Научная статья на тему 'Характеристика НДС, проблемы администрирования и влияние его снижения на экономику'

Характеристика НДС, проблемы администрирования и влияние его снижения на экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрипченко С.С.

Налог на добавленную стоимость является одним из труднейших с точки зрения администрирования. В статье рассматривается характеристика данного налога, а также эффект от его снижения для экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика НДС, проблемы администрирования и влияние его снижения на экономику»

ХАРАКТЕРИСТИКА НДС, ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ВЛИЯНИЕ ЕГО СНИЖЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ

© Скрипченко С.С.

Академия маркетинга и социально-информационных технологий,

г. Краснодар

Налог на добавленную стоимость является одним из труднейших с точки зрения администрирования. В статье рассматривается характеристика данного налога, а также эффект от его снижения для экономики.

Сущность, особенности и функции косвенных налогов, их преимущества и недостатки, отличие этих налогов от налогов прямых являются предметом обсуждения ученых-экономистов на протяжении нескольких столетий.

Достаточно длительное время ученые не могли прийти к общему мнению относительно того, как разделить налоги на прямые и косвенные. Основной проблемой являлось отсутствие критерия, который позволил бы провести деление.

Петти У в своем «Трактате о налогах и сборах» (1662), достаточно точно обосновывал преимущества косвенных налогов следующим образом:

1. Естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

2. Этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа.

3. Никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.

4. При этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о Богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Данные определения английского экономиста не утратили актуальность и на сегодняшний день.

Русский финансист Д. Львов, называет косвенными налогами те, «которые падают скорее на какое-либо действие, факт, чем на лицо, или которые требуются с известного лица в ожидании и намерении, что оно вознаградит себя за счет другого лица (акциз и таможенные пошлины). Так как эти налоги основаны на расходах плательщиков, на их потреблении предметов, обложенных акцизом, то косвенные налоги называются еще налогами с потребления».

Смит А. определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.

Янжул отмечает также, что государство согласовывает податное бремя с возможностями налогоплательщиков, и, взимая прямые налоги, прибегает к оценке податного объекта, к кадастру, с помощью которого оцениваются имущество и доходы плательщика. При взимании косвенных налогов необходимости в кадастре нет, так как сами действия плательщика дают возможность сделать вывод о его податной способности. Государство полагает, что потребление плательщиком товара признак существования в доходах этого плательщика «налогоспособных» частей, и ставит налог в зависимость от этого потребления.

Необходимо отметить, что сегодня представление о косвенных налогах не особо отличается от представления о них в 19-20 веке.

Проанализировав основные экономические взгляды на представление о косвенных налогах в экономической науке, можно сделать вывод, что косвенные налоги являются налогами на потребление, взимаемых в России через налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенную пошлину.

Основными отличительными особенностями косвенных налогов является:

1. Наличие трех субъектов налога: бюджет, носитель налога и налоговый агент как посредник между ними.

2. Величина налогов не зависит от результата финансово-хозяйственной деятельности плательщика.

3. Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг).

Главную роль среди косвенных налогов в экономике России играет НДС.

В современном виде налог на добавленную стоимость ввел французский экономист М. Лоре, и в 1958 году НДС вошел в налоговую систему Франции, хотя первоначальные признаки возникновения НДС присутствовали в начале 20 века в Германии.

НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения.

С точки зрения международных отношений НДС «ориентирован на пункт назначения», то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства.

Можно выделить 3 основных признака налога на добавленную стоимость:

1. Налог нацелен на конечного потребителя.

2. Облагает конечное потребление, в отличие от акцизов и таможенных пошлин.

3. Преобладает фискальная функция.

Теоретически НДС представляет собой долю (в %) от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения. Величина добавлен-

ной стоимости исчисляется предприятием как разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основного капитала).

Налог на добавленную стоимость на сегодняшний день является наиболее сложным налогом с точки зрения администрирования со стороны государства - с уплатой НДС, по данным Центра исследования проблем налогообложения при Правительстве РФ, связано 80 % камеральных и 90 % встречных налоговых проверок.

Данный налог является наиболее трудозатратным и со стороны организаций (по экспертным оценкам около 60 % рабочего времени бухгалтерии связано с обслуживанием НДС).

НДС, как государству, так и бизнесу обходится очень дорого. От сотрудников бухгалтерий и налоговых органов требуется достаточно высокая квалификация, что увеличивает стоимость администрирования НДС для обеих сторон.

Однозначно, проблемы, связанные с администрированием налога на добавленную стоимость, требуют принятия решительных действий. Но, учитывая важность данного налога в фискальном плане, эти действия должны быть детально взвешены и просчитаны.

С 2015 года применяется новая форма декларация по НДС. Теперь налогоплательщик обязан одновременно с декларацией представлять книгу покупок и книгу продаж в электронном виде. При этом счет-фактура, заявленный к вычету принимается налоговым органом только в том случае, если контрагент по аналогичному счету-фактуре налог исчислил. Трудно говорить об эффекте данного нововведения на сегодняшний день, однако необходимо отметить, что указанная мера повысила уровень должной осмотрительности налогоплательщиков при выборе контрагентов. Следовательно, количество организаций-«однодневок» должно уменьшиться, ввиду того, что добросовестный налогоплательщик качественно подходит к отбору партнеров.

В силу остроты имеющейся ситуации до принятия таких действий требуется ввести ряд мер для немедленного улучшения ситуации. В качестве таких мер имеет смысл рассмотреть вопрос об исключении из числа документов, обосновывающих право на нулевую ставку, документа, подтверждающего оплату операции, а также исключить условие, согласно которому для обоснования нулевой ставки покупателем экспортируемого товара должно быть только иностранное лицо. Необходимо разрешить налоговым органам по итогам налоговой проверки одной декларации выносить два решения: одно в отношении тех сумм, которые не вызвали у налоговых органов сомнений в правомерности принятия к вычету, другое - в отношении сумм, по которым налоговые органы посчитали заявленные вычеты необоснованными. По мнению автора, это очень важная мера, и она требует незамедлительного утверждения, так как снизит объем невозмещаемых сумм НДС, по которым у налоговых органов и налогоплательщиков нет спора [2].

В целях упрощения ситуации с администрированием НДС следует снизить требования к контролю за правильностью заполнения счета-фактуры. Зачастую, налогоплательщику выносится отказ в вычете НДС по причине неверного заполнения данного документа. По сути, из 14 реквизитов, перечисленных в п. 5 ст. 169 НК РФ, для налогового контроля значение имеют только семь. Это название компании и адрес, наименование товара, количество, стоимость товара, сумма акциза (для подакцизных товаров), налоговая ставка и сумма, предъявляемая покупателю. Следовательно, ошибка во всех остальных реквизитах не должна приводить к отказу в вычете. Изменение данного положения позволит экономить время хозяйствующих субъектов и налоговых органов [1].

Увеличение контроля и поступлений в бюджет по самому проблемному налогу в России необходимо добиваться методами, не снижающими экономическую активность и конкурентную привлекательность российских компаний.

Долгое время длится противостояние между консерваторами и сторонниками активного экономического развития по вопросу снижения НДС. Данный вопрос активно лоббируется представителями бизнес-сообщества.

Известно, что при высоком уровне налогового бремени снижается уровень собираемости налогов (кривая Лаффера), происходит разделение экономики на реальную и «теневую», капитал выводится за рубеж. При такой ситуации однозначно проигрывает государство и его экономика, так как для успешного привлечения инвестиций требует полной легализации доходов. Многие сторонники действующей ситуации опасаются за выпадение из бюджета определенных сумм налога при снижении ставок. Считаем, что при этом следовало бы учитывать, какой объем налогов не собирается из-за применения схем уклонения от налогообложения, с помощью которых определенная категория налогоплательщиком снижает налоговое бремя.

Снижение НДС на 4-6 процентных пункта окажет положительный стимулирующий эффект на развитие экономики, увеличит объем инвестиций в российскую экономику. Снижение налогового бремени на реальную экономику нанесет удар по «теневой» экономике и конкуренции. Уровень налогообложения в государстве является одним из основополагающих факторов привлечения мирового капитала, показателя уровня конкурентоспособности национальной экономики, ее инвестиционного климата.

Налоговая политика государства играет основную роль в обеспечении механизма экономического развития. Неэффективная налоговая политика создает лишние издержки в экономике. Бизнес тратит много времени выработку налоговой политики организации, вместо того, чтобы заниматься своим непосредственным делом.

При снижении уровня НДС уменьшит потери от возврата экспортного НДС преступным путем, поскольку со снижением ставок снизится и выгода от указанных операций, при том, что расходы на них останутся на прежнем уровне.

Следует так учитывать опыт. Полученный при снижении НДС с 20 % до 18 %, при котором уровень цен на продукцию не снизился. Следовательно, и на данном этапе существенного изменения ценовой политики не произойдет, и предприятие получит дополнительные финансовые возможности. А это - увеличение налогооблагаемой прибыли, рост уровня инвестиций в производство.

Частично потери от снижения ставок мог бы компенсировать НДПИ, поскольку привлечение инвестиций достигалось бы путем эффекта от снижения НДС.

Также необходимо проводить работу по изменению отношения граждан и организаций к налогообложению. Отсутствие правовой культуры (так называемый «правовой нигилизм») явно не способствует уровню собираемости налогов. С пониманием того, что налоги несут в себе социальную составляющую, и «работают» на благо страны придет и понимание того, что налоги следует платить в полном объеме.

Эффективность и «прозрачность» налоговой системы залог успешного развития экономики государства. Разумные налоговые ставки повышают уровень собираемости. На сегодняшний день, снижение НДС остается актуальным вопросом и от его решения зависит дальнейшее развитие нашей экономики.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая (ред. от 29.06.2015 № 157-ФЗ).

2. Башкиров Н.Н. Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения: монография. - М.: «Дашков и К», 2007.

3. Брызгалин В.В. Комментарий к гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. - М.: ИндексМедиа, 2007.

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОПЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ УЧАСТНИКАМИ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

© Цаплина М.Г.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Практика применения деривативов в электроэнергетическом секторе широко распространена в зарубежных странах, участники же российского рынка, по преимуществу, применяют традиционные финансовые схемы, не позволяющие в полной мере нивелировать риски. Данная си-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.