Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ И СБЫТОМ ОРГАНИЗАЦИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ И СБЫТОМ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СБЫТ / СНАБЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова А.А.

В статье определено место информационной логистики в снабженческо-сбытовой сфере, охарактеризованы классы информационных систем логистического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ И СБЫТОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

5. Плохих Ю.В., Губич М.Е. Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг // Молодой ученый. - 2015. - № 9. -С. 684-686.

6. Лущик Анастасия Какие стартапы могут родиться из логистических проблем? [Электронный ресурс] // Семь тем про Умные Бизнес-Системы. -Режим доступа: http://sbs7.ru/kakie-startapyi-mogut-roditsya-iz-logisticheskih-problem/ (дата просмотра: 30.05.2016).

7. Миротин Л.Б., Саркиев В.М. Тренды и инновации в логистике и управлении цепями поставок [Электронный ресурс] // Автомобиль - Дорога -Инфраструктура. Электронный научный журнал. - сентябрь 2014. - № 1 (1). -Режим доступа: http://www.adi-madi.ru/madi.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ И СБЫТОМ ОРГАНИЗАЦИИ

© Кузнецова А.А.1

Российский университет кооперации, г. Мытищи

В статье определено место информационной логистики в снабжен-ческо-сбытовой сфере, охарактеризованы классы информационных систем логистического менеджмента.

Ключевые слова: информационная система, логистический менеджмент, сбыт, снабжение.

Успешность работы логистов, финансистов, менеджеров разного уровня напрямую связана со своевременным и качественным информационным обеспечением их деятельности.

Логистическая информация представляет собой организованно агрегируемые данные, используемые при принятии решений по управлению потоками предприятия [4].

Нынешняя жизнь человечества характеризуется небывалым увеличением информационных потоков. В промышленности и финансово-экономической сфере наблюдается наибольший рост объема информации. Сейчас большинство предпринимателей сходится во мнении, что, кто владеет информацией, тот владеет миром.

Принцип «кто владеет информацией, тот владеет миром» признан на государственном уровне в следующих нормативно-правовых актах:

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

1 Доцент кафедры Финансов, кандидат экономических наук, доцент.

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

- Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

Информационная логистика как один из видов управленческой деятельности занимается рассмотрением вопросов функционирования информационных технологий в новой экономической среде, ориентированной на ресурсную концепцию.

Выделим основные предпосылки развития информационной логистики:

- возрастающая конкуренция заставляет регулярно повышать качество поставляемой продукции при наименьших затратах;

- внутрифирменная интеграция, эволюционирование до новых форм сотрудничества;

- существенные возможности информационных систем и технологий во всех сферах производственной и коммерческой деятельности предприятия [3].

Выделим базовые причины адаптации информационной логистики в систему логистического менеджмента:

- логистическая информация о величине запасов, ассортименте товаров, времени выполнения поставок является фактором повышения конкурентоспособности;

- наличие своевременной и достоверной информацией о состоянии и движении запасов в конечном счете может приводить к ускорению оборотов и снижении логистических расходов;

- на основе логистической информации принимаются обоснованные решения о целесообразности и направлениях реструктуризации и развития бизнеса [6].

В настоящее время все интенсивней возрастает предложение на рынке информационных технологий для принятия бизнес-решений.

Выделим основные классы логистических информационных систем, применимых в сферах снабжения и сбыта, а также основные потребительские свойства таких систем (табл. 1).

В настоящее время существуют MRP-системы, позволяющие планировать материальные ресурсы предприятия [5].

Система MRP отвечает на 4 основных вопроса:

1) что надо произвести?

2) какие ресурсы для этого необходимы?

3) какие ресурсы уже есть в наличии?

4) какими ресурсами необходимо доукомплектовать?

Таблица 1

Сравнительная характеристика информационных систем логистического менеджмента

Параметр сравнения MRP-системы (снабженческие) SCM-системы (логистические) ERP-системы (корпоративные) DRP-системы (сбытовые) CRM-системы (сбытовые) SRM-системы (снабженческие)

Участие подразделений предприятия, место использования Отдел снабжения Отдел логистики Все подразделения предприятия Отдел сбыта Отдел сбыта Отдел снабжения

Стоимость внедрения, руб. 3000000 3000000 5000000 - 300000 1000000

Эффект внедрения Связь производства и снабжения путем выполнения планов закупок через их взаимодействие с производственной программой Ускорение оборачиваемости, снижение накладных расходов, устранение дефицита ресурсов, уменьшение лишних запасов Связь всех стадий управленческого процесса в соответствии со стратегическими целями предприятия Ускорение оборачиваемости сбытовых запасов, улучшение качества обслуживания клиентов Обоснованное планирование финансовых отношений с потребителями Обоснованное планирование финансовых отношений с поставщиками

Время внедрения Несколько месяцев Несколько месяцев 6-18 месяцев Несколько месяцев Несколько месяцев Несколько месяцев

Затраты на обслуживание (эксплуатационные затраты), руб. /год 20000 200000 500000 - 25000 100000

Совместимость с другим программным обеспечением Несовместимы Несовместимы Совместимы с офисными приложениями Несовместимы Несовместимы Несовместимы

Объекты автоматизации Снабженческие ресурсы Материальные ресурсы (снабжение), производственные запасы, готовая продукция (взаимоотношения с покупателями) Все сферы деятельности предприятия Распределение готовой продукции Отношения с потребителями Отношения с поставщиками

Возможности аналитических функций Не имеют Разбивка поставщиков с указанием сроков платежей, выделение безнадежных долгов покупателей, выявление «узких» мест в производстве Анализ финансового состояния предприятия, инвестиционный анализ, план-фактный анализ, анализ «что, если» По выбранным критериям эффективности формирования ассортимента По выбранным критериям эффективности работы с потребителями По выбранным критериям эффективности работы с поставщиками

Представители класса Гольфстрим, Спрут, Sage Производство SAP Логистика, Галактика, Фолио, Logos-SCM 1С, SAP, LogosERP, Axapta, Галактика Только зарубежные Sales cloud, Битрикс 24, БЭСТ, Sales Expert, Менеджер^, Terrasoft SAPSRM

Предпосылки внедрения Получение своевременной информации о ходе снабженческого процесса, планирование материальных запасов и затрат Желание сократить затраты на содержание запасов Глобальные, связанные со стратегией организации Уменьшение оборачиваемости готовой продукции, рост неликвидов, сокращение продаж Увеличение коммерческих затрат Увеличение материальных и транспортных затрат

Supplier Relationship Management (SRM) - система управления взаимоотношениями с поставщиками. Решения данного класса нацелены на задачи стратегического выбора поставщиков, осуществления стадийности товародвижения в снабженческой сфере, обеспечивает финансовый мониторинг и контроль эффективности деятельности поставщиков.

Системы SRM сконцентрированы на решения вопросов, связанных с оптимизацией коммерческой деятельности и сокращением совокупных расходов на поставки материальных ресурсов. Системы этого класса способствуют качественной оценке взаимоотношений с поставщиками, консолидации действий на необходимых сегодня снабженческих запасах, а также строят обоснованные планы предстоящих поставок.

Для достижения желаемых финансовых результатов на регулярной основе, руководство предприятия будет снабжено средством контроля логистических расходов. При этом предоставляется информация о необходимости оптимизации конкретных контрактных условий [1].

Основными ключевыми блоками SRM-системы являются: управление закупками, выбор поставщиков, оперативное снабжение.

DRP (от англ. Distribution resource planning - планирование ресурсов дистрибуции) - это система управления, обеспечивающая автоматизацию управления распределением запасов от продавца покупателю.

DRP-система предполагает формирование графиков, координирующих режим работы и взаимодействий всех звеньев дистрибьютерской сети. Для этого система запасов складов предприятия связывается с информационными базами каждого дистрибьютора.

Цели внедрения DRP-систем:

- ускорение времени доставки товаров;

- динамика в количественном и качественном выражении продаж старых и новых товаров на старые и новые рынки сбыта;

- сокращение общего объема запасов;

- сокращение издержек на сбытовую логистику.

Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, Customer Relationship Management) - специализированное программное обеспечение по автоматизации планирования и регулирования отношений с потребителями, а именно определения сбытовых бизнес-процессов с дальнейшей оценкой достигнутых результатов.

Элементы CRM-системы:

- фронтальная подсистема, предназначенная для непосредственного общения и обслуживания покупателей;

- справочники о параметрах продаж, контрагентах;

- рыночная отчетность.

CRM-системы предоставляют следующие ключевые возможности сотрудникам по сбыту:

- постоянная актуализация сведений о потребителях;

- ускорение бизнес-взаимодействий с потребителями;

- формализация и автоматизация документооборота;

- оперативная отчетность о состоянии и динамике продаж;

- тщательный и всесторонний контроль менеджеров по продажам.

Системы SCM способствуют координации планирования и управления

в сфере снабжения, производства, доставки товаров.

Задумываться о реализации концепции SCM необходимо тогда, когда становится понятно, что затраты на работу с поставщиками, покупателями, логистику вносят заметную долю в себестоимость продукции [2].

Часто SCM-системы считают частью или сравнивают с системами класса ERP (Enterprise Resource Planning System) - интегрированная система управления ресурсами предприятия. ERP-системы закупаются и используются в целях создания единого информационного пространства предприятия, объединения всех подразделений и бизнес-процессов компании.

Необходимо обратить внимание на то, что отдельные задачи SCM- и ERP-систем можно решать с помощью других инструментальных средств.

Отметим преимущества использования информационных систем в снабженческо-сбытовой сфере:

1. Автоматизированный сбор и обработка информации о товарах и контрагентах минимизирует время хозяйственного цикла, уменьшает вероятность принятия негативных управленческих решений.

2. Агрегированно обработанная информация считается наиболее достоверной, что улучшает процессы ведения переговоров с контрагентами.

3. Контроль осуществления логистических операций улучшается благодаря оперативной обработке поступающей в систему информации. Потребители информации (лица, принимающие решения) освобождены от решения многократно возникающих в деятельности предприятия задач, вследствие чего у менеджеров высвобождается время.

4. Повышается эффективность тактических управленческих решений за счет объединения в одну информационную систему данных различных смежных сфер деятельности и подразделений компании.

5. Улучшается качество логистического сервиса за счет ускорения возможности отслеживания параметров поставок.

Список литературы:

1. Бариленко В.И. Особенности методологии бизнес-анализа // Экономика и управление: проблемы, решение. - 2014. - № 3. - С. 20-26.

2. Данильченко М.А., Акопджанян Л.В. Использование логистических стратегий в различных информационных системах компаний // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 47. - С. 136-140.

3. Кузнецова А.А. Роль и перспективы информационной логистики в деятельности промышленных компаний // Научные труды ВЭО России. -2014. - № 4. - Т. 183. - С. 329-339.

4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т. А. Родкиной. - М.: Проспект, 2014.

5. Мерзляк А.В. Влияние информационных потоков на управление логистической системой // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 10-3. - С. 13-15.

6. Разгуляев В.Ю. Автоматизированные системы управления величиной запасов // Логистика сегодня. - 2015. - № 4. - С. 198-202.

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИЗМЕНЕНИЙ СТРАХОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗАПАСОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СКЛАДА

© Ткаченко М.Г.1

Обнинский институт атомной энергетики - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,

г. Обнинск

В статье приводится поэтапная методика, реализация которой позволит проанализировать изменения уровня страховых запасов предприятия любого вида (производственные запасы, запасы готовой продукции, запасы товарно-материальных ценностей) и оценить эффективность корректирующих действий по управлению материальным потоком на складе.

Ключевые слова: управление запасами, тянущая модель, толкающая модель, страховой запас.

Запас - обязательный элемент любой экономической системы, сглаживающий неравномерность производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личностного потребления [1].

В круг задач управленческого планирования на любом промышленном предприятии, охватывающего все основные сегменты хозяйственной дея-

1 Начальник УМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.