ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Н.А. Александрова, Н.Л.Саталкина ХАРАКТЕРИСТИКА И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТАТУСНОЙ РЕНТЫ
Преамбула. В статье рассматриваются условия возникновения специфического дохода — статусной ренты — в результате монополизации и приватизации своих должностных функций государственными служащими.
Государственный служащий вступает в рыночные экономические отношения со своими специфическими ресурсами. Он выполняет свои функции, используя опыт, знания, квалификацию, затрачивая рабочее время. И этот квалифицированный труд соответствующим образом оплачивается в виде заработной платы. Должностные функции служащих государственных организаций образуют дополнительный специфический ресурс. Рентные отношения, возникающие в результате использования этого своеобразного ресурса, приносят особый вид дохода - статусную ренту. В последние годы вместе с ростом численности и расширения функций государственных служащих возрастают масштабы присвоения статусной ренты, выступающей в различных формах. Такая рента возникает не только в органах государственного управления, но и во всех других организациях, должностные функции которых могут быть приватизированы работниками этих организаций. Статусная рента, в отличие от природной ренты, представляет собой вычет из валового внутреннего продукта. Это -результат перераспределения ВВП, причем по большей части неэффективного. И чем больше растет статусная рента, тем больше, следовательно, этот вычет. В экономической теории широко исследуются проблемы природной ренты, в то время как исследование статусной ренты еще не получило должного внимания. Поэтому поиск путей ограничения масштабов статусной ренты, поиск, опирающийся на выявление природы самой ренты, механизмов ее формирования и присвоения, становится все более актуальной проблемой. Для того, чтобы найти пути и выяснить эти механизмы, требуется глубокий теоретико-экономический анализ самой статусной ренты, и особенно - тех условий, которые способствуют её зарождению и увеличению.
Мы предлагаем свое видение этой проблемы и пути выхода из нее.
Природа статусной ренты выясняется с методологических позиций общей теории ренты. Исходя из этой теории, опираясь на работы Д. Ри-кардо и других экономистов, специально занимавшихся теорией ренты, мы приходим к выводу, что всякая рента возникает в результате приватизации и монополизации определенного ресурса. Заметим в связи с этим, что у К. Маркса условием возникновения абсолютной земельной ренты служит монополия частной собственности на землю, а условием дифференциальной земельной ренты - монополия ведения хозяйства на земле. Статусная рента - это часть дохода, получаемого субъектом экономических отношений в результате монополизации и приватизации должностных функций и от использования своего статуса. Источником статусной ренты является рентный ресурс (та часть императивного ресурса, которая порождает ренту). Рентный ресурс обладает следующими свойствами:
1) находится в исключительном, монопольном владении, это вытекает из всех концепций ренты, начиная с земельной ренты;
2) имеет трехстадийность реализации: потенции - актуализация - активизация. Потенциально ресурс существует всегда. И как всякий ресурс, он может так и остаться ресурсом. Этот ресурс должен начать актуализироваться, а затем активизироваться. Актуализация возникает тогда, когда этот ресурс востребован, и вокруг его возникают рыночные отношения спроса и предложения. Тогда он становится источником ренты. Он активизируется, когда с помощью этого ресурса производится некоторая услуга, тогда он превращается в элемент, от которого зависит конкурентоспособность предприятия, выгоды и т.д.;
3) его предпосылкой является разделение и кооперация труда чиновника;
4) относится к специфическим активам (в широком смысле), размеры которых являются величинами неверифицируемыми и (или) ненаблю-
76
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
© Н.А. Александрова, Н.Л.Саталкина, 2006
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Н.А. Александрова, Н.Л.Саталкина
даемыми, с вытекающими отсюда особыми свойствами;
5) не увеличивает суммарный доход, а перераспределяет в пользу того или иного участника обмена;
6) произведенную с помощью рентного ресурса частную услугу можно обменять в результате специфического контракта;
7) услуга, произведенная рентным ресурсом, оценивается в обмене в гораздо большей степени, чем на рынке;
8) является рентогентом, т. е. предполагает наличие особых условий, при которых возможно возникновение ренты. Такими условиями могут быть: генетическое наследие, институциональные предпосылки, противоречия (обособление) экономических интересов владельцев рентных ресурсов;
9) возникает из самой системы экономических отношений, являясь их результатом.
Из свойств рентного ресурса вытекают свойства статусной ренты.
- возникновение от специфической формы собственности - от обособления (присвоения, «приватизации») не принадлежащих субъекту должностных функций;
- неотделимость от статуса, должностной функции;
- нелегитимность процесса присвоения функций;
- обеспечение возникновения легитимной частной собственности из нелегитимного процесса присвоения функций;
- функционирование на специфичном рынке;
- кумулятивный эффект;
- мультипликационный эффект;
- материальный и нематериальный, латентный характер;
- рентогенность;
- эволюционность;
- возникновение в основном из коррупционного процесса;
- объективно-субъективная природа статусной ренты;
- негативное влияние на функционирование механизма конкуренции;
- наличие позитивных последствий.
Следует заметить, что статусная рента достаточно сложное, многоплановое понятие. Во-первых, она ни в коем случае не сводится к элементарным взяткам. Это могут быть услуги гораздо
ПРАВИТЕЛЬСТВО
Агрегированный экономический субъект (чиновник)
представитель носитель выразитель
Э К О Н О М И Ч Е С К И Х И Н Т Е Р Е С О В
различных групп государства личных
Рис. 2. Схема формирования экономических отношений чиновника как представителя, носителя и выразителя экономических интересов
78
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
Характеристика и условия возникновения статусной ренты
более сложные: приоритеты, предпочтения, внеочередность и другие такого рода преференции. Во-вторых, должностные лица могут обмениваться статусными услугами друг с другом, обмениваться возможностями, которые предоставляет им их статусное положение. В-третьих, и это очень важно учитывать, статусная рента не сводится только к нелегитимным и противозаконным видам доходов. Есть целый ряд форм легального, нормативного установления статусной ренты государственным служащим в виде различных льгот, преференций, привилегий и других такого рода форм повышения материального благосостояния.
Из всех условий возникновения статусной ренты мы выделяем три основные группы: траекторию предшествующего развития, которую мы называем генетическим наследием, институциональные предпосылки (рис. 1) и противоречия экономических интересов (рис. 2).
Эти противоречия возникают из тройственности формирования экономических отношений: чиновник как представитель групповых интересов, как носитель государственных интересов и как выразитель личных интересов. Причем как представитель интересов различных групп и как носитель интересов государства чиновник соблюдает функциональный интерес от выполнения своих функций, должностных обязанностей. Именно через интерес осуществляются в дальнейшем экономические отношения с другими субъектами, в том числе и рентоори-ентированные.
Через тройственность интересов можно проанализировать правомочия собственности. Чем шире «пучок правомочий», закрепленных за данным ресурсом, тем выше его ценность и, применительно к чиновнику, больше возможностей R-S поведения.
Статусная рента связана с совершенно специфическим типом рисков. Общие основы теории рисков применимы и к статусной ренте. Оказалось, что при этом риски получают особое выражение и имеют, по крайней мере, три характерные черты.
Во-первых, для рисков, на которые идут государственные служащие в присвоении статусной ренты большое значение имеет неотвратимость мер, направленных на пресечение коррупции и других видов экономического поведения в поисках ренты. И эта неотвратимость может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от сте-
пени распространения рентоориентированного поведения по вертикали и горизонтали.
Вторая важная особенность рисков, связанных с рентоориентированным поведением, заключается в том, что большое значение имеет содержание риска, чем именно рискует тот, кто осуществляет рентоориентированное поведение. Мы не должны возвращаться к жестокости, но отстранение от должности и запрещение в дальнейшем занимать государственные должности - это должно быть мерой, которая усиливает степень риска.
И третье. Для риска в рентоориентированном поведении особое значение имеет соотношение той выгоды, дохода, который чиновник получает от предприятия, связанного с риском (от взятки, коррупции и т.д.), с одной стороны, и потерь, которые потенциально существуют, которые он может понести, если к нему будут приняты меры. Причем существует одна особенность в рентоо-риентированном поведении и рисках. Это поведение заключается в том, что временная протяженность доходов и потерь различается. И поэтому особое значение имеет вся система профилактики против рентоориентированного поведения. А если такое поведение все-таки состоялось, то важное значение имеет скорость реакции на правонарушение.
Потенциальные возможности сокращения статусной ренты возможны как в воздействии на самих государственных служащих, как на личностей, на индивидуумов, так и на ту социально-экономическую и социально-психологическую среду, в которой государственные служащие живут и осуществляют свои функции. Говоря о воздействии на субъекта, который осуществляет рен-тоориентированное поведение, можно выделить кадровый вопрос, подготовку и воспитание государственных служащих, их ответственность, жесткое разделение власти и собственности. Потому что близость чиновника к отношениям собственности усиливает рентоориентированное поведение. В воздействии на социально-экономическую среду речь идет об общем оздоровлении социально-экономических отношений, о создании определенного климата, в котором бы со стороны окружающих людей, со стороны общества рентоориентированное поведение воспринималось бы как аномалия. То есть речь идет о том, каким образом создать такую экономическую среду, в которой поиск ренты был бы не нормой, как сейчас, а аномалией.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
79
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Е.А. Ганаева
Таким образом, выявление сущности явлений, которые находятся в институциональной недостаточности и обусловлены противоречиями экономических интересов, позволяет не только иссле-
довать социально-экономическую природу статусной ренты, но и теоретически обосновать пути и способы снижения ущерба общества от возникновения и присвоения статусной ренты.
Е.А. Ганаева
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Преамбула. В статье описывается теоретическая модель маркетинговой деятельности образовательного учреждения, включающая цели, субъекты, объекты, функции и методы образовательного маркетинга. Осмысление заявленной модели позволит образовательному учреждению реализовать маркетинговую деятельность, ориентированную на изучение, формирование и удовлетворение запросов потребительских групп (школьников и их родителей).
Модель как система, исследование которой служит средством для полу. чения информации о другой системе, абстрактный прообраз деятельности, которую необходимо осуществить в будущем содержит общее представление о том, что надо сделать для реализации маркетинговой деятельности образовательного учреждения, при условии, что маркетинговая деятельность, а также модель-продукт ее анализа - имеют сходство в определенных отношениях. Только наличие некоторой общности отношений между моделью и маркетинговой деятельностью позволяет путем изучения самой модели получать новые данные о предмете исследования, которые в обычных условиях получить достаточно сложно, а в некоторых случаях -невозможно. Поэтому наличие некоторой общности модели и определенных сторон педагогического явления есть главное условие, которое позволяет изучать разные стороны исследуемого процесса (маркетинговой деятельности) на его аналоге, модели.
Теоретическая модель образовательного маркетинга включает: цели образовательного маркетинга; субъекты; объекты; функции; методы.
Первая доминанта - цели маркетинга. Цель деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Всякая цель должна обладать пятью основными свойствами:
- полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности;
- операциональностью (контролируемостью, измеримостью) ожидаемого результата;
- временной определенностью;
- реальностью, достижимостью (соответствием возможности);
- побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).
Производными от целей маркетинга и педагогики, являются цели образовательного маркетинга. Напомним, что образовательный маркетинг является разновидностью некоммерческого, целенаправленного на достижение некоего социального эффекта (а не на получение прибыли). В нашем исследовании социальным эффектом является: личность школьника, обладающая зрелостью потребностно-мотивационной сферы, позволяющей адекватно «построить» жизненно-профессиональное пространство; маркетинговая компетентность руководителя учреждения образования, позволяющая изучать, формировать и удовлетворять интересы внешней и внутренней сред учреждения образования, тем самым, повышая его конкурентоспособность.
Исходя из этого посыла, целями образовательного маркетинга являются:
- собственно маркетинговые (достижение высокой удовлетворенности потребителей, формирование благоприятного имиджа учреждения образования);
- собственно педагогические (формирование познавательных потребностей школьника);
- структурно-управленческие (придание управляющей системе большей гибкости и адаптивности, нацеленность на достижение более сложных стратегических целей);
- обеспечивающие (услуговая, стимулирующая, сервисная политика учреждения образования).
Вторая доминанта - субъекты маркетинга. Субъект - (от латинского subjectus - находящий-
80
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
© Е.А. Ганаева, 2006