Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование выборов депутатов местных Советов народных депутатов после принятия Конституции СССР 1977 г'

Нормативно-правовое регулирование выборов депутатов местных Советов народных депутатов после принятия Конституции СССР 1977 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
613
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ОРГАНЫ / ДЕПУТАТЫ / СЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ / ПОСЕЛКОВЫЕ СОВЕТЫ / РАЙОННЫЕ СОВЕТЫ / КОНСТИТУЦИЯ СССР / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомина Арина Амербиевна

В статье автором проводится анализ законодательства о выборах депутатов местных Советов депутатов трудящихся в соответствии с Конституцией СССР 1977 года и ряда других законодательных норм регламентировавших практическую реализацию порядка проведения выборов в поселковые, сельские и районные органы представительной власти в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование выборов депутатов местных Советов народных депутатов после принятия Конституции СССР 1977 г»

УДК 340

Фомина Арина Амербиевна

адьюнкт кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России 8(918)0143343 Arina A. Fomina

graduated in a military academy of department of the theory and history of state and law of the Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia 8(918)0143343

Нормативно-правовое регулирование выборов депутатов местных Советов народных депутатов после принятия Конституции СССР 1977 г.

Legal regulation of elections of deputies of local Councils of People's Deputies of the Soviet Union after the adoption of the Constitution of 1977

Аннотация. В статье автором проводится анализ законодательства о выборах депутатов местных Советов депутатов трудящихся в соответствии с Конституцией СССР 1977 года и ряда других законодательных норм регламентировавших практическую реализацию порядка проведения выборов в поселковые, сельские и районные органы представительной власти в исследуемый период.

Ключевые слова: местные Советы, представительные органы органы, депутаты, сельские Советы, поселковые Советы, районные Советы, Конституция СССР, выборы

Annotation. In this article the author analyzes the legislation on elections of deputies of local Soviets, in accordance with the Constitution of the USSR of 1977 and other legislation regulating the practical implementation of the order of holding elections in the township, village and district representative bodies in the analyzed period.

Keywords: local councils, representative bodies of the op-Ghana members, village councils, village councils, regional councils, the Constitution of the USSR, elections

Вопрос о выборах в органы представительной власти, в том числе в системе местных Советов, всегда был предметом достаточно подробного регулирования со стороны советского законодателя. Так, этому вопросу значительное внимание в принятой в 1977 г. последней советской союзной Конституции СССР (ст. 95-102) [1]. Указывалось, в частности, что выборы депутатов во все Советы народных депутатов, включая местные Советы, производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за ис-

ключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям. Гражданам СССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам. Гражданин СССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов. Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям (ст. 95-102 Конституции СССР).

Указанные положения были продублированы в Конституции РСФСР 1978 г. [2], а в союзных республиках в их развитие были приняты специальные законы о выборах в местных Советы народных депутатов. В РСФСР такой закон («О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» [3] был принят 3 августа 1979 г. Это довольно обширный нормативно-правовой акт. В нем также повторены конституционные нормы, на которых мы останавливаться уже не будем. Обратимся к положениям, отражающим специфику местных Советов. Так, в ст. 13 указывается, что выборы во все местные Советы народных депутатов РСФСР производятся одновременно и назначаются Президиумом Верховного Совета РСФСР. Для выборов депутатов в местные Советы народных депутатов РСФСР образуются избирательные округа: в краевой, областной Совет народных депутатов - от 150 до 500 избирательных округов; в районный Совет народных депутатов - от 75 до 150 избирательных округов; в городской Совет народных депутатов городов краевого, областного, окружного подчинения - от 75 до 500 избирательных округов; в поселковый, сельский Совет народных депутатов - от 25 до 75 избирательных округов. Избирательные округа образуются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов с равной численностью населения на всей территории, объединяемой данным Советом народных депутатов. При определении границ избирательных округов учитываются административно-территориальное деление и иные особенности. Собственно, с технологической точки зрения такая же практика существует и сейчас.

Для проведения голосования и подсчета голосов территория районов, городов, районов в городах делится на избирательные участки. Избирательные участки образуются также в воинских частях (ст. 15). В списки избирателей включались все граждане РСФСР, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет и проживающие (постоянно или временно) к моменту составления списков на территории данного Совета народных депутатов. В списки избирателей не включались граждане, признанные умалишенными не иначе как по решению суда либо по заключению врачебной комиссии, создаваемой краевым, областным органом здравоохранения. Указанное заключение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд.

Однако эта норма в определенной степени «лукавая». Дело в том, что активного и пассивного избирательного права не имели также лиц, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако тогда об этом в законе прямо не говорилось, а фактически отсутствие избирательного права у осужденных объяснялось тем, что гражданин, находившийся в исправительно-трудовой колонии, не мог голосовать, потому условия режима содержания не предусматривали возможности выезда из мест лишения свободы для этих целей.

В законе много внимания уделено организации и деятельности избирательных комиссий, однако мы не будем подробно на этом останавливаться, отметим лишь, что формирование составов комиссий формально было демократичным, но на самом деле эти составы достаточно скрупулезно подбирались предварительно партийными структурами.

Это касалось и кандидатов депутаты. Согласно ст. 35 выдвижение кандидатов в депутаты по общему правилу осуществляли субъекты, указанные выше в Конституции СССР. Как видно, отсутствовала возможность выдвижения кандидатов в депутаты на собраниях по месту жительства, то есть территориальный признак, а ведь он является показателем демократичности при формировании органов власти на определенной территории. И лишь Указом Президиума ВС РСФСР от 26 февраля 1987 г. [4], то есть уже в период перестройки, в этот закон (ст. 35) было внесено изменение. согласно которому «при выборах в поселковые и сельские Советы народных депутатов выдвижение кандидатов в депутаты осуществляют также общие собрания, сходы граждан по месту жительства». И потребуется еще почти четыре годы, чтобы, наконец, территориальный признак выдвижения кандидатов стал распространяться на все административные территории без каких-либо оговорок.

Голосование проводилось в день выборов с 6 часов утра до 10 часов вечера по местному времени. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещала всех избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов. На каждом избирательном участке голосование проводилось в специально отведенном помещении, в котором должны быть оборудованы кабины или комнаты для тайного голосования, определено место выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Результаты выборов по избирательному округу устанавливались соответствующей окружной избирательной комиссией. Избранным считался кандидат в депу-

таты, получивший на выборах больше половины голосов всех избирателей округа. Если ни один из баллотировавшихся по избирательному округу кандидатов в депутаты не был избран либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, соответствующая краевая, областная, окружная (автономного округа), районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская избирательная комиссия поручала окружной избирательной комиссии провести в избирательном округе повторные выборы в месячный срок.

Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель нигде не акцентирует внимание на том, что по округу могут быть не один, а несколько кандидатов депутатов. И это не было случайным. Дело в том, что к тому времени уже давно (еще с 1920-х гг.) сложилось положение, когда выдвигается всего один кандидат, и тот предварительно обсуждался в партийных структурах, и законодатель отразил эту ситуацию. Поэтому фактически проводились не выборы, а голосование наподобие референдума о том, согласны ли избиратели в том, чтобы предложенный кандидат стал депутатом. При этом сами кандидаты в абсолютном своем большинстве были добропорядочными людьми, выходцами из разных социальных групп (рабочие, крестьяне, инженеры, врачи и т.д.). Однако в административно-командной системе они являлись лишь «винтиками» в механизме формирования и функционирования органов местной власти, которые, в свою очередь, исполняли решения единственной правящей КПСС. И в этом контексте следует отметить, что в содержательном плане закон о выборах в местные Советы народных депутатов на фоне общепризнанных к тому времени ценностей нельзя назвать демократичным, несмотря на высокую законодательную технику.

Литература

1. Конституция СССР 1977 г. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9447.htm . Дата обращения - 18.11.2016 г.

2. Конституция РСФСР 1978 г. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9613.htm. Дата обращения -18.11.2016 г.

3. Закон РСФСР от 3 августа 1979 г. «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10022.htm. Дата обращения - 18.11.2016 г.

4. Закон РСФСР от 3 августа 1979 г. (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР от 26.02.1987 - Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 10, ст. 307; от 20.03.1987 - Ведомости ВС РСФСР, 1987, N13, ст. 405) «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10022.htm. Дата обращения -18.11.2016 г.

Bibliography

1. The Constitution of the USSR in 1977 / [electronic resource]. Access: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9447.htm. Treatment date -18/11/2016, the

2. The Constitution of the RSFSR in 1978 / [electronic resource]. Mode to-Stupa: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9613.htm. Treatment date -18/11/2016, the

3. Law of the RSFSR on August 3, 1979 "On the elections to the local Councils of People's Deputies" / [electronic resource]. Access: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10022.htm. Treatment date -18/11/2016, the

4. Law of the RSFSR of August 3, 1979 (as amended and additional introduced Uka-Zami RSFSR Supreme Soviet Presidium from 02.26.1987 - Vedomosti RSFSR Sun, 1987, N10, Article 307;.. From 20.03.1987 - Vedomosti sun. RSFSR, 1987, N13, Art. 405) "On the elections to the local Councils of People's deputies" / [electronic resource]. Access: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10022.htm. Treatment date -18/11/2016, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.