Научная статья на тему 'Характеристика неадекватной самооценки как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих трудности при обучении'

Характеристика неадекватной самооценки как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих трудности при обучении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
824
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ИМЕЮЩИЕ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / НЕАДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хмелёва Ю.А., Иванченко И.В.

В статье раскрывается характеристика личностной проблемы детей, испытывающих трудности в обучении неадекватная самооценка. Описаны группы неадекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, выводы проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика неадекватной самооценки как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих трудности при обучении»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 37.09

Хмелёва Ю. А.

студентка 4- 1н группы Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г.Железноводске

Иванченко И. В.

старший преподаватель кафедра общей и социальной педагогики и психологии Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ КАК ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ

В статье раскрывается характеристика личностной проблемы детей, испытывающих трудности в обучении — неадекватная самооценка. Описаны группы неадекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, выводы проведенного исследования.

Ключевые слова: Дети, имеющие трудности в обучении, неадекватная самооценка, самооценка.

Вопросы изучения школьников, имеющих трудности в обучении, были и есть актуальными на современном этапе развития нашего общества.

В психолого-педагогической практике известно понятие «обучаемости», под которым понимается «восприимчивость» к усвоению знаний [3, с. 1]. Детей со слабой восприимчивостью к овладению знаниями принято называть детьми с пониженной обучаемостью и отличать от детей с высокой обучаемостью и умственно-отсталых детей.

Пониженная обучаемость у младших школьников может быть результатом не только недостаточного развития познавательных процессов, но и следствием определенных личностных особенностей школьников.

Личностные качества школьников в сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми могут вызывать трудности в усвоении знаний; выступать как активизаторы учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизируют внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативные факторы, не дающие возможности реализоваться детям в учебной деятельности [4, с. 152].

Одним из личностных качеств, влияющих на пониженную успеваемость младшего школьника, является неадекватная самооценка. Можно предположить, что изменение личностных особенностей может позитивно повлиять на процесс и результаты обучения школьника.

Конфликт самооценочного характера выделяется среди факторов, которые вызывают тревожность у младших школьников, испытывающих трудности в обучении.

Многие ученые отмечают, что оценочная ситуация, которая напрямую связана с формированием самооценки младших школьников оказывает наибольшее влияние на повышение тревоги.

Самооценка в младшем школьном возрасте в основном основывается на учебных успехах и достижениях. Среди детей, имеющих трудности в обучении выделяются 2 группы:

1. замкнутые, неуверенные в себе и в своих возможностях, боятся даже незначительных трудностей;

2. гиперактивные, нервные, самооценка завышена.

И в том и в другом случаях у детей возникают серьезные проблемы в обучении [4, с. 152]. Они меньше остальных детей социально приспособлены к обучению, отличаются чрезмерной обидчивостью, недоверчивостью, слабо развитой интуицией в межличностных отношениях. В поведении таких младших школьников ярко выражен эгоцентризм, упрямство и негативизм. Поведение школьников, имеющих трудности в обучении и с заниженной самооценкой отличается неуверенностью, конформностью. Все это сковывает развитие инициативы, самостоятельности в поступках и суждениях. В итоге у ребенка формируется чувство зависимости [5, с. 151].

По мнению многих ученых учителя, которые негативно относятся к школьникам, испытывающим трудности при обучении, не только ставят их в неблагоприятное положение в детском коллективе, но и не замечают изолированных детей. Такие учителя не могут верно оценить трудности во взаимоотношениях класса. Только опытные учителя могут не допустить разобщенности в классе и изоляции детей, которые плохо усваивают учебный материал [1, с. 136].

Младшие школьники, испытывающие трудности в обучении избегают оценочной ситуации. Психологи Михаил Шебек и Карел Блага отмечают, что ученик может сделать ошибку вовсе не потому, что задание для него непосильное, а потому, что у него есть определенное представление о себе, которое и создает определенный тип поведения. Образ себя и самодоверие помогают ребенку достигнуть хороших результатов в школе.

Характер потребности в достижении успеха связан с самооценкой. Самосознание характеризуется и своим продуктом — «представлением о себе» — «образом-Я». «Образ-Я» — важный фактор детерминации поведения человека, во многом определяющий направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми. Оно порождает самоотношение, ребенок оценивает себя. Например, защита самоотношения может заключаться в попытках показать себя с лучшей стороны «вне зоны актуального самопроявления», т.е., если ученику с трудом даются учебные предметы, он охотно участвует в самодеятельности, интересуется спортом и т.д. Или, если друг делает что-то хорошо, то факт дружбы позволяет греться «в лучах чужой славы» и тем самым поддерживать самоотношение [2, с. 261].

С целью выявить, что ученик, имеющий трудности в обучении, о себе знает и как себя оценивает, чаще всего используются стандартизированные самоотчеты, анкеты, опросники. Они относятся к прямым методам выявления уровня и адекватности самооценки. Но существуют и косвенные методы, которые использовались в данном исследовании проблемы («символические пробы»).

С целью исследования личностной характеристики как неадекватная самооценка, было проведено исследование на базе МБОУ СОШ №1 г. Минеральные Воды. В качестве респондентов — обучающиеся 2 класса в количестве 25 человек.

На первом этапе коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении были проведены следующие методики, направленные на определение уровня самооценки: «Какой я?» Р. С. Немова, «Лесенка» В. Г. Щуры и методика определения самооценки Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейна. Были получены следующие результаты — у 16 обучающихся 2 класса мы обнаружили неадекватный уровень самооценки. После этого была проведена коррекционная работа с детьми, которая включала в себя:

1. Игры с использованием шкалы роста «Линия службы»: для мальчиков — «Служба солдата», «Присвоение звания», для девочек — «Пуговицы», «Где какая пуговица», «Пришиваем пуговицы вместе», игра «Цветной город» («Гость в городе» и «Знаешь ли ты город?») и «Поиск клада». Как вариант шкал роста использовалось задание «Круги моих умений»;

2. Проективную методику исследования личности «Рисование кругов» Б. Лонга, Р. Циллера и Р. Хендерсона;

3. Диагностика самооценки по методике Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина.

При повторном проведении ранее используемых методик, «Какой я?» Р. С. Немова, «Лесенка» В. Г. Щура, методики определения самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна и диагностики самооценки по методике Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, было выявлено следующее — у 14 человек из 16 уровень самооценки достиг порога «адекватной самооценки», т. е. у 87,5% класса.

Уровень адекватной самооценки

Первичное обследование Вторичное обследование

64% 92%

Необходимо отметить, что только с помощью взрослого младший школьник, привыкший к ситуации неуспеха, может испытать положительные эмоции, возникающие по ходу собственной деятельности. Для этого учителю необходимо:

- предоставить возможность ребенку достичь успеха, выигрыша в совместно-разделенной со взрослым деятельности;

- закрепить успех вербально, используя оценочные суждения;

- зафиксировать возникшие в ситуации достижений положительные эмоции;

- в новых ситуациях организовать предвосхищение положительных эмоций при планировании игровых действий.

Таким образом, у основной и большей части детей было достаточно сильно развито и желание успеха, и боязнь неудач. Изменения, произошедшие в эмоционально-мотивационной сфере, также отразились на познавательной деятельности.

Литература

1. Блага, К. Я — твой ученик, ты — мой учитель: книга для учителя / К. Блага, М. Шебек. — М. : Просвещение, 1991. — 140 с.

2. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, Е. Г. Капитанец. — М. : Перо, 2015. — 200 с.

3. Левина, И. Л. Школьная адаптация, и ее нарушения / И. Л. Левина. — Новокузнецк: ИПК, 2012. — 314 с.

4. Фарков, А. В. Проблема обучаемости учащихся в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — №6. — С. 1-3.

5. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М. В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 10. — С. 151-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.