Научная статья на тему 'Характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях'

Характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДРОСТКА / МИКРОИ МАКРОСРЕДА / УТОЧНЯЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / CLARIFYING PEDAGOGICAL RESEARCH / PERSONALITY OF A TEENAGER / MICROAND MACRO-ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкин Михаил Михайлович, Кундозерова Людмила Ивановна

В статье представлены результаты поискового этапа педагогического эксперимента по выявлению факторов, влияющих на развитие и формирование личностных характеристик несовершеннолетних подростков и их криминальное поведение. Методом анкетирования (анкеты разработаны авторами статьи) проведено исследование осужденных подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях Алтайского края, Кемеровской, Иркутской, Красноярской, Новосибирской и Тюменской областей. В исследовании приняли участие 255 несовершеннолетних осужденных подростков. Результаты, полученные в ходе анализа анкетных данных, свидетельствуют о негативном влиянии семьи, семейных отношений, макросреды (школа,социальная среда) на формирование криминального поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Михаил Михайлович, Кундозерова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of juvenile offenders serving their sentences in educational colonies

The results of exploratory phase of the pedagogical experiment to identify factors influencing the development and formation of personal characteristics of juvenile offenders and their criminal behavior are discussed in the article. The research was conducted by the method of questioning (questionnaire were developed by the author of the article).The research of juvenile offenders serving their sentences in educational colonies in Altai Krai, Kemerovo, Irkutsk, Krasnoyarsk, Novosibirsk and Tyumen regions. 255 juvenile offenders took part in the research. The results which were obtained in the analysis of questionnaire data show the negative impact of the family, family relations, macro environment (school, social environment) on the formation of criminal behavior in teenagers.

Текст научной работы на тему «Характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

General pedagogics, history of pedagogics and education

УДК 343.815

М. М. Бабушкин, Л. И. Кундозерова

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ

В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

В статье представлены результаты поискового этапа педагогического эксперимента по выявлению факторов, влияющих на развитие и формирование личностных характеристик несовершеннолетних подростков и их криминальное поведение.

Методом анкетирования (анкеты разработаны авторами статьи) проведено исследование осужденных подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях Алтайского края, Кемеровской, Иркутской, Красноярской, Новосибирской и Тюменской областей. В исследовании приняли участие 255 несовершеннолетних осужденных подростков. Результаты, полученные в ходе анализа анкетных данных, свидетельствуют о негативном влиянии семьи, семейных отношений, макросреды (школа социальная среда) на формирование криминального поведения подростков.

Ключевые слова: личность несовершеннолетнего подростка; микро- и макросреда; уточняющие педагогические исследования.

M. M. Babushkin, L. I. Kundozerova

CHARACTERISTICS OF JUVENILE OFFENDERS SERVING THEIR SENTENCES IN EDUCATIONAL COLONIES

The results of exploratory phase of the pedagogical experiment to identify factors influencing the development and formation of personal characteristics of juvenile offenders and their criminal behavior are discussed in the article.

The research was conducted by the method of questioning (questionnaire were developed by the author of the article).The research of juvenile offenders serving their sentences in educational colonies in Altai Krai, Kemerovo, Irkutsk, Krasnoyarsk, Novosibirsk and Tyumen regions. 255 juvenile offenders took part in the research. The results which were obtained in the analysis of questionnaire data show the negative impact of the family, family relations, macro — environment (school, social environment) on the formation of criminal behavior in teenagers.

Keywords: personality of a teenager; micro- and macro-environment; clarifying pedagogical research.

© Бабушкин М. М., Кундозерова Л. И., 2016.

Выдающийся русский ученый-юрист С. В. Познышев утверждал, что для устрашения человека путем мести и запугивания нет необходимости в детальном изучении личности, а в целях воспитательного воздействия на преступника нужно познать многое о нем, что достигается в результате постоянного научного наблюдения.

Изучение личности несовершеннолетних осужденных имеет важное значение в процессе формирования готовности к внутренней (в условиях колонии) и к внешней (условиям жизни в социуме) адаптации.

Личность — это общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявивший себя в общении, деятельности, поведении [1].

Личность несовершеннолетнего осужденного — конкретный человек, который является носителем несформи-ровавшегося сознания, способный к познанию, переживаниям, строящий определенные отношения с криминальной микросредой и личностями.

В результате негативного воздействия в процессе жизнедеятельности в макро- (свободы) и микросреды (среда колонии) у несовершеннолетних подростков происходят изменения в поведении, учебной деятельности, отношениях, установках, ценностях, ориента-циях, потребностях, психических состояниях. Это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к изучению личности осужденных подростков.

В 2014 г. нами было проведено исследование осужденных подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях (ВК) Алтайского, Красноярского края, Кемеровской, Иркутской областей, Новосибирской, Тюменской областей. Ю. М. Антонян, В. Е. Эминов, М. И. Еникеев, Л. М. Прозументов, В. М. Кормщиков считают, что обобщенные характеристики должны включать социально-демографические, уголовно-правовые, психолого-педагогические характери-

стики. При исследовании были опрошены осужденные ВК. Всего было получено 255 анкет.

Рассмотрим социально-

демографические характеристики подростков, включая возраст, место жительства, семью, род занятий, статус, поведение.

На момент исследования возраст осужденных мужского пола распределился следующим образом: 15-летних — 7,17 %; 16-летних — 18,14 %; 17-летних — 60,76 %; 18-летних — 13,92 %. Исследование показало, что самую многочисленную группу составляют 17-летние осужденные подростки.

Анализ результатов показал, что низкий уровень образования несовершеннолетних осужденных подростков детерминирован социальным статусом родителей, негативным отношением подростков к учебе, а также, предполагаем, потребностями и ценностными ориентациями подростков. На момент исследования (2014 г., 229 ответов в анкетах) 43,67 % осужденных подростков проживали в полных семьях, 34,93 % — в неполной семье (в основном воспитывались только матерью), 10,04 % — бабушкой/дедушкой, 4,80 % — опекунской семье, 5,68 % — несовершеннолетних подростков мужского пола имели статус сирот, 0,87 % — проживали с приемными родителями.

Полученные в ходе анализа анкет данные о составе семьи несовершеннолетнего осужденного, а также характере взаимоотношений между ее членами свидетельствуют о неблагополучии, а порой и о глубоком кризисе, переживаемом значительной частью семей, в которых воспитывались подростки.

Социально-демографическая составляющая проанализированных анкетных данных несовершеннолетнего осужденного характеризует его с внешней стороны, а потому не дает полного представления о личности подростка, а, следовательно, не может объяснить причину его преступного поведения.

Вместе с тем, социально-демографические характеристики являются существенной знаниевой информацией, дают обобщенные представления о несовершеннолетнем осужденном и влияют на отбор содержания, педагогических технологий, систему мероприятий по исправлению и воспитанию несовершеннолетних осужденных подростков и осуществление мер профилактики криминального поведения подростков.

Уточняющие исследования (беседы с подростками из полных семей, начальниками отрядов, сотрудниками ВК) позволили выявить причины внутрисемейных проблем, конфликтов между родителями и подростками, которые привели подростков к совершению преступления: пренебрежение родителей к интересам и потребностям подростков, жестокое обращение родителей друг с другом и с подростками, безработица родителей, неуместное выражение гнева в форме словесных или физических вспышек, пассивная агрессивность, стрессовые состояние, отстраненность родителей, угрозы и др.

На вопрос анкеты «Пишут ли вам родственники» (ответили 203 осужденных подростка) 20,63 % ответили «не пишут», 41,26 % — «редко», 38,12 % — «постоянно».

На вопрос «Помогают ли вам материально» (ответили 179 осужденных подростков) 18,44 % ответили «нет», 36,97 % — «редко», 44,69% — «постоянно».

Пытались убежать из дома (ответили 43) 55,81 %, не пытались — 44,19 %.

Исследования показали, что социальные связи осужденных подростков мужского пола с семьей ухудшаются.

Анализ ответов на вопросы (191), а также беседы с осужденными подростками, сотрудниками воспитательных колоний, начальниками отрядов показал, что не имеют образование 3,14 %; имеют начальное общее образование — 3,14 %; основное общее образование — 80,10 %; среднее полное общее — 13,09 %. Также среди опрошенных были

лица, окончившие 10 классов — 0,52 % осужденных. Исследование показало, что уровень образования несовершеннолетних подростков мужского пола является низким вследствие семейного воспитания, девиантного поведения самих подростков и различных психических расстройств.

Анализ мотивационно-потребностной и ценностно-ориентационной сфер личности осужденных подростков показал, что становление личности подростков действительно происходит под влиянием следующих факторов: ценностных ориентаций семьи, обучения в школе/ПТУ, участия/неучастия в досу-говой деятельности, социальных связей, взаимодействие и отношение в социуме. Под совокупным влиянием факторов несовершеннолетние подростки приобретают положительный/отрицательный опыт жизнедеятельности, у них формируются потребности, ценности и соответствующие им способы поведения.

Семейная и школьная отчужденность, естественное стремление подростков к самоутверждению провоцирует на поиски в социальной среде взаимосвязи с микрогруппами несовершеннолетних подростков отрицательной, криминальной направленности и. как правило, девиантного поведения. Взаимоотношения в микрогруппах формируют / не формируют криминальное поведение подростков в зависимости от уровня развития потребностей, ценностных ориентаций, опыта жизни в семье, школе и социальной среде.

В ходе педагогического экспериментального исследования были проанализированы уголовно-правовые характеристики несовершеннолетних осужденных мужского пола.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что социально полезные связи осужденных с семьей продолжают ухудшаться.

Социальное положение родителей (213): студенты — 0,47 %; рабочие — 69,95 %; служащие — 2,35 %; безработные — 22,54 %. Родителей не было у

4,69 %. Обеспеченность семьи при этом (198): высокая — 25,25 %; средняя — 65,66 %; низкая — 9,09 %.

Состояние здоровья осужденных. Доля осужденных, страдающих психическими расстройствами (были попытки или желание покончить жизнь самоубийством (165)), составляет 33,94 %, нет — 66,06 %. Были травмы головы с потерей сознания (171) — 49,7 1%, нет — 50,29 %.

Количество судимостей. Количество лиц, осужденных впервые (184), составило 78,26 %, ранее уже отбывали наказание в ВК 21,74 %.

Категория совершенного преступления (247). Сфера преступных посягательств несовершеннолетних остается неизменной. По видам совершенных преступлений осужденные распределились следующим образом: убийства — 0,81 %; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 4,86 %; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью — 0,40 %; умышленное причинение легкого вреда здоровью — 1,21 %; побои — 2,83 %; изнасилование — 3,64 %; злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей — 0,40 %; кража — 42,91 %; мошенничество — 4,86 %; грабеж — 19,03 %; разбой — 0,81 %; вымогательство — 1,21 %; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения — 12,96 %; умышленные уничтожение или повреждение имущества — 0,40 %; уничтожение или повреждение имущества по неосторожности — 0,40 %; незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица — 0,40 %; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств — 0,40 %; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их

частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества —

I,21 %; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества — 1,21 %.

Срок наказания. Отбывшие наказание осужденные распределились следующим образом: до 6 месяцев — 18,33 %; до одного года — 28,33 %; до 2-х лет — 41,67 %; более 2-х лет —

II,67 %.

Проведенное анкетирование позволило установить следующие мотивы преступлений: связанные с удовлетворением необходимых жизненных потребностей (приобрести необходимую одежду, продукты питания); желание помочь семье; связанные с употреблением спиртных напитков и наркотических веществ; накопление денег, ценностей; приобретение дорогих вещей (престижные мотивы); уговорили друзья, знакомые; увлекал сам процесс (азарт).

Корыстные побуждения в основном сводятся к стремлению непосредственно приобрести материальные ценности или средства (деньги) для их приобретения. Самыми распространенными являются мотивы, связанные с удовлетворением необходимых жизненных потребностей. Такая ситуация не случайна, она определяется низким легальным доходом семьи несовершеннолетнего и той долей, которая приходится на каждого ее члена.

За последние годы количество несовершеннолетних осужденных мужского пола в воспитательных колониях сокращается. Например, в конце 2015 г. количество несовершеннолетних осужденных мужского пола составило 1,6 тыс. человек, аналогичный показатель прошлого года — 1,7 тыс. человек [6]. Сами же виды правонарушений остались практически такими же, но при этом увеличилась доля преступлений тех или иных видов.

Литература

1. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика как наука и сфера практической деятельности (система воспитательной работы в пенитенциарном учреждении) : монография / С. А. Ветошкин. — Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publisy-ing Gmbh & Co., 2012.

2. Ганзен В. А. Системный подход в психологии : конспект лекций / В. А. Ганзен. — Л.: ЛГУ, 1983. — 51 с.

3. Загвязинский В. И. Методология и методы психо-лого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с.

4. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 393 с.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИН-ТЕГ, 2007. — 668 с.

6. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infra ction/#.

Сведения об авторах

Бабушкин Михаил Михайлович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник отделения информационно-технического обеспечения, связи и вооружения. E-mail: tombraider666@mail.ru.

Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: Kundozerova@gmail.com

Information about the authors

Babushkin Mikhail Mikhailovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the chief of information technologies department.

Kundozyorova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), professor of the chair of penal psychology and penal pedagogics, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: Kundozerova@gmail.com

УДК 343.815

М. В. Киселев, О. Н. Мазеина

УЧЕТ МЕНТАЛИТЕТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Статья посвящена пониманию и учету многообразных ментальных особенностей осужденных как условиям их бесконфликтного взаимодействия в пенитенциарном учреждении. Авторами обосновывается положение о возможности и необходимости знания и глубинного понимания специфики национального менталитета

© Киселев М. В., Мазеина О. Н. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.