Научная статья на тему 'Характеристика основных элементов единого налога по упрощенной системе налогообложения'

Характеристика основных элементов единого налога по упрощенной системе налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
упрощенная система налогообложения / специальный налоговый режим / единый налог / налог / доходы / расходы / налоговая нагрузка / объект налогообложения / simplified taxation system / special tax regime / single tax / tax / income / expenses / tax burden / object of taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Михайлович Кособродов, Богдан Ярославович Лазарев

Упрощенная система налогообложения как инструмент налогового стимулирования субъектов малого предпринимательства должна создавать благоприятные экономические условия для повышения их платежеспособности, финансовой независимости и финансовой устойчивости, деловой активности, осуществления инновационной и инвестиционной деятельности. В статье пранализированы существующие элементы единого налога по упрощенной системе налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the main elements of the unified tax under the simplified taxation system

The simplified taxation system as a tool for tax incentives for small businesses should create favorable economic conditions to increase their solvency, financial independence and financial stability, business activity, innovation and investment activities The article analyzes the existing elements of a single tax under the simplified taxation system.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных элементов единого налога по упрощенной системе налогообложения»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 131 — 136. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):131 — 136.

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-131-136 NIION: 2007-0062-2/24-081

EDN: https://elibrary.ru/SYNUFW MOSURED: 77/27-004-2024-02-281

Характеристика основных элементов единого налога по упрощенной системе налогообложения

Владимир Михайлович Кособродов1, Богдан Ярославович Лазарев2

1 Московский международный университет, Москва, Россия, kosobrodov@mail.ru

2 ООО «Инстамарт Технолоджис», Москва, Россия, sfbogdanec@gmail.com

Аннотация. Упрощенная система налогообложения как инструмент налогового стимулирования субъектов малого предпринимательства должна создавать благоприятные экономические условия для повышения их платежеспособности, финансовой независимости и финансовой устойчивости, деловой активности, осуществления инновационной и инвестиционной деятельности. В статье пранализированы существующие элементы единого налога по упрощенной системе налогообложения.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, специальный налоговый режим, единый налог, налог, доходы, расходы, налоговая нагрузка, объект налогообложения

Для цитирования: Кособродов В.М., Лазарев Б.Я. Характеристика основных элементов единого налога по упрощенной системе налогообложения // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 131 — 136. https:// doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-131-136. EDN: https://elibrary.ru/SYNUFW.

PRIVATE LEGAL (CIVILITY) SCIENCES

Original article

Characteristics of the main elements of the unified tax under the simplified taxation system

Vladimir M. Kosobrodov1, Bogdan Ya. Lazarev2

1 Moscow International University, Moscow, Russia, kosobrodov_z@mail.ru

2 Instammrt Technologies LLC, Moscow, Russia, sfbogdanec@gmail.com

Abstract. The simplified taxation system as a tool for tax incentives for small businesses should create favorable economic conditions to increase their solvency, financial independence and financial stability, business activity, innovation and investment activities The article analyzes the existing elements of a single tax under the simplified taxation system

Keywords: simplified taxation system, special tax regime, single tax, tax, income, expenses, tax burden, object of taxation

For citation: Kosobrodov V.M., Lazarev B.Ya. Characteristics of the main elements of the unified tax under the simplified taxation system // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):131 — 136. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-131-136. EDN: https://elibrary.ru/SYNUFW.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что налог и сбор можно считать законно установленным только в том случае, если законом прямо зафиксированы все существенные элементы налогового обязательства. По мнению Конституционного Суда РФ, установить налог или сбор — не значит только дать ему название, необходимо определение

© Кособродов В.М., Лазарев Б.Я., 2024

в законе существенных элементов налоговых обязательств; одно лишь перечисление налогов и сборов в федеральных законах нельзя рассматривать как их установление, поскольку эти законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств; федеральный законодатель при установлении налога связан требованиями полного, четкого и непротиворечивого определения правового содержания каждого из элементов устанавливаемого налога, чтобы исклю-

чить двойственность их толкования в правоприменительной практике и не допустить основанных на неопределенности налогового регулирования возможных способов уклонения от уплаты налогов1.

В соответствии с налоговым законодательством к обязательным элементам налога относятся: субъект налогообложения; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога2.

Совокупность элементов налога имеет универсальный характер для любого вида налога, т.е. внутренняя структура любого налога состоит из определенного набора элементов. Эти элементы налогообложения присущи каждому налогу. В зависимости от типа налога значения того или иного элемента налогообложения различны.

Несмотря на то, что упрощенная система налогообложения (УСН) является специальным налоговым режимом, а не налогом в полной мере, применение ее предусматривает уплату единого (упрощенного) налога, к которому применимы все вышеперечисленные элементы налогообложения.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) — лицо, которое обязано уплатить налог. В целях уплаты единого налога по УСН налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН3.

При этом организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, меж-

1 Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. № 183-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества Авиакомпания «Челябинское авиапредприятие» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом «ч» пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»; постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 1.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (п. 1 ст. 346.12) // Парламентская газета. 2000. 10 августа.

дународные компании, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации; а индивидуальными предпринимателями — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств4.

Под объектом налогообложения понимаются юридические факты (события, действия, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог [1, с. 270].

В соответствии с налоговым законодательством под объектом налогообложения понимается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога5.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. УСН предусматривает два вида объектов налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов6.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, когда организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогооб-

4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ст. 11).

5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (п. 1 ст. 38).

6 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вто-

рая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (п. 1 ст. 346.14).

ложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. Данное положене подтверждается административной и судебной практикой7.

Благодаря видам объектов по УСН налогоплательщик может своими действиями правомерно уменьшить сумму налоговых обязательств. Так, объект налогообложения «доходы» следует выбрать при минимальном размере затрат, например, для следующих видов деятельности: сдача имущества в аренду, оказание услуг; а объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» будет выгоднее выбрать в случае, если размер затрат превышает 60% доходов [2, с. 29]. В то же время при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» не следует забывать

06 уплате минимального налога.

Вопросы налоговой оптимизации для субъектов малого бизнеса являются важными, так как от этого зависит финансовое состояние организации или индивидуального предпринимателя, поэтому стоит тщательнее подойти к вопросу выбора объекта налогообложения, в том числе и потому, что изменить выбранный объект налогообложения возможно будет только со следующего календарного года.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог. Причем обязанность по уплате минимального налога не является безусловной, а возникает при наступлении определенных обстоятельств. Как установлено Налоговым кодексом РФ, минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. При этом сумма минимального налога определяется путем умножения доходов налогоплательщика, исчисленных с начала налогового периода нарастающим итогом, на налоговую ставку, размер которой составляет 1%, т.е. налоговой базой для исчисления минимального налога являются доходы налогоплательщика.

7 Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.) (п. 7) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 3; письмо ФНС России от 2 июня 2016 г. № СД-3-3/2511 «Об изменении объекта налогообложения вновь зарегистрированным ИП, применяющим УСН» // Малая бухгалтерия. 2016. № 5.

Следовательно, налогоплательщикам единого налога по УСН прежде чем заплатить сумму единого налога в бюджет, нужно сравнить ее с размером минимального налога. Если сумма единого налога превышает минимальный налог, то в бюджет уплачивается величина единого налога при УСН, если нет — то в бюджет уплачивается минимальный налог. Иными словами, минимальный налог представляет обязательную величину единого налога, которую обязаны заплатить в бюджет по итогам года все организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН. От уплаты минимального налога налогоплательщики не освобождаются даже в том случае, если по итогам года они получили убыток8.

Может показаться, что уплата минимального налога при отсутствии результатов предпринимательской деятельности нарушает конституционные права налогоплательщика, в связи с чем немало плательщиков единого налога обращаются в суд.

Однако КС РФ в своем определении отметил, что, поскольку на УСН организации и предприниматели переходят добровольно, сама по себе норма п. 6 ст. 346.18 НК РФ, направленная на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога (в данном случае — минимального налога, взимаемого в связи с применением УСН), не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя9.

Однако в соответствии с положениями НК РФ налогоплательщики имеют право включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы следующего налогового периода, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее10. Переносить убыток на будущие на-

8 Письмо Минфина РФ от 21 апреля 2020 г. № 03-1111/32084 «О порядке уплаты минимального налога при применении УСН» // СПС «КонсультантПлюс»; письмо Минфина России от 12 мая 2014 г. № 03-1111/22105 «Об уплате ИП авансовых платежей по налогу, уплачиваемому при применении УСН» // СПС «КонсультантПлюс».

9 Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 № 773-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочанова Евгения Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

10 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (абз. 4 п. 6 ст. 346.18).

логовые периоды можно в течение десяти лет, следующих за годом его получения. Но если налогоплательщик перешел на объект налогообложения «доходы», то воспользоваться правом переноса убытка в этот период будет нельзя. Однако это можно будет сделать по итогам того года, когда налогоплательщик перешел на объект «доходы, уменьшенные на величину расходов» и если к этому времени не истек десятилетний срок с момента получения убытка11.

Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены12.

Оценивая возможность учета разницы между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в составе убытка в составе налоговой базы следующего налогового периода возникает вопрос по поводу того, в какой части следует принимать указанный убыток, если учесть, что признать убытки можно полностью, ведь это может спровоцировать вновь уплату минимального налога. Отвечая на него, нужно отметить следующее. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации признание убытка в составе налоговой базы является правом налогоплательщика, а следовательно, и величину убытка, признаваемого в следующем налоговом периоде, следует определить самостоятельно. То есть исчисление единого налога в данном случае должно быть произведено таким образом, чтобы не спровоцировать уплату минимального налога. Оставшуюся часть непризнанного убытка в текущем налоговом периоде налогоплательщик вправе будет признать в последующих налоговых периодах с учетом ограничений, устанавливаемых в налоговом законодательстве.

Таким образом, УСН предусматривает два вида объекта налогообложения, что само по себе уже является преимуществом для налогоплательщиков.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта нало-гообложения13. Налоговая база является основой налога, так как именно к ней применяют

11 Письмо Минфина РФ от 28 марта 2007 г. № 03-1104/2/68 «Об учете ущерба, полученного при применении УСН с объектом «доходы», в случае изменения объекта налогообложения на «доходы минус расходы» // Бухгалтерское приложение. 2016. № 19.

12 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (абз. 5 п. 7 ст. 346.18).

13 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть

первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (п. 1 ст. 53).

налоговую ставку, благодаря чему в дальнейшем определяется размер платежа.

В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. Если же объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов14.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рублях по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Однако, так как налогоплательщики при УСН применяют кассовый метод учета доходов, то учитываются только реально полученные доходы. В то же время налоговые органы пытались ранее оспорить этот подход. Исходя из судебного дела, налоговые органы ссылались на то, что если бы контрагенты компании своевременно погасили задолженность, то величина доходов компании превысила бы лимит, позволяющий применять УСН. Претензия была основана на том, что компаня не истребовала задолженность с контрагентов, чем искусственно создавала условия для сохранения права на применение специального режима15. Но суды в данном случае удовлетворяют требования налогоплательщиков, так как дебиторская задолженность не признается доходом по кассовому методу, а также сам по себе факт непринятия мер по истребованию задолженности не может служить признаком получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговый период — это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате [1, с. 272].

14 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (п. 1 и п. 2 ст. 346.18).

15 Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.) (п. 5).

Отчетный период — это факультативный элемент налогообложения, который представляет собой срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи и представляется соответствующая отчетность.

Налоговым периодом по УСН признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года16.

Налоговая ставка — это величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы17.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налого-плательщиков18. Например, в Калининградской области для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере программного обеспечения, обработке и утилизации отходов, пониженная ставка установлена в размере 3% 19.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15% . Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков20. Например, в городе Москве пониженная ставка составляет 10% для налогоплательщиков, которые осуществляют свою деятельность в сфере научных исследований и разработок, в области культуры и спорта и др.21

Хотелось бы обратить внимание, что в 2020 г. для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в наибольшей степени пострадавших сферах в условиях ухудшения ситуации в

16 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ст. 346.19).

17 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (п. 1 ст. 53).

18 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (п. 1 ст. 346.20).

19 Закон Калининградской области от 24 апреля 2018 г. № 162 «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» // URL: https://www.nalog.ru/rn39/about_fts/docs/7648231/

20 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (п. 2 ст. 346.20).

21 Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. № 41 «Об уста-

новлении налоговой ставки для организаций и инди-

видуальных предпринимателей, применяющих упро-

щенную систему налогообложения, выбравших в ка-

честве объекта налогообложения доходы, уменьшен-

ные на величину расходов» // Ведомости Московской городской Думы. 2009. № 11. Ст. 283.

связи с распространением новой коронавирус-ной инфекцией, были приняты региональные законы, устанавливающие пониженные налоговые ставки.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания22. Такая льгота установлена, например, в Ростовской области23.

Однако от уплаты налога целесообразно освободить также вновь образованные организации, так как данная мера может способствовать росту количества предприятий и снижению уровня безработицы за счет создания рабочих мест.

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов24.

Важно также отметить, что в период действия налоговой ставки в размере 0% впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог в течение двух налоговых периодов.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы и налоговой ставки [1, с. 272].

Существует две системы исчисления налога: кумулятивная и некумулятивная. Исчисление единого налога по упрощенной системе осуществляется на основании кумулятивной системы, так как налоговая база определяется нарастающим итогом.

В соответствии с НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы25.

22 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (п. 4 ст. 346.20).

23 Областной закон от 10 мая 2012 г. № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» // URL: https://www. nalog.ru/rn61/about_fts/docs/4293425/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (п. 4 ст. 346.20).

25 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (п. 1 ст. 346.21).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму: страховых взносов; расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности; платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования26.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налог подлежит уплате не позднее сроков подачи налоговой декларации. По итогам налогового периода налогоплательщики представляют нало-

говую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В 2020 г. организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (включая авиаперевозки, деятельность в области культуры и спорта, гостиничный бизнес, общественное питание, розничную торговлю непродовольственными товарами и др.) была предоставлена мера поддержки в виде продления установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов. Для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2019 г., был продлен на шесть месяцев27.

Список источников

1. Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник. М.: Проспект, 2015. 648 с.

2. Смолицкая Е.Е. Законные налоговые схемы. М.: Проспект, 2019. 288 с.

References

1. Gracheva E.Yu. Financial law: textbook. M.: Prospect, 2015. 648 p.

2. Smolitskaya E.E. Legal tax schemes. M.: Prospect, 2019. 288 p.

Информация об авторах

В.М. Кособродов — доцент кафедры гражданского и уголовного права и процесса Московского международного

университета, кандидат юридических наук, доцент;

Б.Я. Лазарев — проектный менеджер ООО «Инстамарт Технолоджис».

Information about the authors V.M. Kosobrodov — Associate Professor of the Department of Civil and Criminal Law and Procedure of the Moscow International University, Candidate of Law, Associate Professor; B.Ya. Lazarev — Project Manager of Instamart Technologies LLC.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.03.2024; одобрена после рецензирования 26.04.2024; принята к публикации 27.05.2024. The article was submitted 26.03.2024; approved after reviewing 26.04.2024; accepted for publication 27.05.2024.

26 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (п. 3.1 ст. 346.21).

27 Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // СЗ РФ. 2020. № 15. (ч. IV). Ст. 2288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.