ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 13-14 ЛЕТ ПРИ ЗАНЯТИИ ТХЭКВОНДО_
Селезнева Ольга Васильевна
кандидат пед. наук, тренер ГБУ «СШОР №1 Белгородской области»
г. Белгород Селезнев Роман Александрович преподаватель
ОГАП ОУ «Белгородский педагогический колледж»
г. Белгород
Звягинцев Дмитрий Михайлович
тренер-преподаватель МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества»
г. Белгород
АННОТАЦИЯ
Методика развития скоростно-силовой выносливости у юношей 13-14 лет позволит повысить результативность соревновательной деятельности, а также уровень физической подготовленности юных спортсменов.
Ключевые слова. Скоростно-силовая выносливость, микроцикл, специально-подготовительные упражнения, упражнения на снарядах, упражнения с партнером.
Современное тхэквондо - характеризуется высокой напряженностью боевых действий, максимальными мышечными усилиями и большими по объему и интенсивности нагрузками. Это требует предельной мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена, а также соответствующего уровня развития выносливости. Поединок тхэквондиста на додянге предъявляет повышенные требования к уровню развития скоростно-силовой выносливости спортсменов. Физическая подготовка спортсмена играет важную роль в современной системе спортивной тренировки, во многом обеспечивая решение задач спортивно-технической, тактической и психологической подготовки
Методику развития скоростно-силовой выносливости мы включали в каждое тренировочное занятие по 15-20 минут в конце основной части занятия. Все средства (таблица 1) были распределены на недельные микроциклы. Каждый микроцикл включал в себя пять тренировочных занятия и два выходных дня. Данные микроциклы последовательно включались в тренировочные занятия на протяжении всего педагогического эксперимента.
Так, в понедельник применялись специально-подготовительные упражнения различные по интенсивности, продолжительности выполнения и отдыха между сериями упражнений.
Во вторник главным образом использовались упражнения на специальных снарядах. В первую неделю применялись упражнения на лапах в парах, во второй неделе - на мешке, а на третьей неделе -упражнения на лапах в тройках.
Во всех микроциклах в среду проводились соревновательные поединки.
Четверг был свободным от занятий днем.
В пятницу на первой неделе юным спортсменам было предложено упражнение, направленное на развитие скоростно-силовой выносливости с партнером в парах в полной амуниции. Здесь выполнялись различные «связки» упражнений на технику.
В субботу на первой неделе занимающиеся выполняли упражнения на насыпной груше. На второй неделе - на мешке, а на третьей неделе -тренировочные поединки.
Воскресенье был свободным от занятий днем.
Таблица 1
Методика развития скоростно-силовой выносливости у юношей 13-14 лет занимающихся тхэквондо
понедельник вторник среда четве Рг пятница суббота воскресен ье
1 недел я Имитационн ые упражнения с отягощения ми (2 - 3 кг) Упражнен ия на лапах в парах Соревновательн ый поединок Работа в парах в полной амуниц ии Насыпная груша -
2 недел я Прыжки со скакалкой Насыпная груша Соревновательн ый поединок - Работа в парах в полной амуниц ии Упражнения на мешке -
3 недел я Бой с тенью (перед зеркалом) Упражнен ия на лапах в тройках Соревновательн ый поединок - Работа в парах в полной амуниц ии Тренировочн ый поединок -
Для достижения высокого уровня скоростно-силовой выносливости спортсмену необходимо добиться комплексного проявления отдельных свойств и способностей, ее определяющих, в условиях, характерных для конкретной соревновательной деятельности.
При работе над развитием скоростно-силовой выносливости основными являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма.
При развитии скоростно-силовой
выносливости тхэквондистов 13-14 лет применяются имитационные упражнения с партнером, различные технические комбинации с ударами по лапам, мешкам, многократное проведение частей схватки с одним или несколькими партнерами, тренировочной схватки соревновательного характера в течение времени, превышающее ограниченное правилами соревнований (таблица 2).
Таблица 2
Программа развития скоростно-силовой выносливости тхэквондистов 13-14 лет
Группа упражнений Средства Интенсивност ь Средн яя ЧСС в 1мин Интенсивн ость % Продолжитель ность работы Время отдыха между повторени ями
Имитационны е упражнения с отягощениями ( 2-3 кг) и с партнером Средний темп 150159 60 Зраунда по 4 мин 2 мин
Специально -подготовител Бой с тенью Высокий темп 160 -169 70 3 раунда по 2,5 мин 1,5 мин
Прыжки со скакалкой Высокий темп 160 -169 70 3 раунда по 2,5 мин 1,5 мин
ьные Бой с тенью Высокий темп 160 -169 75 3 раунда по 3,5 мин 2 мин
Высокий темп с длительными ускорениями и двойной прокруткой
Прыжки со скакалкой 170 -179 75 3 раунда по 3,5 мин 2 мин
На специальных снарядах Насыпная груша Средний равномерный темп, с 150159 60 3 раунда по 4 мин 2 мин
кратковремен ными ускорениями
Насыпная груша Высокий темп с ускорениями 160 -169 70 3 раунда по 2,5 мин 1,5 мин
Упражнения на мешке Высокий темп с ускорениями 170179 80 3 раунда по 2,5 мин 1,5 мин
Упражнения на лапах Средний темп с ускорениями 170 -179 80 3 раунда по 2,5 мин 1.5 мин
Упражнения на лапах Высокий темп с ускорениями 180 -189 85 3 раунда по 2 мин 1 мин
Работа в парах работа на технику с партнером в полной амуниции Работа в парах работа на технику с партнером в полной амуниции Средний , равномерный темп 160 -169 70 3 раунда по 3 мин 1,5
Работа в парах работа на технику с партнером в полной амуниции Высокий темп с ускорениями ( сильный партнер) 170 -179 80 3 раунда по 2,5 мин 1,5 мин
Соревновател ьные бои Тренировочн ый поединок Средний темп, групповой метод ( слабый партнер) 170 -179 80 3 раунда по 2,5 мин 1,5 мин
Тренировочн ый поединок Высокий темп, сильный партнер 180 -189 85 3 раунда по 2,5 мин 1,5 мин
Соревновател ьный бой Средний и высокий темп 180 - 200 90-10 3 раунда по 2 мин 1 мин
Интенсивность работы планировали так, чтобы она была близко к планируемой соревновательной. В возрасте 13-14 лет юноши принимают участие в первенстве России по тхэквондо, где регламент проведения поединков составляет 3 раунда продолжительностью 1,5 минуты с отдыхом между раундами 30 секунд. В связи с этим упражнения, направленные на развитие скоростно-силовой выносливости выполнялись в условиях приближенных к параметрам соревновательной деятельности.
Специально -подготовительные упражнения, выполняемые в среднем темпе, т.е. с интенсивностью 60% от максимального, юные спортсмены выполняли на тренировочных занятиях в течение трех раундов по 4 минуты с отдыхом между раундами 2 минуты. Когда эти упражнения выполнялись с высоким темпом (интенсивность 70 -75%), то продолжительность раундов была 2 минуты 30 секунд, а продолжительность отдыха составила 1 минуту 30 секунд. Величина пульса при выполнении данной работы должна быть у спортсменов в пределах 160169 ударов в минуту. Прыжки на скакалке с двойной прокруткой предлагалось спортсменам выполнить с высокой интенсивностью на пульсе 170-179 ударов в минуту. Регламент выполнения
данного упражнения составлял 3 раунда по 3,5 минуты, отдых - 2 минуты.
При работе с использованием снарядов (набивная груша, лапы, мешки) условия выполнения упражнения были такими же. Работа в среднем темпе выполнялась 3 раунда по 4 минуты, отдых - 2 минуты. При увеличении темпа до 70 -80%, продолжительность раундов уменьшалась до 2,5 минут, отдых также уменьшался и составлял 1,5 минуты.
Упражнения на лапах с ускорением, выполняемые в высоком темпе, спортсмены совершали в трех раундах продолжительностью 2 минуты, отдых между раундами составил 1 минуту.
При работе в парах с партнерами на технику мы также развивали параллельно скоростно-силовую выносливость. Это происходило в 3-х раундах по 3 минуты. Когда работа выполнялась в большом темпе (интенсивность 70-80%) , то продолжительность раундов сокращалась до 2,5 минут, отдых оставался тем же - 1,5 минуты.
Тренировочные поединки приближенные к соревновательным, с интенсивностью 90-100% , спортсмены проводили в 3-х раундах по 2 минуты с отдыхом между раундами - 1 минута.
Данные тренировочные упражнения имеют продолжительность превышающую
соревновательную. В этом случае паузы между
повторениями также должны быть длиннее, чем на официальных соревнованиях. Основное тренирующее воздействие здесь оказывают сдвиги, происходящие во время выполнения каждого отдельного упражнения.
Заключение. Данная работа рассматривает вопрос развития скоростно-силовой выносливости тхэквондистов 13-14 лет. По правилам тхэквондо спортсмен, закончивший поединок, может быть вызван на следующий «спаринг» сразу через десять минут, которые даны ему для восстановления. В возрасте 13-14 лет регламент поединка составляет 3 раунда по 1,5 минуты с продолжительностью отдыха между раундами 30 секунд. Таким образом, юному спортсмену на протяжении 6 минут, которые отведены ему на поединок, необходимо поддерживать высокий уровень технико-тактического мастерства. При недостаточном уровне развития скоростно-силовой
подготовленности у спортсмена наступает утомление. Особенно ярко это проявляется именно в 3 раунде, когда юному тхэквондисту необходимо
проявлять максимальные усилия, чтобы победить. Высокий уровень развития скоростно-силовой выносливости обеспечивает успешность выполнения в соревновательной деятельности технических приемов, что гарантирует спортсмену победу в поединке.
Список литературы.
1.Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов: пер. с англ./ Т.Бомпа [Текст]/ Т.Бомпа - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.-259 с.
2.Парк Й.Х. Тхэквондо: техника и тактика [Текст]/ Й.Х. Парк; - м.: ООО «Издательство Астрель», 2004.- 188, (4) с.-(боевые искусства)
3.Тхэквондо, теория и методика. Под руководством Шулики А.Ю., Ростов-на-Дону, Феникс,- 2007 - 780 с.
4.Чой Сунг Мо. Физические способности в боевых искусствах/ Серия «Мастера боевых искусств». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003,-224с.
РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПОЗНАНИЯ _У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ_
Кодирова Малика Кахрамоновна
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается роль психологических процессов в формировании и развитии познания у детей 6-7 лет. Есть также игры, которые развивают у детей понимание.
Ключевые слова: ребенок, познавательные процессы, игра, формирование, развитие.
За годы независимости Республики Узбекистан система образования и воспитание гармонично развитого поколения в стране поднялись до уровня основных приоритетов государственной политики.
Дошкольное образование является основным звеном в системе непрерывного образования, которое играет жизненно важную роль в воспитании и подготовке всесторонне здорового и разностороннего ребенка к школе. В связи с этим важно сделать упор на улучшение психологического развития дошкольников.
Восприятие формируется под прямым воздействием всех когнитивных процессов. И простое и сложное восприятие основаны на активности познавательных процессов. Мы знаем, что познание дошкольников - это простое познание, на основе которого ребенок учится и познаёт окружающую среду. Развитие сложных познаний имеет решающее значение для дальнейшей жизни ребенка. В 6-7 лет ребенок начинает готовиться к школе. В этом возрасте ребенок должен усвоить не только концепции детского сада, но и концепции школы. Поэтому ребенку важно понимать время, пространство и движение. Для этого ребенок должен обратить внимание на развитие интуиции, памяти, мышления, речи, воображения, эмоций.
Познание включает в себя одновременно несколько органов чувств. Например: восприятие дыни. Речь идет о следующих ощущениях. Чувство зрения, отражающее форму и цвет дыни, обоняние, отражающее запах, чувство вкуса, отражающее вкус, ощущение кожи, отражающее движение, и так далее. Эти восприятия выделяются с помощью анализа и составляют рецептивную сторону восприятия. В их присутствии отражаются все свойства вещи в целом. Это перцептивная сторона восприятия.
Ребенок 6-7 лет воспринимает все фрукты и овощи на основе своего восприятия. Детское зрение помогает им воспринимать цвет и форму. Когда он видит какой-либо товар в постоянных отношениях, он улавливает его название и вкус. Но этого недостаточно. Ребенок 6-7 лет должен знать не только цвет, форму, вкус фруктов и овощей, но и то, к какому продукту они относятся, в какое время года выращивают, что из них готовят и его преимущества.
Каждое восприятие включает в себя знания и опыт прошлого человека. Мы уже много раз видели такие формы и объекты. У нас есть определенные сведения о них. Поэтому мы добавляем недостающие части этих форм из этих знаний и отражаем их в целом. Это означает, что к когнитивному процессу добавляется активность памяти.