Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПИРАТСТВА'

ХАРАКТЕРИСТИКА МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПИРАТСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пиратство / морское страхование / международное право / Сомали / Международное морское бюро

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зейналов Р.И.

В настоящей статье рассматривается явление пиратства с точки зрения морского страхования. Указаны основные тенденции изменения пиратской активности с течением времени, рассмотрены различные варианты защиты имущественных интересов судовладельцев от пиратства, выделены и охарактеризованы виды страховых полисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПИРАТСТВА»

РАЗДЕЛ II. МОРСКОЕ ПРАВО

Для цитирования: Зейналов Р.И. Характеристика морского страхования в области пиратства / Науч.рук. Ю.С. Цветкова, старший преподаватель кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С.О Макарова // Океанский менеджмент. 2024. № 1(24). С. 26-29.

Зейналов Р.И.,

Zeynalov R.I.,

Студент 4 курса бакалавриата, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова, Кафедра Международного и морского права

Научный руководитель: Цветкова Ю.С. Tsvetkova Yu.S.

старший преподаватель кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова

ХАРАКТЕРИСТИКА МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПИРАТСТВА

Аннотация. В настоящей статье рассматривается явление пиратства с точки зрения морского страхования. Указаны основные тенденции изменения пиратской активности с течением времени, рассмотрены различные варианты защиты имущественных интересов судовладельцев от пиратства, выделены и охарактеризованы виды страховых полисов.

Ключевые слова: пиратство, морское страхование, международное право, Сомали, Международное морское бюро

CHARACTERIZATION OF MARINE INSURANCE IN THE FIELD OF PIRACY

Abstract. The present article deals with the phenomenon of piracy from the point of view of marine insurance. The main tendencies of changes in pirate activity over time are indicated, various options of protection of property interests of shipowners against piracy are considered, types of insurance policies are highlighted and characterized. Keywords: piracy, marine insurance, international law, Somalia, International Maritime Bureau

Международное судоходство даже в современных условиях является рискованным мероприятием. Потенциальный вред судну, грузу, экипажу или пассажирам могут причинить и погодные условия, и другие суда, или иные не зависящие от хода судна или действий членов экипажа факторы - войны, блокады, эпидемии, т.п. В большинстве случаев этот ущерб можно предсказать и оценить, исходя из объективных условий и норм международного права. Различные страховщики предлагают услуги страхования судоходной деятельности, разделяя между собой те риски, в которых им наиболее удобно финансово обеспечивать защиту интересов потенциальных страховщиков. Страховые компании могут действовать как с оглядкой на конкретный источник опасности или вероятность встречи с ним, так и в определённом регионе.

Однако среди рисков есть такие, предоставлять финансовую компенсацию в случае наступления которых затруднительно либо экономически невыгодно - в большинстве случаев это те, которые гарантированно могут повлечь за собой наступление страхового случая. Страховщики не будут заинтересованы в предоставлении услуг, если судовладелец на свой страх и риск готов действовать в опасном регионе или под угрозой морской аварии, вооружённого грабежа, ареста, обстрела и прочих подобных ситуаций.

Международное право дало полноценное определение пиратства в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г1. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабёж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата против лиц и имущества, находящихся на их борту, или против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. В том числе к пиратству относят любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершённый со знанием обстоятельств, в силу которых

1 Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1900747 (дата обращения: 12.11.2023)

судно или летательный аппарата является пиратским судном или летательным аппаратом, а также любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеназванных действий.

Наиболее активны пираты в странах третьего мира, пребывающих в политической, социальной и/или экономической неустойчивости, имеющих морскую границу либо выход к морю или водному тракту, активно используемому в каботажных и международных перевозках. Учитывая, что местное население в прибрежной зоне использует рыболовство как способ заработка на жизнь, это обеспечивает пиратов водным транспортом, способным подобраться к другому судну. О путях добычи орудий грабежа говорить не приходится -раздобыть холодное клинковое оружие для жителя субтропической провинции не представляется затруднительным, а в отдельных случаях страна может быть наводнена огнестрельным оружием. На данный момент «красными» с точки зрения пиратской активности являются акватории Гвинейского залива и Малаккского пролива, согласно обновляемой в реальном времени интерактивной карте сообщаемого пиратства на сайте Международного морского бюро2.

В качестве наиболее яркого примера упомянем страну, которая была на слуху большинства со времён печально известных событий в Могадишо во время миротворческой операции ООН UNOSOM II («Продолжение надежды») и вплоть до 2017 г., когда рассматриваемый вид преступной деятельности там (по крайней мере, если рассматривать статистику Международного морского бюро) был на грани исчезновения.

Сомалийское пиратство - самый известный в современной информационной среде феномен массовой морской противоправной деятельности населения одной африканской страны против международного сообщества. Причин бедственного положения Сомали множество - это и политический конфликт, который не прекращался в стране с самого момента получения независимости от итальянского и британского колониальных администраций в шестидесятых годах двадцатого века, и борьба за влияние между Советским союзом и США, выразившаяся в спонсировании, вооружении и ограниченной поддержке противоборствующих блоков, выразившаяся в крупный вооружённый конфликт в восьмидесятых, и сильнейший голод, ставший последствием многолетней нестабильности.

Результатом этих событий стала процветающая анархия в стране, огромное количество огнестрельного оружия на руках у населения, повальная бедность, и выход к морю, более того, к активно используемым в морской торговле водным путям3. Международному сообществу понадобилось тридцать лет пристального внимания и умеренно активного участия в жизни региона, чтобы свести феномен пиратства на нет. В то же время эти события явно обозначили новый казус в сфере морского страхования - релевантность страхования от пиратского промысла.

Очевидно, что далеко не каждый страховщик возьмётся финансово обеспечивать имущественный интерес лиц, проходящих через потенциально опасную акваторию, тем более, если эта опасность связана с вооружёнными грабителями, промышляющими в регионе. Страховой случай, вероятность наступления которого чрезмерно высок, существенно сужает круг страховых компаний, готовых сотрудничать, так как их возможная прибыль может попросту сойти на нет. В то же время судовладельцам страхование от возможного ущерба в зоне промысла пиратов формирует целый ряд проблем, главная из которых - определение возместимого ущерба. Мало того, что содержание договора страхования и всех необходимых оговорок меняется от компании к компании и при этом всё ещё остаётся риск не просто дополнительных выплат страховщику, но и полной потери страхового покрытия, так ещё и само получение страховки связано с огромными финансовыми затратами, которые не факт, что компенсируют полученный ущерб4. С другой стороны, те, кто идут на подобный риск, должны быть готовы заплатить, чтобы не понести ещё больших потерь - к примеру, за освобождение нефтеналивного танкера Irene SL, перевозившего 2 млн баррелей нефти (200 млн в долларовом эквиваленте), в 2011 г. был заплачен выкуп в размере 13,5 млн долларов США.

2 L. Joubert. The State of Maritime Piracy 2020, Assessing the Human Cost // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://icc-ccs.org/icc/imb (дата обращения: 12.11.2023)

3 Резолюция 1816 (2008), принятая Советом Безопасности на его 5902-м заседании от 02.06.2008 // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902131701 (дата обращения: 12.11.2023)

4 Непейвода И.В. Морское страхование: пиратство // Морское страхование. 2011. №2 (03)

Иной мерой защиты от пиратов может стать изменение маршрута в обход опасной зоны, но потенциальные повышенные расходы и проблемы в согласовании с заинтересованными сторонами делают этот вариант не самым привлекательным. Потому столь популярными в середине десятых годов стали услуги частных военных компаний, которые готовы предоставить эффективный вооружённый контрактный персонал для обеспечения безопасности судна, экипажа и груза, однако их статус на судне и их право на хранение оружия может вызвать целый ряд вопросов и правовых проблем5

Страховые компании в международной среде, чей спектр услуг затрагивает пиратство, не имеют единого взгляда на его положение. Американские и норвежские страховщики в своих договорах определяют его как форму военного риска, российским национальное законодательство позволяет рассматривать его как отдельный риск и устанавливать свои ставки и правила, так как ни в одном из нормативных актов не содержится унифицированных правил по осуществлению страхования (за исключением положений Гражданского кодекса РФ, который не допускает выплаты выкупа и страхования связанных с ним расходов в связи с тем, что это лишь простимулирует продолжать противоправную деятельность)6.

На практике страхование от риска столкновения с пиратами осуществляется следующими видами полисов:

1) КАСКО - страхование корпуса, оборудования судна от угона, хищения, ущерба;

2) КАРГО - страхование перевозимого на судне груза в защиту имущественных интересов судовладельца;

3) Страхование ответственности судовладельцев (P&I) - финансовое обеспечение различных форм ответственности перед третьими лицами, покрывающее компенсацию по репатриации, возмещении потерь личных вещей, медицинских расходов, ответственность при столкновениях, оплаты штрафов и гражданской ответственности по вопросам разлива нефти и загрязнения окружающей среды.

4) Страхование от похищения и выкупа (K&R) - вид полиса, рассчитанный преимущественно на судовладельцев, эксплуатирующих суда в районах повышенной опасности. Обеспечивает покрытие всевозможных расходов, связанных с услугами консультантов, переводчиков, охраны, выплатой выкупа, компенсации пострадавшим, различных медицинских, транспортных и иные сопутствующих расходов, возмещение убытков.

В целом, если рассматривать отчёты различных международных организаций в целом и Международного морского бюро в частности, можно отметить положительную тенденцию на снижение общего числа зафиксированных случаев пиратства - но нельзя предсказать, будет ли она продолжаться, так как, исходя из тех же отчётов, после падения следует рост примерно на ту же долю, на которую оно уменьшилось относительно предыдущего года. Более того, статистика отмечает нестабильность показателей по регионам, а первая половина 2023 года уже успела обогнать предыдущий с 65 случаями нападений на торговые и рыболовецкие суда против 587. Морское пиратство всё ещё остаётся крайне затратным для международного сообщества - согласно отчёту исследовательской организации Stable Seas, учреждённой в соответствии с программой UNODC GMCP, одни только пираты Гвинейского залива высасывают из мировой экономики 818 млн долларов США ежегодно8.

Подводя итоги, можно сказать, что пиратство как явление далеко от своего заката -меняется лишь фактор места совершения, успешность действий правонарушителей и уровень внимания международного сообщества к проблеме, выражающийся в том числе в средствах противодействия. Морское страхование от пиратства как метод защиты интересов грузо- и судовладельцев относительно прочих всё ещё остаётся наиболее предпочтительным, так как может обеспечить материальное обеспечение их интересов и компенсировать возможные убытки, в то же время не провоцируя международно-правовых коллизий и позволяя уменьшить

5 Циркулярное письмо MSC.l/Circ.1334. Руководство судовладельцам, компаниям, операторам судов, капитанам и экипажам судов по предотвращению и подавлению актов пиратства и вооружённых ограблений судов от 05.06.2009 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rise.odessa.ua/texts/MSCl_Circl334.php3 (дата обращения 13.11.2023)

6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. От 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // «КонсультантПлюс»: справочно-правовая система [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 13.11.2023)

7 ICC-IMB: World-Wide incidents of piracy and armed robbery against ships report from January to June 2023 // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://maritimecyprus.com/2023/07/18/icc-imb-world-wide-incidents-of-piracy-and-armed-robbery-against-ships-report-from-january-to-june-2023 (дата обращения: 13.11.2023)

8 С. Bell. Pirates of the Gulf of Guinea: A Cost Analysis for Coastal States // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.stableseas.org/ (дата обращения: 13.11.2023)

время в пути, проходя через прямой, но рискованный участок. В целом опыт страховых компаний неоднороден и зависит от норм национального законодательства и рекомендаций международного права, однако, факт того, что данное направление развивается и история уже содержит прецеденты выплат и судебных разбирательств, говорит о том, что оно остаётся перспективным. Это подтверждается возникновением отдельных оговорок о пиратстве и даже полноценного вида страхового полиса от похищения и выкупа.

Пристатейный библиографический список.

1. Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ni/document/l900747 (дата обращения: 12.11.2023);

2. L. Joubert. The State of Maritime Piracy 2020, Assessing the Human Cost // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://icc-ccs.org/icc/imb (дата обращения: 12.11.2023);

3. Резолюция 1816 (2008), принятая Советом Безопасности на его 5902-м заседании от 02.06.2008 // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902131701 (дата обращения: 12.11.2023);

4. Непейвода И.В. Морское страхование: пиратство // Морское страхование. 2011. №2 (03);

5. Циркулярное письмо MSC.l/Circ.1334. Руководство судовладельцам, компаниям, операторам судов, капитанам и экипажам судов по предотвращению и подавлению актов пиратства и вооружённых ограблений судов от 05.06.2009 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rise.odessa.ua/texts/MSCl_Circl334.php3 (дата обращения 13.11.2023);

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. От 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // «КонсультантПлюс»: справочно-правовая система [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 13.11.2023);

7. ICC-IMB: World-Wide incidents of piracy and armed robbery against ships report from January to June 2023 // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://maritimecyprus.com/2023/07/18/icc-imb-world-wide-incidents-of-piracy-and-armed-robbery-against-ships-report-from-january-to-june-2023 (дата обращения: 13.11.2023);

8. С. Bell. Pirates of the Gulf of Guinea: A Cost Analysis for Coastal States // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.stableseas.org/ (дата обращения: 13.11.2023).

Для цитирования: Ибрагимов И.Р.О., Кадовб Н.С. Правовое положение частных военных компаний применительно к защите гражданского судоходства от угроз морского терроризма и пиратства на современном этапе / Науч.рук. В.Г. Беляков, к.ю.н., доцент, доцент кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С.О Макарова // Океанский менеджмент. 2024. № 1(24). С. 29-32.

Ибрагимов И.Р.О.

Ibragimov I.R.O.

Студент 4 курса бакалавриата, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова, Кафедра Международного и морского права

Кадовб Н.С.

Kadovb N.S.

Студент 4 курса бакалавриата, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова, Кафедра Международного и морского права

Научный руководитель: Беляков В.Г., Belyakov V.G.,

к.ю.н., доцент,

доцент кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКОГО СУДОХОДСТВА ОТ УГРОЗ МОРСКОГО ТЕРРОРИЗМА И ПИРАТСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В настоящее время одним из способов обеспечения безопасности судоходства является использование сил частных военных компаний. Вместе с тем, правовая природа таких компаний однозначно не определена, что порождает различные конфликты. Автор рассматривает особенности современных актов пиратства и морского терроризма. В ходе исследования были выявлены правовые пробелы регулирования использования негосударственных военных организаций, предоставляющих услуги в сфере морских перевозок. Автором предложены возможные меры решения обнаруженных недостатков.

Ключевые слова: частные военные компании, пиратство, морской терроризм, судоходство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.