учитывать не набор продуктов и услуг, обеспечивающих выживание, а состав товаров и услуг, требующихся для поддержания достойного уровня жизни людей. При обновлении потребительской корзины будет перерасчитан прожиточный минимум в России и в регионах, возможно, вырастет МРОТ.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (09.11.2020) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. 01.04.2019) // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. 08.06.2020) // СПС КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (ред. 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс.
6. Указ Президента от 20.03.2020 №199-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС КонсультантПлюс.