Научная статья на тему 'Характеристика имиджа педагога'

Характеристика имиджа педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2094
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИМИДЖ ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА / ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОСТИ / ПРИНЦИП РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИП ГАРМОНИИ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА / ПРИНЦИП САМОРЕГУЛЯЦИИ / TEACHER’S IMAGE / THE MODEL OF MODERN TEACHER’ IMAGE / IMAGE / COMMUNICATION PRINCIPLE / SPEECH EFFECT PRINCIPLE / THE PRINCIPLE OF VISUAL IMAGE HARMONY / SELF-CONTROL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Екатерина Петровна

В статье проведен анализ определений «имидж», «имидж педагога». Рассмотрены структура имиджа педагога и принципы его построения. Представлены результаты анкетирования студентов по определению содержания имиджа педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика имиджа педагога»

Приложение 4

Качества, учитываемые работодателями**

__________________________________________________|45

>37 ~13Я

*41

*49

процент %

□ стаж работы

□ положительные отзывы

■ квалификационные категории, звания, степень

□ молодой возраст

□ Научная активность__________________________

Ткачева Екатерина Петровна

Студентка группы ДО1-06-01, гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББК 74.204:87.715 УДК 37.011.31 ХАРАКТЕРИСТИКА ИМИДЖА ПЕДАГОГА

В статье проведен анализ определений «имидж», «имидж педагога». Рассмотрены структура имиджа педагога и принципы его построения. Представлены результаты анкетирования студентов по определению содержания имиджа педагога.

Ключевые слова: Имидж, имидж педагога, модель имиджа современного педагога, принцип коммуникативности, принцип речевого воздействия, принцип гармонии визуального образа, принцип саморегуляции.

TEACHER’S IMAGE DESCRIPTION

The article shows the definitions of image and teacher’s image, the structure and principles of teacher’s image. Also the results of students’ questionnaire are introduced.

Key words: image, teacher’s image, the model of modem teacher’ image, communication principle, speech effect principle, the principle of visual image harmony, self-control principle.

Формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда, является одним из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности. Сущность имиджа педагога, его роль, условия формирования требуют особого рассмотрения и превращения в полноценный фактор педагогического процесса.

Слово «имидж» происходит от английского «image», которое, в свою очередь, происходит от латинского «imago». В английском языке слово «image» имеет не одно, а, как минимум, пять значений («образ», «статуя (идол)», «подобие, «метафора», «икона»), при этом в английской речи термин «image» употребляется в значении «образ». В англоязычных странах в профессиональной литературе, посвященной проблемам формирования имиджа, термин «image» чаще употребляется в значении, которое можно было бы сформулировать следующим образом: «отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления» [1]. А это означает, что термин «image» интерпретируется как «образ», понимаемый как совокупность не только «материальных» («видимых») характеристик объекта, но и «идеальных» («не видимых») характеристик. Подобная интерпретация термина «имидж» была бы приемлемой, если бы не тот факт, что в русском языке слово «образ» имеет шесть разных значений:

- внешний вид, облик, наружность, внешность;

- живое, наглядное представление о ком-то, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо;

- форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира;

- обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления;

- характер, склад, направление чего-либо:

- способ, средство [2, с. 544].

В отличие от самого понятия «имидж», которое имеет несколько значений, понятие «имидж педагога» определяется однозначно.

Под имиджем педагога понимается «образ — представление системы его внутреннего, внешнего и процессуального компонентов, выраженных в индивидуальном стиле деятельности учителя, и проявляющихся через физический облик, речь, выразительность движений, мимики, в совокупности с эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности), а также через предметно-пространственную среду осуществления его профессиональной деятельности» [2, с. 122]. А.Ю. Панасюк в модели «имиджа современного педагога» выделяет следующие блоки информации:

• габитарную (от лат. «габитус» — «внешний вид») — одежда, прическа, макияж, обувь, аксессуары, парфюм;

• кинетическую — осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда);

• речевую — культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк;

• средовую — созданная человеком среда обитания (интерьер, оформление кабинета, порядок на рабочем месте;

• овеществленную — созданные человеком продукты его труда [3]. Первые три «прочитываются» при личном общении, две последние - могут нести информацию о человеке заочно. Интегрируясь, они формируют представление о человеке как о личности (личный имидж) и профессионале (профессиональный имидж). Идеальный вариант — когда оба мнения положительные.

А. А. Калюжный выделяет несколько принципов построения имиджа современного педагога:

1. Принцип коммуникативности.

2. Принцип речевого воздействия.

3. Принцип гармонии визуального образа.

4. Принцип саморегуляции [4, с. 9-11].

Рассмотрим подробнее принцип коммуникативности и принцип речевого воздействия как основополагающие в процессе построения имиджа современного педагога. Согласно первому принципу, мнение о педагоге у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой, формирующей имидж информации, которая может осознаваться или не осознаваться этим человеком, так как находится в его подсознании и проявляет себя лишь в чувствах. В обобщенном виде принцип можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них возникало чувство приятного при упоминании вашего имени.

Второй принцип можно представить так: формируя индивидуальную модель имиджа педагога, следует воздействовать информацией в большей степени на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается им как собственное, так как не очевиден источник его возникновения. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному впечатлению они будут доверять больше, чем сознательному.

Далее перейдем к рассмотрению сущности методов воздействия на подсознание людей в процессе реализации принципа речевого воздействия. Когда мы анализируем мыслительный процесс человека, то говорим о сознании и подсознании человека. Сознание - это высший этап развития психики (психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира) и продукт общественно-исторического развития, продукт труда. Сознание напрямую взаимодействует с органами чувств (органы чувств — это те механизмы, с помо-

щью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга). Мы получаем информацию, обрабатываем её и, если считаем её нужной, запоминаем — переносим информацию в долговременную память (это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения). Подсознание как раз оперирует данными из долговременной памяти. Так описывает мыслительный процесс В.Б. Шапарь [5].

На подсознание воздействуют следующие методы:

1. Многократное повторение. Давайте посмотрим, как данный метод действует в педагогическом процессе. Многократное повторение учителем необходимой информации (для учеников) в различных формах приведет к «отправке» данной информации в долговременную память. Далее эта информация будет осознаваться учеником как правильная (так как информация, хранящаяся в подсознании, осознается человеком как его собственная, а себе он доверяет в большей степени).

2. Эффект «троянского коня». Чем впечатлительней человек, тем сильнее захватывается его сознание какой-либо новостью. Значит, чем ярче педагог «раскрашивает» информацию, подтверждая какими-нибудь жизненными ситуациями (которые близки учащимся), тем больше вероятности, что они запомнят её надолго.

3. Авторитетность источника. Следовательно, все зависит от профессионализма педагога, умения правильно преподносить себя окружающим, от того насколько целесообразно и грамотно он умеет построить урок [6, с. 80187].

Таким образом, для педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром. Успешное построение имиджа современного педагога предполагает владение информацией об исходных психологопедагогических принципах, обусловливающих ее. Вслед за А.А. Калюжным, мы считаем, что в качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип коммуникативности, принцип речевого воздействия, принцип гармонии визуального образа, принцип саморегуляции [7, с. 126-127].

Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального имижда педагога.

Проведенное нами в 2010 году анкетирование студентов 5 курса ГОУ ВПО ИГЛУ, будущих педагогов (в анкетировании приняли 40 человек), показало, что внешний вид педагога оказывает на обучаемых определенное воздействие, но важнее невидимые характеристики. Анализ анкет показал, что педагог должен соответствовать профессии, быть опрятным, аккуратным, приветливым (так ответили 25% респондентов). Но в первую очередь, студенты хотят видеть педагога интеллигентным, компетентным, разносторонне развитым человеком, креативным, умеющим находить «общий язык» с аудиторией, демократичным, духовным и душевным человеком (данные характеристики отмечают 75% участников анкетирования). Более того, студенты отме-

тили, что имидж обусловливает самореализацию личности и помогает формировать в обществе высокий статус профессии педагога.

Библиографический список

1. Кларк, Дж. International Business Terms [Текст] / Дж. Кларк. - London : Lessons Professional Publishing, 2006. - 367 с.

2. Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов [Текст] / Н. Ю. Шведова. - М. : Издательский центр «Азбуковник», 2008. - 1175 с.

3. Панасюк, А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж [Текст] / А. Ю. Панасюк . - М. : Дело, 2000. - 240 с.

4. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя : пособие для учителей школ, преподавателей и студентов вузов - будущих педагогов [Текст] / А. А. Калюжный. М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. - 222 с.

5. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь [Текст] : энциклопедия / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 808 с.

6. Кэмерон-Бэндлер, Л. НЛП. Интенсивный курс управления психикой. Заложник эмоций. [Текст] / Л. Кэмерон-Бэндлер, М. : Лебо, СПб. : прайм-Еврознак, 2007. - 219 с.

7. Певцова, Е. А. Информационная культура как компонент имиджа современного педагога [Текст] : дис. д-ра пед. наук / Е. А. Певцова. - Москва, 2006. - 200 с.

Хващевская Анастасия Сергеевна

Студентка группы ТМПН1 -06-01, факультета немецкого языка ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББК 26.891л6 УДК 37.02; 371 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ:

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЕГО РАБОТЫ

В данном исследовании освещены основные характеристики музейной деятельности: объект и субъект, его функции, задачи, формы работы. В статье представлена классификация источников знаний и степени активизации познавательной деятельности студентов (экскурсантов), взаимосвязь эффективности музейной и научно-просветительной деятельности с коллективом и аудиторией, принимающей информацию, а также определена среда развития музея.

Ключевые слова: краеведческий музей, патриотизм, патриотическое воспитание, музейная культура, экспозиция краеведческого музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.