УДК 340
Фомина Арина Амербиевна
адьюнкт кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России 8(918)0143343
Arina A. Fomina
graduated in a military academy of department of the theory and history of state and law of the Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia 8(918)0143343
Характеристика института
местных советов народных депутатов в конституции ссср 1977 г.
Аннотация. В статье автором проводится достаточно глубокий анализ конституционного закрепления института местных Советов депутатов трудящихся в Конституции СССР 1977 г. (Конституции РСФСР 1978 года), а также развитие других общесоюзных правовых актов регламентировавших практическую реализацию исследуемого института.
Ключевые слова: местные Советы, исполнительно-распорядительные органы, депутаты, сельские Советы, поселковые Советы, районные Советы, Конституция СССР.
Characteristics of
the institute of local soviets in the constitution of the ussr in 1977
Annotation. In this article the author carried out deep enough analysis of the constitutional consolidation of local Councils of the Institute de deputies of working people in the USSR Constitution 1977 (RSFSR Constitution of 1978), as well as the development of other all-union legal acts regulating the practical implementation of the test institute.
Keywords: local councils, executive and administrative bodies, deputies, village councils, village councils, regional councils, the Constitution of the USSR.
С принятием Конституции СССР 1977 г. [1] (и соответственно Конституции РСФСР 1978 г. [2]) начался новый этап в развитии института местных Советов, которые составлял нижнее звено единой вертикали властной структуры, состоящей из Советов многих уровней - от сельсовета в самом низу до Верховного Совета ,
. 108
государственной власти СССР.
Сама система Советов, включая местные Советы, была построена по фундаментальному принципу: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов» (ст. 2 Конституции СССР». Что касается организационно-управленческой стороны, то таковая определялась в ст. 3 Конституции СССР, согласно « -
го государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и долж-
».
Выше изложенное в полной мере относилось к институту местных Советов народных депутатов. Так, в Конституции СССР 1977 г. указывалось, в частности, что «Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения,
исходя из общегосударственных интересов и ,
Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных ,
республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения» (ст. 146).
Далее в этой же статье закреплялись основные направления деятельности местных Советов . ,
Советы народных депутатов: - -
ственным, хозяйственным и социально-
культурным строительством; - -
ального развития и местный бюджет; -
, ,
учреждениями и организациями; - ,
государственного и общественного порядка, ;
- содействуют укреплению обороноспособности страны».
В советской Конституции содержались также нормы, определяющие более конкретный правовой статус местных Советов народных депутатов. В частности, согласно ст. 148 местные Советы народных депутатов принимают решения в , -
конодательством Союза ССР, союзной и авто.
обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
, -
ние о том, что исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты. Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу (ст. 149, 150).
Значительное внимание в Конституции СССР было уделено выборам депутатов разных уровней Советов. Указывалось, в частности, что выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет,
имеют право избирать и быть избранными, за
,
законом порядке умалишенными. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии , ,
Всесоюзного Ленинского Коммунистического
, -
, -
вам, а также собраниям военнослужащих по во. -
ным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам. Гражданин СССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов. Проведение выборов в Советы обеспечивают избира-
, -
ставителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям (ст. 95-102 Конституции ).
Определяя статус депутата Совета, Конституция
,
,
или служебной деятельностью. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета. Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и об, ,
и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
,
гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед ,
,
его кандидатом в депутаты. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке (ст. 95-102).
В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и в развитие соответствующих общесоюзных актов 3 августа 1979 г. были утверждены в новой редакции Законы РСФСР «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» [3] и «О районном Совете народных депутатов РСФСР» [4]. -
тельности местных Советов применительно к условиям советского общества конца 1970-х -начала 1980-х гг.
В целом в этом документе акцент сделан на развитии демократических основ. Новый Основной Закон следует принципу преемственности и главное внимание уделяет основополагающим началам статуса местных Советов; в Конституции СССР 1977 г. усилена характеристика государственно-властной природы Советов, она отражает их ответственность за всестороннее развитие подведомственной территории, в ней значительно расширены их возможности по отношению к предприятиям, учреждениям и организациям вышестоящего подчинения, тем самым повышен авторитет местных органов власти.
Однако, вместе с тем, несмотря на некоторое
продвижение в демократическом направлении,
, , -
веты во многом были лишь формальной составляющей в принятии властных решений, которые
формировались правящей партийной элитой во главе с Л. И. Брежневым - не случайно Конституции СССР 1977 г. нередко называют «брежневской». Достаточно назвать на известную ст. 6 Конституции СССР, согласно которой «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско - ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руково-
Литература:
1. Конституция СССР 1977 г. / [Элеетронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/ usr_ 9447.htm . Дата обращения - 18.11.2016 г.
2. Конституция РСФСР 1978 г. / [Элеетронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_ 9613.htm. Дата обращения - 18.11.2016 г.
3. Закон РСФСР от 19 июля 1968 года (в ред. от 03.08.1979 г.) «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» / [Элеетронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_ 6855.htm. Дата обращения - 18.11.2016 г.
4. Закон РСФСР от 29 июля 1971 года (в ред. от 03.08.1979 г.) «О районном Совете народных
» / [ ]. URL:
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7645.htm. Дата обращения - 18.11.2016 г.
дит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу
коммунизма». Помимо этого, следует указать и
, ,
том числе в местные, не могли собрания граждан по месту жительства, а ведь этот признак . -
ствует, что в СССР по-прежнему функциониро-
-
управления, где местные Советы народных депутатов были одним из ее звеньев, не обладающей фактически той властью, которая провозглашалась в конституционных нормах.
Literature:
1. The Constitution of the USSR in 1977 / [electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/ usr_ 9447.htm. Treatment date - 18.11.2016.
2. The Constitution of the RSFSR in 1978 / [electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_ 9613.htm. Treatment date - 18.11.2016.
3. Law of the RSFSR of 19 July 1968 (as amended. From 8.3.1979, the) «On the settlement and rural Council of People's Deputies» / [electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_ 6855.htm. Treatment date - 18.11.2016.
4. Law of the RSFSR of 29 July 1971 (ed. By 03.08.1979, the) «On the regional Council of People's Deputies» / [electronic resource]. URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7645.htm. Treatment date - 18.11.2016.